Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер 17 мая 2015
Поделиться

<…> В своем письме Вы просили для N. благословения, чтобы он удостоился здорового потомства.

Ему следует проявлять больше любви к другим евреям, Торе и Всевышнему. Как известно из каббалистической и хасидской литературы, это порождает «мужское потомство» в духовных мирах и служит сгулой на рождение сыновей из плоти и крови.

«Мужское потомство» в духовных мирах появляется на свет благодаря размышлениям о величии Творца, как это разъясняется у [footnote text=’Мишне Тора, Законы основ Торы, 2:1‑2.’]Рамбама[/footnote]. Это, в свою очередь, дарует долголетие и рождение сыновей.

Для того чтобы научиться больше любить евреев и Тору, N., пока его супруга не принесет ему мальчика, должен каждый будний день жертвовать перед утренней молитвой один или два франка. Было бы хорошо, если бы эти деньги пошли на помощь неимущим учащимся, изучающим Тору.

Когда его жена родит мальчика, его нужно будет назвать Йосефом‑Ицхаком, в честь моего тестя, Ребе. <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 51)

 

lech277_Страница_03_Изображение_0001<…> Вы спрашиваете, как удостоиться мужского потомства. Вот история, которую я слышал от своего тестя, Ребе… Ее мораль заключается в том, что можно удостоиться сына, исполняя заповедь гостеприимства (ахнасат [footnote text=’Первым этого удостоился праотец Авраам, гостеприимно принявший ангелов, которых он принял за простых путников. После того как ангелы насладились гостеприимством Авраама, «…Сказали они ему: где твоя жена Сара? И он сказал: вот, в шатре. И сказал он: возвращусь к тебе в это же время, и у твоей жены Сары будет сын» (Берешит, 18:9‑10).’]орхим[/footnote]). <…>

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 333)

 

Мир в семье — источник всех благословений

<…> Чем больше гармонии, взаимного уважения и преданности в отношениях мужа и жены — особенно если оба супруга соблюдают Тору и заповеди, — тем большего благословения на удовлетворение всех потребностей они удостоятся. <…>

(Без даты)

 

<…> Огромная важность семейного мира и трагические последствия его отсутствия можно понять из следующих слов наших мудрецов, благословенной памяти:

1. Всевышний постановил, что ради восстановления мира между супругами может быть стерто Его [footnote text=’Макот, 11а. Речь идет о храмовом обряде проверки женщины, заподозренной в супружеской неверности: (Бемидбар, 5:23‑24). Развивая эту мысль, Ребе говорил: «Примером Б‑жественного самопожертвования (месирут нефеш) может служить следующий закон, приведенный Рамбамом: Всевышний постановил, что ради мира между супругами Его Имя может быть растворено в воде. Мир в семье — настолько важная вещь, что, хотя общеизвестно, насколько серьезным прегрешением считается стирание Б‑жественного Имени — ибо “Он и Его Имя едины”, — Всевышний проявил готовность пожертвовать Своим Именем, дав его уничтожить ради мира между супругами» (Сефер а‑Сихот 5749, т. II, с. 290).’]Имя[/footnote].

2. Когда муж и жена разводятся, даже жертвенник в Храме проливает [footnote text=’Гитин, 90а; Рамбам, Мишне Тора, Законы развода 10:21; Рама, Эвен а‑эзер, 119:3.’]слезы[/footnote] — то есть развод оказывает духовное влияние даже в этом священном месте, где даруется искупление и возносятся молитвы о благе всего еврейского народа. Иными словами, развод — не личное дело двух супругов, но событие, имеющее космическое значение.

Мудрецы, блаженной памяти, говорили: «Нет двух людей, думающих [footnote text=’Брахот, 58а.’]одинаково[/footnote]». Тем не менее подлинный мир между евреями возможен и, более того, необходим. Это тем более верно, когда речь идет о муже и жене — людях, чье поведение, если оно соответствует Торе и заповедям, приводит к тому, что, как говорили мудрецы, «Шхина пребывает между [footnote text=’Сота, 17а.’]ними[/footnote]».

(Ликутей Сихот. Т. XXIV. С. 467)

 

<…> Хорошие отношения между Вами и Вашей супругой имеют колоссальное значение (а также оказывают влияние, когда речь заходит о поисках заработка). Чтобы этого достичь, необходимо, чтобы каждый из вас был готов немного уступить и не добиваться всякий раз победы (в споре).

