неразерзанные страницы

Недельная глава «Бешалах». Устремляя взгляд к небесам

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского 7 февраля 2020
Поделиться

В издательстве «Книжники» вышла в свет книга известного религиозного деятеля, философа и писателя, раввина Джонатана Сакса. Предлагаем вниманию читателей фрагменты нового издания.

Евреи перешли Красное море. Свершилось невозможное. Самая сильная армия Древнего мира, египтяне с их колесницами, была повержена и утонула. Народ обрел свободу. Но передышка оказалась короткой. Почти сразу же евреи подверглись нападению амалекитян, им пришлось вступить в бой, и на сей раз Г‑сподь не помогал им явными чудесами. Тем не менее они одержали победу. Это был поворотный пункт не только в истории народа Израиля, но и в судьбе Моше как лидера.

Контраст между битвой с амалекитянами и произошедшим в Красном море был разительным. Перед лицом приближающегося египетского войска Моше сказал народу: «Не бойтесь! Стойте и смотрите, как Г‑сподь спасет вас сегодня. Египтян, которых вы видите ныне, вы больше не увидите никогда. Г‑сподь будет воевать за вас, а вы должны хранить молчание» (Шмот, 14:13). Другими словами, Моше обещал, что Г‑сподь сделает все сам. И Он сделал.

В эпизоде с амалекитянами, однако, Моше сказал Йеошуа: «Отбери нам воинов и иди, сразись с Амалеком» (Шмот, 17:9). Йеошуа так и поступил, и евреи вступили в бой. Это был грандиозный переход: народ Израиля ушел от ситуации, в которой лидер (с Б‑жьей помощью) принимает на себя бремя действия на благо народа, и оказался в ситуации, в которой лидер подвигает народ к самостоятельному действию.

После этого Тора обращает наше внимание на одну деталь. В начале сражения Моше с посохом Б‑жьим в руке восходит на вершину горы, с которой открывается вид на поле битвы. «И всякий раз, когда Моше поднимал руку, одолевал Израиль, а когда он опускал руку, одолевал Амалек. Когда руки Моше устали, то принесли камень и положили, и Моше сел на камень, а Аарон и Хур поддерживали его руки с двух сторон — и до захода солнца его руки уже не опускались» (Шмот, 17:11–12).

Что же здесь происходит? Этот фрагмент допускает двоякое прочтение. Посох в руке Моше, с помощью которого он творил чудеса в Египте и у моря, может быть признаком того, что победа евреев была чудом. Либо же он мог просто служить израильтянам напоминанием, что Б‑г с ними, стимулом, который придавал им сил.

Победа, о Г‑споди! Джон Эверетт Милле. 1871

Очень необычно то, что Мишна, которая в большей степени формулирует законы, а не просто комментирует Писание, дает ответ на этот вопрос: «Разве руки Моше побеждают в войне или проигрывают войну? Но говорится тебе, что все время, когда Израиль обращал взоры ввысь и подчинял свои сердца Отцу своему, Который на Небесах, он побеждал, а в противном случае терпел поражение» (Мишна, Рош а‑Шана, 3:8). Смысл этой мишны ясен. Ни посох, ни воздетые вверх руки Моше не сотворили чуда. Они просто напомнили израильтянам о необходимости обратить взгляды в сторону горы и не забывать, что Б‑г всегда с ними. Это придавало им уверенности и воли к победе.

Здесь мы подходим к фундаментальному признаку лидерства. Лидер обязан воодушевлять свою команду. Он не может выполнять за нее всю работу. Люди должны все сделать сами, но он в то же самое время должен придать им непоколебимую уверенность, что они в силах добиться и добьются успеха. Лидер несет ответственность за их эмоциональный настрой и моральный дух. Во время битвы он не должен выказывать ни малейшего признака слабости, сомнения или страха. А это не всегда легко. Руки Моше отяжелели. У всех лидеров бывают моменты усталости. В такие времена лидеру требуется поддержка — даже Моше понадобилась помощь Аарона и Хура.

Говоря современным языком, лидеру требуется эмпатия. Дэниел Гоулман, получивший известность своими работами на эту тему, полагает, что одна из важнейших задач лидера — сформировать и поддерживать настроение команды: «Нас увлекают за собой великие лидеры. Они зажигают в нас страсть и пробуждают лучшие качества. Когда же мы пытаемся объяснить, в чем действенность лидеров, мы говорим о стратегии, предвидении или притягательных идеях. Но в реальности все оказывается куда более примитивно: великие лидеры работают на уровне эмоций» Goleman D. Primal Leadership. Boston: Harvard Business Review Press, 2002. P. 3.
.

