Университет: Актуалии,

Не Жуков и не Маяковский: Осип Мандельштам!

Павел Нерлер 4 января 2016
Поделиться

«Посмотрим, кто кого переупрямит…»

 

Это второй «круглый» мандельштамовский юбилей в моей жизни…

Первый — столетие со дня рождения в 1991 году — я, будучи секретарем Комиссии по литературному наследию О. Э. Мандельштама (при председателе Роберте Рождественском), переживал с достаточно близкой дистанции, но все же с дистанции. Десятью годами ранее я тоже пробовал себя на «юбилейном» поприще, и крошечная публикация нескольких стихотворений, вышедших к 90‑летию со дня рождения поэта — 15 января 1981 года — в «Литературке», казалась тогда верхом [footnote text=’См. об этом: Нерлер П. Con amore. Этюды о Мандельштаме. М., 2013.
С. 747–754.’]мечтаний[/footnote].

Сейчас же мне выпало стать одним из непосредственных инициаторов празднования юбилея, и дистанция, с которой я наблюдаю его подготовку, практически нулевая. Связанной с этим работы бесконечно много, и тем интереснее немного остановиться, перевести дух и оглядеться.

Еще со времен «столетия» я усвоил, что Юбилей (то есть юбилей с большой буквы) покоится на следующих китах: выставка + конференция + праздничный вечер + увековечение памяти + издания. Разница в 2015 году по сравнению с 1990 годом представляется достаточно радикальной. Та — еще советская де‑юре — власть была буквально опьянена вдруг свалившейся тогда на всех, в том числе и на нее саму, осторожной горбачевской свободой — свободой думать, говорить и не мешать делать что‑то человеческое. Поэтому она ухватилась тогда за юбилей Мандельштама как за отличную возможность проявить себя с самой лучшей и либеральнейшей стороны, и отказа, наверное, не было и не было бы ни в чем. Но она не знала, как это делать по‑другому, отчего и грянул на открытии мандельштамовской доски михалковский советский гимн, отчего самому Сергею Михалкову дали при этом не заслуженное им ничем слово и отчего на юбилейном вечере в Колонном зале (sic!) висел огромный, «зализанный», как выразился М. Мейлах, портрет поэта, явно сработанный теми же и так же, кто набил себе руку на портретах [footnote text=’Мейлах М. Человек, очень сродный поэзии. Из разговоров с Н. И. Харджиевым // Поэзия и Живопись. Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Сост. и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М.: Языки русской культуры. 2000. С. 48.’]Политбюро[/footnote].

Сейчас же ситуация представлялась принципиально иной: Мандельштам нашему государству с доминантами пропаганды над искусством и политики над историей решительно безразличен. С пугающей отчетливостью и простотой оба этих кредо явил собой министр культуры (а по мне так — бескультурья и варваризации) Мединский. Громя очередные очаги недобитой культуры, автор «рашки‑говняшки» охотно и смачно поминал имя Осипа Эмильевича как образчик абсолютной никчемности. Вот его перлы: «Если ведомству необходимо подготовить госпрограмму “Развитие культуры”, мы не сможем отчитаться за нее в правительстве исследованием творчества [footnote text=’См. об этом: Нерлер П. С. 718–721 (главка «Слово и бескультурье»).’]Мандельштама[/footnote]…» Или: «И когда кто‑то из ученых говорит: знаете, мне сейчас 55 лет, до 70 я буду заниматься творчеством Мандельштама и раз в месяц приходить за зарплатой в 15 тысяч рублей — это неправильный подход. Так не будет…»

Но разве не примечательно, что для самоидентификации этот министр в качестве антипода бессознательно, но безошибочно выбирал именно Мандельштама? Это же почти как некогда Пушкина: «А работать за вас кто — Пушкин будет?»

Короче, не только надежды на сотрудничество с государством по поводу мандельштамовского юбилея не было, но и малейшего желания такое инициировать. К тому же море сил и времени отнимали шаги по перебазированию Мандельштамовского общества (МО) из РГГУ, откуда его «попросили», в Высшую школу экономики, где теперь создан Мандельштамовский центр при Школе филологии — процесс, потребовавший почти полтора года.

Тем не менее о юбилее как таковом я не забывал, полагая, что все его «киты» вполне реализуемы — пусть и более скромно — и горизонтальным образом, без вертикальной федеральной поддержки. К этому времени уже было ясно, что МО вместе с Государственным литературным музеем (ГЛМ) готовят юбилейную выставку, поэтому совершенно логично выглядело обращение Дмитрия Бака (директора ГЛМ) и мое  ко всем заинтересованным организациям, включая и госорганы, с предложением: «…создать Инициативную группу по проведению юбилея Осипа Мандельштама — но не сверху, как в 1991 году, а снизу, от имени читателей, почитателей и исследователей мандельштамовской поэзии». Предлагая взять на себя роль координаторов такой Инициативной группы (ИГ), мы провели ее заседание 29 июня 2015 года в ГЛМ. Пришли почти все приглашенные, была обсуждена и уточнена «дорожная карта» многочисленных мероприятий, за подготовку которых — взявшись за руки «по горизонтали» — брались собравшиеся.

На приглашение откликнулись практически все, к кому мы обратились, но бросалось в глаза, что госорганы отмолчались. Но отмолчались не значит не откликнулись, и вскоре мы узнали, что приказом № 185 по Роспечати от 14 июля 2015 года был создан государственный «Оргкомитет по подготовке и проведению мероприятий в честь 125‑летия со дня рождения О. Э.Мандельштама» (ОК). Его председателем стал глава Роспечати М. В. Сеславинский при заместителях Д. П. Баке и П. М. Нерлере и секретаре Ю. Ф. Рахаевой. Цели и задачи ОК и ИГ полностью совпадали, а их составы отчасти разнились: в ОК вошли, например, представители федеральных и московских министерств, а в ИГ — представители «Мемориала» и НЛО. В целом же они хорошо дополняли друг друга.

