Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер 19 декабря 2014
Поделиться

<…> Вы пишете, что несколько недель назад обручились и что уже назначена дата свадьбы. Однако за это время до Вас дошли слухи о психических проблемах одного из родственников невесты, и теперь Вы не знаете, как поступить.

Вам следует продолжить подготовку к свадьбе, которая назначена на ближайший месяц кислев. Да будет воля Всевышнего, чтобы свадьба состоялась в назначенный день и было воздвигнуто еще одно вечное здание еврейской семьи.

Как Вы понимаете, подготовка к свадьбе подразумевает, прежде всего, духовные приготовления — Вам следует больше, старательнее и прилежнее изучать нашу святую Тору, называемую Торой жизни, а также скрупулезнее соблюдать заповеди.

Вам также следует совершенно выбросить из головы любые мысли о дошедших до Вас слухах. Тот, Кто творит мир и управляет им, безусловно, укажет Вам путь, наиболее подходящий Вам физически и духовно, поскольку Вы стремитесь «прилепиться» к Нему (изучая Тору и соблюдая заповеди). Ибо в святом «Зоаре» (III, 73а) сказано: «Три вещи связаны друг с другом: Израиль с Торой, а Тора с Пресвятым, благословен Он». <…>

(Игрот кодеш. Т. XII. С. 80)

 

<…> Вы должны сообщить мне, заденет ли этот брак честь какого‑нибудь еврея или еврейки, или, проще говоря, давали ли Вы или Ваша супруга какие‑либо обещания каким‑либо другим людям.

Также сообщите мне, соблюдаете ли вы оба законы семейной чистоты, в соответствии с предписаниями нашей святой Торы.

Если Вы действительно затронули честь какого‑либо еврея или еврейки, Вам следует попросить у них прощения. Если невозможно сделать это лично, нужно попросить прощения в присутствии десяти евреев. <…>

(Игрот кодеш. Т. XII. С. 340)

 

<…> Чтобы стереть неблагоприятные последствия прежних поступков, следует в присутствии десяти евреев попросить прощения у девушки, с которой Вы разорвали помолвку. При этом не следует говорить им, произошло это целиком и полностью по Вашей вине или нет.

Вам также следует незамедлительно проверить свои тфилин, талит, талит катан и мезузы в своем доме. Также распорядитесь о проверке мезуз в помещениях Вашего офиса и фабрики, если в этих помещениях иногда едят.

Вам также следует спать в талит катане и ежедневно перед утренней и дневной молитвами опускать несколько мелких монет в кружку для пожертвований. Поступайте так до Рош а‑Шана, а также читайте после утренней молитвы псалмы, соответствующие текущему дню. Разумеется, помимо этого, Вам необходимо уделить время регулярному изучению Торы и хасидизма.

После этого Вы сможете успокоиться и твердо верить, что Создатель и Владыка мира не оставит Вас Своим Провидением и защитит в любых обстоятельствах, так что Вам совершенно не о чем волноваться. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 8)

Подготовка к свадьбе

<…> Совершенно недопустимо скупиться, устраивая свадьбу. Скупость, экономия и настоящая свадьба — понятия несовместимые.

Свадьба должна быть веселой и радостной, ибо радость преодолевает любые преграды и ограничения, достигая высших степеней удовольствия. Это совершенно несовместимо со [footnote text=’Чтобы эти слова не были поняты превратно, Ребе в другом месте разъяснял: «Свадебные расходы не имеют ничего общего с расточительностью. Дай Б‑г, чтобы Вы удостоились наглядно продемонстрировать молодым хабадникам, что хасидская свадьба — это, прежде всего, подлинная “расточительность” во всем, что касается духовного. Еврейские деньги следует тратить не для того, чтобы цветы на вашей свадьбе были красивее, чем у других, но для того, чтобы накануне свадьбы жених и невеста смогли сделать более щедрое пожертвование» (Шаарей алаха у‑минаг, т. IV, с. 108).’]скаредностью[/footnote]. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 306)

 

<…> Очевидно, что, как и в других вопросах, связанных с Торой и заповедями, идея «побольше и подешевле» здесь совершенно неуместна. Денежное участие в организации свадьбы — закон Торы, как это следует из того, что мудрецы много и подробно говорили о важности заповеди обеспечить приданым невесту.

Далее, все должно быть организовано таким образом, чтобы обе стороны приняли участие в расходах, согласно достигнутой между ними договоренности и в соответствии со словами Ребе Цемаха Цедека: «Как было обговорено и [footnote text=’Текст тноим Ребе Шолома‑Дов‑Бера, подписанный Ребе Цемахом Цедеком.’]согласовано[/footnote]».

Вместе с тем следует поступать в соответствии с комментарием Раши на трактат «Сукка»: праздновать и веселиться, не нарушая правил приличия и не допуская фривольности и легкомыслия.

