Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер 16 сентября 2014
Поделиться

<…> В своем письме Вы сообщаете, что в религиозной общине, к которой Вы сейчас принадлежите, не принято ходить в парике. Поэтому Вы боитесь, что, если будете ходить так, над Вами будут смеяться.

Я неоднократно объяснял, почему следует носить парик, а не платок или шляпку. Мы все видим, что платок или шляпка оставляют часть волос открытыми, хотя бы ненадолго. Из-за этого происходит нарушение серьезного запрета, как это подробно разъяснено в «Шульхан арух», в разделе «Орах Хаим» (75).

Насколько важно, чтобы волосы все время были скрыты, можно судить по награде, обещанной тем, кто исполнит заповедь должным образом. Говоря языком святого «Зоара», «ее муж удостоится всех благословений, наверху и внизу — богатства, детей и внуков».

Теперь относительно того, что, как Вы пишете, люди станут над Вами смеяться, Вы будете стыдиться и т. д. В последнее время даже американская молодежь начинает уважать именно тех, кто твердо придерживается своих убеждений. Молодые люди не стыдятся, когда их высмеивают, и не задумываются, как выглядят в глазах окружающих. Напротив, эти люди с насмешкой и презрением относятся к тем, кто, не имея собственных принципов, послушно следует за большинством.

Вы, разумеется, знаете, что «Шульхан арух» начинается высказыванием мудрецов, требующим не бояться людей, насмехающихся над служением Всевышнему. Кроме того, — и это очень просто и понятно — Всевышний «наполняет небо и землю»; человек, где бы он ни был, все время находится в Его присутствии. Про людей этого не скажешь — даже те, кто живет совсем близко, не всегда оказываются рядом. Так как же можно не стыдиться — упаси Б‑г! — перед Всевышним и стыдиться людей?! <…>

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 428)

 

lech269_0002<…> Отвечая на письмо, в котором Вы рассуждаете о покрытии головы. Я уже неоднократно говорил, что в наши дни покрывать голову платком [footnote text=’Рано или поздно женщина начнет ходить с непокрытой головой.’]ненадежно[/footnote]. Это связано с тем, что, покрыв голову платком, женщина постоянно подвергается искушению — следует ли ей прикрыть все волосы или только часть волос, чтобы не слишком стесняться тех, кто постоянно ее высмеивает (стоит отметить, что эти насмешки нередко существуют только в ее воображении).

Совсем другое дело, если женщина носит парик: невозможно снять или сдвинуть парик, находясь на собрании или в общественном месте. Это тем более справедливо, что, как Вы пишете, вы договорились, что Ваша супруга острижет [footnote text=’Когда Ребе спросили, как замужняя женщина должна поступать со своими волосами, он ответил: «Не следует брить голову, нужно оставить их  [волосы] длиной в половину тефаха» (Ягдиль Тора, Нью-Йорк, выпуск XXV). Тефах — мера длины, равная ширине ладони.’]волосы[/footnote]. Таким образом, парик — наилучшее решение.

Что касается ношения одного [footnote text=’В некоторых общинах считается обязательным, чтобы поверх парика женщина носила шляпку или чепчик, чтобы парик не приняли за настоящие волосы и не подумали, что она ходит с непокрытой головой.’]парика[/footnote]: в последних поколениях этот обычай получил достаточно широкое распространение и стал практически общепризнанным. Впрочем, Вам следует проверить, каков обычай Вашей общины, и убедиться, что Ваше поведение не будет нарушением общественных норм, упаси Б‑г! <…>

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 330–331)

 

<…> Если женщина носит шляпку поверх парика, другие женщины могут не понять, что на ней парик. Они даже могут подумать, что если бы на ней был парик, то зачем тогда еще один головной убор? В результате они могут прийти к ошибочному мнению, что достаточно покрывать голову шляпкой. <…>

(Без даты)

 

<…> Вы спрашиваете, в чем разница между париком и платком. Разница очевидна. Если на женщине платок, то стоит ей встретить нерелигиозных знакомых, как он немедленно «сползает» или вовсе исчезает в кармане. С париком этого не происходит. В результате покрытые волосы со временем становятся для женщины второй натурой. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 186)

