Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер 29 апреля 2014
Поделиться

<…> Меня очень удивило Ваше решение отложить свадьбу до будущего года.

Я уверен, что, как Вы пишете в своем письме, это произойдет в середине следующего года. Помните, есть целый ряд мнений, что момент «сразу после начала» уже считается «серединой» (см.: Мишна, Тмурот, 3:5 и комментарии в Иерусалимском Талмуде). <…>

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 188)

 

<…> В своем письме Вы перечислили несколько причин, почему свадьба не может состояться в элуле. Все эти причины звучат достаточно логично, однако являются незначительными по сравнению с одной главной причиной, требующей не откладывать свадьбу.

Как Вы сами понимаете, я не намерен горевать о прошлом, но даю Вам совет, как следует поступить в будущем: постарайтесь, чтобы свадьба состоялась хотя бы в ближайший месяц кислев, месяц Избавления. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 8)

 

<…> Вы пишете, что Вам предстоит назначить дату свадьбы. Я уверен, что Вы не станете ее откладывать и приложите необходимые усилия, чтобы преодолеть все трудности, <мешающие назначить дату>. <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 400)

 

<…> Вы пишете, что сможете жениться лишь в будущем году, поскольку за это время Вы закончите армейскую службу, а Ваша невеста — учебу в [footnote text=’«Бейт Яаков» — система женских религиозных школ и семинарий. ‘]«Бейт Яаков»[/footnote]. Мне кажется, откладывать свадьбу не стоит. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 283)

 

<…> Вы пишете, что в месяц менахем ав Ваша сестра выходит замуж. Я весьма удивлен столь длительной отсрочке, тем более что жених и невеста живут в одном городе. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 102)

 

<…> Вы пишете, что с момента обручения Вашей дочери прошло уже много времени, но Вы до сих пор не можете назначить дату свадьбы, поскольку у вас нет достаточно средств, чтобы найти молодым жилье.

Есть известная поговорка, что советы не предлагают, пока об этом не просят. Тем не менее я хочу воспользоваться возможностью, чтобы выразить свой решительный протест тому, что в Стране Израиля принято играть свадьбу только при наличии определенных средств и с условием, что молодые поселятся в определенном месте. Нередко выдвигаются и другие требования, и все это приводит к тому, что между помолвкой и свадьбой проходит слишком много времени. Я уверен, что человеку Вашего уровня не нужно объяснять весь вред от подобных проволочек, особенно в нашем духовно осиротевшем поколении. Мудрому достаточно намека.

Как известно, любые сомнения следует толковать в пользу «обвиняемого», тем более что речь идет об обычае многих семей. Однако все живущие в Стране Израиля, особенно глава ешивы и другие люди, пользующиеся влиянием в тех или иных кругах, должны решительно протестовать против этого обычая. Им следует предпринять все, что в их силах, чтобы изменить это. Очевидно, что так же следует поступать, когда дело касается своей семьи. <…>

 

<…> Раввины, главы ешив и все, кому дорог традиционный образ жизни, должны принять самые решительные меры, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, когда дата свадьбы зависит от возможности потратить много тысяч лир на съем жилья для молодоженов.

Один из способов изменить ситуацию: необходимо, чтобы ешивы находились не в [footnote text=’Бней-Брак и Иерусалим. ‘]двух-трех городах[/footnote], где нужны очень большие деньги на приобретение жилья. Нужно перевести ешивы или, по крайней мере, их отделения в другие города, где жилье не настолько дорого.

Хотя трудности, связанные с переездом ешив, очевидны, эти трудности лягут на всю общину в целом, в отличие от расходов на съем или покупку жилья, которые каждый оплачивает из своего кармана — каждому приходится самостоятельно искать, где достать деньги.

Согласно поступающей информации, необходимость найти деньги на съем жилья во многих случаях препятствует вступлению в брак и помолвке, а также увеличивает время между помолвкой и свадьбой. Мнение мудрецов, благословенной памяти, изложено во многих источниках.

Я надеюсь, что, когда местные евреи, обеспокоенные сложившейся ситуацией, соберутся, чтобы совместно решить эту непростую проблему, они найдут нужное лекарство, хотя бы со временем. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 486)

 

<…> Вы пишете, что давно обручены, однако отсутствие средств на съем или покупку жилья вынуждает Вас откладывать свадьбу.

