Университет: Архив,

«Одобряете ли вы действия советской власти, в частности, ваш арест?»

Публикация подготовлена Александром Локшиным 1 июля 2015
Поделиться

Айзик Шмеркович (Александр Сергеевич) Кацнельсон (? — после 1930) был по профессии провизором, а по призванию — общественным деятелем.

Кацнельсон либо родился в Москве, либо оказался в первопрестольной уже в последние десятилетия XIX столетия и стал деятельным членом московской еврейской общины — одним из инициаторов создания в начале 1900‑х годов Общества по борьбе с антисемитизмом. Кацнельсон был и одним из первых исследователей истории евреев Москвы. В журнале «Еврейская старина» (кн. 2, 1909) он опубликовал статью «Из мартиролога Московской общины (московская синагога в 1891–1906 гг.)». Кацнельсон также состоял членом Еврейского общества помощи жертвам войны и погромов, председательствовал в Обществе взаимопомощи провизоров‑евреев, организовывал Общество распространения правильных сведений о евреях и еврействе. На страницах его дневника, хранящегося в Государственном архиве РФ (ГАРФ), предстает личность человека, переживающего за свой народ, тонкого наблюдателя и оригинального [footnote text=’«Лехаим» уже публиковал источник из личного фонда А. Кацнельсона — Письмо в защиту евреев Москвы.’]мыслителя[/footnote].

В своем дневнике Кацнельсон отразил целый ряд важных событий из жизни советского еврейства, о которых мы узнаем прежде всего благодаря его записям. Публикуемый [footnote text=’ГАРФ. Ф. Р‑9543 (А. С. Кацнельсона). Оп. 1. Ед. хр. 3. Л.124‑143,147. Оригинал. Рукописный текст. Публикуется с сохранением орфографии и стилистики. ‘]отрывок[/footnote] относится к апрелю–маю 1920 года и дает представление о жизни еврейской общины советской столицы на исходе Гражданской войны и о надеждах на возрождение еврейских организаций и нормализацию еврейской социальной и культурной жизни, которым не суждено было сбыться.

 

Фрагмент дневника Айзика Кацнельсона от 23 апреля 1920

Фрагмент дневника Айзика Кацнельсона от 23 апреля 1920

23 апреля. Происходит конференция сионистов. В ней участвуют несколько сот [footnote text=’Ицхак Маор пишет, что в конференции (съезде) сионистов, который происходил в Москве 20–23 апреля, приняли участие 90 делегатов и 19 гостей: Маор И. Сионистское движение в России. Б. м. 1977. С. 427. ‘]человек[/footnote]. Я не сионист (хотя могу причислить себя к палестинофилам), а потому не принимал участия во всем этом движении, хотя сионисты пользуются моими финансовыми поддержками (пожертвования, участие в приобретении земельных участков). Сегодня, в два часа, когда конференция находилась в полном разгаре, к помещению конференции подъехало два автомобиля с тремя ответственными руководителями из еврейского [footnote text=’Центральный комиссариат по еврейским национальным делам функционировал с января 1918 года по апрель 1924 года в составе Наркомнаца. Занимал ярко выраженную антисионистскую позицию. ‘]комиссариата[/footnote] и нарядом милиционеров и заарестовали всех участников съезда. Захватили все бумаги, доклады, протоколы и пр. Арестованных отвезли в ЧК. Положение их тягостное. Чувствовать себя <…> на положении арестанта, с его ограниченным пайком, жесткой нарой, с непременным приложением вшей и клопов. Сидеть рядом с ворами, разбойниками, сутенерами и не чувствовать за собой никакой вины, и в какое время? Во время народовластия, во время революционной свободы, остается только беспомощно сжимать кулаки и бесконечно проклинать. Повторяю, я не знаю мотивов ареста и цели и задачи конференции. Говорят, что сионисты обсуждали вопрос об эмиграции в Палестину, которая частично самостоятельно, частично при помощи англичан отвоевана у турок. Пусть, с точки зрения еврейского комиссариата, для русских евреев такая пропаганда вредна, тогда, следовательно, закрыть всю организацию сионистскую, признать ее государственно вредной, как это делали в царское время, и тогда с этой идеей бороться. Разрешать съезд, собрать со всей России и путем засады захватить. Это недостойно власти себя уважающей, тем более что еще совсем недавно был заарестован весь ЦК сионистской [footnote text=’ЦК Сионистской организации был арестован в Петрограде ЧК в сентябре 1919 года. ‘]организации[/footnote] и был выпущен без предъявления какого‑либо обвинения <…>. Явление безусловно абсурдное. Сионисты собрались в Москву на конференцию со всей России. Конференция была накануне закрытия. Двумя днями раньше [у] конференции был конфликт с властями по поводу устроенного ими литературного музыкального вечера, который они раньше запретили, а потом допустили, и вдруг арест всей конференции. И почему? И для чего? Сионисты сочувствуют Западу, в частности Англии, которая помогла им отвоевать у турок Палестину. Вот лейтмотив обвинения. Нужно себя не уважать, чтобы допустить, что несколько сионистов благодаря своей духовной признательности Англии могут поколебать основы государственности III Интернационала. Это была никчемная демонстрация. Их, конечно, скоро выпустят.