Такое — для меня лично неожиданное — развитие событий весьма радовало. Ибо сложение потенциалов ОК и ИГ — это, в сущности, объединение государства и гражданского общества вокруг одного очень конкретного и очень хорошего дела. Едва ли ИГ была бы в состоянии подвигнуть Мин­связи к размышлениям о юбилейных почтовых знаках, как и ОК вряд ли мог бы выступить с инициативой собраться в день гибели Мандельштама у Соловецкого камня.

Оргкомитет заседал дважды — 7 сентября и 12 ноября, и оба заседания были короткими и деловыми; Сеславинский вел их неформально, с демонстрацией интересных библио­фильских артефактов, но очень четко. И вот что самое интересное: было заметно, что буквально все — и архивисты, и музейщики, и главные редакторы журналов, и представители госструктур, включая и самого Сеславинского, — участвовали в этом процессе с интересом и даже своеобразным удовольствием. Им не полагалось, им явно хотелось сделать — в пределах своей компетенции — что‑то хорошее во славу этого гениального и замученного поэта, которого все они (за микроскопическими исключениями) и читали, и любили. Некоторые приходили с собственными интересными идеями: например, мандельштамовская страница и конкурс эссе о Мандельштаме («Новый мир»), круглый стол «Мандельштам и современная поэзия» («Знамя»), выставка «Библиотека Осипа Мандельштама» (РГАЛИ) и др.

На этом фоне довольно наивно и даже нелепо — в моих, по крайней мере, глазах — смотрелась дискуссия в блогосфере: а нужны ли этот официозный оргкомитет и сам юбилей, коль скоро в него входит и такое ужасное лицо, как «крымнашевец» Юрий Кублановский? И не перевернулся ли бы Осип Эмильевич в гробу от этого обстоятельства? Свято веря в это, один член МО даже покинул его ряды: опереточный, фарсовый жест.

Гроба, как мы знаем, нет, и спекулировать на том же самом, что и Мединский, но только с другим знаком, вовсе не обязательно. Никто не мешает разным участникам этой дискуссии, как и не подозревающему, вероятно, о ней Кублановскому, отпраздновать юбилей так, как им или ему захочется — друг ли с другом или друг без друга, но, если можно, не друг против друга. Инфраструктуру для этого, каркас грядущих событий, собственно, и готовят энтузиасты, члены и нечлены ИГ и ОК, объединяемые одним — желанием внести лепту в общий праздник.

Памятник Осипу и Надежде Мандельштам в Амстердаме. Работа Ханнеке де Мунк и Ситсе Баккера

Памятник Осипу и Надежде Мандельштам в Амстердаме.
Работа Ханнеке де Мунк и Ситсе Баккера

Между тем эстафета «Мандельштамовских дней» уже взяла старт. 1 сентября в Твери состоялось открытие памятной доски О. Э. Мандельштаму на здании школы № 29, расположенной поблизости от того места в Калинине, где поэт с женой снимали комнату в семье Травниковых.

Затем эстафету из рук тверяков приняли жители Амстердама — города, где, как оказалось, уже 15 лет существует Nadezjda Mandelstamstraat — улица Надежды Мандельштам. Местные энтузиасты, скульптор Ханнеке де Мунк и художник Ситсе Баккер, влюбившиеся в мандельштамовские стихи и потрясенные судьбой их автора, предложили свой «Памятник любви».

Среди декабрьских и январских событий — выставки, круглые столы, вечера, открытие таблички «Последний адрес» в Нащокинском, встречи у мемориальной доски, у Соловецкого камня и у памятника в Старосадском.

Будем же равняться на тот резонанс и ту прочность славы, которые по праву приобрел гениальный Мандельштам — как один из великих русских поэтов XX века. Он не Жуков и не Маяковский, — ни на коня его не подсадишь, ни на пьедестал «лучшего и талантливейшего» не возведешь. Он у каждого свой и мой, и хочется думать, что ни мы, ни государство — никто не упустит своего шанса на его достойный юбилей как знак уважения к памяти великого поэта, автора бессмертных стихов, одно из которых — о стране, не чуемой под собою, — стоило ему жизни! И что праздничный императив высокой нормальности и неказенности будет сопровождать все события.

Собственно, юбилейный для него год — 2016‑й — еще только начинается.

Спасибо за стихи, Осип Эмильевич!..

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

На их плечах: Дина Фридман

Я была в какой‑то семье на Хануку, была восьмая свеча, и там мы с Зямой встретились. Он был из ортодоксальной хабадской семьи, но на фронте во время войны уже соблюдать нельзя было. Я ему сказала: «Если ты хочешь, чтобы у нас была религиозная семья, я думаю, ты должен стать религиозным. А если ты не хочешь, значит, мы с тобой разойдемся. Я не могу выйти замуж за человека несоблюдающего». И он согласился.

Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.

Союз обрезания: чья ответственность, когда совершать и что делать взрослым

В начале девяностых в синагоге в Марьиной Роще, тогда еще маленькой и деревянной, ежедневно можно было наблюдать такую картину: во дворе стоял небольшой вагончик‑времянка, в который заходили мальчики и мужчины самого разного возраста. В вагончике же, с редкими перерывами на сигарету и перекус, конвейерным методом работал моѓель, вводивший в завет праотца Авраѓама советских евреев, в основном будущих репатриантов в Израиль. Подобную картину можно было наблюдать и в других местах.