В прошлом я уже писал о непростой ситуации, подобной Вашей, в которой оказались многочисленные студенты ешив и другие богобоязненные юноши. Я говорил, что меня огорчает этот вредный обычай молодых людей Страны Израиля, которые хотят жить лишь в нескольких местах и, соответственно, вынуждены платить за жилье огромные деньги.

Понятно, что, пока они не смогут собрать нужную сумму, им приходится надолго откладывать свадьбу. Подобные проволочки противоречат нашей святой Торе, которую называют Торой жизни.

Во многих городах Израиля жилье не такое дорогое; на эти города также распространяется святость Страны Израиля. Даже если речь идет об [footnote text=’Который обладает большей святостью, чем другие города Страны Израиля. ‘]Иерусалиме[/footnote]: если для того, чтобы жениться, можно покидать Страну Израиля, то безусловно можно покидать Иерусалим, чтобы поселиться в другом городе Святой земли. (Даже если предположить, что квартал, в котором Вы живете, находится в границах [исторического] [footnote text=’Обладающего особой святостью. ‘]Иерусалима[/footnote].)

Если бы этот вредный обычай был уничтожен, то свадеб сразу стало бы гораздо больше и множество евреев смогли бы создать семью без этих нелепых и совершенно бесполезных трудностей и препятствий. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 160)

 

<…> Я получил Ваше письмо от 17 тевета и был очень рад, что вопрос с квартирой наконец разрешился. Но больше всего меня порадовало, что Вы решили назначить дату своей свадьбы.

Во все времена и прежде всего в нашем поколении духовные лидеры были недовольны проволочками в этом вопросе. Это особенно верно в том случае, когда отсрочка связывается с неуверенностью молодых в размерах своего будущего заработка. Между тем мудрецы однозначно утверждали: «Никто не может знать, как он будет зарабатывать на [footnote text=’Псахим, 54б. ‘]жизнь[/footnote]». См. также «Священное послание» р. Шнеура-Залмана из Ляд, начало двадцать второй [footnote text=’«Ибо все, из чего складывается жизнь человека, способен предсказать тот, кто обладает даром ясновидца, за исключением всего, связанного с изучением Торы, и степени богобоязненности, [по поводу чего может дать совет духовный наставник]. Сказано: “Мудрецам не дано [знать, как добывается] хлеб [насущный]”». ‘]главы[/footnote]. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 286)

 

<…> Я не могу одобрить, что, как Вы пишете, Вы решили отложить свадьбу, так как в настоящий момент недостаточно зарабатываете, поскольку, как говорили наши мудрецы, блаженной памяти, Всевышний посылает человеку пропитание благодаря заслугам его [footnote text=’Йевамот, 62б; Бава мециа, 59a. ‘]жены[/footnote]. <…>

(Игрот кодеш. Т. III. С. 60)

 

<…> Вы пишете, что Ваш сын решил отложить свадьбу, поскольку он обременен долгами, хотя родители невесты говорят, что для них это не является препятствием. Вы спрашиваете, что я об этом думаю.

Я удивлен и расстроен. Есть общеизвестное высказывание наших мудрецов, разъясненное в «Ликутей Тора» р. Шнеура-Залмана из Ляд: «Всевышний посылает человеку пропитание благодаря заслугам его жены». Поэтому не исключено, что Ваш сын оказался в непростой финансовой ситуации именно потому, что до сих пор не женат.

Другая причина отсрочки — что у него нет приличного свадебного костюма — звучит и вовсе абсурдно. Как это может служить поводом отложить столь важное и судьбоносное событие, как вступление в брак?!

Даже если правда, что найдутся люди, которые станут насмехаться над ним (из-за отсутствия свадебного костюма) — в самом начале «Шульхан аруха», главного свода еврейских законов, сказано, что еврею не следует обращать внимание на тех, кто насмехается над его служением Всевышнему. Более того, страх, что над ним будут смеяться, является совершенно беспочвенным. Даже в Америке, где богатство служит главным мерилом всего, никто бы не стал над ним насмехаться.