 

28 апреля. <…> Панихида по П. М. [footnote text=’Марек Петр (Песах) Семенович (1862–1920) — видный историк российского еврейства, фольклорист и общественный деятель, организатор (совместно с Я. Мазе и И. Членовым) палестинофильского кружка Бней‑Цион, деятельный член московской еврейской общины.’]Мареку[/footnote]. Несмотря на то что, казалось, имя Марека было известно лишь в ограниченных кругах еврейской интеллигенции, интересующейся литературной деятельностью в области истории еврейского народа, <…> вопреки всеобщему ожиданию, зал [footnote text=’Речь идет о большом молельном зале Московской хоральной синагоги, названном именем банкира и филантропа, жертвователя значительных сумм на постройку и содержание синагоги Лазаря Полякова.’]Полякова[/footnote] оказался переполнен народом, благоговейно прослушавшим характеристику его жизни. <…> Глубок был в оценке жизни покойного Я. И. [footnote text=’Яаков Мазе (1859–1924) — казенный раввин Москвы, духовный лидер еврейской общины, публицист. В качестве эксперта по вопросам иудаизма выступал на процессе М. Бейлиса, был депутатом разогнанного большевиками Всероссийского учредительного собрания. Член президиума Всероссийской сионистской конференции (1920). ‘]Мазе[/footnote]. <…> Мазе характеризовал личность покойного словами: мужественно‑женственный. Он был настойчив в проведении мыслей в деле науки, литературы и политики, в деле же личного выдвижения своей личности он был женственно скромен, и потому много общественных деяний в сфере строительства общинной жизни, политической деятельности в Обществе распространения правильных сведений о евреях и [footnote text=’Общество основано в Москве в 1906 году. Занималось организацией публичных лекций, изданием книг по соответствующей тематике. В советское время практически не функционировало. ‘]еврействе[/footnote], проведенных исключительно благодаря его разработке планов, для широких масс оставалось неизвестным, <…> ибо он старался всегда личность держать в тени. <…>

 

29 апреля. Сионистов не выпускают, и они, по‑видимому, сидят крепко. Допрос идет медленно и носит пока трагикомический характер. Были такие вопросы: «Одобряете ли вы действия советской власти и, в частности, ваш арест?» Допрос каждый продолжается по несколько часов, и после допроса [арестованный] освобождается. Таким образом, в течение дня освобождают <…> 3–4 человека, что при 180 [footnote text=’Возможно, Кацнельсон не был точно осведомлен о числе арестованных или среди арестованных были и другие сионисты, а не только делегаты и гости съезда.’]арестах[/footnote] может затянуться на долгое время.

