Письма о деловой жизни, достатке и заработке
5 тевета 5719 (1958)
<…> Я не хочу утверждать, что человек должен жить, считая каждую копейку, — особенно в свете известного высказывания, что мир не был бы достоин золота, если бы оно не было необходимо для строительства Храма . Это относится и к еврейским домам. О евреях сказано: «И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать среди них» . «Среди них» означает — в каждом еврее. Соответственно, материальное благосостояние в этом мире существует только потому, что оно предназначено каждому еврейскому дому. В то же время совершенно очевидно, что не следует посвящать свою жизнь погоне за материальным достатком. Принцип, однако, остается в силе — в соответствии со словами Рамбама в конце «Законов раскаяния» и «Законов о царях и войнах», где описано, как люди будут воспринимать материальное в эпоху Машиаха .
Что я действительно хочу, так это побудить вас принимать более деятельное участие в работе хабадских институтов в вашем городе. Я безусловно убежден, что подобное участие также является «каналом», по которому члены местной общины Хабада будут получать материальный достаток. В то же время подобная деятельность приведет к уменьшению обеспокоенности по поводу заработка. Хотя в этой области, разумеется, необходимо предпринимать необходимые шаги, это нужно делать без тревог и волнений. Напротив, подобные усилия нужно прилагать с твердой верой в Б‑га, о котором сказано: «Питающий весь мир по доброте Своей, по милости, любви и милосердию. Он посылает пищу всему живому, ибо милость Его вечна . В этом случае усилия окажутся более активными и успешными. Более того, они приведут к улучшению здоровья… Когда человек слишком беспокоится из‑за заработка, результаты совершенно иные. <…>
24 элуля 5710
<…> Вы пишете, что не отдали сына в ешиву, поскольку… беспокоитесь о его будущем, [o том, как он будет зарабатывать на жизнь]…
Что касается беспокойства о будущем, то наши мудрецы говорили: «Не знает человек, какая сделка принесет ему наибольшую выгоду» . Это относится и к духовным, и к материальным прибылям. И если это справедливо для взрослых, то тем более — когда речь идет о детях, находящихся в начале своего обучения. Совершенно невозможно предугадать, как они будут зарабатывать на жизнь, когда вырастут. <…>
Бизнес и суббота
2 швата 5740 (20 января 1980)
<…> Вы пишете, что 14 сентября начинаете новый бизнес. Дай Б‑г, чтобы Вам сопутствовала удача.
Хотя Вы об этом и не упомянули, я уверен, что Вы будете вести дело, скрупулезно соблюдая субботы и праздники. Ибо если [соблюдение субботы] является обязательным в домашнем обиходе, не менее обязательно, чтобы и заработок был кошерным, в соответствии с волей Всевышнего. Это также послужит гарантией того, что доходы будут потрачены на достойные здоровые вещи, как в материальном, так и в духовном плане.
Вы удачно выбрали дату открытия бизнеса, которая выпадает на неделю шабат шира («суббота песни», недельная глава «Бешалах»), за которой следует недельная глава «Итро», повествующая о даровании Торы. В первой из них приводится песнь Мирьям , которая, как и песнь Дворы , читаемая в афтаре , подчеркивает роль еврейской женщины . Во второй звучат Десять речений, одно из которых гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его» .
P. S. Было бы правильно поставить в Вашем магазине кружку для пожертвований (пушке), куда Вы и Ваши покупатели сможете опускать деньги на благотворительность. Это еще один канал, позволяющий удостоиться благословения во всех начинаниях. <…>
27 швата 5721 (13 февраля 1961)
<…> Вы пишете, что в общине возникла проблема с неким бизнесменом, мистером К., которого в целом можно назвать соблюдающим евреем. Тем не менее он участвует в бизнесе, из‑за которого ему трудно соблюдать субботу. Недавно ему было предложено начать дело в другой области, что позволит ему избежать нарушения.
