Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер 24 августа 2014
Поделиться

<…> Вы пишете, что пытались убедить эту женщину покрывать голову платком, но не преуспели в этом и не хотите использовать силу или устраивать скандал.

Вы совершенно правы. В данном случае добиться успеха можно только мягкостью, а не гневом. Поэтому просто объясните ей, что, если она будет покрывать голову, Всевышний поможет преуспеть не только ей самой, но также ее мужу и детям.

Объясните ей, что трудности, связанные с ношением платка, — даже если в данном случае можно говорить о трудностях — не идут ни в какое сравнение с наградой за соблюдение этой заповеди. <…>

(Игрот кодеш. Т. VI. С. 117–118)

 

<…> В своем письме от 23 ияра Вы спрашиваете моего совета, что можно сделать, чтобы у Вашего брата родились здоровые мальчики.

Вам следует выяснить у своего брата, насколько скрупулезно его жена соблюдает требование покрывать голову. Ибо мы знаем из «Зоара», что женщина, которая придерживается законов скромности и, прежде всего, покрывает голову, «удостоится всех благословений, наверху и внизу — богатства, детей и внуков». <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 259)

 

<…> В своем письме Вы написали о проблемах с поиском заработка сразу после того, как упомянули, что Ваша жена не покрывает голову.

Не стоит удивляться Вашим экономическим трудностям: ведь в «Зоаре» объясняется, что если жена покрывает голову как должно, то семья «удостоится всех благословений, наверху и внизу — богатства, детей и внуков».

Наша Тора, которую называют Торой жизни, наставляет нас, как поступать даже в наиболее тривиальных повседневных делах. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 326–327)

 

<…> Если человек считает, что все равно не сможет убедить жену носить парик или платок, и решает вовсе не говорить с ней об этом, тем самым он лишает возможности преуспеть не только себя, но и свою супругу. Такой человек не понимает, что такое чувство долга и ответственности. Он также не знает и не понимает, что значит совместная жизнь и насколько важно уступать даже в более важных вопросах, если это принесет удачу, счастье и мир между супругами.

Как я уже говорил, для еврея и еврейки подобная жизнь возможна только в том случае, если они живут согласно Торе и заповедям. <…>

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 112)

 

<…> Мягко и дипломатично объясните своему мужу (от моего имени), что в «Зоаре» прямо сказано: если женщина покрывает голову, то это сгула на хороший заработок для всех членов семьи. <…>

(Из недатированного письма, опубликованного в журнале «Бейт Машиах», № 238)

 

<…> В своем письме Вы попросили благословения, чтобы вам удалось создать настоящий хасидский дом. Я уверен, что Вы, со своей стороны, делаете все, что в Ваших силах, чтобы повлиять на свою избранницу в соответствующем духе.

Ношение парика — краеугольный камень и основа дома, поскольку это одна из вещей, заметных всем и каждому. Это особенно важно, поскольку, как я слышал, в этом вопросе в последнее время наблюдается определенная шаткость. Поэтому очень важно настойчиво требовать это (от жены носить парик), объясняя, что вести себя по-другому решительно невозможно.

Я уверен, что желание построить настоящий хасидский дом поможет Вам найти подходящие слова, которые помогут добиться своего. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 232)

 

<…> В своем письме Вы пишете, что не совсем понимаете, зачем нужно носить парик.

Предназначение парика состоит в том, что в этом случае у женщины покрыты все волосы — если он покрывает только часть волос, эта цель не достигается.

Вам также следует добиваться, чтобы и другие женщины поступали подобным образом, объясняя им, что это — сгула на пропитание и истинное еврейское наслаждение от своих детей. <…>

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 217)

 

<…> В своем письме Вы спрашиваете о ношении парика и пишете, что возражаете против этого, поскольку это старомодно выглядит. Прежде всего, позволю себе заметить, что мы не оцениваем Тору и заповеди с точки зрения «моды» или «старомодности». Мы соблюдаем заповеди Торы, поскольку это повеления Творца вселенной и человека.

Совершенно очевидно, что Творец лучше всех знает, что лучше для человека, и желает, чтобы человек был счастлив, причем не только в Мире грядущем, но и здесь и сейчас. Поэтому Тору называют Торат Хаим — Тора жизни; это значит, что она служит руководством, как жить хорошей, счастливой жизнью.

Что касается парика, то позволю себе привести слова «Зоара», приведенные в «Мишна брура» (Законы чтения Шма, гл. 75); я перечислю лишь упомянутые там благословения, не приводя описания негативных последствий, вызываемых несоблюдением этого закона. «Ее дети будут красивее других детей; ее муж удостоится всех благословений, наверху и внизу — богатства, детей и внуков».

Подумайте, какая огромная награда обещана жене и матери, которая носит парик, и поймите, что так и следует поступать, даже если это сопряжено с трудностями и конфликтами, и уж тем более если, как Вы пишете, единственное возражение заключается в том, что это «старомодно». Это несерьезное и несущественное возражение, целиком и полностью зависящее от мнения окружающих.

Позволю себе заметить, что даже если рассматривать общее отношение к этой и другим заповедям, то в последние годы в этом вопросе происходят серьезные изменения. Люди все с большим уважением и почтением относятся к тем, кто ведет цельную жизнь в соответствии со своими убеждениями и идеалами, не поддаваясь влиянию большинства. Разумеется, всегда можно найти отдельных типов, готовых высмеивать чужие убеждения. Однако если человек искренне предан своей вере, то он вызывает у окружающих только почтение и уважение.

Кроме того, если Вы собираетесь поселиться в еврейском ортодоксальном квартале, то увидите, что многие молодые женщины захотят последовать Вашему достойному примеру. Таким образом, Вы приобретете дополнительные заслуги, став орудием, помогающим наставить других людей на истинный путь.

Обратное тоже верно. Еврей все время должен думать о том, как его поведение влияет на окружающих. Это еще одна причина, почему Вам следует снять свои несерьезные возражения против париков.

Не менее важно помнить, что семью называют «вечным зданием». Это означает, что речь идет о долговечном институте, жизненно важном не только для жены и детей, но также и для их потомков. Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы, и готовы на все, чтобы надежно гарантировать им счастливую жизнь.

Разумеется, Вы можете сказать, что та или эта женщина не носит парик. Думаю, не нужно объяснять, что у каждого человека могут быть свои слабости. Если мы хотим следовать принципу: «Кто мудр? Тот, кто умеет учиться у каждого [footnote text=’Авот, 4:1.’]человека[/footnote]», то следует перенимать у других лишь их достоинства, а вовсе не слабости. <…>

(Из письма, написанного в дни Хануки 5721)

Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение... Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее. В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны

Идти вместе. Недельная глава «Вайера»

Евреи знали, знают и всегда будут знать то, что упрямо отрицают нынешние эксперты‑пустословы: любая цивилизация сильна настолько, насколько в ней сильны узы между разными поколениями. Именно об этом говорит нам незабвенный образ из нашей недельной главы: первый еврейский родитель, Авраам, и первый еврейский ребенок, Ицхак, идут вместе навстречу неведомому будущему, и их вера берет верх над их страхами