Кадиш

Памяти академика Евгения Велихова

Давид Розенсон 19 декабря 2024
Поделиться

Памяти ученого, достигшего невероятных академических высот, человека, который внес неоценимый вклад в возрождение еврейской культуры

Евгений Павлович Велихов, знаковая фигура в научном мире и выдающийся общественный деятель России, оставил неизгладимый след в истории не только как физик-ядерщик, но и как человек, проявивший неожиданный интерес к возрождению еврейской культуры в России. Велихов был выдающимся физиком, при этом его наследие выходит далеко за пределы науки: его деятельность оказала глубокое влияние на еврейское образование и восстановление культуры в критический период советской и российской истории.

Евгений Павлович Велихов

Евгений Павлович умер 5 декабря в возрасте 89 лет. Научный мир вспоминал его выдающиеся достижения в области ядерной физики, исследование плазмы, а также участие в разработке проекта ITER (Международного экспериментального термоядерного реактора). А еврейский народ чествовал Велихова, делая акцент на его огромном вкладе в возрождение еврейского образования и изучение иудаики в России. Его неизменная поддержка сыграла важную роль в открытии первого в новейшей истории Советского Союза еврейского учебного заведения, что стало важной вехой на пути развития еврейского образования, способствовало созданию центров еврейской культуры и обмену преподавателями еще до того, как СССР восстановил официальные дипломатические отношения с Государством Израиль.
 

Необычная дружба: знаменитый ученый и легендарный исследователь Талмуда

Дружба Евгения Велихова с раввином Адином Штейнзальцем зародилась во время их случайной встречи на научной конференции в Оксфорде в 1988 году. 

В апреле 1988-го раввин Штейнзальц пропустил церемонию вручения ему Премии Израиля, чтобы выступить с лекцией на Глобальном форуме в Оксфордском университете. Форум был организован по образцу ежегодной сессии Всемирного экономического форума в Давосе и представлял собой пятидневное выездное мероприятие, на котором собирались ученые, политические, общественные и религиозные лидеры для обсуждения глобальных проблем и путей их решения.

Оксфордский форум проходил на фоне попыток либерально настроенных представителей советского руководства укрепить контакты с Западом. Помимо матери Терезы, приехавшей из Калькутты, в форуме приняли активное участие Далай-лама, архиепископ Кентерберийский, генеральный секретарь Всемирного исламского конгресса Инамулла Хан, а также астрофизик Карл Саган, Джеймс Лавлок, другие известные ученые, американские конгрессмены и влиятельные члены советского Политбюро.

Последним взял слово раввин Штейнзальц. Запись его выступления не сохранилась, но его доклад, очевидно, произвел большое впечатление на академика Велихова. 

Помимо того, что он имел влияние в академических кругах, Велихов был доверенным лицом главы Советского Союза Михаила Горбачева и выступал консультантом в узком кругу Президиума Верховного Совета, где из соображений безопасности случайных людей не бывало.

После своего выступления, во время прогулки по извилистым мощеным улочкам Оксфорда Велихов обсудил с известным талмудистом Штейнзальцем происходившие в Советском Союзе перемены и выразил надежду, что они позволят создать для советских ученых атмосферу большей открытости и свободы.

Академик Евгений Велихов и раввин Адин Штейнзальц. 2004 год

Штейнзальц, в свою очередь, рассуждал об исторической роли России, которая, несмотря на погромы и жестокие репрессии, на протяжении более чем трех столетий была центром еврейской культуры. Раввин Штейнзальц предположил, что Советскому Союзу – огромной стране, находившейся на грани экономической катастрофы и стремившейся к сближению с Западом, – существенную пользу могло бы принести создание центра религиозных исследований, где свободная академическая атмосфера позволила бы студентам и научным сотрудникам реализовывать свои научные интересы. Штейнзальц предложил развивать этот проект под эгидой советской Академии наук и намекнул, что готов стать директором вновь созданного еврейского университета, где студенты, не опасаясь преследований, могли бы изучать Талмуд, еврейское право и иврит.

Спустя годы Евгений Велихов, сам не бывши евреем, вспоминал, что раввин Штейнзальц произвел на него впечатление умного, честного и порядочного человека, который, в отличие от других религиозных лидеров, стремился созидать, а не извлекать пользу из ситуации, сложившейся в Советском Союзе. Вдохновленный идеей Штейнзальца, он пригласил раввина в Москву и попросил выступить с лекцией в Академии наук, а также встретиться с влиятельными советскими учеными и членами правительства, хотя Советский Союз на тот момент еще не имел дипломатических отношений с Израилем. 

Велихов решил поддержать идею создания центра, если идеи Штейнзальца и его презентация будут хорошо восприняты.

В октябре 1988 года раввин Штейнзальц для узкого круга ведущих советских ученых прочитал лекцию, в которой рассказал об универсальных ценностях иудаизма и их значении для современного мира. В зале присутствовали Евгений Велихов и Роальд Сагдеев, знаменитый физик, руководитель престижного Института космических исследований. 

После встреч с людьми, занимавшими ключевые должности в советском государстве, Евгений Велихов обратился лично к Михаилу Горбачеву с просьбой содействовать открытию Института изучения иудаизма имени Адина Штейнзальца в составе Академии наук СССР. Горбачев согласился.

Так, получив одобрение Горбачева, раввин Штейнзальц открыл первый за более чем полвека официальный центр изучения иудаизма в Советском Союзе. Благодаря связям и авторитету Евгения Велихова в этом новом московском центре, помимо вышедших из подполья учителей иврита и иудаизма, стали преподавать педагоги из Израиля, Европы и США. 