Всякому непредвзятому человеку, обладающему здравым смыслом, очевидно, что Всевышний, даровавший Тору и заповеди, является также Творцом и Владыкой мира, Чье милосердное провидение распространяется на всех и каждого. Поэтому, когда Он повелел жить согласно Торе и заповедям, Он дал нам возможность прожить в соответствии с этими требованиями в любых жизненных обстоятельствах, а также силы преодолеть все преграды. Это всего лишь вопрос желания и упорства каждого еврея, поскольку потенциально у него есть все необходимое, чтобы жить в соответствии с волей Всевышнего, Творца и Владыки мира. Кроме того, очевидно, что такая жизнь — единственный путь, позволяющий еврею обрести подлинное счастье, как в материальном, так и в духовном плане. Ибо лишь потому, что Творец милосерден и терпелив, Он не обрекает человека на то, чтобы тот немедленно ощутил последствия любого нарушения Его заповедей, ибо Он надеется, что человек исправится.
Столь же очевидно, что нарушение Его законов, особенно таких основополагающих, как суббота, не принесет ничего хорошего и долговременного. Ибо важно не то, сколько человек заработает, но то, сможет ли он потратить заработанное в добром здравии, и на вещи, приносящие счастье, — а это полностью в руках Б‑жьих.
В свете всего вышесказанного совершенно ясно, каким должно быть отношение к упомянутому предпринимателю, даже если бы у него не было никаких других деловых предложений. Необходимо немедленно, не откладывая, выйти из бизнеса, мешающего соблюдению субботы, с полной верой, что Тот, Кто питает и поддерживает миллиарды живых существ, сможет позаботиться и об этом человеке, и о его семье, и найти ему источник заработка, который не будет вступать в конфликт с волей Творца.
Я уверен, что Вы передадите эти слова тому человеку, равно как и всем другим евреям, оказавшимся в схожей ситуации. <…>
4 элуля 5734 (22 августа 1974)
<…> Я убежден, что Х. может многого достичь в своей области , причем с пользой для иудаизма, что, в свою очередь, станет источником благословения и для него, и для многих других людей. Чем в большей степени та или иная деятельность соответствует предписаниям Всевышнего (а соблюдение субботы — одно из важнейших из них: это не просто одна из основополагающих заповедей Торы, но и одно из Десяти речений), тем шире раскрываются каналы, по которым поступает благо.
В нынешней ситуации существуют дополнительные плюсы, [связанные с соблюдением субботы]: когда человека приглашают принять участие в шоу или мероприятии, это может пойти как на пользу, так и во вред. И в этом случае вопрос соблюдения субботы и праздников может стать своего рода «проверкой на желательность»: если предложение приходится отклонить из этих соображений, это значит, что оно является нежелательным и с других точек зрения, включая денежную.
Сказанное выше может показаться мистическим подходом к сугубо материальным вещам. Однако при более глубоком рассмотрении можно увидеть, что мистический подход является также практическим. Более того, в последние годы, когда некоторые знаменитости настаивают на соблюдении субботы, их религиозные убеждения уважают. Вот несколько примеров: американский шахматист, гроссмейстер Самуэль Решевский , участвуя в турнире в Москве, отказался играть в субботу, и партия была отложена на следующий день. И хотя в той стране религия не в почете, это лишь подняло его престиж. Отложенная партия принесла ему пользу и в практическом плане, в виде лишнего дня отдыха между играми, которые, как Вы знаете, весьма утомительны.
Чемпион мира Бобби Фишер , еврей по рождению, а по религиозным убеждениям адвентист седьмого дня, также отказывается играть в субботу, даже если из‑за этого приходится сдать партию. Это, однако, не помешало ему завоевать шахматную корону.
Вот еще один пример, из мира бизнеса. Четыре или пять лет назад мой хороший знакомый участвовал в Международной ярмарке в Москве. Он предупредил власти, что не занимается делами в субботу, и для него была устроена специальная сессия в воскресенье. Это принесло ему большую пользу и в плане бизнеса — совершенно непреднамеренно и неожиданно. <…>