Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер 2 апреля 2017
Поделиться

24 элуля 5710 Как неоднократно подчеркивали составители и издатели писем Ребе, в тех случаях, когда он несколько раз возвращется к одной и той же теме, речь идет о принципиальной позиции. Однако отношение Ребе к высшему образованию не столь однозначно, как может показаться из процитированных писем. Р. Адин Штейнзальц пишет: «Ребе буквально осаждали юноши и девушки, желавшие учиться в университете. В большинстве случаев он пытался разубедить их, объясняя им, что атмосфера в кампусах представляет угрозу для религиозного мировоззрения и соблюдения заповедей. Тем не менее тех, кто уже учился, он всячески убеждал закончить образование. Более того, ради достижения долговременных целей Хабада он убеждал конкретных хасидов получать академические степени по педагогике, психологии и другим прикладным дисциплинам. Один мой знакомый, молодой человек, отправился к Ребе, чтобы получить разрешение на учебу. Он был свежим эмигрантом из бывшего Советского Союза и в это время учился в хабадской ешиве в Нью‑Йорке. Ребе дал ему благословение на учебу в университете при соблюдении трех условий: он должен изучать хасидизм, отпустить бороду и использовать полученные знания на благо еврейского народа. Отвечая на вопросы, Ребе всегда принимал во внимание способности и потребности каждого человека» (А. Эвен‑Исраэль (Штейнзальц). Мой ребе. М.: Книжники, 2015. С. 78).
Кроме того, нам неизвестны письма Ребе об учебе в религиозных вузах (таких, как израильский «Махон Лев» или московский Институт XXI века), где созданы все условия для соблюдения заповедей, а изучение Торы является неотъемлемой частью учебной программы.
.

<…> Ваша ситуация видится мне следующим образом: мой почтенный тесть избрал Вас и назначил своим посланником, возглавлять общину. Зачем он так поступил? Очевидно, чтобы вести ее путем Торы и заповедей и помочь каждому встать на путь, ведущий в Дом Всевышнего. Ясно, что, для того чтобы это стало так, посланник должен продвигаться вперед гораздо быстрее, чем община, которую он возглавляет. Каким образом он сможет совершить свое [духовное] восхождение? Он должен будет следовать царским путем, путем Царя царей, подробно описанным нашими мудрецами и, в частности, главами Хабада, особенно моим тестем, Ребе, детально объяснившим, как можно освободиться от соблазнов дурного начала, которое он называл «умником».

И вот в свете всего вышесказанного, если то, что я слышал, что Вы хотите поступить в колледж, соответствуют истине, то у этого будут следующие последствия:

1) значительная часть Вашего времени, которое в любом случае ограничено, будет тратиться на вещи, не связанные с Вашей миссией;

2) некоторое время будет уходить на вещи, противоречащие ей;

3) Ваш поступок будет замечен, и этому примеру последуют другие члены общины. Люди скажут: если, проучившись несколько лет в ешиве, посланник Любавичского Ребе чувствует необходимость поучиться в вузе, чтобы стать человеком В оригинале идишское слово «менч».
, то почему же мы живем неправильно? Наверное, нам тоже нужно посылать своих сыновей и дочерей получать такое образование;

4) и наконец, самое важное: что Вы имеете против Ребе, что тащите его в колледж? Ведь Вам делегированы его силы. Когда Ваше тело идет в колледж, душа, заключенная в теле, тоже вынуждена идти. В результате силы Ребе, ставшие частью Вашей личности, вынуждены следовать за Вами. Таким образом, Вы, можно так сказать, тащите Ребе с собой.

Я не знаю, что думает об этом Ваша жена. В любом случае выбор за Вами, хотя будет правильным познакомить ее с содержанием моего письма <…>.