Излишняя шумиха, суматоха из‑за пустяковых и маловажных вещей лишают человека душевного и телесного спокойствия, особенно если он хочет отличиться по максимуму в материальной [footnote text=’Например, снять самый дорогой зал, пригласить самых известных музыкантов и т. д. ‘]сфере[/footnote]. Возможно, именно по этой причине раввины в разные времена издавали многочисленные постановления, ограничивающие свадебные [footnote text=’Так, в Минске в конце XVIII века было принято следующее постановление: «На свадебный пир можно приглашать только родственников до третьего колена включительно, также сватов, хотя свадьба еще не состоялась, одного предводителя города для произнесения благословения, по два соседа с обеих сторон, живущих с давателем пира рядом в одной линии домов, и трех соседей, живущих напротив, таких же соседей по лавке, товарища по торговле, продолжающейся не менее года, и учителя детей. Кроме того, могут быть приглашены шаферы и дружки». ‘]расходы[/footnote]. Кроме того, здесь действовали еще два основополагающих принципа: «Тора бережет еврейское [footnote text=’Рош а‑Шана, 27а.’]имущество[/footnote]» и «дабы не позорить [footnote text=’Таанит, 26б.’]неимущего[/footnote]».

В Хабаде никогда не было подобных постановлений. Однако ради блага жениха и невесты было бы правильно уменьшить свадебные расходы, прежде всего на всевозможные излишества.

Предписание «быть [footnote text=’Миха, 6:8.’]скромным[/footnote]» следует исполнять в соответствии с местными обстоятельствами: то, что кажется скромным в одном месте, будет непростительным расточительством в другом. Тем не менее можно с уверенностью сказать, что безумное расточительство, присущее современным американским свадьбам, — расточительство, которое начинается уже накануне свадьбы и продолжается во время и после свадьбы, — во многих случаях противоречит не только требованию «быть скромным», но и другому правилу: «Нет ничего лучше скромности».

Как я уже сказал, я вовсе не собираюсь лишить евреев радости. Я также не собираюсь регламентировать количество приглашенных на свадьбу и прочие подобные вещи. (Не следует забывать, что, говоря о свадьбе праотца Яакова, Тора прямо указывает: «Лаван созвал всех людей того места и  [footnote text=’Берешит, 29:22.’]сделал пир[/footnote]» — очевидно, что так же следует поступать, когда дело касается празднования еврейской свадьбы.) В данном вопросе лучше всего следовать «средним путем», не отклоняясь ни вправо, ни влево, т. е. поступать так, как, согласно Рамбаму, следует поступать во всех [footnote text=’См.: Мишне Тора, Законы о качествах, 1:4: «Прямой путь — средняя степень в любом из качеств человека, которая одинаково удалена от обеих крайностей и не приближается к одной из них более, чем к другой. Поэтому постановили мудрецы древности, чтобы человек постоянно взвешивал свои качества и измерял их и направлял их по среднему пути, чтобы тело его было целым. Каким образом? Не быть горячным и не впадать в гнев легко, но и не быть как мертвец, который не чувствует. А быть средним: гневаться только по важным вопросам, достойным этого, чтобы избежать повторения подобной ситуации. А также возжелать только вещи, необходимые для тела, без которых невозможно жить, как сказано на эту тему: “Праведный ест досыта [чтобы насытиться], а чрево нечестивых уменьшится” (Мишлей, 13‑25). А также работать столько, чтобы зарабатывать только на текущие расходы, как сказано на эту тему: “Лучше немногое для праведника, [чем изобилие для множества нечестивых]” (Теилим, 37‑16). Не слишком жалеть денег для помощи другим людям, но и не транжирить свое состояние, а давать цдаку, в соответствии с возможностями, и давать деньги в заем тому, кто в этом нуждается. Не быть гулякой и большим любителем развлечений, но и не быть грустным и скорбным, а быть всегда веселым в меру и приветливым. Подобно этому, и все другие качества. И путь этот — путь мудрых».’]случаях[/footnote].

Говоря практически: я глубоко убежден, что еврейская, хасидская свадьба должна быть как можно более расточительной во всем, что касается духовной стороны, что само по себе предполагает уменьшение расходов на материальную сторону.

И еще одна важная вещь: очевидно, что все, перечисленное выше, следует претворять в жизнь, только если об этом можно будет договориться мирно и без скандалов и ссор. <…>

(Симхат Олам. С. 110–113)

 

(В ответ на запрос еврейской организации, вознамерившейся издать «постановления, касающиеся празднеств» — т. е. количества приглашенных, разрешенных расходов и т. д.)

Еврейским организациям не следует издавать запретов, особенно ограничивающих <…> радость жениха и невесты.

