Неразрезанные страницы

Недельная глава «Ваишлах». Будь собой

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского 13 декабря 2019
Поделиться

Издательство «Книжники» готовит к выходу в свет книгу «Уроки лидерства» известного религиозного деятеля, философа и писателя, раввина Джонатана Сакса. Предлагаем вниманию читателей фрагменты будущего издания.

Я много раз говорил, что эпизод, в котором еврейский народ обрел свое название — когда Яаков боролся с безымянным противником ночью и получил имя Израиль, — как мы видели выше, является ключевым для понимания того, что значит быть евреем. И я утверждаю здесь, что он столь же критически важен для понимания того, что значит быть лидером.

Есть несколько гипотез относительно того, кто был тем незнакомцем, который боролся с патриархом в ту ночь. Тора называет его человеком (Берешит, 32:25). Пророк Ошеа называет его ангелом (Ошеа, 12:4–5). Мудрецы говорят, что это был Самаэль, ангел‑хранитель Эсава и злой дух Берешит раба, 77; Раши, комментарии к Берешит, 32:35; Зоар I, Ваишлах, 170a. . Сам же Яаков уверен, что это был Б‑г. «Яаков назвал это место Пнуэль (то есть Лицо Б‑га), ибо [сказал]: «Я видел Б‑га лицом к лицу и остался в живых» (Берешит, 32:31).

Я же считаю, что мы можем понять этот фрагмент только в контексте всей жизни Яакова. Яаков появился на свет, держа Эсава за пятку. Он купил первородство Эсава. Он похитил благословение Эсава. Когда его ослепший отец спросил, кто перед ним, он ответил: «Я Эсав, твой первенец» (Берешит, 27:19). Яаков желал быть Эсавом.

Почему? Потому что Эсав был старшим сыном. Потому что Эсав был сильным, физически зрелым охотником. А самое главное, потому что Эсав был любимцем отца: «Ицхак любил Эсава, потому что ему [нравилось] есть добытое [им], а Ривка любила Яакова» (Берешит, 25:28). Яаков дает яркий пример того, что французский литературовед и антрополог Рене Жирар назвал «миметическим желанием»: мы хотим того, чего хочет кто‑то, потому что мы хотим быть этим кем‑то  Girard R. Violence and the Sacred. London: Athlone Press, 1988. См. в русском переводе: Жирар Р. Насилие и священное / Пер. с франц. Г. Дашевского. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
. Результатом такого желания является напряженность между Яаковом и Эсавом. Эта напряженность достигает невыносимой степени остроты, когда Эсав обнаруживает, что Яаков получил благословение, предназначенное Эсаву, и клянется убить Яакова после кончины Ицхака.

Яаков бежит к Лавану, где его ждут новые конфликты; возвращаясь домой, он узнает, что Эсав выступил ему навстречу с отрядом в четыреста человек. Давая необычайное по силе описание эмоционального состояния Яакова, Тора рассказывает нам, что Яаков «сильно испугался и опечалился» (Берешит, 32:7) — его страх, вне всякого сомнения, был вызван тем, что Эсав попытается его убить, а опечален он был, вероятно, потому, что враждебность брата была не беспричинной.

Яаков, как мы видели ранее, и впрямь обидел брата. Ицхак говорит Эсаву: «Приходил твой брат и хитростью отобрал [предназначенное] тебе благословение» (Берешит, 27:35). Спустя много веков пророк Ошеа говорит: «Но и с Йеудой у Г‑спода суд; и Он накажет Яакова за его поступки и воздаст ему по делам его. Еще во чреве матери схватил он за пятку брата своего, а возмужав — боролся с Б‑гом» (Ошеа, 12:3–4). Ирмеяу использует имя Яакова как нарицательное, для обозначения человека, решающегося на хитрый обман: «Остерегайтесь друг друга и не доверяйте ни одному из братьев, ибо каждый брат, лукавя, обманывает (аков яаков), и всякий друг разносит клевету» (Ирмеяу, 9:3).

Покуда Яаков хотел быть Эсавом, между ними были напряженность, конфликт и соперничество. Но в ту ночь, готовясь к новой встрече с Эсавом после двадцати двух лет отсутствия дома, Яаков вступает в борьбу с самим собой; в итоге он сбрасывает личину Эсава — того, кем он хотел быть все эти годы. И это важнейший момент в жизни Яакова. Отныне он вполне удовлетворен, став самим собой. Только когда мы перестаем хотеть быть кем‑то иным (как писал Шекспир: «Когда <…> я завистью нещадною томим к чужой надежде, участи, друзьям, к уму, таланту, доблестям чужим, себя за это презирая сам» Шекспир У. Сонет 29. Цит. в пер. А. Финкеля.
), мы можем жить в мире и согласии с собой и миром.

Таков один из тяжелых вызовов лидерства. Лидеру слишком легко достается популярность, если он таков, каким люди хотят его видеть: либерал хорош в глазах либералов, консерватор — в глазах консерваторов, и если он принимает решения, которые приносят ему временную славу, а не продиктованные принципами и убеждениями. Советник американского президента Дэвид Герген писал о Билле Клинтоне, что тот «не вполне понимает, кто он, и старается идентифицировать себя с мнением, которое нравится окружающим. Это ведет его к многочисленным противоречиям, отчего у многих и сложилось впечатление, что в его натуре перемешаны сильные и слабые стороны» Gergen D. Eyewitness to Power. New York: Simon and Schuster, 2001. P. 328.
.

Лидеры иногда стараются «сохранить единство команды», говоря разным людям разные вещи, но в конечном счете эти разночтения выплывают наружу, особенно в условиях тотальной прозрачности, созданной современными средствами массовой информации, и в результате лидер начинает производить впечатление человека, лишенного моральной цельности. Люди перестают доверять его высказываниям. Восстановление утраченного доверия может занять долгое время. Позиции такого политика пошатнутся, и ему, возможно, даже придется уйти в отставку. Мало что так делает лидера непопулярным, как погоня за популярностью.