 

<…> До меня дошли сведения, что в общине, где Вы живете, некоторые не слишком скрупулезно относятся к ношению парика, особенно у себя дома. Поэтому Вам необходимо проявить твердость в этом вопросе: нужно объяснить ей, что иначе никак нельзя и что она должна непременно носить парик. Не сомневаюсь, что Вам удастся найти подходящие слова, которые приведут к нужному практическому результату. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 232)

 

<…> Вы пишете о том, что в предшествующих поколениях замужние женщины обрезали волосы, и спрашиваете, насколько коротко нужно их обрезать. В принципе, благочестивые евреи придерживаются в этом вопросе разных обычаев, так что в данном случае уместно известное высказывание наших мудрецов: «И те и эти — совершенные праведники». Разумеется, я говорю только об обычаях, которые не идут вразрез с богобоязненностью.

Таким образом, выясните, какое решение является наилучшим в Вашей ситуации, и поступайте соответственно. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 89)

 

<…> Один крупный религиозный авторитет писал, что женщина не должна сбривать с головы все волосы, поскольку это является нарушением запрета нивуль (обезображивание). Впрочем, это касается только бритья головы. Что касается обрезания волос, то, как сказано в «Зоаре» (II, 268b) и «Микдаш Мелех» (на «Зоар» III, 79a) — и это мнение приводят многие законодатели последних поколений — даже с помощью ножниц лишь немногие обрезают свои волосы. <…>

(Из письма, написанного в сиване 5738)

 

lech269_0003Подготовка родителей к свадьбе детей

<…> Сделайте паузу и подумайте: если Вы тратите столько сил и средств на подготовку к свадьбе и прочие второстепенные вещи, связанные со свадьбой — мероприятием, которое длится всего один вечер и устраивается главным образом для того, чтобы заслужить одобрение окружающих, — насколько же больше нужно «вложиться» в духовную подготовку к свадьбе.
В отличие от материальных приготовлений, духовные приготовления жизненно важны для всей последующей жизни молодой пары. Уверен, что мне не придется Вас в этом убеждать. <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 315)

 

<…> Вы пишете, что Ваш сын взял на себя все свадебные расходы своей дочери, хотя это ему не по средствам.

Тора, которую называют Торой жизни, возложила на отца обязанность выдать замуж своих дочерей. В ней также сказано, что Всевышний не предъявляет невыполнимых требований к своим [footnote text=’Авода зара, 3а.’]творениям[/footnote]. Из этого следует, что у каждого человека найдутся средства, чтобы покрыть легитимные — с точки зрения Торы — расходы на свадьбу. Это так, даже если в настоящий момент сам человек не может понять, где взять необходимые средства. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 290)

Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Сбывшееся благословение. На всю оставшуюся жизнь

Мог ли простой мальчик из местечка, учивший в подполье хасидут и мечтавший о встрече с Ребе, — хотя бы на несколько минут, — представить себе, что он будет редактировать язык его речей, делать его как можно более понятным простым хасидам! Ребе сказал, что прекратил бы говорить свои речи, если бы знал, что он болен?! Большей награды, большего счастья он уже не мог удостоиться.

На их плечах: Сара Рафаэлова

Мнение нашей семьи о событиях в стране определял и формировал отец Шимшон. Будучи глубоко верующим человеком, все обсуждения он завершал словами: «Им (властям) не отпущено много времени. Геула (избавление) близка, мы должны продолжать делать свое дело — служить Б‑гу».

Недельная глава «Эмор». Двоякость еврейского времени

В иудаизме время — незаменимая среда духовно‑религиозной жизни. Но у еврейского понимания времени есть особенность, незаслуженно обойденная вниманием: двоякость, пронизывающая всю его темпоральную структуру... В иудаизме время — нечто и историческое, и природное. Да, звучит неожиданно, парадоксально. Но воистину великолепно, что иудаизм отказывается упрощать богатую многослойность времени: часы тикают, цветок растет, тело дряхлеет, а человеческая мысль проникает все глубже.