«Одобряете ли вы действия советской власти, в частности, ваш арест?»
Айзик Шмеркович (Александр Сергеевич) Кацнельсон (? — после 1930) был по профессии провизором, а по призванию — общественным деятелем.
Кацнельсон либо родился в Москве, либо оказался в первопрестольной уже в последние десятилетия XIX столетия и стал деятельным членом московской еврейской общины — одним из инициаторов создания в начале 1900‑х годов Общества по борьбе с антисемитизмом. Кацнельсон был и одним из первых исследователей истории евреев Москвы. В журнале «Еврейская старина» (кн. 2, 1909) он опубликовал статью «Из мартиролога Московской общины (московская синагога в 1891–1906 гг.)». Кацнельсон также состоял членом Еврейского общества помощи жертвам войны и погромов, председательствовал в Обществе взаимопомощи провизоров‑евреев, организовывал Общество распространения правильных сведений о евреях и еврействе. На страницах его дневника, хранящегося в Государственном архиве РФ (ГАРФ), предстает личность человека, переживающего за свой народ, тонкого наблюдателя и оригинального [footnote text=’«Лехаим» уже публиковал источник из личного фонда А. Кацнельсона — Письмо в защиту евреев Москвы.’]мыслителя[/footnote].
В своем дневнике Кацнельсон отразил целый ряд важных событий из жизни советского еврейства, о которых мы узнаем прежде всего благодаря его записям. Публикуемый [footnote text=’ГАРФ. Ф. Р‑9543 (А. С. Кацнельсона). Оп. 1. Ед. хр. 3. Л.124‑143,147. Оригинал. Рукописный текст. Публикуется с сохранением орфографии и стилистики. ‘]отрывок[/footnote] относится к апрелю–маю 1920 года и дает представление о жизни еврейской общины советской столицы на исходе Гражданской войны и о надеждах на возрождение еврейских организаций и нормализацию еврейской социальной и культурной жизни, которым не суждено было сбыться.
23 апреля. Происходит конференция сионистов. В ней участвуют несколько сот [footnote text=’Ицхак Маор пишет, что в конференции (съезде) сионистов, который происходил в Москве 20–23 апреля, приняли участие 90 делегатов и 19 гостей: Маор И. Сионистское движение в России. Б. м. 1977. С. 427. ‘]человек[/footnote]. Я не сионист (хотя могу причислить себя к палестинофилам), а потому не принимал участия во всем этом движении, хотя сионисты пользуются моими финансовыми поддержками (пожертвования, участие в приобретении земельных участков). Сегодня, в два часа, когда конференция находилась в полном разгаре, к помещению конференции подъехало два автомобиля с тремя ответственными руководителями из еврейского [footnote text=’Центральный комиссариат по еврейским национальным делам функционировал с января 1918 года по апрель 1924 года в составе Наркомнаца. Занимал ярко выраженную антисионистскую позицию. ‘]комиссариата[/footnote] и нарядом милиционеров и заарестовали всех участников съезда. Захватили все бумаги, доклады, протоколы и пр. Арестованных отвезли в ЧК. Положение их тягостное. Чувствовать себя
28 апреля.
29 апреля. Сионистов не выпускают, и они, по‑видимому, сидят крепко. Допрос идет медленно и носит пока трагикомический характер. Были такие вопросы: «Одобряете ли вы действия советской власти и, в частности, ваш арест?» Допрос каждый продолжается по несколько часов, и после допроса [арестованный] освобождается. Таким образом, в течение дня освобождают
Сегодня предстоит дружеская вечеринка с приехавшими петербургскими общественными деятелями. Необходимо закрепить объединение общественной работы, исходящее из центров Петербурга, Киева и Москвы. Такое объединение необходимо приветствовать. Еврейская общественность выстрадала себе право за время ее тяжелой и мучительной жизни в России. Если взять период польский, когда еврей как личность не признавался, когда он духовно был унижен до крайности, когда «панночки» заставляли себе раньше руки целовать, чтобы купить у еврея себе же необходимую вещь. Если вспомнить период пребывания евреев в Великороссии с потоплением в Полоцке тысяч [footnote text=’Во время Ливонской войны в 1563 году Полоцк заняли войска Ивана Грозного, который приказал утопить в Двине всех евреев, отказавшихся креститься.’]евреев[/footnote] или бесправие еврея, характеризующееся в известной цитате «от врагов Христовых не желаю никакой [footnote text=’В 1743 году на докладе Сената об убытках из‑за «недопущения жидов» в империю Елизавета Петровна начертала резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». ‘]корысти[/footnote]» и, наконец, последний период, когда все еврейство было посажено на скамью подсудимых (наветы Бейлиса или [footnote text=’Имеются в виду обвинения евреев в шпионаже в пользу Германии в годы Первой мировой войны. См.: Гольдин С. Евреи и шпиономания в русской армии в годы Первой мировой войны; Из «черной книги» российского еврейства; Первая мировая война и евреи Российской империи; Зеленина Г. Пять книг о великой войне, государственных ошибках и общественных переживаниях.’]шпионажа[/footnote]).