Группы людей обладают общим эмоциональным полем. По отдельности индивидуумы могут быть счастливы или печальны, возбуждены или спокойны, боязливы или храбры. Но когда они сплачиваются в группу, у всех появляется общий настрой, то есть происходит «эмоциональное заражение», и участники группы чувствуют одно и то же. Ученые экспериментально доказали, как в течение пятнадцати минут с начала разговора у двоих людей начинает проявляться сходство физиологических маркеров настроения, таких как частота пульса. «Когда трое незнакомцев сидят друг напротив друга минуту‑другую молча, наиболее эмоционально экспрессивный из них передает свое настроение двум другим, не говоря при этом ни слова» Ibid. P. 7.
. Физиологическая основа этого процесса, известного как отражение, в последние годы интенсивно изучалась, и этот процесс наблюдался даже у обезьян. Он лежит в основе эмпатии, посредством которой мы понимаем и разделяем чувства других людей.

Мы подходим к пониманию одной из важнейших ролей лидера. Именно он в первую очередь определяет общее настроение группы. Гоулман приводит результаты ряда научных исследований, показывающих ключевую роль лидеров в формировании общих эмоций в группе:

«Лидеры, как правило, говорили больше прочих, и к тому, что они говорили, люди прислушивались с большим вниманием… Но влияние на эмоции группы не сводится лишь к словам лидера. Как показано в этих исследованиях, даже когда лидеры ничего не говорят, на них взирают с бо́льшим вниманием, нежели на кого‑либо еще в группе. Когда всей группе задавали вопрос, члены группы вначале смотрели на лидера, чтобы уловить его реакцию. В самом деле, члены группы обычно воспринимают эмоциональную реакцию лидера как наиболее адекватную и на ее основании моделируют свое эмоциональное поведение — особенно в сомнительных ситуациях, в которых разные члены группы реагируют неодинаково. В каком‑то смысле лидер устанавливает эмоциональные стандарты поведения» Ibid. P. 8. .

В поведении лидера важны даже невербальные элементы. Лидеры, по крайней мере на публике, должны заражать своей уверенностью, даже если в глубине души их грызут сомнения. Если же они выдают свои внутренние страхи словом или жестом, то рискуют оказать деморализующее воздействие на группу.

Нет более яркого примера, чем тот эпизод, в котором сын царя Давида Авшалом поднимает бунт против своего отца, объявляя себя царем. Войска Давида подавили восстание, в результате чего Авшалом погибает, зацепившись волосами за ветви дерева и погибнув от руки Иоава, военачальника Давида.

Услыхав эту новость, Давид был безутешен. Пускай его сын восстал против него, но он же его сын. Оплакивая его смерть, он закрывает лицо и восклицает: «Сын мой, Авшалом! Сын мой, сын мой, Авшалом!» (Шмуэль II, 18:33). Известие о горе Давида быстро распространяется среди солдат: они заражаются эмоцией Давида — и пребывают в скорби. По мнению Иоава, это катастрофа. Воины пошли на большой риск, сражаясь на стороне Давида против его сына. И они не могут жалеть о своей победе, не вызвав смущения у людей и не подорвав боевой дух войска.

 

И пришел Иоав к царю в дом и сказал: «Ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих, спасших ныне жизнь твою, и жизнь сыновей и дочерей твоих, и жизнь жен, и жизнь наложниц твоих. Ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя, ибо ты показал сегодня, что ничто для тебя и вожди, и слуги. Сегодня я узнал, что если бы Авшалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее. Итак, встань, выйди и поговори к сердцу рабов твоих, ибо, клянусь Г‑сподом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий, какие находили на тебя от юности твоей доныне» (Шмуэль II, 19:6–8).

 

Давид делает так, как настаивает Иоав. Он соглашается с тем, что есть время и место для скорби, но не сейчас, а самое главное — не на публике. Сейчас надо благодарить воинов за их мужество во время защиты царя.

Лидерам порой приходится смирять собственные эмоции, если они не желают деморализовать тех, кого они ведут к цели. Во время битвы против амалекитян, первого сражения, когда евреям пришлось драться за свою жизнь и свободу, Моше выпала важная роль: ему предстояло внушить людям уверенность в себе, заставив их обратить взоры к небесам.