(Симхат Олам. С. 114)

 

<…> Вы спрашиваете, как правильно отпраздновать свадьбу. В частности, Вы не уверены, стоит ли приглашать много гостей, поскольку, как Вы пишете, ради этого Вам придется влезть в большие долги. Я глубоко убежден, что не стоит этого делать. На этот счет есть известное постановление Рамбама, предписывающее во всех вопросах следовать средним путем. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 131)

 

<…> Вы написали мне о своих свадебных приготовлениях. Честно говоря, я расстроен суммой, которую Вы потратили на аренду банкетного зала, и прочими подобными расходами. Это правда, что наши мудрецы, блаженной памяти, много говорили о важности заповеди веселить жениха и невесту, равно как и о том, что каждый обязан принять участие в исполнении этой [footnote text=’Брахот, 6б.’]заповеди[/footnote]. Тем не менее мы хорошо знаем, что наибольшую радость приносят не празднества в роскошных залах, стоящих целое состояние, но самые скромные и непритязательные свадьбы.

Разумеется, если Вы хотите скромную свадьбу, то это можно устроить только с обоюдного согласия обеих сторон, причем согласие должно быть получено и от женщин. Ведь не случайно в Талмуде сказано: «Как танцуют перед [footnote text=’Ктубот, 16б. См.: Сефер а‑маамарим 5652. С. 288.’]невестой[/footnote]». <…>

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 394)

 

<…> Я совершенно не понимаю, почему Вы считаете необходимым потратить огромную сумму денег на то, чтобы устроить «большую свадьбу», если действительно важно совсем другое: чтобы свадьба стала «большой» не количественно, а качественно. Это тем более верно в свете комментария мудрецов к словам Торы: «И Авраам сделал [footnote text=’Берешит, 21:8.’]большой пир[/footnote]»: «Самое большое, что есть в этом мире, — присутствие Всевышнего». Иными словами, во всех аспектах еврейской свадьбы должно ощущаться присутствие Всевышнего.

Самое главное, чтобы это было заметно во всем, что касается жениха и невесты, причем не только во время свадьбы, но и в приготовлении к свадьбе, а также в их решениях касательно будущей совместной жизни. Необходимо, чтобы молодые были достойны того, чтобы между ними пребывала Шхина, в соответствии с известным высказыванием: «Когда мужчина и женщина достойны — Шхина пребывает [footnote text=’Сота, 17а.’]между ними[/footnote]».

Как Вы понимаете, все это не имеет никакого отношения к денежным тратам, за исключением пожертвований на благотворительность. Более того, пожертвования на благотворительность не считаются расходами, поскольку Всевышний обещал нам: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Г‑сподь Воинств: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до [footnote text=’Малахи, 3:9.’]избытка[/footnote]?»

Таким образом, все, что мир считает «большим» и «великим» (в хасидизме это называется велтише анохойс — мирской подход), — весь этот шум и тарарам — ничего не стоит с любой точки зрения. Я надеюсь, что Вы уделите достаточно внимания не только материальной, но и духовной подготовке к предстоящей свадьбе. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 40)

 

<…> Что касается чрезмерных свадебных расходов и многочисленных гостей: даже если у Вас нет проблем с деньгами, их можно использовать гораздо лучше, особенно если понимать выражение «большая свадьба» в соответствии с толкованием мудрецов, говоривших, что величие — в присутствии Величайшего в этом мире.

Если в духовном плане все будет сделано безупречно, если Вы твердо решите посвятить свою жизнь Торе и заповедям, а главное — создать настоящий хасидский дом, то тогда, вне всяких сомнений, Величайший в этом мире почтит вас Своим присутствием и благословит Ваш дом всеми благословениями. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 207)

Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Сбывшееся благословение. На всю оставшуюся жизнь

Мог ли простой мальчик из местечка, учивший в подполье хасидут и мечтавший о встрече с Ребе, — хотя бы на несколько минут, — представить себе, что он будет редактировать язык его речей, делать его как можно более понятным простым хасидам! Ребе сказал, что прекратил бы говорить свои речи, если бы знал, что он болен?! Большей награды, большего счастья он уже не мог удостоиться.

На их плечах: Сара Рафаэлова

Мнение нашей семьи о событиях в стране определял и формировал отец Шимшон. Будучи глубоко верующим человеком, все обсуждения он завершал словами: «Им (властям) не отпущено много времени. Геула (избавление) близка, мы должны продолжать делать свое дело — служить Б‑гу».

Недельная глава «Эмор». Двоякость еврейского времени

В иудаизме время — незаменимая среда духовно‑религиозной жизни. Но у еврейского понимания времени есть особенность, незаслуженно обойденная вниманием: двоякость, пронизывающая всю его темпоральную структуру... В иудаизме время — нечто и историческое, и природное. Да, звучит неожиданно, парадоксально. Но воистину великолепно, что иудаизм отказывается упрощать богатую многослойность времени: часы тикают, цветок растет, тело дряхлеет, а человеческая мысль проникает все глубже.