Календарь , Пурим

Откуда взялись ваши любимые пуримские обычаи

Шломо Броди 10 марта 2020
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Многие дети и взрослые уверены: Пурим делают Пуримом обычаи, превращающие его в праздник, когда все вверх дном. Веселые и обычно безобидные, эти обычаи — напиваться, разыгрывать фарсовые сценки и наряжаться в карнавальные костюмы — порождают споры в еврейском праве и вызывают вопросы относительно истинного значения праздника.

Единственный «буйный» пуримский обычай, у которого есть талмудические корни, — это традиция напиваться в день праздника. Талмуд, видимо, с самого начала поощрял опьянение во время празднования Пурима, хотя и предупреждал о возможных опасностях. В средние века одни авторитеты высказывались за сохранение этого обычая — если уж не опьянеть, то хотя бы приложиться, — а другие выступали резко против него. Страх, что напившийся будет вести себя неподобающе, заставил двух видных ученых ХХ века, раввинов Исраэля Кагана и Йехиэля Эпштейна, осудить эту традицию. Не будем, в свою очередь, осуждать их, помня о происходящих каждый год многочисленных несчастных случаях, связанных с неумеренным употреблением алкоголя.

Другой неоднозначный обычай — разыгрывать пародийные пьесы, пуримшпили, где изобилуют шутки над стилем и содержанием правовых диспутов. Их еще называют пуримской Торой. Даже при самых добрых намерениях легко перейти грань между юмором и неуважением, и постоянные личные оскорбления, связанные с этими спектаклями, вызывали неудовольствие у многих. Особенно это касается учеников, которые высмеивают учителей. Немало людей уверены, что таких оскорблений в адрес изучающих Тору допускать нельзя, даже если сами учителя дали на это согласие.

Бал, посвященный празднованию Пурима в Музыкальной академии. Гравюра (фрагмент). Нью‑Йорк. 14 марта 1865

Карнавальные костюмы происходят от средневекового фольклорного обычая, существовавшего в ашкеназских странах. Этот факт породил споры о пристойности такой практики среди ученых‑раввинистов. Важное рассуждение на эту тему принадлежит немецкому ученому XV века, приехавшему из Падуи. Он разрешал носить маски, несмотря на возражения некоторых предшественников, и даже допускал, что мужчины и женщины могут надевать платье противоположного пола невзирая на прямой запрет Торы. Это правило было узаконено авторитетным кодексом еврейского права, составленным раввином Моше Иссерлесом, где разрешалось даже надевать костюмы, нарушающие заповедь шаатнез (запрет на ношение тканей, изготовленных из волокон разного происхождения), поскольку они служат прославлению Пурима, а не получению нечестивой выгоды от запрещенного поведения. Как показал Яаков Шпигель, трансвестизм был характерен для многих средневековых праздников и обрядов жизненного цикла, в том числе для Симхат Тора и свадеб, хотя раввины иногда и выступали против.

Откуда берется традиция переодевания? Некоторые утверждают, что она намекает на Мордехая, надевшего царское платье, — ключевой момент в пуримской истории. Другие полагают, что скрывание собственной идентичности символизирует причастность десницы Б‑жьей к чудесному спасению, хотя Его имя ни разу напрямую не упомянуто в тексте. Отмечая, что и Эстер скрыла, кто она такая на самом деле, Зоар а‑Негби считает, что празднующие хотели подражать «костюмированным» эпизодам рассказа. Что бы ни имелось в виду, целый ряд раввинов и историков указывают, что этот народный обычай напоминает христианские карнавалы европейского Средневековья (Фастнахт или Жирный вторник), проходившие примерно в то же время года. В этом случае он может быть похож на современный американский обычай дарить подарки на Хануку в «сезон праздников».

Но есть и возражающие. Итальянский ученый XVII века Шмуэль Абоав считал, что карнавальные костюмы носят гуляки, и они только отвлекают от религиозной радости, которую человек должен испытывать в праздник. Некоторые напрямую осуждали ношение костюмов, другие, как раввин Овадья Йосеф, категорически запрещали трансвестизм.

Костюмы, не отступающие от хорошего вкуса, не противоречат букве закона и исторической практике. Но не следует забывать, какой смысл видел в этом обычае хасидский мудрец Авраам‑Йеошуа Гешель из Опатува. Он отмечал, что человек ощущает радость и веселье, когда сталкивается с чем‑то неожиданным, например с приятелем, который вдруг стал выглядеть иначе. Именно такое ощущение испытали евреи в эпоху Мордехая и Эстер, когда день, который, как они ожидали, будет днем резни, внезапно стал днем радости. Как сказано в Писании, «ве‑наафох гу», «а обернулось оно так», что евреи одержали верх над врагами. В нашем безумном мире, когда еврейский народ сталкивается с множеством самых разных опасностей, может быть, именно об этом мы должны вспоминать, одевая детей в яркие костюмы.

Оригинальная публикация: THE ORIGINS OF YOUR FAVORITE PURIM CUSTOMS

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Commentary: Разве нет костюмов Абрама и Сарры?

Отмечая Пурим, праздник книги Эстер, нам нужно думать о Шейлоке. Каким бы веселым ни был Пурим, он все же смертельно серьезен. Он напоминает нам, что Аман существует в каждом поколении и что нам, евреям, нельзя даже осмелиться забыть о своей идентичности. Как ни странно, именно в Венеции шекспировской эпохи история фиксирует первые случаи, когда евреи стали наряжаться в костюмы в честь Пурима.

The New York Times: Пурим — религиозный праздник и бурная вечеринка

«Перед вами настоящие члены общины, собравшиеся вместе на торжество, потому что именно они выполняют тяжелый труд во внешнем мире — занимаются благотворительностью, распространением информации, трудятся во имя Б‑га». И Абрамсон ответил: «А, так значит, они вроде пехоты» — «Нет, — возразил этот парень. — Они как спецназ ВМС».

Пурим, изобретение антисемитизма и праздник еврейской креативности

Книга Эсфири запечатлела поворотный момент в еврейской истории — изобретение антисемитизма и начало демонизации евреев — рассеянного народа, чьи законы отличаются от других. Кроме того, история Пурима вводит новое измерение Б‑жественного управления земной жизнью: век открытого сверхъестественного вмешательства прошел.