Письма о деловой жизни, достатке и заработке
<…> Мне было приятно прочесть, что Вы столь быстро увидели исполнение обещания: «Принесите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; и испытайте Меня этим, сказал Г‑сподь Воинств: не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры?» — 500 фунтов, пожертвованные Вами Кфар‑Хабаду , вернулись к Вам сторицей. Жаль, что Вы не дали больше, — в этом случае прибыль оказалась бы куда значительнее. Надеюсь, однако, что это послужит уроком на будущее и Вы никогда не забудете, что упование на Всевышнего щедро вознаграждается.
12 сивана 5717 (11 июня 1957)
Вы пишете о своих беспокойствах, что через пять лет у Вас не останется никакого дела. Видимо, Вы не знаете, что есть множество торговцев, которые помнят слова мудрецов: «Чем больше имущества — тем больше забот» . Тем не менее они стараются преумножить свое имущество, готовые рисковать, что тем самым увеличат и свои «заботы». Полагаю, в этом смысле Вы тоже не являетесь исключением. Я упомянул об этом, чтобы Вы не принимали близко к сердцу «заботы», связанные с бизнесом, поскольку они являются следствием «преумножения имущества». До тех пор пока Вы будете держать открытыми каналы, по которым поступают блага (эти каналы связаны с Торой и заповедями), Всевышний, без всяких сомнений, будет и дальше посылать Вам Свои благословения.
Недавно мы отпраздновали Шавуот, праздник дарования Торы. В связи с этим стоит напомнить, что это великое событие уподобляют свадьбе, когда Творец играл роль жениха, народ Израиля — роль невесты, а обручальное кольцо, которое жених вручает невесте, олицетворяли благословения, в которых Он обещал Израилю позаботиться обо всех его материальных нуждах. Иными словами, еврей всегда должен помнить, что он «обручен с Творцом», и должен хранить Ему верность, а Он, в Свою очередь, позаботится обо всех его материальных и духовных нуждах. <…>
Пурим катан (малый Пурим), 5717
<…> Члены Вашей семьи спрашивают, продлить или отменить поездку в связи с ростом обменного курса тамошней валюты. На мой взгляд, Вам не следует менять из‑за этого своих планов. Всю выручку, предназначенную для Вас [Свыше] в связи с этой поездкой, Вы получите в полном объеме, вследствие изменения обменного курса или каких‑либо других причин. Что это меняет?
Кроме того, почему тот, кто удостоился счастливой доли заниматься Торой и поддерживать изучающих ее, удалившись от мира бизнеса, должен напряженно думать и посвящать свои мысли финансовым хитросплетениям и другим подобным вещам? Ведь в отношении таких людей обещание Торы «и благословит тебя Г‑сподь, Б‑г твой, во всем, что ты будешь делать» исполнится в самом полном виде, причем свое пропитание они будут получать как бы естественным образом. Поэтому творческие силы нашего разума, способность постигать и глубоко мыслить следует полностью посвятить изучению Торы и поддержке тех, кто ее изучает. За это Святой, благословен Он, посредством «естественного» хода вещей обеспечит полное невиданное преуспевание во всех материальных и духовных начинаниях. <…>
25 адара 5721 (13 марта 1961)
<…> Что касается вопроса относительно Вашего дела, то нужно обсудить его с друзьями и бизнесменами, которым Вы сможете изложить все уместные детали, как те, о которых уже написали, так и те, которые трудно изложить на бумаге. <…>
<…> Есть люди, которые жалуются: «Тора поставила нас в невыгодное положение. Мы должны соблюдать субботы и праздники, да и в рабочие дни нам приходится делать вещи, которые другим делать не надо. До работы нужно помолиться и поучить Тору. В разгар рабочего дня нужно остановиться и опять молиться. Когда вечером мы наконец возвращаемся домой, нужно читать еще одну молитву. На работе необходимо постоянно следить, чтобы все было честно, и избегать любых незаконных махинаций. Во многих случаях мы даже не имеем права конкурировать с другими бизнесами. И как прикажете выживать в подобных условиях?»
Всевышний отвечает им: «Я вывел вас из Египта. До тех пор ни один раб не мог бежать из Египта, Я же вывел оттуда несколько миллионов человек и даровал им несметные богатства. Поэтому, как вы могли убедиться, Я не связан законами природы, и, если вы будете следовать Моим указаниям, Я награжу вас сверхъестественным образом и сделаю так, что у вас в изобилии будет все, что вам нужно». <…>
(Ликутей сихот. Т. II. С. 325)
<…> Наш внутренний Амалек стремится остудить наш пыл к Б‑гу и Его Торе. До тех пор пока мы исполняем свой религиозный долг, это не кажется слишком серьезной проблемой. Однако, если мы приступаем к своей миссии без пыла и энтузиазма, со временем мы утратим к ней интерес и начнем рассматривать другие варианты, способные принести немедленное физическое или духовное удовлетворение.
Если внутреннему Амалеку не удается остудить нас, он пытается напасть на нас «в стране», т. е. в повседневной жизни, к которой мы возвращаемся после ежедневных молитв и учебы. При этом он убеждает нас: «Будь свят, пока молишься или учишь Тору. Однако, когда нужно заработать на жизнь или заниматься мирскими делами, изволь следовать общим законам».
Притом что многим это покажется советом умного бизнесмена, нужно понимать, что это — совет Амалека. Несмотря на все его уступки нашим духовным занятиям, его цель — уничтожить нас. Поэтому единственный правильный ответ Амалеку — стереть его с лица земли. Для этого нужно постоянно поддерживать энтузиазм по отношению к Б‑гу и Его Торе, а также — желание, чтобы во всем, что происходит в нашей жизни, Он оставался нашим единственным наставником.
(Ликутей сихот. Т. I. С. 208)