Великие лидеры обладают мужеством жить в условиях непопулярности. Линкольн при жизни постоянно становился объектом оскорблений и насмешек. В 1864 году «Нью‑Йорк таймс» писала о нем: «Его постоянно обвиняли в том, что он клятвопреступник, узурпатор, тиран, растоптавший Конституцию, уничтоживший все свободы в своей стране, что он безрассудный авантюрист, бездушное ничтожество, наживающееся на страданиях умирающей нации» Цит. по: Kane J. The Politics of Moral Capital. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 71. . Черчилль, пока не стал премьер‑министром в годы Второй мировой войны, подвергался поношениям как неудачник. После войны он потерпел поражение на всеобщих выборах 1945 года. Джон Ф. Кеннеди и Мартин Лютер Кинг были убиты. Когда умерла Маргарет Тэтчер, нашлись те, кто выбежал на улицы и праздновал это событие.

Яаков не был лидером. В его время еще не сложилась нация, которую он мог бы возглавить. Однако Тора очень подробно излагает нам события, которые должны создать у нас представление о его борьбе за самоидентификацию, потому что это была не только его борьба. Она происходит у всех нас (слово «авот», используемое для описания Авраама, Ицхака и Яакова, означает не только «отцы», или «патриархи», но также и «архетипы»). Очень непросто преодолеть желание быть кем‑то другим и иметь то, что есть у другого. Такие желания время от времени возникают у большинства из нас. По убеждению Жирара, это и было основным источником конфликтов на всем протяжении человеческой истории. И нам может понадобиться целая жизнь, полная борьбы, чтобы понять, кто мы, и отбросить желание стать тем, кем мы не являемся.

Чаще, чем кто‑либо другой в книге Берешит, Яаков оказывается в гуще конфликта. Он ссорится не только с Эсавом, но и с Лаваном, видит распрю между Рахелью и Леей, вражду между Йосефом и его братьями. Такое ощущение, будто Тора говорит нам, что, покуда нас раздирает конфликт изнутри, вокруг нас тоже будут возникать раздоры. Нам следует снять напряжение внутри себя, прежде чем стараться разрешить чужие конфликты. Нам надо быть в ладу с самими собой, прежде чем мы сможем жить в ладу со всем миром.

Вот что происходит в этой главе. После битвы с незнакомцем Яаков переживает смену личности. Он возвращает Эсаву похищенное у него благословение. А до этого он вернул ему и материальное благословение, отправив брату сотни коз, овец, баранов, верблюдов, коров, волов и ослов. И он возвращает ему благословение, которое гласило: «Ты станешь господином над своими братьями, поклонятся тебе сыновья твоей матери» (Берешит, 27:29). Яаков семь раз поклонился Эсаву. Он называет Эсава господином (Берешит, 33:8), а себя рабом (Берешит, 33:5). Он даже произносит слово «благословение», хотя этот момент нередко упускается в разных переводах. Он говорит: «Прими благословение мое, которое принесено тебе» (Берешит, 33:11). В итоге два брата встречаются и расстаются с миром.

Люди конфликтуют. У них могут быть разные интересы, страсти, желания, темпераменты. Но даже если это не так, все равно братья будут конфликтовать, это известно каждому родителю. Дети — и не только дети — нуждаются во внимании, но никто не может уделять всем одинаковое внимание. Управление конфликтами, которые оказывают влияние на отношения в любой социальной группе, — задача лидера, но если лидер не уверен в своей миссии или сомневается в своих лидерских качествах, конфликты будут вспыхивать снова и снова. Даже если лидер считает себя миротворцем, он не сумеет их избежать.

Единственный выход — «познать себя». Люди должны бороться с самими собой, подобно Яакову в ту судьбоносную ночь, — сбрасывать с себя личину того, кем им нравится быть, но кем они не являются. Они должны смириться с тем, что кому‑то понравятся и они сами, и ценности, которые они защищают, а кому‑то — нет. Они должны понять, что лучше завоевать уважение немногих, чем всеобщую популярность. Для этого может потребоваться всю жизнь вести неустанную борьбу, но в результате можно обрести колоссальную силу. Нет человека сильнее, чем тот, кто знает себя и свои возможности.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Вайеце». Свет в темные времена

Решающие для всей жизни Яакова встречи с Г‑сподом происходят всегда между важными периодами, когда один этап завершен, а другой еще не начат, когда Яаков одинково рискует и если будет двигаться вперед, и если попробует вернуться назад. Но именно в эти моменты наибольшей уязвимости он встречает Г‑спода и находит в себе мужество продолжать путь, невзирая на все его опасности.

Недельная глава «Тольдот». Цена молчания

Ицхак и не намеревался давать Эсаву благословение на продолжение договора с Б‑гом. Он намеревался дать каждому сыну соответствующее тому и другому благословение. И хитроумный план обмана, придуманный Ривкой и претворенный Яаковом, был вообще не нужен. Почему же Ривка этого не поняла? Потому что она и ее муж не общались друг с другом. А теперь давайте разберем последствия.

Уроки лидерства

Иудаизм был и остается великой мировой религией протеста. Герои веры не приемлют сущего. Они протестуют. Они бросают вызов самому Г‑споду. Авраам сказал: «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!» (Берешит, 18:25). Моше сказал: «Зачем Ты навел беду на этот народ?» (Шмот, 5:22). Вот как Г‑сподь желает, чтобы мы отвечали. Иудаизм—это призыв Г‑спода к человеческой ответственности. Высшая награда—стать партнером Б‑га в деле сотворения мира.