В 1875 году археолог‑любитель Марселино де Саутуола начал раскопки в пещере Альтамира на северном побережье Испании. Поначалу он не обнаружил ничего интересного, но его любопытство получило новый импульс после поездки на выставку в Париже в 1878 году, где он увидел экспозицию орудий и произведений искусства ледникового периода. Решив попробовать найти аналогичные древние предметы, он в 1879 году вернулся на место своих раскопок.

Однажды он взял с собой свою девятилетнюю дочь Марию. И пока он производил поиски в груде щебня, она углубилась в пещеру и, к своему изумлению, увидела что‑то на стене над головой. «Смотри, папа, тут быки», — сказала девочка. Это были изображения бизонов. Так она сделала одно из грандиознейших открытий в области первобытного искусства. Великолепные образцы наскальной живописи в пещере Альтамира, которым от тридцати пяти до двадцати пяти тысяч лет, были настолько беспрецедентным открытием, что потребовалось еще двадцать два года для подтверждения их подлинности. В течение четырех лет Саутуола работал всего в нескольких футах от этого сокровища, но проглядел его лишь по одной причине: он не обратил свой взгляд вверх.

Одним из сквозных мотивов Танаха является призыв поднимать глаза вверх. «Поднимите глаза ваши к небесам и посмотрите, кто сотворил их», — сказал пророк (Йешаяу, 40:26). «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя», — говорит царь Давид (Теилим, 121:1). В книге Дварим Моше говорит народу Израиля, что Земля обетованная будет не такой, как равнинная пустыня рядом с дельтой Нила, где много воды и где запасы не истощаются. Это будет страна гор и долин, чье плодородие целиком зависит от непредсказуемых дождей (Дварим, 11:10–11). Это будет земля, которая заставит населяющих ее людей устремлять взоры вверх. Вот что сделал Моше для своего народа в ходе его первой битвы. Он научил его устремлять взгляд к небесам. Никакое политическое, общественное или моральное достижение немыслимо без преодоления трудных препятствий. Приходится сталкиваться с интересами разных групп населения, менять настроения, преодолевать сопротивление. Возникает масса сиюминутных проблем, а великие цели часто кажутся недостижимо далекими. И всякое коллективное действие сродни попытке провести народ через пустыню, когда снова и снова выясняется, что цель маршрута не так близка, как может показаться при взгляде на карту.

Если устремить взор вниз, под ноги, сосредоточиваясь на трудностях пути, можно предаться отчаянию. Единственный способ сохранить оптимизм — это смотреть вдаль, в сторону далекого горизонта надежды. Философ Людвиг Витгенштейн однажды заметил, что цель философии — показать мухе выход из мухоловки Витгенштейн Л. Философские исследования. М., 2018. Параграф 309. . Муха, попав в бутылку‑ловушку, ищет из нее выход. Она тычется головкой в стеклянные стенки, пока наконец, утомленная, не умирает. А ведь бутылка все время была открыта. Муха забывает об одном: поглядеть вверх. Так иногда ведем себя и мы.

Задача лидера — заражать уверенностью и эмоционально воодушевлять. Это именно то, что сделал Моше, когда на вершине горы на глазах у народа воздел руки и посох к небесам. Увидев это, люди поняли, что они победят. «Не воинством, не силою, но Духом Моим», как сказал пророк (Зхарья, 4:6). Немногочисленный народ, который перед лицом трудностей продолжает устремлять взор к небесам, одержит великие победы и добьется исторических свершений.

 

Книгу Джонатана Сакса «Уроки лидерства» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки лидерства

Иудаизм был и остается великой мировой религией протеста. Герои веры не приемлют сущего. Они протестуют. Они бросают вызов самому Г‑споду. Авраам сказал: «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!» (Берешит, 18:25). Моше сказал: «Зачем Ты навел беду на этот народ?» (Шмот, 5:22). Вот как Г‑сподь желает, чтобы мы отвечали. Иудаизм—это призыв Г‑спода к человеческой ответственности. Высшая награда—стать партнером Б‑га в деле сотворения мира.

Уроки Торы I. Бешалах

В этой главе рассказывается о разделении Красного моря: его воды расступились благодаря сильному ветру, посланному Б‑гом. Когда ветер прекратился и воды сомкнулись над преследователями евреев, то, как нам сообщается, «море вернулось к своему обычному состоянию». Почему Тора добавляет эту поначалу кажущуюся лишней фразу? Мидраш усматривает в ней намек на условие, которое Б‑г заключил с Красным морем при его создании. Условие заключалось в том, что в нужное время оно разомкнет свои воды для народа Израиля. Ребе исследует данный вопрос, анализируя роль природных объектов и сил природы в Б‑жественном плане создания Вселенной.