Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер 22 октября 2014
Поделиться

<…> Вы пишете, что родители жениха не требуют никакого приданого и даже хотят взять на себя все расходы, связанные с приобретением жилья, мебели и т. д. С одной стороны, мне очень приятно об этом слышать, поскольку это свидетельствует о многочисленных достоинствах Вашей дочери. С другой стороны, евреи, особенно родители, должны мечтать о том, чтобы их дети «вынуждали» их помогать им материально, духовно и даже финансово.

Есть хорошо известное утверждение святого «Зоара» (II, 128a), что в вопросах святости никто не хочет получать ее [footnote text=’Ср.: Моше‑Хаим Луццато, «Путь Творца», 1:2:2: «Получается, что замысел Б‑га в Творении — создать тех, кто будет наслаждаться Его благом, таким образом, каким это возможно для них. Но постановила Его мудрость, что для того, чтобы это благо стало совершенным, следует, чтобы наслаждающийся им был владельцем этого блага; то есть тем, кто сам приобретает это благо, а не тем, кому это благо сопутствует случайным образом».’]«даром»[/footnote]. Это, безусловно, относится и к свадьбе Вашей дочери. Это не просто должно быть связано с затратами — нельзя скупиться, когда речь идет об этих затратах.

Очевидно, что расходы на свадьбу являются одним из пунктов, относительно которых Всевышний выносит решение в течение десяти дней между Рош а‑Шана и  [footnote text=’Согласно традиционным представлениям, в это время Высший Суд решает, сколько человек заработает за год, с учетом необходимых расходов на исполнение заповедей. ‘]Йом Кипуром[/footnote]. Поэтому если человек решит проявить в этом деле щедрость, то и Всевышний ответит ему тем же. <…>

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 106–107)

 

lech270_Страница_03_Изображение_0001<…> Я уверен, что мне не нужно Вам объяснять, что счастье и удача каждого человека зависят исключительно от Всевышнего, сотворившего и повелевающего миром и постоянно следящего за жизнью каждого еврея.

Из этого можно сделать вывод, насколько важно жить согласно предписаниям Творца, которые Он записал в Своей святой Торе. В этом случае мы можем справедливо рассчитывать на благословение Свыше. Это тем более верно, когда речь идет о Его благословении в начале семейной жизни.

Я уверен, что Вы и Ваша жена используете все свое влияние, чтобы Ваша дочь приняла твердое решение — и, что гораздо важнее, воплотила его в жизнь — исполнить все те обязанности, которые накладывает на женщину супружеская жизнь с точки зрения иудаизма.

Вам следует проследить, чтобы ее дом соответствовал еврейскому образу жизни, прежде всего в вопросах семейной чистоты, поскольку это приносит счастье и удачу в семейной жизни. (Подготовка к соблюдению этих законов должна начаться еще до [footnote text=’Ребе имеет в виду изучение законов семейной чистоты, а также окунание в микву накануне свадьбы.’]хупы[/footnote], в ходе подготовки к семейной жизни). <…>

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 430)

 

<…> Читая Ваше письмо между строк, мне кажется, Вам следует подумать о духовных потребностях Вашего будущего зятя, поскольку в настоящий момент Вы заняты исключительно материальной подготовкой к свадьбе.

Возможно, это взаимосвязанные вещи: духовный голод, связанный с тем, что Вы полностью заняты материальными аспектами подготовки к свадьбе, не позволяет Вам увидеть духовные аспекты этой подготовки, вплоть до того, что Вы совершенно забыли о необходимости подобных [footnote text=’Объясняя, что он имеет в виду под «духовной подготовкой», Ребе говорил: «Важно, чтобы свадьба состоялась в добрый час и чтобы молодые построили “здание вечное”. Для этого недостаточно сделать свадебные фотографии и прочее в этом роде. Для этого необходимо учить Тору, исполнять заповеди наилучшим образом, молиться и совершить раскаяние — не так, когда кающийся сам себя прощает, но так, чтобы его простил Всевышний.
Неправильно думать, что раз свадьба ваших детей — такая же, как у всех, то следует позаботиться о внешних обстоятельствах (банкетном зале, свадебном платье, угощении…). О ложности этого подхода свидетельствует первая свадьба в истории человечества: у Адама и Хавы не было свадебных фотографий, однако их брак оказался успешным.
Следует отказаться от всякой мирской, второстепенной и бессмысленной суеты. В этом случае свадьба брак будет удачным, в полном соответствии с замыслами Творца. Это касается и родителей жениха, и родителей невесты» (Ликут йуд‑далет кислев, с. 125).’]приготовлений[/footnote]. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 315)

 

<…> Вы пишете, что готовитесь к свадьбе и что у Вас осталось слишком мало времени, чтобы сделать все необходимые приготовления.

