Письма о деловой жизни, достатке и заработке
21 швата 5718 (11 февраля 1958)
<…> Заповедь соблюдения субботы, о которой Вы пишете, является одной из основополагающих. Мудрецы говорили, что суббота равноценна всем остальным заповедям (Иерусалимский Талмуд, 3:9). В то же время ее нарушение является одним из тягчайших грехов — мудрецы постановили, что тот, кто публично нарушил субботу, словно нарушил всю Тору.
Я пишу об этом в связи с Вашим вопросом о нарушении субботы на еврейских лайнерах . Их утверждение, что в течение двадцати четырех субботних часов все происходит автоматически, абсурдно. Говорю это со всей ответственностью, поскольку я сам инженер и изучал корабельные механизмы . Во‑первых, некоторые машины не могут работать автоматически, прежде всего имеющие отношение к прокладке курса, радиосвязи, обслуживанию и т. д. Во‑вторых, даже те машины, которые работают автоматически, как с точки зрения их функционирования, так и согласно требованиям международного права необходимо проверять каждые несколько часов, что неизбежно означает прямое нарушение субботы столько раз, сколько проверок нужно сделать в течение этих суток. В‑третьих, так называемые автоматические механизмы, включая некоторые бойлеры, нуждаются в периодической, примерно раз в шесть часов, процедуре, когда соответствующие части машины останавливают, а затем запускают заново.
Помимо сказанного, в тех случаях, когда кораблю нужно маневрировать в открытом море, это связано с нарушением субботы, как известно всем, кто знаком с техническими аспектами современного кораблевождения. <…> Это остается в силе, даже если евреи составляют лишь большинство пассажиров, и тем более — когда все пассажиры на судне евреи. Ибо именно ради них корабль плывет и работают машины, что связано с радикальным нарушением субботы. Поэтому только тот, кто не имеет ни малейшего представления о том, как работают машины, может поверить абсурдному утверждению, что океанским лайнером можно целые сутки управлять автоматически, без нарушения субботы.
К сожалению, есть раввины, которых ввели в заблуждение, и теперь они вводят в заблуждение других. Ввиду незнания технических аспектов и под влиянием утверждений техников, которые в силу понятных причин решили не сообщать всех фактов, эти раввины регулярно ошибаются, думая или даже публично заявляя, что эти круизы не связаны с нарушением субботы.
В своем письме Вы упомянули, что один из Ваших друзей говорил с капитаном еврейского лайнера, который заявил, что в субботу судно управляется автоматически. В связи с этим я посылаю Вам копию вопросника, который высылал год назад руководству судоходной компании, утверждавшей, что в субботу их суда управляются автоматически. Ответ на этот запрос по понятным причинам до сих пор так и не получен, поскольку я уверен, что не найдется никого, кто станет утверждать, что любой из перечисленных механизмов может работать автоматически, — разумеется, если он будет говорить правду и не захочет быть уличенным в заведомо ложных утверждениях. <…> Возникает вопрос: если круизы еврейских лайнеров невозможны без столь вопиющего нарушения еврейских законов, почему это не вызывает в Святой земле волны протестов? Ответ на этот вопрос очевиден, достаточно вспомнить два следующих факта. 1) Почти десять лет производство и распределение молока находилось в руках кооперативов и ферм, многие из которых были известны тем, что там разводят свиней и совершают с молоком операции, делающие его некошерным . Однако в этой связи ничего не предпринималось вплоть до последнего лета, пока в дело не вмешался раввин Нисим , который запретил такое молоко, что заставило фермеров отказаться от разведения свиней, поскольку они не хотели потерять более прибыльный молочный бизнес. Вы, несомненно, читали об этом в газетах. Разумеется, никто не признает кошерным коровье молоко, смешанное со свиным, и тем не менее на протяжении многих лет никто не протестовал. 2) Второй факт, имеющий отношение к нарушению субботы, — работа бумажной фабрики в Хадере. Это тоже было прекращено лишь недавно, тем же р. Нисимом, запретившим использовать эту бумагу для печатания религиозной литературы. И вновь, несомненно, никто не станет утверждать, что еврейская бумажная фабрика вправе нарушать субботу, поскольку находится в Святой земле.