(На фото здесь и далее.) Участники конференции сионистов в Москве, арестованные 23 апреля 1920

На фото здесь и далее.) Участники конференции сионистов в Москве, арестованные 23 апреля 1920

Сегодня предстоит дружеская вечеринка с приехавшими петербургскими общественными деятелями. Необходимо закрепить объединение общественной работы, исходящее из центров Петербурга, Киева и Москвы. Такое объединение необходимо приветствовать. Еврейская общественность выстрадала себе право за время ее тяжелой и мучительной жизни в России. Если взять период польский, когда еврей как личность не признавался, когда он духовно был унижен до крайности, когда «панночки» заставляли себе раньше руки целовать, чтобы купить у еврея себе же необходимую вещь. Если вспомнить период пребывания евреев в Великороссии с потоплением в Полоцке тысяч [footnote text=’Во время Ливонской войны в 1563 году Полоцк заняли войска Ивана Грозного, который приказал утопить в Двине всех евреев, отказавшихся креститься.’]евреев[/footnote] или бесправие еврея, характеризующееся в известной цитате «от врагов Христовых не желаю никакой [footnote text=’В 1743 году на докладе Сената об убытках из‑за «недопущения жидов» в империю Елизавета Петровна начертала резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». ‘]корысти[/footnote]» и, наконец, последний период, когда все еврейство было посажено на скамью подсудимых (наветы Бейлиса или [footnote text=’Имеются в виду обвинения евреев в шпионаже в пользу Германии в годы Первой мировой войны. См.: Гольдин С. Евреи и шпиономания в русской армии в годы Первой мировой войны; Из «черной книги» российского еврейства; Первая мировая война и евреи Российской империи; Зеленина Г. Пять книг о великой войне, государственных ошибках и общественных переживаниях.’]шпионажа[/footnote]).

lech279_Страница_18_Изображение_0002

К счастью человеческой природы, людям свойственно скоро забывать все, а еврейская натура, в частности, не злопамятная, но если все взвесить и анализировать и сравнить с текущим моментом, то мы можем сказать, что русское еврейство выстрадало себе право на жизнь, на жизнь вольную и свободную, и не только в России, но во всем мире.

 

1 мая. Вчера был маленький банкет в канцелярии объединенного комитета общественных организаций. Мотив: 1) чествование приезжих гостей из Петербурга в лице представителей от [footnote text=’Еврейский комитет помощи жертвам войны, созданный в 1915 году для помощи евреям, выселенным или бежавшим из зоны военных действий. Продолжал свою деятельность и в годы Гражданской войны. В 1920 году вошел в состав советского Еврейского общественного комитета (Идгезкома). ‘]ЕКОПО[/footnote], [footnote text=’Общество для распространения просвещения между евреями России — крупнейшая и старейшая культурно‑просветительная организация российских евреев. Учреждена в 1863 году, занималась переводом на русский и изданием книг по еврейской традиции, истории и культуре, распространением литературы на иврите, поддерживала начальные и средние еврейские школы, реформированные хедеры. При обществе была организована Историко‑этнографическая комиссия для изучения истории евреев в России (1890), были открыты отделения Общества и библиотеки в Москве, Киеве, Одессе и других городах. Организации общества подверглись резкой критике со стороны Евсекции и были закрыты в 1929 году. ‘]ОПЕ[/footnote], [footnote text=’Общество ремесленного труда, позже — Общество распространения труда — филантропическая и просветительная организация по распространению среди российских евреев профессионального образования. Основана в 1880 году в Петербурге. С 1921 года советские власти взяли под свой контроль его деятельность. ‘]ОРТ[/footnote] и [footnote text=’Общество здравоохранения евреев, возникло в Петербурге в 1912 году, организовывало медицинскую помощь беженцам и жертвам погромов в годы Первой мировой и Гражданской войн. В 1921 году общество было официально закрыто, но продолжало оказывать помощь евреям через «Джойнт». ‘]ОЗЕ[/footnote]. Всего 9 человек. 2) Отметить важную дату в истории существования еврейских организаций: признание их начального существования на началах государственных институтов.