В рамках соглашения раввин Штейнзальц получил разрешение на микрофиширование еврейских книг и рукописей, хранившихся в Ленинграде, и их размещение в библиотеках Израиля и на Западе. 

Важно отметить, что основание этого учебного заведения при поддержке правительства способствовало появлению и других еврейских программ, школ и ешив на территории Советского Союза.

Изначально ютившийся в нескольких комнатах в здании Академии наук, новый центр вскоре ощутил острую потребность в более просторных помещениях. Этот вопрос также был решен: Евгений Велихов получил разрешение на переоборудование дачи мэра Москвы Гавриила Попова, которая переходила в собственность раввина Штейнзальца и становилась базой для нового центра. 

 

Возрождение еврейской науки

Создание нового еврейского образовательного центра послужило толчком к возрождению еврейской культурной и религиозной жизни в России. Одобренная государством программа изучения иудаики привлекла немало молодых евреев, предложив им безопасное пространство для изучения иврита, еврейских текстов и традиций. Библиотека института, богатая редкими ценными книгами, символизировала возрождение еврейской мысли, которая не имела возможности развиваться в советское время. Евгений Велихов поддерживал и продвигал и другие инициативы, в том числе межконфессиональный диалог и культурный обмен.

Деятельность Велихова оказала существенное влияние на развитие еврейских образовательных учреждений в России, способствуя созданию среды, в которой еврейская молодежь получала возможность погрузиться в исследование своих корней. Велихов верил, что бережное отношение к культуре и образованию приносит пользу всему обществу.

Представитель раввина Штейнзальца в Москве реб Хаим-Арон Фейгенбаум внес большой вклад в разработку программы. Фейгенбаум тесно сотрудничал с Велиховым, чтобы обеспечить институт необходимыми средствами и получить все требуемые разрешения. Это партнерство было пропитано взаимоуважением и подчеркивало готовность Велихова поддерживать инициативы, выходившие за рамки его собственной веры и жизненного опыта.

 

Единство и активная позиция как фундаментальные ценности

Вклад Евгения Велихова в возрождение еврейской культуры был частью глобального наследия, базирующегося на толерантности и взаимопонимании. Будучи секретарем Общественной палаты России, он смело выступал против экстремизма и фанатизма, добившись, в частности, запрета антисемитского подложного документа «Протоколы сионских мудрецов». Этот поступок в очередной раз продемонстрировал его приверженность ценностям справедливости и равенства, что еще больше укрепило его связь с еврейской общиной.

Велихов понимал, что значимость возрождения еврейской культуры в России затрагивает не только евреев, но и весь мир.

В знак признания его усилий в 2011 году Федерация еврейских общин наградила его премией «Человек года» за значительный вклад в развитие толерантности и взаимопонимания. 

 

Важность полноценной жизни

Как учёный Евгений Велихов продемонстрировал силу знания, способного преодолевать границы и помогать сотрудничеству. Как общественный деятель он показал: истинное лидерство заключается в защите справедливых дел других людей, даже если они напрямую не пересекаются с собственной идентичностью. 

В трудные времена наследие Велихова напоминает нам о важности построения мостов, о способности видеть дальше различий и находить общие ценности. Его деятельность в поддержку еврейского народа и вклад в развитие еврейского образования в России остаются примером того, чего можно достичь, когда люди действуют с мужеством, дальновидностью и эмпатией.

В книге Адина Штейнзальца «Простые слова», которая очень нравилась Велихову, сказано: «Не зря прожитая жизнь оставляет положительный след в душах окружающих, внося вклад в общечеловеческую копилку доброты». Велихов строил свою жизнь в соответствии с этим принципом. Его преданность науке, образованию и культурному возрождению продемонстрировала, как действия одного человека могут привести к значимым переменам.

В письме, выражающем соболезнования по случаю ухода Евгения Велихова из жизни, раввин Берл Лазар написал: «На Евгения Павловича Велихова Б-г возложил великую миссию, и он прошел этот путь с честью. Как учат наши мудрецы, пока деяния почивших остаются в нашей памяти, они продолжают жить».

Поддержка Евгением Велиховым еврейского образования и его вклад в развитие общества в самом широком смысле стали частью его наследия, которое живо по сей день. Он останется в памяти не только как выдающийся ученый, но и как основоположник ренессанса еврейского образования в России.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Семь очерков о раввине Адине Штейнзальце

Он сумел показать многим, как можно сочетать Тору с современной жизнью и движением вперед. Из общения с раввином Штейнзальцем было ясно: граница проходит не между светскими и религиозными евреями, а между образованными и невежественными. Религиозность, соблюдение заповедей, молитва всегда воспринимались раввином Штейнзальцем как совершенно естественное состояние.

Дорога в четыре года: из истории восстановления дипломатических отношений между Советским Союзом и Израилем

«Вручение верительных грамот состоялось, выражаясь мидовским новоязом, “при том понимании”, что до 30 декабря я буду послом Советского Союза, а после — послом России. Все было, как положено: эскорт мотоциклистов, оркестр, ковер, флаги и т. д. Все было расписано: куда идти, где стоять, куда поворачиваться. На мне парадный мундир с золотым шитьем и маршальскими звездами (последний, кажется, посольский мундир, сшитый в мидовском ателье). Первый и последний раз я был при галстуке. Посмотрел на себя в зеркало и подумал — ну, точно швейцар пятизвездочного отеля. Но надо было терпеть»