трансляция

The Times of Israel: Невоспетые еврейские герои, которые помогли Великобритании победить

Роберт Филпот. Перевод с английского Семена Чарного 10 мая 2020
Поделиться

Когда британский писатель Алан Фентон рассказал своему знакомому, что два его старших брата погибли во время Второй мировой войны, он столкнулся с поразительной реакцией.

После того, что Фентон назвал «смущенной паузой», его собеседник за обедом сказал: «Я не думал, что евреи сражались на войне».

Фентон позже писал: «Эти слова были подобны удару в живот».

Близнецы, Бэзил и Джеральд Фельзенштейны (такую фамилию тогда носила их семья) добровольно пошли служить в Королевские ВВС в качестве членов экипажей самолетов в начале войны, в сентябре 1939 года. Их испуганный отец пытался отговорить их от этого и убедить выбрать потенциально менее опасную службу, такую как наземные части RAF. Но еврейские подростки были непреклонны и хотели попасть в самую гущу борьбы, чтобы победить нацистов как можно скорее…

Бэзил Фельзенштейн

Оба они погибли. Джеральд, бывший членом экипажа бомбардировщика «Галифакс», погиб в ходе рейда над Германией в марте 1943 года. Чуть менее двух лет спустя Бэзил погиб во время патрулирования над оккупированной японцами Бирмой.

«Они боролись за то, во что страстно верили. Они умерли за это. Я чрезвычайно горжусь ими», — сказал Фентон, родившийся спустя семь лет после смерти Бэзила.

Джеральд Фельзенштейн

Их истории в числе тех, которые собирает лондонский Музей ВВС в рамках своего нового еврейского проекта «Скрытые герои». Поскольку Великобритания готовится отметить этим летом 80‑летие «Битвы за Британию» — когда военно‑воздушные силы страны успешно отразили запланированное вторжение Германии, — проект направлен на повышение осведомленности о роли евреев — служащих ВВС во время Второй мировой войны.

Музей просит оставшихся в живых евреев‑ветеранов ВВС, вместе с их семьями и друзьями, рассказать свои истории, чтобы их можно было сохранить и опубликовать в интернете. Более 50 историй уже увековечены. Музей также намеревается использовать эти истории — в том числе из архивов ВВС — в видеороликах и экспозициях в своих галереях. В настоящее время в интернете появился сайт, где рассказываются эти истории, с участием бывших военнослужащих ВВС — евреев и членов их семей, а в течение трех лет планируется провести программу публичных бесед на эту тему, в том числе в школах.

Спонсором проекта является футбольный клуб «Челси» и его владелец Роман Абрамович в рамках программы по борьбе с антисемитизмом: Фонд Челси начал кампанию «Скажи нет антисемитизму» в январе 2018 года.

«ФК «Челси» и владелец клуба Роман Абрамович полны решимости бороться с антисемитизмом посредством образования, а «Скрытые герои» рассказывают важные истории о храбрости евреев‑служащих ВВС во время войны», — заявил для прессы президент «Челси» Брюс Бак в декабре 2019 года, когда было объявлено о партнерстве между клубом и музеем. «В нашем обществе не может быть места антисемитизму или какой‑либо форме дискриминации, и мы полны решимости объединиться с другими для решения этой жизненно важной задачи», — добавил он.

«Спитфайры» ВВС с авиабазы Биггин‑Хилл в южной Англии

Важные, но упускаемые из виду роли

Одна из историй, уже представленных в музее, — это история Михаэля‑Ошера Вейцмана, сына Хаима Вейцмана, первого президента Израиля. Ученый, как и его отец, Вейцман также был пилотом ВВС и служил в отделе развития Берегового командования ВВС. Его работа заключалась в разработке новых технологий и тактики для береговой авиации в битве за Атлантику.

Вейцман, который летал на бомбардировщике «Уитли», погиб в возрасте 25 лет в феврале 1942 года, когда у его самолета отказал двигатель и он упал в Бискайский залив. Тело Вейцмана так и не было найдено, но память о нем, как и о пяти других военных, вместе с которыми он погиб, хранится в Мемориале Военно‑воздушных сил в Раннимиде.

Несмотря на то, что о роли британских евреев в Королевских ВВС обычно почти не упоминалось, она была весьма значительной. Музей подсчитал, что около 20000 евреев — 6% еврейского населения Великобритании в то время — служили в ВВС во время войны. Из них 900 человек погибли. Более того, доля евреев, участвовавших в битве за Британию, как полагают, была более чем вдвое больше, чем доля евреев в населении Великобритании.

«Евреи были не просто пассивными жертвами Второй мировой войны. Евреи сопротивлялись — и нигде это не видно так отчетливо, как в действиях еврейских мужчин и женщин в составе Королевских военно‑воздушных сил военного времени», — написал историк проекта Джошуа Ливайн в статье для журнала RAF Association.

Рассказы Ливайна — а его дядя Сэм Ливайн добровольцем оказался в ВВС и стал пилотом — показывают, что стремление братьев Фельзенштейн сражаться с немцами разделяли многие евреи.

