Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер 18 января 2015
Поделиться

<…> Сообщение о предстоящей свадьбе — что такой‑то и такая‑то совместно решили «построить дом в Израиле», или, как обычно говорят, помолвлены — вещь, которую Тора разрешает и даже предписывает. Ведь наши мудрецы, благословенной памяти, говорили, что помолвки и свадьбы «совершаются публично». С точки зрения Алахи это имеет отношение ко многим законам, например о свидетелях и [footnote text=’См., напр.: Рамбам. Мишне Тора, Законы брачных отношений, 9:22.’]свидетельстве[/footnote]. <…>

(Симхат Олам. С. 110)

 

<…> Вы пишете, что свадьба назначена на 13 кислева, т. е. начнется накануне 14‑го дня месяца Избавления.

Разумеется, Вы можете написать в приглашении, что свадьба состоится 14 [footnote text=’Еврейский день начинается с вечера, поэтому если хупа будет поставлена до захода солнца, а празднество продолжится после наступления темноты, то свадьба состоится и 13, и 14 кислева. Для хасидов Хабада 14 кислева — символическая дата, поскольку в этот день женился сам Ребе Менахем‑Мендл Шнеерсон. ‘]кислева[/footnote], однако не пишите, что она состоится «в ночь 14 кислева». Лучше напишите ор ле юд‑далет («накануне [footnote text=’Традиционная формулировка, указывающее, что действие происходит накануне определенной даты; см., напр.: Псахим, 1:1.’]14 кислева[/footnote]»), в соответствии со словами Талмуда: «Мудрецы учили языком [footnote text=’Авот, 6:1. Ребе имеет в виду следующее: подобно тому как мудрецы использовали формулировки своих предшественников, и нам следует использовать традиционные еврейские формулировки. ‘]Мишны[/footnote]». <…>

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 279)

 

lech272_Страница_03_Изображение_0001<…> Я заметил, что посланное мне приглашение напечатано шрифтом, которым пользуются при написании свитка Торы, а буквы украшены традиционными коронками.

Известно, что религиозные авторитеты прежних и нынешних поколений прилагали огромные усилия, чтобы все‑таки разрешить частную переписку с использованием подобного шрифта. Как бы то ни было, необходимо следить за тем, чтобы шрифт, которым мы пользуемся, заметно отличался от шрифта, которым пишут свитки Торы, тфилин и мезузы (ктав ашури им тагим). <…>

(Игрот кодеш. Т. XII. С. 228)

 

(В ответ на письмо жениха, написавшего, что он хочет сыграть свадьбу в маленьком скромном зале в районе компактного проживания хасидов Хабада, месте резиденции Ребе, Краун‑Хайтс).

<…> Спасибо за хорошие новости. Я помолюсь на могиле моего наставника и тестя, Ребе, в надежде, что многие последуют Вашему примеру и будут играть свадьбы в нашем квартале, в Краун‑Хайтс. Пусть будет воля Всевышнего, чтобы этому примеру последовали даже живущие в других [footnote text=’По свидетельству близких людей, Ребе настаивал, чтобы нью‑йоркские хасиды играли свадьбу именно в Краун‑Хайтс. Когда один житель Краун‑Хайтс попросил у Ребе разрешения отпраздновать свадьбы сына в другом месте, поскольку он не смог найти достаточно вместительного банкетного зала, Ребе ответил: «Если, упаси Б‑г, свадьба состоится в другом квартале, то это будет вразрез с моим желанием… Поскольку вы непременно должны отпраздновать свадьбу в нашем квартале, я уверен, что вы сможете найти решение».’]кварталах[/footnote]. <…>

(Без даты)

 

<…> Вы спрашиваете о том, где именно следует устроить хупу и свадебное торжество. На мой взгляд, это нужно сделать в одном месте, а не так, как модно сегодня, когда хупа происходит в одном месте, а свадебные торжества — в другом, вынуждая жениха, невесту и всех присутствующих переезжать с места на место.

(Игрот кодеш. Т. XII. С. 432)

 

<…> Получив Ваше письмо от 9 тевета, я был рад прочитать о предстоящей свадьбе Вашего сына.

Вы пишете, что Вам трудно подготовить все должным образом из‑за больших расходов, связанных с поездкой на свадьбу. Между тем простая человеческая логика говорит, что деньги — это не цель, а средство получить то, что нам нужно или желанно. Поскольку Ваше желание попасть на свадьбу сына полностью соответствует Торе и «Шульхан арух», Всевышний, несомненно, обеспечит Вас необходимыми для этого путешествия средствами. Соответственно, все, что Вам нужно, это выбросить из головы мысли, что если Вы не сможете поехать на свадьбу, деньги останутся в Вашем кармане. Это не так, поскольку эти деньги были даны Вам Свыше именно для того, чтобы Вы попали на свадьбу сына. <…>

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 107)

 

<…> Вы совершенно правы, когда пишете, какое это огромное счастье — попасть на свадьбу своего ребенка, счастье, о котором родители мечтают многие годы. Поэтому, как я писал Вам в прошлом письме, поскольку это достойный поступок, Всевышний обязательно даст Вам средства на покрытие дорожных расходов. (А если Вы не поедете на свадьбу, то все равно не сможете сохранить эти деньги.) Иными словами, Вы поедете за счет Всевышнего: эта поездка не имеет никакого отношения к Вашим прежним долгам и не помешает Вам помогать другим детям.

