Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с идиша, иврита и английского А. ОльманаИ. Стрешинского, Ц.‑Г. БлиндераЕ. Левина 13 августа 2017
Поделиться

21 швата 5718 (11 февраля 1958)

<…> Заповедь соблюдения субботы, о которой Вы пишете, является одной из основополагающих. Мудрецы говорили, что суббота равноценна всем остальным заповедям (Иерусалимский Талмуд, 3:9). В то же время ее нарушение является одним из тягчайших грехов — мудрецы постановили, что тот, кто публично нарушил субботу, словно нарушил всю Тору.

Я пишу об этом в связи с Вашим вопросом о нарушении субботы на еврейских лайнерах Ребе пишет о коммерческих круизах, организованных государственной израильской компанией, покупавшей или арендовавшей для этого комфортабельные океанские лайнеры; см.: Z. Abramov. Perpetual Dilemma: Jewish Religion in the Jewish State. Brandes University, 1976. Р. 217–218. Эти круизы привлекали еврейских туристов возможностью кошерного питания. Письмо Ребе служит лишним напоминанием, насколько сложной, с алахической точки зрения, является организация подобного и любого другого высокотехнологичного бизнеса.
. Их утверждение, что в течение двадцати четырех субботних часов все происходит автоматически, абсурдно. Говорю это со всей ответственностью, поскольку я сам инженер и изучал корабельные механизмы По приезде в США р. Шнеерсон некоторое время работал на Бруклинской морской верфи, где отвечал за протяжку и монтаж электрических кабелей на военных кораблях (см.: А. Эвен‑Исраэль (Штейнзальц). Мой Ребе. Москва, Книжники, 2015. С. 86–87).
. Во‑первых, некоторые машины не могут работать автоматически, прежде всего имеющие отношение к прокладке курса, радиосвязи, обслуживанию и т. д. Во‑вторых, даже те машины, которые работают автоматически, как с точки зрения их функционирования, так и согласно требованиям международного права необходимо проверять каждые несколько часов, что неизбежно означает прямое нарушение субботы столько раз, сколько проверок нужно сделать в течение этих суток. В‑третьих, так называемые автоматические механизмы, включая некоторые бойлеры, нуждаются в периодической, примерно раз в шесть часов, процедуре, когда соответствующие части машины останавливают, а затем запускают заново.

В Хайфском порту

Помимо сказанного, в тех случаях, когда кораблю нужно маневрировать в открытом море, это связано с нарушением субботы, как известно всем, кто знаком с техническими аспектами современного кораблевождения. <…> Это остается в силе, даже если евреи составляют лишь большинство пассажиров, и тем более — когда все пассажиры на судне евреи. Ибо именно ради них корабль плывет и работают машины, что связано с радикальным нарушением субботы. Поэтому только тот, кто не имеет ни малейшего представления о том, как работают машины, может поверить абсурдному утверждению, что океанским лайнером можно целые сутки управлять автоматически, без нарушения субботы.

К сожалению, есть раввины, которых ввели в заблуждение, и теперь они вводят в заблуждение других. Ввиду незнания технических аспектов и под влиянием утверждений техников, которые в силу понятных причин решили не сообщать всех фактов, эти раввины регулярно ошибаются, думая или даже публично заявляя, что эти круизы не связаны с нарушением субботы.