(Из письма, опубликованного в «Der Rebbe’s Kinder». С. 455)

НадельВстреча будущих жениха и невесты из общины «Тольдот Аарон» Бейт‑Шемеш. Фотограф Юваль Надель

 

Без даты

<…> Что касается учебы в ешиве, то Вы совершенно правы, решив, что «если не сейчас, то когда?», особенно с учетом Вашего возраста. Поскольку речь идет о вещах, влияющих на всю Вашу дальнейшую жизнь, очевидно, что время, которое Вы посвятите учебе в ешиве, прежде чем заняться бизнесом, является хорошим «вложением» и ни в коем случае не должно рассматриваться как потраченное зря, Б‑же упаси. <…>

 

<…> Поскольку в нашем мире все со временем меняется к лучшему, Вам не следует слишком переживать, если первая работа окажется трудной, а первая зарплата — неудовлетворительной, — это всего лишь начало Вашей деловой карьеры, а «всякое начало трудно» Мехильта и Раши на Шмот, 19:5. См. также: Зоар, II, 187a.
. Даже если Вам кажется, что Вас используют и что Ваш труд заслуживает большего вознаграждения, — помните, что это только начало. Кроме того, именно в данном случае действует правило: «Человек слишком близок самому себе, чтобы судить объективно» Йевамот, 25б; Сангедрин, 9б.
. Поэтому Вам следует посоветоваться с близкими друзьями. После того как вы изложите им все тонкости дела и все свои соображения, они смогут дать Вам взвешенный совет относительно поиска работы. <…>

(Микдаш Мелех. Т. I. С. 236)

 

<…> Отвечая на Ваш вопрос о пропитании: безусловно, Вам следует приложить усилия, чтобы найти «интеллигентную» работу, тем более что, как Вы пишете, у Вас есть все необходимые для этого дипломы. <…>

(Микдаш Мелех. Т. I. С. 238)

 

<…> Вы спрашиваете, какую работу Вам лучше всего искать. Безусловно, следует отдать предпочтение работе, где Вы сможете в наибольшей степени применить свои способности и знания. Кроме того, посоветуйтесь с местными друзьями, и они смогут прояснить ситуацию, рассказать о потенциальных рабочих местах и т. д. <…> Когда речь шла о поисках работы, Ребе придавал советам друзей первостепенное значение. В одном из выступлений он сказал: «Что касается пропитания, то в этих вопросах следует поступать согласно совету знающих друзей, как сказано: “При отсутствии мудрых советов падает народ, а спасение — в силе советующего” (Мишлей, 11:14). Это значит, что те, кто дают совет, должны быть мудрыми и компетентными... кроме того, советующих должно быть как минимум двое... И наконец, они должны быть “друзьями”, т. е. заботиться о Вашем благополучии, а потому есть надежда, что серьезно обдумают Вашу проблему и дадут Вам полезный совет» (Сефер а‑сихот, 5748, I, с. 240).
.

(Гейхаль Менахем III. С. 179)

 

<…> Теперь что касается Вашего личного вопроса. Вам следует поселиться там, где Вы сможете в наибольшей степени удовлетворить свои духовные и материальные потребности.

Разумеется, в общем и целом «никто не знает, как заработает на жизнь» Псахим, 54б.
. Тем не менее, очевидно, шансы найти работу гораздо выше в том месте и в той стране, где есть больше возможностей и, соответственно, больше вероятность найти применение своим знаниям и умениям. <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 242)

 

<…> Вы пишете, что до сих пор не получили ни одного предложения работы.

В свете сказанного в «Кунтрес у‑Мааян» Сборник рассуждений ребе Шалома‑Дов‑Бера Шнеерсона (1860–1920), пятого Любавичского Ребе.
, человеку надлежит создать сосуд, который сможет вместить посылаемые свыше блага. Поэтому не следует ждать, пока другие предложат Вам работу. Следует самостоятельно активно искать себе место, поскольку найти его Вам гораздо важнее, чем тем, кто мог бы Вам его предложить. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 417)

 

<…> Мое мнение на этот счет давно известно: лучше всего найти работу, которая будет приносить минимум беспокойства. Это очевидно в свете хасидского учения, согласно которому заботы о пропитании должны требовать минимальных усилий.

Поэтому я бы советовал Вам серьезно об этом подумать и начать зарабатывать на жизнь в той области, где это не связано с серьезными хлопотами. Я надеюсь, что в результате тщательных должных поисков Вы найдете соответствующее Вам место. Дай Б‑г, чтобы Вы нашли подходящую работу, не затратив на поиски слишком много усилий. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 143)

Заработок и создание семьи

20 кислева 5718

Что же касается заработка («парнаса»), то он в конечном счете зависит от благосклонности Провидения, как сказано в молитве, читаемой после трапезы: «В Своей милости, любви и сострадании Он дает пищу всякой плоти, ибо велика Его милость». Разумеется, необходимо приготовить «сосуд», способный принять [посылаемый свыше] заработок естественным образом, однако прежде следует укрепить фундамент своей дальнейшей жизни, что в Вашем случае означает посвятить год или два исключительно изучению Торы.