Действительно, наши мудрецы, блаженной памяти, много говорили о том, насколько важно собрать невесте хорошее приданое, а также сделать все необходимые приготовления к свадьбе. Тем не менее я глубоко убежден, что в наше время основное внимание следует уделить духовной подготовке, а сэкономленные в результате деньги пожертвовать на благотворительность. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 16)

 

<…> Принято, чтобы зять смотрел на тестя «снизу вверх». Поэтому если зять регулярно изучает «Танью», то его тестю следует регулярно изучать не только ее, но и «Ликутей Тора», маамарим и другую хасидскую литературу. <…>

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 107)

 

Проблемы, возникающие после помолвки

<…> В письме от 12 ияра Вы сообщаете, что (после помолвки) в Ваших отношениях с молодым человеком возникли некоторые проблемы.

Я уверен, что со временем все они будут решены. В конечном счете имеются в виду второстепенные вещи, не идущие ни в какое сравнение с действительно важным — созданием еврейской семьи согласно Торе и заповедям.

В наши дни, когда многие ошибочно принимают свет за тьму, а тьму за свет, эти принципы должны быть освещены и наполнены «светом Торы» — сокровенным учением Торы, которое в наши дни открылось людям в учении хасидизма. В этом случае опасность совершить упомянутую выше ошибку (перепутать свет и тьму) значительно уменьшается. Поскольку дальше в письме Вы пишете, что недавно познакомились с учением и подходом Хабада, я надеюсь, что это знание окажет влияние на Вашу повседневную жизнь. Кроме того, это поможет решить проблемы, о которых Вы написали. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 89)

 

<…> В письме от 12 сивана Вы рассказали, что обручились с девушкой, с которой встречались. Однако затем выяснилось, что Вас ввели в заблуждение относительно ее возраста и что, согласно последним сведениям, она на несколько лет старше Вас. Вы спрашиваете меня, как Вам поступить.

В подобных вопросах, когда может быть затронута честь еврея или еврейки и особенно когда речь идет о помолвке, многое зависит от обычаев страны и города, ибо обычай народа Израиля равносилен Торе.

Поэтому Вам нужно спросить раввинов своей страны — раввинов, которые постоянно решают практические вопросы, касающиеся еврейских религиозных законов. Вам следует изложить и все подробности этого дела и все свои соображения, и они скажут Вам, как следует поступить. <…>

(Игрот кодеш. Т. XI. С. 183)

 

<…> Вы пишете, что опасаетесь, что раввин обижен на Вас, поскольку Вашему сыну предложили познакомиться с его дочерью (но из этого в конечном счете ничего не вышло).

Мне трудно говорить об этом деле, поскольку я не знаю всех подробностей. Тем не менее, если Ваш сын никогда с ней не встречался, а Вы не давали никаких обещаний, то Вам совершенно не о чем беспокоиться. Однако если Ваш сын дал какие‑то обещания относительно этой девушки, то следует попросить у нее прощения.

Я уверен, что Вы сообщите мне все необходимые подробности. <…>

(Игрот кодеш. Т. VI. С. 61)

Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Сбывшееся благословение. На всю оставшуюся жизнь

Мог ли простой мальчик из местечка, учивший в подполье хасидут и мечтавший о встрече с Ребе, — хотя бы на несколько минут, — представить себе, что он будет редактировать язык его речей, делать его как можно более понятным простым хасидам! Ребе сказал, что прекратил бы говорить свои речи, если бы знал, что он болен?! Большей награды, большего счастья он уже не мог удостоиться.

На их плечах: Сара Рафаэлова

Мнение нашей семьи о событиях в стране определял и формировал отец Шимшон. Будучи глубоко верующим человеком, все обсуждения он завершал словами: «Им (властям) не отпущено много времени. Геула (избавление) близка, мы должны продолжать делать свое дело — служить Б‑гу».

Недельная глава «Эмор». Двоякость еврейского времени

В иудаизме время — незаменимая среда духовно‑религиозной жизни. Но у еврейского понимания времени есть особенность, незаслуженно обойденная вниманием: двоякость, пронизывающая всю его темпоральную структуру... В иудаизме время — нечто и историческое, и природное. Да, звучит неожиданно, парадоксально. Но воистину великолепно, что иудаизм отказывается упрощать богатую многослойность времени: часы тикают, цветок растет, тело дряхлеет, а человеческая мысль проникает все глубже.