самые болезненные явления современного мира — распространение преступлений и насилия в тех социальных группах, которые прежде считались защищенными от подобного рода негативных проявлений. То и дело мы слышим о перестрелках в университетских кампусах, о массовых драках в школах и колледжах, о преступлениях, совершаемых молодыми людьми из хороших семей. Их родители в недоумении разводят руками: «Наш ребенок был отличником, на хорошем счету у учителей, выходит, мы его не знали!»
Может сложиться впечатление, что брошен вызов традиционной системе воспитания. Ведь мы веками считали своей главной задачей дать детям лучшее образование — не только для того, чтобы они хорошо зарабатывали, но и чтобы вырастали интеллигентными людьми, отвергающими насилие. А теперь вроде и тут нет никакой гарантии?..
На самом деле проблема правильного соотношения образования и воспитания исследовалась нашими мудрецами тысячелетия назад. В наиболее емкой и афористичной манере ее сформулировал рабби Эльазар бен Азарья: «Без Торы нет морали — без морали нет Торы; без мудрости нет страха Б‑жия — без страха Б‑жия нет мудрости; без знания нет понимания — без понимания нет знания; без муки нет Торы — без Торы нет муки».
Главная мысль мишны: нельзя разделять материальную и духовную составляющие ни в процессе обучения, ни в практической жизни. Б‑г сотворил материю и дух нераздельными. И образование только тогда приносит добрые плоды, когда сопровождается правильным воспитанием и реализуется в праведных делах. Именно на этих основах веками строилась еврейская система образования, давшая всему миру так много нобелевских лауреатов и сравнительно мало преступников.
Давайте разберем положения мишны последовательно. Прежде всего, почему все утверждения приведены в негативе? Почему, к примеру, не сказано: «Если есть Тора — есть мораль»? В том‑то и дело, что поучение предостерегает нас от негатива: если чего‑то в образовании/воспитании недостает — считайте, вы не получите нужного результата! Если человек не учит Тору — у него не будет морали: он просто не будет знать, что можно, а чего нельзя. Но и обратное верно: если у человека нет морали — он не овладеет Торой, сколько бы ни учил. Он может стать профессором. Однако такие профессора, как мы помним, ставили эксперименты на живых людях в нацистских лагерях…
Нынешняя система образования основана на формальных критериях — отметках за знания и поведение. В отличие от нашей традиционной школы, она не уделяет сколько‑нибудь серьезного внимания формированию внутреннего мира подростка. И если семья перекладывает воспитательную миссию на школу — родители рискуют оказаться в ситуации, когда остается развести руками: «Мы его совсем не знали!»
Та же закономерность прослеживается в следующей паре: «мудрость» и «страх Б‑жий». Ребенок с самого раннего возраста получает огромные объемы информации, а система образования помогает сделать логически обоснованные выводы, то есть стать «мудрым». Но без «страха Б‑жия», без уважения к Создателю и Его заповедям эта мудрость с большой вероятностью пойдет во вред окружающим. Обратное тоже верно: отказавшись от образования, человек рискует просто не понять, чего от него хочет Г‑сподь.
«Без знания нет понимания — без понимания нет знания»: это о том, как рационально пользоваться возможностями образования. Знания мы получаем от учителей: без уважения к авторитету, своим умом человек ни к чему не придет, за отсутствием основ. Но и схоластически повторяя мудрость старших, он вырастет в лучшем случае начетчиком, не понимающим того, что говорит.
Наконец, поучение о муке и Торе. Это вовсе не аналог поговорки «голодное брюхо к учению глухо», как многие наивно полагают. В мишне говорится о «промежуточном продукте», о муке, а не о хлебе. Имеется в виду, что у человека уже что‑то есть в материальном плане, но он не считает это достаточным. Если он говорит себе: не буду учиться, пока не достигну полного материального благополучия, этого благополучия он не достигнет никогда. Тот же тезис можно понимать и в другом ключе: имея в виду под «Торой» не предмет изучения, а его практические результаты. Есть хасидская притча о враче, который изобрел революционный метод лечения и хотел помочь множеству людей: сначала он построил больницу, потом основал университет, где врачи изучали бы его метод, потом собрал деньги на завод, где изготавливались бы нужные медицинские инструменты… Так он и умер, ничего не успев доделать и не вылечив ни одного пациента.
Б‑г дал нам Тору, чтобы наша жизнь стала лучше. Тора не только свод знаний, это прежде всего образ жизни. Все, что есть в мире, существует в гармонии с Торой и составляет служение Б‑гу — подлинную цель нашей жизни. Образование и мораль, мудрость и Б‑гобоязненность, материя и дух поддерживают друг друга и помогают подняться выше. И когда они взаимодействуют, мы можем быть уверены: мы найдем путь к праведности и счастью.