К счастью человеческой природы, людям свойственно скоро забывать все, а еврейская натура, в частности, не злопамятная, но если все взвесить и анализировать и сравнить с текущим моментом, то мы можем сказать, что русское еврейство выстрадало себе право на жизнь, на жизнь вольную и свободную, и не только в России, но во всем мире.
1 мая. Вчера был маленький банкет в канцелярии объединенного комитета общественных организаций. Мотив: 1) чествование приезжих гостей из Петербурга в лице представителей от [footnote text=’Еврейский комитет помощи жертвам войны, созданный в 1915 году для помощи евреям, выселенным или бежавшим из зоны военных действий. Продолжал свою деятельность и в годы Гражданской войны. В 1920 году вошел в состав советского Еврейского общественного комитета (Идгезкома). ‘]ЕКОПО[/footnote], [footnote text=’Общество для распространения просвещения между евреями России — крупнейшая и старейшая культурно‑просветительная организация российских евреев. Учреждена в 1863 году, занималась переводом на русский и изданием книг по еврейской традиции, истории и культуре, распространением литературы на иврите, поддерживала начальные и средние еврейские школы, реформированные хедеры. При обществе была организована Историко‑этнографическая комиссия для изучения истории евреев в России (1890), были открыты отделения Общества и библиотеки в Москве, Киеве, Одессе и других городах. Организации общества подверглись резкой критике со стороны Евсекции и были закрыты в 1929 году. ‘]ОПЕ[/footnote], [footnote text=’Общество ремесленного труда, позже — Общество распространения труда — филантропическая и просветительная организация по распространению среди российских евреев профессионального образования. Основана в 1880 году в Петербурге. С 1921 года советские власти взяли под свой контроль его деятельность. ‘]ОРТ[/footnote] и [footnote text=’Общество здравоохранения евреев, возникло в Петербурге в 1912 году, организовывало медицинскую помощь беженцам и жертвам погромов в годы Первой мировой и Гражданской войн. В 1921 году общество было официально закрыто, но продолжало оказывать помощь евреям через «Джойнт». ‘]ОЗЕ[/footnote]. Всего 9 человек. 2) Отметить важную дату в истории существования еврейских организаций: признание их начального существования на началах государственных институтов.
В речах, по этому поводу произнесенных, главным образом, отмечалось значение для еврейства его новой формы существования — общественно‑государственных институтов. Стремление еврейства к получению фактического и формального автономизма
Красивым диссонансом в речах других ораторов прозвучал голос Е. А. [footnote text=’Аркин Ефим Аронович (1873–1948) — член еврейской общины Москвы, врач и педагог. ‘]Аркина[/footnote] о достойном увековечивании памяти убитых от погромов. Памятник должен быть всенародным, чтобы служить живым укором человечеству и поколениям, до чего может пасть звериная натура громилы. У евреев нет чувства мести, хотя оно взывает из глубин могил убитых стариков, женщин и детей. Эти десятки тысяч убитых, изувеченных, растерзанных, отдавших свою жизнь только за то, что они евреи, обязывает евреев всего мира почтить их память достойным памятником. И в самом деле, во имя чего и за что пострадали невинные жертвы? Им инкриминируется обвинение в том, что среди евреев имеются большевики, следовательно, большевизм — дело евреев, а потому надо вырезать всех евреев независимо от направления мысли каждого в отдельности, за грехи платят все единоверцы.