Пурим. Бней‑Брак. Фотограф Юваль 

 

<…> Вы пишете, что Вам предстоит выпутаться из нескольких рискованных деловых предприятий, в которые Вы ввязались. Мне показалось, что Вы недоумеваете, почему это произошло.

На самом деле уже в начале своего письма Вы сами дали исчерпывающий ответ на свой вопрос, но мне кажется, что Вы сами этого не заметили. В начале письма Вы написали, что совершенно неожиданно получили письмо от моего тестя, блаженной памяти, и даже процитировали отрывок из этого письма: «Найди себе хорошую жену и займись делом, к которому имеешь способности».

Сразу после этой цитаты Вы описали, как занимаетесь бизнесом и т. д. Между тем Ребе прямо написал Вам, что сначала следует жениться и только потом заняться бизнесом. Вы же начали со второго пункта, бизнеса, без должной подготовки, нарушив указания праведника и главы народа Израиля.

В принципе, не следует искать объяснений, почему мой тесть, Ребе, объединил эти предметы, начав с женитьбы и лишь затем упомянув бизнес. Вместе с тем его слова можно понять в свете высказывания мудрецов Йевамот, 62б; Бава мециа, 59a. , процитированных в «Ликутей Тора», в конце недельной главы «Балак»: «Человек удостаивается благословения благодаря своей жене».

Хотя многие люди получают [свыше] пропитание и не будучи женатыми или, так сказать, «в кредит», то есть до женитьбы, тем не менее человек, нуждающийся в благословении, удостаивается его только благодаря жене. Очевидно, Вам нужно выполнить указание моего тестя, Ребе, и найти себе хорошую жену, в соответствии со словами мудрецов, которые утверждали, что именно мужчина должен искать себе женщину, [а не наоборот]. Слова цадика обязательно исполнятся. Поскольку он велел Вам найти хорошую жену, то, если Вы не нарушите его волю, сделав собственный свободный выбор, Всевышний найдет Вам достойную пару. После этого Вы увидите, как исполнится сказанное мудрецами по поводу стиха «чтобы покоилось благословение на доме вашем» (Йехезкель, 44:30) — «человек удостаивается благословения благодаря своей жене».

(Игрот кодеш. Т. XII. С. 149)

 

<…> Что касается Ваших вопросов о пропитании, поисках работы и т. д. Следует поступать согласно обычаю «достойных мужей Иерусалима» («якирей Йерушалаим»), которые, насколько мне известно, занимались изучением Торы и служением Всевышнему, а когда приходило время, начинали поиски супруги. Только обручившись, в соответствии с требованиями семьи невесты, они начинали заботиться о заработке. Вам следует поступать точно так же. Не следует прямо сейчас переживать и беспокоиться о том, что случится только в будущем. <…>

(Игрот кодеш. Т. XV. С. 146)

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Совершенно очевидно, что ни один еврей не имеет права тратить время, и уж тем более сердце и разум, на вещи, которые не только не помогают, но, напротив, с большой вероятностью помешают выполнению его священной миссии и предназначения. Одной из таких вещей является проведение нескольких лет в колледже и особенно в университетском кампусе.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Не нужно оплакивать то, что уже произошло. Как Вы знаете, мудрецы подчеркивали, что человек должен жить «трудом своих рук», имея в виду, что голова должна быть свободной для более важных вещей. Поэтому, даже если бизнес требует интеллектуальных усилий, они должны быть минимизированы, дабы принцип «старайся, и преуспеешь» был реализован в духовной сфере.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Я могу дать Вам единственный совет, который может показаться мистическим, однако он рожден из опыта и доказал свою практичность. Я имею в виду принцип, согласно которому каждый еврей связан с Источником мудрости, а потому может обрести мудрость и разумение и в мирских делах, что помогает ему решать, что делать и чего не делать касательно бизнеса и т. д.