Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер 14 июня 2015
Поделиться

Партнеры в браке

<…> Отношения двух людей, состоящих в браке, должны быть добрыми, стабильными, гармоничными и искренними. Это отразится непосредственно на атмосфере в доме.

Разумеется, для того, чтобы выстроить подобные отношения, необходимо полноценное сотрудничество обоих супругов. Каждый должен уступать другому с радостью — т. е. уступать по собственному желанию, а не потому, что его к этому [footnote text=’В другом письме Ребе писал: «Природа человека такова, что, когда его каждый день, по многу раз на дню принуждают идти на уступки ради другого, когда он не видит к этому никаких причин, кроме желания сделать другому приятно, это неизбежно порождает обиды и ссоры». ‘]принуждают[/footnote]. <…>

(Без даты)

 

В синагоге «Вилла Клара». Провинция Энтре‑Риос, Аргентина. Из книги «Фотографический альбом еврейской общины» (Буэнос‑Айрес: AMIA Comunidad Judia, 2005)

В синагоге «Вилла Клара». Провинция Энтре‑Риос, Аргентина. Из книги «Фотографический альбом еврейской общины» (Буэнос‑Айрес: AMIA Comunidad Judia, 2005)

<…> В заключение хочу отметить, что в последнее время особенно много внимания уделяется заповеди любви к другим евреям (аават Исраэль); в частности, в последние годы проводится кампания «Люби ближнего». Эта кампания рассчитана на всех евреев, даже очень далеких (от еврейства и еврейской традиции). Тем более мы должны всячески проявлять свою любовь к тем, кто нам дорог и близок, — к нашим супругам.

Я надеюсь и молюсь, что Вы и Ваша супруга приложите все усилия ради исполнения заповеди любви к ближним и обретения семейного мира. Я также уверен, что вы будете делать это с радостью и от чистого сердца. <…>

(Без даты)

 

<…> Любой брак, даже когда речь идет о людях с похожими исходными данными, связан с риском, смогут ли супруги притереться друг к другу. Даже если молодые были какое‑то время знакомы до свадьбы, невозможно заранее сказать, как сложатся отношения, когда знакомство перейдет в брак и молодые должны будут находиться под одной крышей двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, неделя за неделей. <…>

(Из письма, написанного накануне праздника Суккот, 5727)

 

<…> В большинстве случаев охлаждение в отношениях связано с тем, что одному из супругов кажется, что другой его больше не любит. Он также думает, что с его стороны будет унизительно сделать первый шаг к примирению, особенно если он не видит своей вины в том, что отношения стали хуже.

Между тем практически во всех случаях речь идет о воображаемых проблемах в отношениях. Это становится кристально ясным, как только супруги проявляют готовность больше доверять друг [footnote text=’Чтобы отношения супругов оставались доверительными, Ребе считал необходимым, чтобы муж и жена регулярно общались друг с другом. Р. Нисан Миндель, секретарь Ребе, вспоминал, что, когда тот пережил инфаркт, один из лечащих врачей попросил у него описать свой распорядок дня. Ребе ответил, что каждый день, возвращаясь домой, он непременно пьет чай и беседует со своей супругой, Хаей‑Мушкой. «Я советую и вам, доктор, поступать так же», — добавил Ребе.’]другу[/footnote]. <…>

(Игрот кодеш. Т. XV. С. 222)

 

<…> Пока не пришел Машиах, нет и не может быть совершенных людей, лишенных каких‑либо недостатков. Поэтому нет никаких сомнений, что если недостатки есть у одной стороны, то они есть и у другой. Если это справедливо для всех евреев, то тем более когда речь идет о муже и жене. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 61)

 

Продолжая нашу переписку, я обращаюсь к Вам в надежде, что Ваши отношения с мужем значительно улучшились и что отныне ваш дом может служить пристанищем Шхины, в соответствии со словами мудрецов: «Когда муж и жена достойны — между ними пребывает Шхина». Это тем более относится к вашему случаю, ибо и Вы, и Ваш муж добились успеха в деле воспитания еврейских детей, о которых Всевышний сказал: «Дети вы Г‑споду, Б‑гу вашему» (Дварим, 14:1). Нетрудно представить огромные заслуги Ваши и Вашего мужа, если Всевышний поручил вам воспитание Своих детей и благословил вас успехом в ваших усилиях вложить в их сердца любовь к Всевышнему и страх перед Ним. Поэтому каждый из вас должен считать огромной удачей, что ему удалось найти супруга, достойного благословения и успеха во всех начинаниях.