В своем письме Вы упомянули, что один из Ваших друзей говорил с капитаном еврейского лайнера, который заявил, что в субботу судно управляется автоматически. В связи с этим я посылаю Вам копию вопросника, который высылал год назад руководству судоходной компании, утверждавшей, что в субботу их суда управляются автоматически. Ответ на этот запрос по понятным причинам до сих пор так и не получен, поскольку я уверен, что не найдется никого, кто станет утверждать, что любой из перечисленных механизмов может работать автоматически, — разумеется, если он будет говорить правду и не захочет быть уличенным в заведомо ложных утверждениях. <…> Возникает вопрос: если круизы еврейских лайнеров невозможны без столь вопиющего нарушения еврейских законов, почему это не вызывает в Святой земле волны протестов? Ответ на этот вопрос очевиден, достаточно вспомнить два следующих факта. 1) Почти десять лет производство и распределение молока находилось в руках кооперативов и ферм, многие из которых были известны тем, что там разводят свиней и совершают с молоком операции, делающие его некошерным Ребе имел в виду добавки свиного молока в коровье.
. Однако в этой связи ничего не предпринималось вплоть до последнего лета, пока в дело не вмешался раввин Нисим Р. Ицхак Нисим (1895–1981) — второй главный сефардский раввин Израиля (1955–1972). , который запретил такое молоко, что заставило фермеров отказаться от разведения свиней, поскольку они не хотели потерять более прибыльный молочный бизнес. Вы, несомненно, читали об этом в газетах. Разумеется, никто не признает кошерным коровье молоко, смешанное со свиным, и тем не менее на протяжении многих лет никто не протестовал. 2) Второй факт, имеющий отношение к нарушению субботы, — работа бумажной фабрики в Хадере. Это тоже было прекращено лишь недавно, тем же р. Нисимом, запретившим использовать эту бумагу для печатания религиозной литературы. И вновь, несомненно, никто не станет утверждать, что еврейская бумажная фабрика вправе нарушать субботу, поскольку находится в Святой земле.

Я предвижу еще один «аргумент», связанный с еврейскими лайнерами. Некоторые заинтересованные стороны ссылаются на книгу раввина Вальденберга, где обсуждаются аспекты и условия, при которых еврейский корабль теоретически мог бы плыть в субботу. Эту книгу цитируют как якобы разрешающую путешествовать на еврейских кораблях, плывущих в субботу. Насколько это неверно, можно с легкостью увидеть, приняв во внимание, что ни одно из смягчающих условий, перечисленных в этой книге, на практике не соблюдается, а условия на этих судах таковы, что судовождение неизбежно связано с нарушением Торы.

Хочу упомянуть, что в этом году группа еврейских девушек, собиравшихся плыть в Святую землю на одном из этих лайнеров, изменила свои планы, узнав о нарушении субботы, и решила лететь самолетом. Мне кажется, они были членами партии «Мизрахи» или «Поалей Мизрахи» Религиозно‑сионистские израильские партии и одноименные всемирные организации. В 1956 году израильские партии слились, образовав единую Национально‑религиозную партию (сегодня — «Еврейский дом»).
. Эти девушки, безусловно, заслуживают уважения. Воистину, все это было бы смешно, если бы не было так грустно: желая посетить страну, которую даже неевреи почитают святой, человек вынужден выбирать вариант поездки, связанный с нарушением одной из Десяти заповедей, которая, как уже было сказано, равноценна всем остальным заповедям. <…>

 

Стоит ли хабадским центрам заниматься бизнесом

(25 швата 5735 — 6 февраля 1975 года)

<…> В своем письме Вы предлагаете несколько путей и средств, которые могут способствовать деятельности Хабада на Западном побережье США Адресат Ребе жил в Калифорнии.
. Поэтому, прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить Вас за личную заинтересованность и желание посодействовать этой деятельности.

В общем, Вы предлагаете обдумать возможность запустить несколько небольших бизнесов, которые, помимо оказания необходимых услуг, послужат источником денежных средств для деятельности Хабада (характер этих бизнесов должен зависеть от местных условий, наличия рабочей силы и т. д.). Вы спрашиваете, насколько этот план реален.

Сначала я хотел бы привести несколько общих соображений, касающихся всех мест, где осуществляется деятельность Хабада. Даже если предположить, что у нас в наличии есть лишние сотрудники, которым можно поручить ведение этих бизнесов, то будет неправильно, если и религиозная, и коммерческая деятельность будет осуществляться одной организацией, под одной крышей. Вне всяких сомнений, это не поспособствует тотальной преданности, которая обычно ассоциируется с работой Хабада по распространению иудаизма. Впрочем, в любом случае это сугубо теоретический вопрос, поскольку, к сожалению, наши людские ресурсы очень и очень ограниченны, и будет неправильно отвлекать людей от духовной работы ради коммерческой деятельности.