Мы неоднократно видели, что многие наши еврейские братья, даже если они не выросли в семьях хасидов и тмимим, женятся, заручившись согласием жены, что несколько лет после свадьбы муж проведет в колеле, хотя это и обрекает семью на жизнь в бедности. Очевидно, что так же должен рассуждать и сын томим.

lech265_006Просто удивительно, что Вы решили искать [footnote text=’Адресат писал Ребе, жившему в США, из Израиля. Ребе намекает на следующий стих Торы: «Ибо заповедь эта, которую я заповедую тебе ныне, не недоступна она для тебя и не далека она. Не на небе она, чтобы сказать: «Кто взошел бы для нас на небо, и достал бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?», и не за морем она, чтобы сказать: «Кто сходил бы для нас за море, и достал бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполняли бы ее?», а весьма близко к тебе слово сие: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Дварим, 30:11-14). ‘]«за  морем»[/footnote] ответ на столь простой и очевидный вопрос. Но даже если на этот вопрос будет дан ответ — не уверен, что мое решение будет принято к сведению и исполнено.

Ваш сын спрашивает: к чему такая спешка? Не нужно доказывать всю бессмысленность подобных рассуждений: каждый сам прекрасно знает, [почему нужно спешить со вступлением в брак], да и соответствующие высказывания мудрецов общеизвестны. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 114)

 

<…> В наши дни дополнительные ограничения, связанные с датами свадьбы — разумеется, кроме общепринятых [footnote text=’Согласно общепринятым нормам, евреи не женятся в субботу и праздники, в дни постов, от начала Песах до Шавуот (кроме Лаг ба-омер), а также между между 17 тамуза и 9 ава. Однако во многих общинах есть дополнительные обычаи по поводу даты вступления в брак. ‘]запретов[/footnote], — приводят к тому, что люди откладывают свадьбу, что, в свою очередь, нередко приводит к «проблемам», связанным с соблюдением законов скромности.

Поэтому мой совет — ни в коем случае не откладывайте свадьбу. <…>

(Из недатированного письма, опубликованного в журнале «Бейт Машиах», № 119)

 

<…> Если это возможно, следует стремиться к тому, чтобы свадьба состоялась в один из дней, когда это будет «чистая хупа» [footnote text=’Теоретически, еврейский закон не запрещает свадьбы, если невеста находится в состоянии ритуальной нечистоты. На практике этого, естественно, стараются по возможности избежать, поскольку в этом случае супружеские отношения запрещены. См.: Шульхан арух а-Рав, 141:3: «В принципе, в день свадьбы невеста должна быть ритуально чистой. Однако, если день назначен, а невеста вдруг оказалась нидой, свадьбу не откладывают, но при этой соблюдают определенные условия (см. 148:4). Жениху говорят, что невеста нида, перед началом свадьбы». ‘](хупа теора)[/footnote]. Даже если это будет первый день новомесячья, с этим нет никаких проблем. Разумеется, я не имею в виду новомесячье месяца сиван, поскольку это время отсчета омера, но это может быть первое тамуза или первое элула. <…>

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 46)

 

<…> Вы не написали, почему непременно хотите сыграть свадьбу во второй половине месяца тевет. Возможно, это делается для того, чтобы хупа была «чистой». Вместе с тем хорошо известно постановление наших учителей, руководителей Хабада, — и я лично слышал это от своего тестя, Ребе, — что не следует любой ценой избегать свадьбы в состоянии ритуальной нечистоты (хупат нида). <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 88)

 

<…> Что касается даты свадьбы: лучше, если это будет не воскресенье. Зачем евреям подражать нееврейским [footnote text=’В США среди неевреев очень принято жениться в воскресенье, поскольку это выходной. См. Шульхан арух а-Рав, 141:4: «В странах, где большинство населения составляют христиане, не следует назначать день свадьбы на воскресенье». ‘]обычаям[/footnote]? <…>

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 46)

<…> Известно, что никто не разрешал устраивать свадьбу во второй половине месяца тишрей. И я никогда не видел, чтобы так делали. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 306)

 

<…> Есть известный еврейский обычай не жениться в десять дней [footnote text=’Первые упоминания об этом обычае мы находим уже в респонсах XVIII века, например, у р. Яакова Эмдена из Альтоны (Сидур Бейт Яаков) и р. Эфраима-Залмана Марголиота (Мате Эфраим, 602:5); см. также Кицур Шульхан арух, 130:1: «Десять дней раскаяния <…> в эти дни не принято устраивать свадьбы». ‘]раскаяния[/footnote]. <…>