Когда вы достигнете мира в семье, то удостоитесь исполнения слов мудрецов: «Когда муж и жена достойны — между ними пребывает Шхина». <…>

(Игрот кодеш. Т. XXIV. С. 194)

 

<…> Чтобы удостоиться благословения, нужно вести себя миролюбиво, ибо мир — «сосуд для всех Б‑жественных благ». Поэтому Вам следует не жалеть сил, чтобы достичь семейного мира.

Даже если Вам кажется, что вы правы, и даже если это действительно так, Вам следует добиваться своих целей спокойно и без скандала. Более того, каждый еврей и тем более хасид обязан вести себя сдержанно.

Если Вы станете поступать подобным образом, то преуспеете во всех своих начинаниях. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 289)

 

<…> В своем письме Вы сообщили, что у Вас скоро день рождения. В связи с этим я желаю Вам больше удачи (мазаль), чтобы Вы смогли без труда зарабатывать на жизнь и обеспечивать всем необходимым жену и детей, не утрачивая телесного и душевного равновесия.

Пусть Всевышний укрепит заточенную в Вашем теле Б‑жественную душу, чтобы это позволило Вам достичь подлинного семейного мира. Меня до сих пор удивляет, что Вы никак не можете понять то, что очевидно всем и каждому: Ваше поведение, мешающее достижению семейного мира, — дело рук дурного начала, чье влияние в этом деле все возрастает и возрастает.

Я уже неоднократно писал Вам и повторю это снова: Вы обязаны сделать все, что в Ваших силах, чтобы достичь мира с Вашей супругой, особенно с учетом того, что согласие на Ваш брак в свое время дал мой наставник и тесть, Ребе. Кроме того, не забывайте слова мудрецов, говоривших, что женщины по природе более [footnote text=’Шабат, 33б; Кидушин, 80б.’]эмоциональны[/footnote] и легче проливают [footnote text=’Бава мециа, 59а. См. также: Шульхан арух а‑Рав, Законы супружеской близости.’]слезы[/footnote]. Поэтому именно Вам следует уступать, особенно в материальной сфере.

Кроме того, если на протяжении всей истории мудрецы и раввины говорили о семейном мире с неизменным пиететом, то это тем более справедливо накануне святой субботы — ибо сегодня весь еврейский народ находится «накануне святой субботы, после полудня», так как приближается конец изгнания и близок приход праведного Машиаха.

Не нужно объяснять, что в такое время трудности, связанные с сохранением семейного мира, многократно возрастают, поскольку «велик [footnote text=’Хулин, 141а.’]мир[/footnote]» и «все стези ее (Торы) — мир» (Мишлей, 3:18). Эти трудности особенно тяжки сегодня, в дни последнего изгнания, причиной которого стала беспричинная вражда, как разъясняется в Талмуде (Йома, 9б).

Чем ближе окончание изгнания, тем сильнее сопротивление «сил нечистоты», стремящихся не допустить наступления мира и прежде всего — мира между супругами. Однако, несмотря на все трудности, нам было твердо обещано, что мы будем в силах справиться с [footnote text=’Ктубот, 67а.’]ними[/footnote]. Нет никаких сомнений, что в наших силах выстоять в этом испытании. <…>

(Игрот кодеш. Т. IV. С. 433)

 

lech277_Страница_04_Изображение_0001<…> Вы, безусловно, знаете, насколько важны мир и согласие между евреями и как часто это подчеркивается в Торе.

Тора придает колоссальное значение миру и гармонии в семейной жизни. Поэтому, несмотря на то что каждое слово Торы и особенно Имена Всевышнего, записанные в Торе, обладают огромной святостью, есть один случай, когда сам Всевышний повелел, чтобы Его Имя было растворено в воде… ради сохранения мира между мужем и женой.

В свете сказанного выше легко догадаться, каков будет мой ответ на Ваш вопрос. Вам следует не только приложить максимальные усилия, чтобы сохранить мир и хорошие отношения с мужем, но и довести эти отношения до такого уровня, чтобы ваша семья служила примером для всех окружающих (так же следует поступать и во всех остальных областях).

Не нужно объяснять, что я не пытаюсь судить, кто прав и кто не прав в вашей ссоре, кто и в какой степени виноват и т. д. Даже если предположить, что правда на Вашей стороне целиком и полностью, все равно нужно сделать все возможное ради достижения семейного мира.