В речах, по этому поводу произнесенных, главным образом, отмечалось значение для еврейства его новой формы существования — общественно‑государственных институтов. Стремление еврейства к получению фактического и формального автономизма <…> С точки зрения формы еврейство русское имеет автономию в лице еврейского комиссариата, но это не фактический автономизм, ибо он ведет свою политику к коммунизму, что противоречит национальным стремлениям масс. Коммунизм — это интернационализм, а для еврейства это денационализация. Евр. комиссариат, не чувствуя за собой опоры общественных масс, вынужден был признать общественные организации как орган, единственно отражающий подлинную душу и жизнь нации. Пользуясь <…> государственным средством для восстановления нарушенного хозяйства еврейских масс, <…> общественные организации вправе идти по своему собственному пути, пути, отвечающему требованиям масс, а не требованиям дисциплинированной коммунистической партии. Поэтому задача общественных организаций, еще недавно находившихся под дамокловым мечом закрытия и ареста и не получивших свое признание в государственном масштабе, оставаться на старой платформе, отвечая за требования жизни еврейских масс в области экономической и духовной. Было отмечено в речах (Я. И. Мазе), [что] этот роман с еврейским комиссариатом есть брак не по любви, а по расчету и как такой вряд ли долговечен.

Красивым диссонансом в речах других ораторов прозвучал голос Е. А. [footnote text=’Аркин Ефим Аронович (1873–1948) — член еврейской общины Москвы, врач и педагог. ‘]Аркина[/footnote] о достойном увековечивании памяти убитых от погромов. Памятник должен быть всенародным, чтобы служить живым укором человечеству и поколениям, до чего может пасть звериная натура громилы. У евреев нет чувства мести, хотя оно взывает из глубин могил убитых стариков, женщин и детей. Эти десятки тысяч убитых, изувеченных, растерзанных, отдавших свою жизнь только за то, что они евреи, обязывает евреев всего мира почтить их память достойным памятником. И в самом деле, во имя чего и за что пострадали невинные жертвы? Им инкриминируется обвинение в том, что среди евреев имеются большевики, следовательно, большевизм — дело евреев, а потому надо вырезать всех евреев независимо от направления мысли каждого в отдельности, за грехи платят все единоверцы. <…> Они, погромщики, прокламировали это единство еврейского народа. <…> Оставшиеся обязаны взять на себя бремя заботы за упрочение положения оставшихся без крова, пищи и одежды и за увековечивание на вечные времена памятником, который был бы вечным укором потомству христиан за их черное, подлое и несправедливое дело.

 

3 мая. Вчера собрались остатки комитета распространения правильных сведений. Хотят возобновить деятельность о[бщест]ва. Невзирая на эмансипацию в государственном смысле, приходится повторять старую вечную истину, что отдельные личности, как и целые государства, готовы обвинить других, чтобы оправдать свои ошибки, свою несостоятельность, свою неспособность. Когда какой‑либо человек, группа людей, тесно спаянных между собой, в данном случае в государственном масштабе в России в силу своего духовного банкротства выпустила из своих рук государственную машину, очутилась в трясине большевизма и не в состоянии с ним справиться, то она не винит русский народ в целом за то, что он прожил 300 лет в самодержавном рабстве, что 95% русского населения не знает грамоты, что целое поколение выросло дегенератов на почве алкоголизма и сифилиса, что весь старый государственный [аппарат] прогнил и т. д. Она ищет причину болезни не в себе, а вовне, в данном случае в евреях. Так маленький ребенок [нрзб.] ударяясь об угол стола, своими маленькими кулачками колотит ненавистный ему стол. Задача о[бществ]а правильных сведений раскрыть истину и путем правды и правильного освещения действительности указать народным массам их ложное представление. Что если отдельные черные личности, пользуясь темнотой масс, во имя личных интересов погромщика или борьбы за власть направляют их на евреев, [надо] идти в народ, сказать им всю правду, как бы она ни была горька. Ибо, как бы народный организм ни был отравлен антисемитизмом, он по чувству инстинкта поймет, где правда и где ложь. А посему ложь <…> должна быть разоблачена. Помимо этого есть масса явлений в государственной жизни, проводимая руками евреев, и эти действия настолько важны и разумны, с государственной, правовой и общечеловеческих точек зрения, что эти явления надо оттенять, освещать и распространять — это и есть также одна из задач о[бщест ]ва правильных сведений. История о[бщест ]ва следующая. В мрачные времена царизма в 1907 г., когда реакция хотела утопить народное негодование в крови, чьей бы то ни было, лишь бы спасти самодержавие, евреи как более беспомощный и безобидный объект были избраны для этой цели. Был дан лозунг на местах учинять погромы, дабы [нрзб.] отвлек народное негодование [от] позора, пережитого благодаря подлости и неспособности правительства, вовлекшего русский народ в войну с Японией <…>.