С другой стороны, побывать на свадьбе своего ребенка — огромная заслуга; эта заслуга приобретается благодаря вере и упованию на Всевышнего. Судя по тону Вашего письма, я начал сомневаться, так ли обстоит [footnote text=’То есть есть ли у респондента достаточно веры и упования, благодаря которым Всевышний даст ему средства на поездку.’]дело[/footnote]. <…>

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 220)

 

<…> Что касается чрезмерных свадебных расходов и многочисленных гостей: даже если у Вас нет проблем с деньгами, их можно использовать гораздо лучше, особенно если понимать выражение «большая свадьба» в соответствии с толкованием мудрецов, говоривших, что величие — это присутствие Величайшего в этом мире.

В свете этого Вам будет нетрудно понять мое отношение к тому, что один из родителей собирается сюда, чтобы попасть на свадьбу, — поездка, сопряженная с огромными расходами. Я уверен, что молодые смогут распорядиться этими деньгами гораздо лучше.

Разумеется, все, что я сказал относительно приезда родителей на свадьбу, а также о том, какой должна быть сама свадьба, — не более чем рекомендация. Поэтому я предлагаю, чтобы обе стороны еще раз все обдумали и приняли окончательное решение.

Что бы Вы ни решили — пусть будет воля Всевышнего, чтобы решение было удачным, и свадьба состоялась в добрый час. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 207–208)

 

<…> Вы пишете, что думаете поехать на свадьбу Вашего сына. Мне трудно понять Ваше решение, поскольку такая поездка не только займет много времени, но и потребует больших расходов.

Даже если у Вас есть деньги, с учетом финансового положения жениха и невесты было бы разумнее потратить эти деньги на обустройство дома; я уверен, что молодые смогут хорошо распорядиться столь значительной суммой. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. [footnote text=’Важно отметить, что эти письма были написаны в середине прошлого века, когда международные авиаперелеты были дороже, а экономическое положение большинства религиозных евреев — существенно хуже. Позже, когда глава австралийской ешивы «Томхей тмимим» спросил Ребе, следует ли придерживаться прежней политики, запрещающей студентам ездить на свадьбы родственников, или же времена изменились и он может начать давать подобные разрешения, Ребе вернул ему письмо, подчеркнув в нем слова «времена изменились» (Двар мелех, с. 69).’]С. 194[/footnote])

 

<…> Вы спрашиваете о поездке на свадьбу Вашего брата. Обычно добрая воля и дружелюбие позволяют добиться большего, чем неприязнь и вражда.

Хотя Вы не стали писать подробно, из‑за чего Вы поссорились с братом, я полагаю, что будет правильно, если Вы придете к нему на свадьбу. Помимо того что это будет проявлением любви к еврею (аават Исраэль), Вы, несомненно, сможете воспользоваться случаем, непосредственно во время свадьбы или позже, приблизить Вашего брата и его невесту к еврейской традиции. Пусть же Всевышний поможет Вам преуспеть и в этом. <…>

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 97)

 

<…> Вы спрашиваете, стоит ли Вам идти на свадьбу родственника, с которым Вы находитесь в ссоре. В принципе, хранить обиду вообще не стоит, особенно с учетом того, что каждый еврей должен верить в Б‑жественное Провидение. Поэтому нужно руководствоваться словами Торы: «Вы умышляли против меня зло; но Б‑г обратил это в добро» (Берешит, 50:20). Все это подробно разъясняется в хасидской традиции и учении Бааль‑Шем‑Това, см., напр., [footnote text=’И если кто‑то оскорбил его словом или действием или нанес ему материальный ущерб, то, хотя обидчик и обладает свободой воли и [поэтому] несет ответственность [за свои поступки] по законам человеческим и небесным, избрав [путь] зла, все же судьба пострадавшего была предрешена на Небесах и Всевышний мог поручить [выполнение этой неблаговидной] миссии многим [из Своих созданий]. Кроме того, что решение Небес причинить страдание конкретному человеку, выносимое в том, что касается исполнителя, на индивидуальном уровне, влечет за собой потенциальную возможность каждого индивидуума, обладающего свободой воли, осуществить предначертанное, — и сам процесс претворения такого решения на всех его стадиях в реальность физического мира посредством определенного исполнителя управляется энергией, исходящей от Творца; поэтому даже в тот самый момент, когда кто‑то оскорбляет другого словом или действием, в совершающего зло воплощается сила Всевышнего, [движущая поступками обидчика], и «и дыхание уст Его».’]Игерет а‑кодеш, 25[/footnote].