Даже если кажется, что партнер далек от совершенства, и даже если эти недостатки существуют не только в воображении, нужно помнить, что подлинное совершенство — удел одного Всевышнего. Собственно, сам факт, что нам заповедано «восходить от достижения к достижению» в вопросах святости и праведности свидетельствует, что человек несовершенен, поскольку каждый прежний духовный уровень несовершенен в сравнении со следующим. Более того, когда речь идет о людях, любое совершенство относительно — достоинства разных людей проявляются в разных областях. Поэтому мудрецы говорили, что одни евреи — прежде всего изучающие Тору, а другие — соблюдающие заповеди. Разумеется, они имели в виду достижения в соответствующих областях, поскольку каждый еврей обязан изучать Тору и соблюдать заповеди. Иными словами, разница между этими категориями заключаются в том, в какой области человек добивается наибольших успехов, в изучении Торы или соблюдении заповедей.

Я убежден, что нет нужды подробно объяснять Вам все эти вещи. Я просто хотел подчеркнуть, что чем больше гармонии, взаимного уважения и преданности в отношениях мужа и жены — особенно если оба супруга соблюдают Тору и заповеди, — тем большего Б‑жественного благословения на удовлетворение всех потребностей они удостоятся. Это благословение также включает рождение здоровых детей, которых Вы сможете вырастить для Торы, хупы и добрых дел, в соответствии с Вашим самым сокровенным желанием. <…>

(Без даты)

 

У синагоги Барона Гирша. Провинция Санта‑Фе, Аргентина. Из книги «Фотографический альбом еврейской общины» (Буэнос‑Айрес: AMIA Comunidad Judia, 2005)

У синагоги Барона Гирша. Провинция Санта‑Фе, Аргентина. Из книги «Фотографический альбом еврейской общины» (Буэнос‑Айрес: AMIA Comunidad Judia, 2005)

Жена и семейный мир

<…> В подавляющем большинстве случаев мир в семье зависит не от мужа, а от жены. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 80)

 

<…> На еврейскую женщину возложена колоссальная ответственность, ибо ее называют акерет а‑байт — «основа дома». Именно от жены в первую очередь зависит атмосфера и отношения в семье. <…>

(Из письма от 15 тевета 5739)

 

<…> В жизни еврейского народа, и прежде всего во всем, что связано с Торой и еврейской традицией, есть критические моменты, когда важнейшая роль принадлежит женщинам.

Именно от женщины зависят хорошие отношения между родителями или детьми, а также родителями и детьми между собой. В этих вопросах главная роль принадлежит жене и матери; в большинстве случаев она играет более важную роль, чем муж и отец. И это одна из причин, почему еврейскую женщину называют акерет а‑байт — «основа дома». <…>

(Без даты)

 

<…> В принципе, у каждого человека есть в жизни свое предназначение (тафкид). В настоящий момент Ваше единственное предназначение — воспитание Ваших детей, ведение домашнего хозяйства и обязанности в отношении Вашего мужа. Ваша общественная деятельность этому только мешает. Участия в уроках Торы (в то время, когда Вы свободны от вышеперечисленных обязанностей) будет вполне достаточно. <…>

(Из письма, опубликованного в журнале «Бейт Машиах», № 295)

 

<…> Отвечаю на Ваше письмо, в котором Вы сообщили о проблемах в Вашей семье, — в продолжение нашего прошлого разговора на эту тему. Вы спрашиваете, как Вам следует поступать в сложившейся ситуации.

Я совершенно убежден, что все зависит от доброй воли обоих супругов. Однако, когда дело касается семейного мира, в большинстве случаев он зависит в первую очередь от жены и только потом — от мужа. Поэтому, невзирая на все, что Вы мне написали, я придерживаюсь прежнего мнения, что Ваша добрая воля, а также добрая воля Вашего мужа смогут улучшить атмосферу в вашем доме, превратив его в «сосуд‑вместилище всех благ».

Хотя наши мудрецы говорили, что нет двух людей, мыслящих одинаково, есть широко известное указание святой Торы, называемой Торой жизни, проявлять сдержанность и [footnote text=’См.: Йома, 23а; Мегила, 28а; Дерех эрец зута, 8. ‘]долготерпение[/footnote].

Если Вы вспомните, как тяжело работает Ваш муж, развивая и расширяя созданную им фирму — в наши дни это самая тяжелая работа, тяжкий труд, изнуряющий душу и тело, — то поймете, почему он раздражителен и время от времени реагирует слишком резко, и будете реагировать на поведение мужа совершенно иначе. В результате в Вашем доме воцарится мир, и вследствие этого Вы удостоитесь множества благословений, касающихся заработка и воспитания Ваших детей, которых Вы сможете вырастить для Торы, хупы и добрых дел.

Вы написали, что недавно Вы с Вашим мужем посетили раввина N., однако проблема осталась нерешенной. Я глубоко убежден, что вам обоим нужно снова встретиться с ним.