 

10 мая. Мне поручено составить докладную записку о деятельности общества правильных сведений (ОПС) для признания о[бщест]ва властями и исходатайствовать государственную ссуду на издания литературы о[бщест ]ва. Вот что я предполагаю по этому поводу написать. ОПС возникло в темную эпоху реакции 1906–1907 гг., когда погромная волна потоками еврейской крови залила всю страну. Правительству Николая необходимо было утопить в море еврейской крови пробуждавшуюся русскую революцию. Был пущен в ход весь аппарат государственной власти. Были мобилизованы все темные силы страны, чтобы остановить колесницу революции. В тайниках департамента полиции печатались погромные прокламации, продажная печать инсинуировала, а наемные кадры погромщиков и убийц из подонков русского общества в лице Союза русского [footnote text=’Союз русского народа (СРН) — черносотенная монархическая организация, действовавшая в Российской империи с 1905 по 1917 год.’]народа[/footnote] [нрзб.] и натравливала бессознательные массы на беспомощное еврейское население. Темные свинцовые тучи нависли над еврейством и над всей страной. Подымавшиеся народные волнения были беспощадно подавлены, политические организации загнаны в подполье, свободная печать придушена, а кадетствующая интеллигенция равнодушно относилась к истинному горю еврейских переживаний. В лучшем случае она делала запрос в Государственной Думе и тут же сдавала позиции <…> Необходимо было разоблачить всю гнусность лжи, наветов, распространяемых официальной Россией о евреях и еврействе. Требовалось дать рабочему и крестьянину противоядие от той отвратительной отравы, которая подносилась ежедневно бесплатно растлеваемыми «Русским знаменем», «Русским голосом», [footnote text=’«Русское знамя» — ежедневная православно‑патриотическая газета, центральный печатный орган Союза русского народа, выходила в Петербурге в 1905–1917 годах. «Русский голос» — еженедельник монархического направления, выходил в Москве в 1906–1917 годах. «Гражданин» — газета консервативного, затем — ультраконсервативного направления, выходила в 1872–1914 годах.’]«Гражданином»[/footnote] и другой смердящей печатью. Эту нелегкую задачу взяло на себя ОПС, деятели которого справедливо полагали, что освобождение еврейства от бесправия, наветов и лжи есть дело самих евреев. ОПС на собственные средства собственными силами писало, печатало, издавало и распространяло через заводские, фабричные, сельские и школьные библиотеки: брошюры, книги, листовки и другую соответствующую литературу, будя мысль сознательного читателя. ОПС в этом направлении пришлось выдержать сильную борьбу. Невзирая на тяжелые условия того времени, несмотря на сыпавшиеся угрозы в насилии и требования прекратить свою деятельность, правление о[бщест]ва шло своей дорогой, продолжая долбить камень безразличия общественности к бесправию евреев, который лежал на пути еврейской эмансипации.