Я предвижу еще один «аргумент», связанный с еврейскими лайнерами. Некоторые заинтересованные стороны ссылаются на книгу раввина Вальденберга, где обсуждаются аспекты и условия, при которых еврейский корабль теоретически мог бы плыть в субботу. Эту книгу цитируют как якобы разрешающую путешествовать на еврейских кораблях, плывущих в субботу. Насколько это неверно, можно с легкостью увидеть, приняв во внимание, что ни одно из смягчающих условий, перечисленных в этой книге, на практике не соблюдается, а условия на этих судах таковы, что судовождение неизбежно связано с нарушением Торы.
Хочу упомянуть, что в этом году группа еврейских девушек, собиравшихся плыть в Святую землю на одном из этих лайнеров, изменила свои планы, узнав о нарушении субботы, и решила лететь самолетом. Мне кажется, они были членами партии «Мизрахи» или «Поалей Мизрахи» . Эти девушки, безусловно, заслуживают уважения. Воистину, все это было бы смешно, если бы не было так грустно: желая посетить страну, которую даже неевреи почитают святой, человек вынужден выбирать вариант поездки, связанный с нарушением одной из Десяти заповедей, которая, как уже было сказано, равноценна всем остальным заповедям. <…>
Стоит ли хабадским центрам заниматься бизнесом
(25 швата 5735 — 6 февраля 1975 года)
<…> В своем письме Вы предлагаете несколько путей и средств, которые могут способствовать деятельности Хабада на Западном побережье США . Поэтому, прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить Вас за личную заинтересованность и желание посодействовать этой деятельности.
В общем, Вы предлагаете обдумать возможность запустить несколько небольших бизнесов, которые, помимо оказания необходимых услуг, послужат источником денежных средств для деятельности Хабада (характер этих бизнесов должен зависеть от местных условий, наличия рабочей силы и т. д.). Вы спрашиваете, насколько этот план реален.
Сначала я хотел бы привести несколько общих соображений, касающихся всех мест, где осуществляется деятельность Хабада. Даже если предположить, что у нас в наличии есть лишние сотрудники, которым можно поручить ведение этих бизнесов, то будет неправильно, если и религиозная, и коммерческая деятельность будет осуществляться одной организацией, под одной крышей. Вне всяких сомнений, это не поспособствует тотальной преданности, которая обычно ассоциируется с работой Хабада по распространению иудаизма. Впрочем, в любом случае это сугубо теоретический вопрос, поскольку, к сожалению, наши людские ресурсы очень и очень ограниченны, и будет неправильно отвлекать людей от духовной работы ради коммерческой деятельности.
Есть и другие общие соображения. Если человек, занимающийся распространением еврейских ценностей, действительно хочет пользоваться влиянием, он должен быть чист от малейших подозрений в том, что он преследует какие‑либо материальные цели. Однако будет очень сложно избежать таких подозрений, если деятельность Хабада будет связана с какой‑либо коммерческой активностью, даже ради финансирования жизненно важной духовной работы. Это соображение оказывается еще более важным с учетом того, что Хабад тратит много времени и сил для привлечения евреев, которые прежде не были охвачены духовной и религиозной работой. Будет трудно обращаться к этим евреям и убеждать их, что мы заботимся только об их душе и духовной жизни, если параллельно мы будем заниматься коммерцией. Разумеется, есть немало университетов и колледжей, занимающихся коммерческими вложениями, чьи доходы составляют значительную часть необходимого им бюджета. Однако университеты должны лишь передавать своим студентам знания — по крайней мере, такова их нынешняя функция, хотя можно было бы ожидать, что эти храмы знаний будут также служить оплотом нравственности, — тогда как наша деятельность связана с духовными и морально‑нравственными вопросами.
Сказанное выше достаточно объясняет мое отношение к Вашей идее. К этому можно добавить еще одно соображение, хотя, вероятно, бизнесмену оно покажется странным. Дело в том, что задача Хабада — привлечь к своей деятельности максимальное число евреев. Я подразумеваю их вовлечение в качестве партнеров. Такие партнеры могут быть двух типов: те, кто способен сам преподавать и влиять на окружающих, работая плечом к плечу с активистами Хабада; и те, кто недостаточно квалифицирован для этого, слишком занят и т. д., однако вместо этого могут оказать финансовую поддержку работе Хабада, что делает их полноправными партнерами. Это не что иное, как древнее партнерство двух колен Израиля, Звулуна и Иссахара, когда первые были преимущественно купцами и содержали вторых, в большинстве своем знатоков Торы . Поэтому мудрецы объясняли, что, когда два брата упомянуты вместе, Звулуна упоминают первым .
Закончу на этом, надеясь, что Ваше участие в деятельности Хабада будет двояким, включающим работу как Иссахара, так и Звулуна. <…>