«Сэр, я еврей, и моя война с врагом началась задолго до сентября 1939 года», — сказал Бернард Крегор офицеру, который спросил его, почему он добровольно вызвался выполнять особенно опасную задачу по управлению бомбардировщиком.

Бернард Крегор с кузеном Лайонеллом

Неудивительно, что многие евреи чувствовали, будто Германия воевала именно с ними в течение многих лет.

Сэм и Дорис Миара, например, после «Хрустальной ночи» покинули свой кардиффский дом, продали бизнес по поставкам одежды и присоединились к ВВС. Дорис дослужилась до капрала в Женской вспомогательной службе ВВС. Однако бомбардировщик Сэма, «веллингтон», не вернулся из рейда на ливийский порт Дерна во время ближневосточной кампании 1941 года.

Сэм и Дорис Миара

В ВВС шли не только британские евреи

Уильям Нельсон, молодой канадский еврей, записался в армию еще раньше, чем супруги Миара: он поступил добровольцем в Королевские ВВС за два года до начала войны. Когда назревал неизбежный конфликт, он писал своим родителям: «Я благодарю Б‑га, что смогу уничтожить режим, преследующий евреев».

Нельсон, словами Уинстона Черчилля, был одним из «немногих» — летчиков‑истребителей, сражавшихся за сохранение превосходства в воздухе над южной Англией летом 1940 года, — которым «многие» были многим обязаны в момент максимальной опасности для Британии. Как и Сэм Миара, он заплатил за это жизнью: его сбили через день после официального окончания битвы за Британию в октябре 1940 года.

Нельсон, удостоенный Креста «За выдающиеся летные заслуги», символизирует собою тот факт, что не только сами британцы помогли сорвать «Операцию «Морской лев»» — гитлеровский план вторжения в Великобританию. Пилоты и летные экипажи из 16 стран, включая Польшу, Новую Зеландию, Канаду, Чехословакию, Австрию, Бельгию, Южную Африку и Францию, приняли участие в международных усилиях по защите неба Великобритании.

Разворот из молитвинника Бернарда Крегора.

Алан Ваксман, чьи родители, польские евреи, во время «Хрустальной ночи» жили в Германии, был одним из тысяч молодых евреев, которых спасли, вывезя в Британию за несколько месяцев до начала войны, в рамках операции «Киндертранспорт».

Как вспоминает его сын в видеоинтервью для проекта, подросток был «полон исключительной решимости» присоединиться к ВВС. В его свидетельстве о прохождении службы в Авиационном учебном корпусе, в который он поступил в 1942 году, он описан как «польский подданный, но очень хочет вступить в Королевские ВВС», там же отмечается, что он «проявил исключительные способности [и] должен стать хорошим пилотом».

Как предполагает его сын, Ваксман продемонстрировал также некоторую степень наглости. Чтобы присоединиться к ВВС, ему нужно было разрешение польского посольства в Лондоне. Ваксман отправился в столицу с севера Англии, имея деньги на поездку лишь в одну сторону. Он покинул польское посольство с разрешением, которое ему требовалось, и деньгами на обратный билет в Йоркшир.

Бомбардировщики ВВС во время дневной атаки на секретный немецкий объект, где хранилось оружие, на территории оккупированной Франции

Большая степень наглости

Подобную же наглость продемонстрировал и Георг Хейн, еще один беженец из нацистской Германии. О его истории также рассказывает Ливайн. Хейн приехал в Великобританию в 1934 году, и после нескольких лет обучения в Лондонской школе экономики у него появилось правильное английское произношение.

«Он был неотличим от английского мальчика, единственной разницей было его имя», — подчеркивает Ливайн. Но в конце тридцатых годов Хейн попал в тюрьму. После освобождения, вскоре после начала войны, ему было приказано немедленно зарегистрироваться в полиции как «враждебному иностранцу». «Враждебные иностранцы» были гражданами стран, с которыми воевала Британия, но которые проживали на ее территории.

Хейн, однако, не собирался этого делать. Вместо того он посетил местное кладбище, где был похоронен некий школьник Питер Стивенс. Установив дату рождения Стивенса, он пошел в правительственный офис и, выдав себя за умершего мальчика, получил новое свидетельство о рождении. С этим жизненно важным документом в руках Хейн пошел в военкомат ВВС и присоединился к военно‑воздушным силам в роли Питера Стивенса. Служа, по словам Ливайна, «исключительно хорошо», Стивенс прошел путь от штурмана до пилота.

Однако британская полиция вышла на его след и была близка к его задержанию. Прежде чем они смогли это сделать, в сентябре 1941 года мнимый Стивенс был сбит над Голландией и захвачен немцами.

Он предпринял несколько попыток побега, однажды даже скрывался от немецкой военной полиции, лежа на железнодорожных путях под движущимся поездом. В другой раз он дерзко принял душ с тюремными охранниками, чтобы уйти вместе с ними. Он также помогал знаменитому побегу под названием «Деревянная лошадь», когда в 1943 году из шталага «Люфт» III вырвались трое военнопленных войск союзников. Немцы так и не узнали, что Питер Стивенс на самом деле был евреем‑беженцем Георгом Хейном.