Да будет воля Всевышнего, чтобы обретенная благодаря советам нескольких понимающих людей мудрость помогла Вам найти путь, который позволит семье достичь мира. Помните, что наши мудрецы, благословенной памяти, говорили: «Когда муж и жена достойны — во множественном числе, т. е. они оба должны быть достойны, — между ними пребывает Шхина». Всевышний также обещал нам: «Откройте Мне дверцу с игольное ушко, и Я открою вам врата, широкие, как вход в [footnote text=’Шир а‑ширим раба, 5:3; Танхума (Бубер), Толдот, 18. ‘]Святилище[/footnote]».

На святом языке жену называют акерет а‑байт — «основа дома», поскольку домашняя жизнь и особенно мир и гармония в семье зависят преимущественно от нее.

«Ничто не может устоять перед [footnote text=’Зоар. Т. II. С. 162б. ‘]желанием[/footnote]». Разумеется, я не хочу сказать, что — как Вы написали — Вам придется страдать все время, пока Вы замужем. Напротив, я имел в виду, что Вы не поддадитесь на уговоры дурного начала и вместе с мужем построите дом во Израиле — дом, полный мира и благословения, который послужит примером для всех соседей.

Я жду от Вас хороших новостей, что Вы твердо решили сделать все, что от Вас зависит, чтобы выполнить вышеприведенные рекомендации. Да будет Его воля, чтобы Вы преуспели в этом деле. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 80)

 

<…> Недельная глава Торы «Бехукотай» начинается обещанием Всевышнего: «Если вы будете поступать по Моим законам, и будете соблюдать Мои заповеди, и будете их исполнять» (Ваикра, 26:3), то Он даст нам все благословения, перечисленные в этой главе. В связи с этим возникает вопрос: безусловно, заповеди Всевышнего необходимо исполнять не ради материальной награды, но ради них самих, потому что так повелел Создатель. Разумеется, награда за исполнение Торы и заповедей обязательна, однако не это главное, поскольку заповеди даны ради самого исполнителя — блага как в этой жизни, так и в вечной жизни в Мире грядущем.

На этот вопрос есть несколько ответов, подробно разбираемых у Рамбама. Один из них таков: хотя заповеди следует исполнять, не ставя никаких условий и не надеясь на вознаграждение, на пути исполнения заповедей неизбежно возникает множество трудностей и препятствий, связанных с материальной стороной повседневной жизни. Когда количество таких трудностей минимально, полноценное соблюдение заповедей не требует особых усилий. Однако, если материальное положение не столь хорошо, их исполнение требует значительных усилий: трудно сосредоточиться на этом, непрерывно преодолевая внешние трудности.

Поэтому обещанная Всевышним материальная награда — вовсе не то, ради чего нужно соблюдать Тору и заповеди, но обещание, что тому, кто твердо решил следовать Его путями, Он облегчит задачу, позаботившись обо всех материальных нуждах и сведя внешнее давление к минимуму.

Все это имеет непосредственное отношение к семейной жизни и атмосфере в доме, которые в первую очередь зависят от жены и матери. Даже если кажется, что не все складывается так, как хотелось бы, и даже если эти проблемы — не плод нашего воображения, именно на хозяйке в первую очередь лежит ответственность, чтобы дом все время был полон светом Торы и заповедей, чтобы в нем царила атмосфера мира, гармонии и радости. Это пойдет на пользу всей семье, поскольку именно дома муж и дети должны чувствовать себя комфортно, чтобы черпать здесь силы для преодоления трудностей на работе и в школе.

Поскольку хозяйка дома удостоилась огромной привилегии и в то же время колоссальной ответственности, нет никаких сомнений, что в ее силах справиться с этой ношей. Это в силах любой дочери Израиля, готовящейся стать хозяйкой дома. <…>

(Без даты)

 

<…> Я получил письмо, в котором Вы рассказываете о поездке [footnote text=’Как будет ясно из сказанного ниже, муж собрался в Нью‑Йорк к Ребе, скорее всего — на осенние праздники. ‘]мужа[/footnote], связанной с некоторыми проблемами (с точки зрения мира в семье). Вы ходите знать мое мнение, насколько такая поездка оправданна.

Позволю себе начать с небольшого предисловия. Согласно Торе, которую называют Торой Жизни, и это также подчеркивается в учении Исраэля Бааль‑Шем‑Това, основателя хасидизма (мы недавно отмечали двухсотлетнюю годовщину со дня его кончины), муж и жена являются не двумя отдельными, но одной, единой сущностью.

Если речь идет о человеческом теле, укрепление и оздоровление любого органа добавляет сил и здоровья всем остальным органам. Это тем более справедливо, если речь идет о муже и жене, поженившихся по закону Моше и Израиля, — то, что на пользу одному, идет на пользу обоим.

Соответственно, нет никаких сомнений, что польза, которую Ваш муж извлечет из этой поездки — а я уверен, что она, безусловно, пойдет ему на благо, — также окажется пользой и для Вас, и для всей семьи.