Есть и другие общие соображения. Если человек, занимающийся распространением еврейских ценностей, действительно хочет пользоваться влиянием, он должен быть чист от малейших подозрений в том, что он преследует какие‑либо материальные цели. Однако будет очень сложно избежать таких подозрений, если деятельность Хабада будет связана с какой‑либо коммерческой активностью, даже ради финансирования жизненно важной духовной работы. Это соображение оказывается еще более важным с учетом того, что Хабад тратит много времени и сил для привлечения евреев, которые прежде не были охвачены духовной и религиозной работой. Будет трудно обращаться к этим евреям и убеждать их, что мы заботимся только об их душе и духовной жизни, если параллельно мы будем заниматься коммерцией. Разумеется, есть немало университетов и колледжей, занимающихся коммерческими вложениями, чьи доходы составляют значительную часть необходимого им бюджета. Однако университеты должны лишь передавать своим студентам знания — по крайней мере, такова их нынешняя функция, хотя можно было бы ожидать, что эти храмы знаний будут также служить оплотом нравственности, — тогда как наша деятельность связана с духовными и морально‑нравственными вопросами.

Сказанное выше достаточно объясняет мое отношение к Вашей идее. К этому можно добавить еще одно соображение, хотя, вероятно, бизнесмену оно покажется странным. Дело в том, что задача Хабада — привлечь к своей деятельности максимальное число евреев. Я подразумеваю их вовлечение в качестве партнеров. Такие партнеры могут быть двух типов: те, кто способен сам преподавать и влиять на окружающих, работая плечом к плечу с активистами Хабада; и те, кто недостаточно квалифицирован для этого, слишком занят и т. д., однако вместо этого могут оказать финансовую поддержку работе Хабада, что делает их полноправными партнерами. Это не что иное, как древнее партнерство двух колен Израиля, Звулуна и Иссахара, когда первые были преимущественно купцами и содержали вторых, в большинстве своем знатоков Торы См.: Берешит раба, 97: «“Звулун у берега морей будет жить” (Берешит, 49:13). Звулун — торговлей своей, а Иссахар — Торой своей. Один с другим они сотоварищи и в этом мире, и в Мире грядущем».
. Поэтому мудрецы объясняли, что, когда два брата упомянуты вместе, Звулуна упоминают первым См. Раши на Дварим, 33:18: «“Радуйся, Звулун, при выходе твоем, а ты, Иссахар, в шатрах твоих” — Звулун и Иссахар заключили договор: Звулун жил на побережье и выходил на судах в море, занимаясь торговлей, он зарабатывал трудами своими и давал пропитание Иссахару, а тот сидел и занимался Учением. Звулун назван перед Иссахаром (хотя он моложе его), потому что своими познаниями в Учении Иссахар обязан Звулуну». .

Закончу на этом, надеясь, что Ваше участие в деятельности Хабада будет двояким, включающим работу как Иссахара, так и Звулуна. <…> 

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Когда Он повелел жить согласно Торе и заповедям, Он дал нам возможность прожить в соответствии с этими требованиями в любых жизненных обстоятельствах, а также силы преодолеть все преграды. Это всего лишь вопрос желания и упорства каждого еврея, поскольку потенциально у него есть все необходимое, чтобы жить в соответствии с волей Всевышнего, Творца и Владыки мира.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Не могу одобрить то, что, как Вы пишете, Вы решили отложить свадьбу, так как в настоящий момент не зарабатываете достаточно, поскольку, как говорили наши мудрецы, блаженной памяти, Всевышний посылает человеку пропитание благодаря заслугам его жены.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Человеку надлежит создать сосуд, который сможет вместить посылаемые свыше блага. Поэтому не следует ждать, пока другие предложат Вам работу. Следует самостоятельно активно искать себе место, поскольку найти его Вам гораздо важнее, чем тем, кто мог бы Вам его предложить.