Когда война закончилась и пленник вернулся в Великобританию, обман Стивенса остался безнаказанным, а его смелость и храбрость были справедливо вознаграждены. Королевские ВВС наградили его Военным крестом, повысили до звания командира эскадрильи и позволили сохранить имя Питера Стивенса.

Двойной риск в случае пленения

Для евреев, присоединившихся к ВВС, риск при пленении был особенно высок. Если их сбивали над вражеской территорией и они выживали, их ждала неопределенная судьба, если выяснялось, что они евреи. Некоторые летчики‑евреи оставляли свой идентификационный жетон, на котором было отображено их вероисповедание, перед вылетом из Великобритании.

Другие, однако, отказывались это делать. Альфред Хуберман, принимавший участие в 38 вылетах, все еще жив в возрасте 97 лет. «Я родился евреем, и я умру евреем», — сказал он о своем решении не снимать жетон. Он прямо говорит о причине, по которой вступил в ВВС: «Воевать в военно‑воздушных силах — это было героическим поступком, и я хотел отомстить немцам. Я хотел вновь и вновь возвращаться к ним».

Конечно, те, кто выполнял жизненно важные задачи на местах, также сыграли свою роль в битве за Британию. Летом 1940 года 21‑летняя Джоан Майерс, член Женской вспомогательной службы ВВС, работала на авиабазе Биггин‑Хилл в Кенте — самом оживленном аэродроме во время Битвы за Британию.

Воздушный дозорный наблюдает за битвой за Британию

Ее задачей было использование информации с радиолокационных станций для размещения на планшетном графопостроителе данных, которые точно определяли местоположение самолетов противника. Затем «спитфайры» и «харрикейны» можно было отправлять заданным курсом, чтобы вступить в бой с немецкими самолетами.

Ливайн отмечает, что «эти графики оказались настолько точны, что немцы действительно верили, будто у британцев гораздо больше истребителей, чем было на самом деле: им всегда казалось, что они встречают их, где бы они ни появились. Так велась битва за Британию».

Те, кто работал на Биггин‑Хилл — «моем самом сильном звене», как называл его Черчилль, — тоже не были избавлены от опасности. Люфтваффе подвергали его массированным бомбардировкам. В конце августа 1940 года в результате одного такого рейда погибли 40 человек из персонала базы.

Живая память быстро превращается в историю

Майерс, однако, выжила и прожила до 2011 года. Но, как пишет Ливайн о программе «Скрытые герои», «мы скоро окажемся в той точке, где не останется никого, кто мог бы вспомнить эти события»: «Живая память быстро превращается в историю. Вот почему так важно, чтобы мы помнили истории этих еврейских мужчин и женщин, которые помогли сохранить свободу для тех, кто пришел за ними. Они сопротивлялись — доказательства этому здесь. Мы им так многим обязаны. И важность этого проекта невозможно переоценить».

Оригинальная публикация: Unsung Jewish heroes who helped UK to victory in Battle of Britain finally heard

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Times of Israel: Подростки помогали развернуть французское Сопротивление в ходе Второй мировой войны

В 1940 году молодые люди беспокоились о будущем, потому что настоящее выглядело не очень. Сегодня ситуация в глазах молодежи выглядит похоже, «неважно, о чем идет речь»: о вооруженном насилии в США или об угрозе ядерной войны. «Все это страшно, — говорит Росботтом и спрашивает: — Кто выходит на улицы? Кто сопротивляется коммунистам в Гонконге, если не дети? Кто выступает против авторитарных правительств в Алжире или в Москве, если не молодежь? Молодые люди вынуждают нас обратить внимание на такие вещи, которыми мы предпочли бы, чтобы занялся кто‑нибудь другой»

Забытые герои: участники Войны за независимость Израиля, погибшие при катастрофе «Дакоты»

«Дакота» налетала 100 часов сверх срока, после которого ей полагалось пройти техобслуживание, ее преступно эксплуатировали, не зная меры. Старший механик эскадрильи умолял заменить двигатели и устранить непрекращавшуюся утечку масла. Нельзя летать без надлежащих огнетушителей на борту, предостерегал он много раз. Но накануне рокового вылета механику дали редкий по тем временам отпуск на 48 часов, и он не осмотрел «Дакоту» перед рейсом.

Драгоценные медали

Если послушать моего отца — ему теперь 92 года, — то на острове Гуам Вторая мировая война была сплошь приключением — грандиозным, хотя порой и жутковатым. Конечно, тут тебе и противопехотные мины, и японские снайперы, которые прятались в джунглях, но был и баскетбол, а раз в неделю — пиво и фильмы с Бетти Грейбл и Идой Лупино. «Я ничего такого не совершил», — часто говорил папа о том, как служил. А на самом деле — совершил, и еще как! Он заодно с 16 млн других американцев явился на призывной пункт, чтобы служить своей стране.