Следует также помнить, что еврейские праздники в целом и особенно праздники месяца тишрей приносят долговременную пользу. Аналогичным образом, праздники Суккот, Шмини ацерет и Симхат Тора называют «временем нашего веселья», поскольку они наполняют радостью не только эти, но и последующие дни, когда о праздниках давно позабыли. Эти праздники должны стать источником радости и вдохновения на весь год, на каждый день года. Поскольку эта радость и это вдохновение связаны с Торой и заповедями, они пронизывают всю нашу сущность и становятся основой гармоничной и счастливой еврейской жизни.

Добавим к этому, что душевное состояние является важным и значимым фактором, причем не только с точки зрения духовной, но и с точки зрения повседневной материальной жизни. Все знают, что, когда человек занимается делами в хорошем настроении и с уверенностью в своих силах, у него гораздо больше шансов преуспеть.

Все это относится и к Вашей семейной жизни, тем более что во все времена и особенно в наше время вести действительно счастливую еврейскую жизнь очень и очень непросто. Молодая пара неизбежно сталкивается с различными трудностями, испытаниями и даже кризисами. Однако стоит понять, что эти испытания призваны укрепить фундамент семейной жизни, — сказано в Торе: «Ибо испытывает вас Г‑сподь, Б‑г ваш, чтобы узнать, любите ли вы Г‑спода, Б‑га вашего, всем вашим сердцем и всею душою» (Дварим, [footnote text=’См. также комментарий Рамбана на Берешит, 22:1: «Знай, что Всевышний испытывает именно праведника. Когда Он знает, что праведник исполнит Его волю, и желает поднять его на еще более высокий уровень праведности, Всевышний дает праведнику какое‑то повеление в виде испытания. Однако Всевышний никогда не испытывает нечестивцев, которые Его не слушаются. Таким образом, все испытания, которые есть в Торе, — для блага испытуемого». Ср. Берешит раба, 32:3: «Гончар не подвергает испытанию плохие кувшины. А какие кувшины он проверяет? Только хорошие». ‘]13:4[/footnote]), — как вам откроется их истинный смысл. Посылая нам трудности и испытания, Творец в то же время дает нам силы их выдержать. Поэтому при встрече с трудностями не только нельзя опускать руки, но напротив, их следует считать вызовом, с которым непременно нужно справиться, чтобы извлечь пользу, связанную с ними.

Природа человека такова, что, когда мы сталкиваемся с проблемами, труднее всего решать их в одиночку и гораздо проще — находясь в соответствующем окружении и принадлежа к общине, разделяющей ваши подходы и образ мысли. (Именно по этой причине некоторые еврейские ритуалы требуют миньяна — кворума из десяти совершеннолетних мужчин.)

Помимо сказанного выше, Вам также следует принять во внимание, что Ваш муж занимается делом колоссальной важности — воспитанием еврейских детей в духе чистоты и святости и что его проект имеет очень хорошие перспективы. Кроме того, тот факт, что сейчас вы живете в городе N., требует дополнительных душевных сил и [footnote text=’Видимо, муж женщины работал посланником Ребе в городе, где не было крепкой ортодоксальной общины и развитой религиозной инфраструктуры. ‘]стойкости[/footnote]. Чем больше у вас будет веры в Творца, упования и радости, тем проще вам будет справиться с этими проблемами.

Поездка сюда позволит Вашему мужу пообщаться с молодыми людьми, оказавшимися в похожей ситуации и даже столкнувшимися с гораздо более серьезными трудностями. Невозможно переоценить взаимную пользу от подобных контактов. Поэтому даже если эта поездка потребует от него или от Вас определенных жертв, они будут с лихвой перекрыты пользой от этого визита, причем не только духовной, но и материальной. <…>

(Из письма от 25 тишрея 5721)

Перевод с английского, идиша и иврита
Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот». Но что она имеет в виду под сфирот?

Что было раньше: курица, яйцо или Б‑жественный закон, регламентирующий их использование?

И вновь лакмусовой бумажкой становится вопрос с яйцами. Предположим, что яйцо снесено в первый день праздника и его «отложили в сторону». Нельзя ли его съесть на второй день, поскольку на второй день не распространяются те же запреты Торы, что и на первый? Или же мы распространяем запрет на оба дня, считая их одинаково священными, хотя один из них — всего лишь своего рода юридическая фикция?

Пасхальное послание

В Песах мы празднуем освобождение еврейского народа из египетского рабства и вместе с тем избавление от древнеегипетской системы и образа жизни, от «мерзостей египетских», празднуем их отрицание. То есть не только физическое, но и духовное освобождение. Ведь одного без другого не бывает: не может быть настоящей свободы, если мы не принимаем заповеди Торы, направляющие нашу повседневную жизнь; праведная и чистая жизнь в конце концов приводит к настоящей свободе.