Выпадали на долю ОПС также и счастливые минуты, что отражалось в оценках присылаемых нам писем от учителей, заведовавших школьными библиотеками, от рабочих организаций и др. с требованием дальнейшей присылки литературы, книг и пр. Революция на время сократила деятельность общества, и в настоящее время оно возобновляет ее. Его старые работники, испытанные деятели в борьбе с невежеством масс и предрассудками о евреях и еврействе, находят необходимым продолжить, углубить свою работу <…> ОПС ставит свою благородную задачу идти по старому пути издательства, пути живого, сильного и честного слова.

Девиз общества — распространять правду, одну лишь правду и ничего другого кроме правды о евреях и еврействе. В текущем году предполагается развить таким образом лекционную деятельность, а также литературно‑издательскую. Если справедливо, что ОПС своей деятельностью способствует развитию культуры и прогресса страны, правление о[бщест]ва просит ассигновать из государственных средств необходимые суммы для выполнения намеченных задач и планов. Если верно, что контрреволюция питается ложными представлениями о евреях и еврействе, то надо признать, что никогда еще Русское о[бщест]во <…> так сильно не нуждалось в правильном освещении путем литературы и живого слова еврейского вопроса, его жизни и быта, как сейчас. Мы уверены, что ОПС есть единственный способный орган, могущий содействовать правительству сгладить острые углы межнациональных трений, веками поддерживавшихся в нашей стране. Задача государственной власти и лучшей части Русского общества помочь нам в этом государственном деле <…>.

 

19 мая. Приехала Английская делегация от рабочих тред‑юнионов. Власти им устроили царский прием, если определение «царский» дает понятие о красивом, торжественном, помпезном. Был парад войск <…>.

В связи с приездом делегации возник так называемый «бунт» в Бутырской тюрьме. Как передают, его подняли заключенные сионисты, а за ними поднялась вся тюрьма как протест против тюремного режима и несправедливого отношения к заключенным. Арест сионистов — это что‑то чудовищное. Опубликованный в правительственной газете «Известия» обвинительный акт со стороны может показать, что сионисты отчаянные контрреволюционеры. Им приписываются сношения с Антантой, поддержка Деникина, опубликована ст[атья] [footnote text=’Даниил Самойлович Пасманик (1869–1930) — публицист и общественный деятель, автор сионистского журнала «Di Welt», в 1906–1917 годах член ЦК Сионистской организации России. После Февральской революции член кадетской партии, выступал в защиту генерала Л. Корнилова и белого движения, боролся против большевиков и социалистических партий. В 1918–1919 годах принимал участие в краевом правительстве в Крыму, которое опиралось на Добровольческую армию и англо‑французские войска. Его правые взгляды и связи с монархистами среди российских эмигрантов вызывали его разрыв с сионистским движением.’]Пасманика[/footnote], в которой восхваляется покойный режим Николая. В заключении обвинение приписывает ЦК сионистов хранение пироксилиновых шашек. Еврейская Москва действительно возмущена таким освещением обвинительного акта. К сионистам в тюрьме применен особый режим. Их посадили отдельно в какой‑то башне, сырой, вонючей и настолько холодной, что теперь, несмотря на 35‑градусную жару на улице, заключенным пришлось присылать шубы, чтобы согреться. Они объявили голодовку, а за ними и вся тюрьма. Сегодня передавали, что Я. И. Мазе имеет посетить по этому возмутительному обвинению к режиму, применяемому к сионистам, [footnote text=’Владимир Дмитриевич Бонч‑Бруевич (1873–1955) — этнограф, писатель, большевистский деятель, ближайший помощник и фактический секретарь В. И. Ленина.’]Бонч‑Бруевича[/footnote].

Публикация, вступительная статья и примечания [author]Александра Локшина[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение... Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее. В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны

Идти вместе. Недельная глава «Вайера»

Евреи знали, знают и всегда будут знать то, что упрямо отрицают нынешние эксперты‑пустословы: любая цивилизация сильна настолько, насколько в ней сильны узы между разными поколениями. Именно об этом говорит нам незабвенный образ из нашей недельной главы: первый еврейский родитель, Авраам, и первый еврейский ребенок, Ицхак, идут вместе навстречу неведомому будущему, и их вера берет верх над их страхами