Более того, как сказал мудрейший из всех людей: «Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку» (Мишлей, 27:19). Из этого следует, что последовательно доброжелательное и приветливое поведение с Вашей стороны вызовет аналогичные чувства у Вашего мужа. <…>

(Без даты)

 

Отвечаю на Ваше письмо от 12 мархешвана, в котором Вы сообщили, что исполнили мои указания относительно регулярного изучения Торы и пожертвований на благотворительность, однако что касается ситуации в семье, то она изменилась к лучшему только внешне, а на самом деле все осталось так, как быть не должно.

Как я уже писал в предыдущий раз, на пути к семейному миру неизбежно ждут трудности и препятствия. И именно в этой области Вам следует прилагать максимум усилий, поскольку именно многочисленные трудности и препятствия служат наглядным свидетельством, что речь идет об одной из важнейших духовных задач Вашей жизни.

Как можно понять из сочинений Аризаля и соответствующих хасидских разъяснений (см.: Кунтрес а‑Авода, гл. 6, конец), души нынешнего поколения, за исключением немногих избранных, уже нисходили в мир в прошлом и вернулись вновь в результате очередной реинкарнации (гильгуль). Главная задача этого нисхождения — исполнить ту или иную заповедь, не исполненную в предыдущем воплощении. Тем не менее, хотя главная задача этих душ — исправление прежних ошибок, они по‑прежнему обязаны исполнять все 613 заповедей.

Разница между заповедью, не исполненной в прежнем воплощении, и остальными заповедями заключается в том, что исполнение заповедей, исполненных в прежнем воплощении, не встречает серьезного сопротивления дурного начала, которое противодействует лишь в той степени, чтобы оставить человеку свободу выбора. Ибо в этом случае дело касается вещей, которые уже были очищены и исправлены в прошлых воплощениях.

Однако когда речь заходит о вещах, не исправленных в прежних воплощениях, то, поскольку ни эти вещи, ни соответствующие им душевные силы не были прежде очищены и исправлены, дурное начало изо всех сил препятствует исполнению этих заповедей (ради которых душа снова спустилась в мир). Впрочем, не думаю, что мне следует подробнее останавливаться на том, что многократно разъяснено в священных книгах.

Теперь что касается Вашего поведения (поскольку это самое главное). Я снова прошу Вас удвоить усилия — причем это должны быть очень серьезные усилия! — ради достижения семейного мира. Вам следует не опускать руки, даже если это потребует от Вас уступчивости. Впрочем, уступчивость — хорошее качество, если дело не касается Торы и заповедей.

Я уже писал Вам, что, как говорили мудрецы, женщины по природе более эмоциональны и легче проливают слезы, их «врата слез никогда не [footnote text=’Брахот, 32б.’]закрываются[/footnote]», и тем не менее «мужчина удостаивается благословения лишь благодаря своей [footnote text=’Бава мециа, 59а.’]жене[/footnote]». <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 39)

Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Сбывшееся благословение. На всю оставшуюся жизнь

Мог ли простой мальчик из местечка, учивший в подполье хасидут и мечтавший о встрече с Ребе, — хотя бы на несколько минут, — представить себе, что он будет редактировать язык его речей, делать его как можно более понятным простым хасидам! Ребе сказал, что прекратил бы говорить свои речи, если бы знал, что он болен?! Большей награды, большего счастья он уже не мог удостоиться.

На их плечах: Сара Рафаэлова

Мнение нашей семьи о событиях в стране определял и формировал отец Шимшон. Будучи глубоко верующим человеком, все обсуждения он завершал словами: «Им (властям) не отпущено много времени. Геула (избавление) близка, мы должны продолжать делать свое дело — служить Б‑гу».

Недельная глава «Эмор». Двоякость еврейского времени

В иудаизме время — незаменимая среда духовно‑религиозной жизни. Но у еврейского понимания времени есть особенность, незаслуженно обойденная вниманием: двоякость, пронизывающая всю его темпоральную структуру... В иудаизме время — нечто и историческое, и природное. Да, звучит неожиданно, парадоксально. Но воистину великолепно, что иудаизм отказывается упрощать богатую многослойность времени: часы тикают, цветок растет, тело дряхлеет, а человеческая мысль проникает все глубже.