3 мая. Вчера собрались остатки комитета распространения правильных сведений. Хотят возобновить деятельность о[бщест]ва. Невзирая на эмансипацию в государственном смысле, приходится повторять старую вечную истину, что отдельные личности, как и целые государства, готовы обвинить других, чтобы оправдать свои ошибки, свою несостоятельность, свою неспособность. Когда какой‑либо человек, группа людей, тесно спаянных между собой, в данном случае в государственном масштабе в России в силу своего духовного банкротства выпустила из своих рук государственную машину, очутилась в трясине большевизма и не в состоянии с ним справиться, то она не винит русский народ в целом за то, что он прожил 300 лет в самодержавном рабстве, что 95% русского населения не знает грамоты, что целое поколение выросло дегенератов на почве алкоголизма и сифилиса, что весь старый государственный [аппарат] прогнил и т. д. Она ищет причину болезни не в себе, а вовне, в данном случае в евреях. Так маленький ребенок [нрзб.] ударяясь об угол стола, своими маленькими кулачками колотит ненавистный ему стол. Задача о[бществ]а правильных сведений раскрыть истину и путем правды и правильного освещения действительности указать народным массам их ложное представление. Что если отдельные черные личности, пользуясь темнотой масс, во имя личных интересов погромщика или борьбы за власть направляют их на евреев, [надо] идти в народ, сказать им всю правду, как бы она ни была горька. Ибо, как бы народный организм ни был отравлен антисемитизмом, он по чувству инстинкта поймет, где правда и где ложь. А посему ложь
10 мая. Мне поручено составить докладную записку о деятельности общества правильных сведений (ОПС) для признания о[бщест]ва властями и исходатайствовать государственную ссуду на издания литературы о[бщест ]ва. Вот что я предполагаю по этому поводу написать. ОПС возникло в темную эпоху реакции 1906–1907 гг., когда погромная волна потоками еврейской крови залила всю страну. Правительству Николая необходимо было утопить в море еврейской крови пробуждавшуюся русскую революцию. Был пущен в ход весь аппарат государственной власти. Были мобилизованы все темные силы страны, чтобы остановить колесницу революции. В тайниках департамента полиции печатались погромные прокламации, продажная печать инсинуировала, а наемные кадры погромщиков и убийц из подонков русского общества в лице Союза русского [footnote text=’Союз русского народа (СРН) — черносотенная монархическая организация, действовавшая в Российской империи с 1905 по 1917 год.’]народа[/footnote] [нрзб.] и натравливала бессознательные массы на беспомощное еврейское население. Темные свинцовые тучи нависли над еврейством и над всей страной. Подымавшиеся народные волнения были беспощадно подавлены, политические организации загнаны в подполье, свободная печать придушена, а кадетствующая интеллигенция равнодушно относилась к истинному горю еврейских переживаний. В лучшем случае она делала запрос в Государственной Думе и тут же сдавала позиции
Выпадали на долю ОПС также и счастливые минуты, что отражалось в оценках присылаемых нам писем от учителей, заведовавших школьными библиотеками, от рабочих организаций и др. с требованием дальнейшей присылки литературы, книг и пр. Революция на время сократила деятельность общества, и в настоящее время оно возобновляет ее. Его старые работники, испытанные деятели в борьбе с невежеством масс и предрассудками о евреях и еврействе, находят необходимым продолжить, углубить свою работу
Девиз общества — распространять правду, одну лишь правду и ничего другого кроме правды о евреях и еврействе. В текущем году предполагается развить таким образом лекционную деятельность, а также литературно‑издательскую. Если справедливо, что ОПС своей деятельностью способствует развитию культуры и прогресса страны, правление о[бщест]ва просит ассигновать из государственных средств необходимые суммы для выполнения намеченных задач и планов. Если верно, что контрреволюция питается ложными представлениями о евреях и еврействе, то надо признать, что никогда еще Русское о[бщест]во
19 мая. Приехала Английская делегация от рабочих тред‑юнионов. Власти им устроили царский прием, если определение «царский» дает понятие о красивом, торжественном, помпезном. Был парад войск
В связи с приездом делегации возник так называемый «бунт» в Бутырской тюрьме. Как передают, его подняли заключенные сионисты, а за ними поднялась вся тюрьма как протест против тюремного режима и несправедливого отношения к заключенным. Арест сионистов — это что‑то чудовищное. Опубликованный в правительственной газете «Известия» обвинительный акт со стороны может показать, что сионисты отчаянные контрреволюционеры. Им приписываются сношения с Антантой, поддержка Деникина, опубликована ст[атья] [footnote text=’Даниил Самойлович Пасманик (1869–1930) — публицист и общественный деятель, автор сионистского журнала «Di Welt», в 1906–1917 годах член ЦК Сионистской организации России. После Февральской революции член кадетской партии, выступал в защиту генерала Л. Корнилова и белого движения, боролся против большевиков и социалистических партий. В 1918–1919 годах принимал участие в краевом правительстве в Крыму, которое опиралось на Добровольческую армию и англо‑французские войска. Его правые взгляды и связи с монархистами среди российских эмигрантов вызывали его разрыв с сионистским движением.’]Пасманика[/footnote], в которой восхваляется покойный режим Николая. В заключении обвинение приписывает ЦК сионистов хранение пироксилиновых шашек. Еврейская Москва действительно возмущена таким освещением обвинительного акта. К сионистам в тюрьме применен особый режим. Их посадили отдельно в какой‑то башне, сырой, вонючей и настолько холодной, что теперь, несмотря на 35‑градусную жару на улице, заключенным пришлось присылать шубы, чтобы согреться. Они объявили голодовку, а за ними и вся тюрьма. Сегодня передавали, что Я. И. Мазе имеет посетить по этому возмутительному обвинению к режиму, применяемому к сионистам, [footnote text=’Владимир Дмитриевич Бонч‑Бруевич (1873–1955) — этнограф, писатель, большевистский деятель, ближайший помощник и фактический секретарь В. И. Ленина.’]Бонч‑Бруевича[/footnote].
Публикация, вступительная статья и примечания [author]Александра Локшина[/author]