Поэтому Вам следует прийти на свадьбу еврея, тем более что он Ваш родственник. Что касается вопроса, следует ли Вам ограничиться присутствием во время хупы, или же можно остаться и принять участие в дальнейшем [footnote text=’Поскольку речь идет о не слишком религиозном родственнике, характер этого празднования трудно предсказать заранее. ‘]праздновании[/footnote] — спросите у местных хабадников. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 162)

 

День свадьбы

<…> В день, предшествующий свадьбе, и жених, и невеста должны пожертвовать на благотворительность больше, чем [footnote text=’Как разъяснял Ребе, эти деньги можно положить в кружку для благотворительности или пожертвовать соответствующим организациям. Лучше всего, если это пожертвование будет сделано ранним утром – это будет лучшей духовной подготовкой к предстоящей свадьбе. Это также является сгулой, что свадьба будет удачной, а дальнейшая совместная жизнь – радостной и счастливой, в материальном и духовном плане.
Если жених и невеста не могут сделать пожертвование рано утром, им следует сделать это в течение дня, в крайнем случае – непосредственно перед хупой. Если по какой‑то причине этого не удалось сделать до свадьбы, нужно будет сделать это после, как только они об этом вспомнят.
Родители, дедушки и бабушки, братья и сестры, а также все остальные родственники и друзья, которые хотят поучаствовать в радости жениха и невесты, в день свадьбы тоже должны пожертвовать на благотворительность больше, чем обычно. Это также касается учителей и сватов жениха и невесты. Пожертвование должно сопровождаться пожеланиями жениху и невесте, а также словами, чтобы в награду за исполнение этой заповеди их совместная жизнь была долгой и счастливой.’]обычно[/footnote]. <…>

(Симхат Олам. С. 64)

 

<…> За неделю до свадьбы жениху и невесте следует прекратить [footnote text=’Ребе как‑то сказал, что по той же причине, что жених и невеста не встречаются неделю до свадьбы, им не следует говорить в это время по телефону (Ковец Биньян адей‑ад, с. 20).’]встречаться[/footnote]. <…>

(Без даты)

 

<…> Накануне свадьбы жениху и невесте следует освежить в памяти законы брака, чтобы быть уверенными, что ни один из них не будет нарушен.

Им также следует изучить те законы брака, которые они прежде не [footnote text=’Одному жениху Ребе посоветовал изучить свадебные обычаи, описанные в «Игрот Леви‑Ицхак» р. Леви‑Ицхака из Бердичева. Другому жениху он предложил интенсивно учить в этот день «Решит хохма».’]учили[/footnote]. <…>

(Симхат Олам. С. 64)

 

<…> Вы спрашиваете о духовной подготовке невесты в день свадьбы.

Поскольку я не знаю конкретных постановлений на этот счет, я не могу однозначно ответить на Ваш вопрос. Однако я знаю, что в этот день читают много псалмов, хотя не знаю точно, какие именно.

Разумеется, все это нужно делать помимо досконального изучения законов брака, имеющих отношение к невесте. Знание этих законов имеет первостепенное значение, в соответствии со словами «Зоара»: «Главное – это действие». <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 87)

 

<…> Разумеется, все, сказанное выше, следует делать помимо следования общепринятым еврейским обычаям – например, во время дневной молитвы следует прочитать дополнительную вставку «За [footnote text=’См.: Кицур Шульхан арух, 146:1: «Принято, чтобы жених и невеста постились в день своей свадьбы, поскольку в тот день им прощаются их грехи. И в молитве Минха они произносят вставку: “Ответь нам…”, как во все остальные посты. И в наших странах принято не продолжать пост после хулы».’]грехи[/footnote]». <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 87)

 

<…> День свадьбы подобен Судному дню. Это «время раскаяния для всех, для отдельного человека и для общины; это окончательный срок для прощения и отпущения грехов [footnote text=’Рамбам. Мишне Тора, Законы раскаяния, 2:7.’]Израиля[/footnote]».

Для жениха и невесты, а также для их родителей этот день должен стать временем интенсивного изучения Торы, молитвы, добрых дел, раскаяния и избавления. <…>

(Без даты)

Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Сбывшееся благословение. На всю оставшуюся жизнь

Мог ли простой мальчик из местечка, учивший в подполье хасидут и мечтавший о встрече с Ребе, — хотя бы на несколько минут, — представить себе, что он будет редактировать язык его речей, делать его как можно более понятным простым хасидам! Ребе сказал, что прекратил бы говорить свои речи, если бы знал, что он болен?! Большей награды, большего счастья он уже не мог удостоиться.

На их плечах: Сара Рафаэлова

Мнение нашей семьи о событиях в стране определял и формировал отец Шимшон. Будучи глубоко верующим человеком, все обсуждения он завершал словами: «Им (властям) не отпущено много времени. Геула (избавление) близка, мы должны продолжать делать свое дело — служить Б‑гу».

Недельная глава «Эмор». Двоякость еврейского времени

В иудаизме время — незаменимая среда духовно‑религиозной жизни. Но у еврейского понимания времени есть особенность, незаслуженно обойденная вниманием: двоякость, пронизывающая всю его темпоральную структуру... В иудаизме время — нечто и историческое, и природное. Да, звучит неожиданно, парадоксально. Но воистину великолепно, что иудаизм отказывается упрощать богатую многослойность времени: часы тикают, цветок растет, тело дряхлеет, а человеческая мысль проникает все глубже.