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 205)

 

<…> Что касается свадьбы в хешван: насколько я знаю, у хасидов Хабада не принято играть свадьбу в этом [footnote text=’Поскольку другое название этого месяца — мархешван, что можно перевести как «горький хешван»; соответственно, этот месяц считается неподходящим для радости. См. Шульхан арух а-Рав, 141:4: «В месяцах хешван и тевет не принято устраивать свадьбы». ‘]месяце[/footnote]. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 277)

 

<…> Вы пишете, что по разным причинам Вам бы не хотелось, чтобы свадьба состоялась в месяце кислев. На мой взгляд, это совершенно неправильно. Напротив, следует приложить максимум усилий, чтобы свадьба состоялась именно в кислеве, месяце избавления и освобождения душ наших, третьем месяце с начала еврейского года.

Если Вы и Ваша невеста действительно этого захотите, вы безусловно найдете способ, как этого добиться, мягко и неназойливо убедить остальных, что свадьба должна состояться именно в кислеве. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 131)

 

<…> Как известно, принятый у нас обычай — жениться в кислев. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 52)

 

<…> Не слишком принято играть свадьбу в месяце тевет. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 52)

 

<…> Вы пишете, что назначили свадьбу на один из дней месяца тевет. Поскольку Вы задали вопрос, я вынужден сообщить, что в наших кругах не принято жениться в этом месяце. Однако в месяце кислев мы играем свадьбы на протяжении всего месяца.

Каким бы ни было Ваше окончательное решение, пусть свадьба состоится в добрый час. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 16)

 

<…> Не слишком принято играть свадьбу в месяце шват. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 52)

<…> Раз уж Вы решили играть свадьбу в шват, следует назначить ее на первую половину [footnote text=’Ср. Шульхан арух а-Рав, 141:4: «В месяце шват свадьбы играют только в первой его половине». ‘]месяца[/footnote]. <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 88)

 

<…> Если свадьба назначена на шват, то, согласно нашим обычаям, следует сыграть ее в первой половине месяца. Если существуют серьезные причины назначить свадьбу на вторую половину месяца, нужно заручиться согласием трех раввинов, которые должны постановить, что это разрешено и допустимо. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 145)

 

<…> Я глубоко убежден, что следует приложить усилия, чтобы жениться в адаре или в нисане. В адаре можно жениться на протяжении всего месяца, поскольку весь этот месяц считается временем радости и веселья, как сказано: «Месяц, в который превратилась у них печаль в радость и сетование — в праздничный день» (Эстер, 9:22). <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 88)

 

<…> Если по каким-либо причинам нужно отложить свадьбу, то лучше назначить ее на один из дней месяца адар, поскольку весь этот месяц назван временем радости и веселья. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 45)

 

<…> Я убежден, что Вам следует постараться жениться в адаре или в нисане. <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 88)

 

<…> Что касается вашей идеи сыграть свадьбу в четверг вечером, в Лаг ба-омер… Если по каким-то причинам Вы хотите сыграть свадьбу именно в Лаг ба-омер, то лучше сделать это в пятницу утром, а не в четверг вечером. <…>

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 318)

 

<…> Было бы хорошо сыграть свадьбу сразу после праздника Шавуот или в ближайшие дни после этого, пока не закончится первая половина месяца сиван. <…>

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 318)

 

<…> Лучше всего назначить свадьбу на первые дни месяца тамуз, чем на любой день месяца ав.<…>

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 102)

Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Почему они пошли: история забыла о семнадцати из Сент‑Огастина

18 июня 1964 года раввинов в одночасье отправили в тюрьму — то был самый массовый арест раввинов за всю историю США. И там, в камере, раввины написали коллективный манифест «Почему мы пошли» — принципиальный документ, выражающий их политические и религиозные чаяния

Два типа лидерства. Недельная глава «Беаалотха»

С точки зрения иудаизма адаптивное лидерство — высшая форма лидерства. Его осуществляли пророки. Они не снимали с народа ответственности за его действия, но давали ему позитивное видение будущего и надежду. Они высказывали неудобную, труднопостижимую правду, но так страстно, что их пыл и поныне находит в нас оклик, пестуя лучшие стороны нашей натуры.