Хотим мы того или нет, но потребительское общество оказывает свое воздействие на жизненные установки многих людей. Каждый день мы получаем из телевизора, радио или интернета десятки рекламных сообщений, смысл которых один: задача человека — обеспечить себе и своим близким максимум комфорта и удобств. А для этого надо — здесь следует рассказ о какой‑то вещи, которая рекламируется: приобретете ее, будете счастливы. Общий посыл всегда один: радость и счастье — результат материального благополучия.
К сожалению, эта пропаганда действует. Вспоминаю, какой шок у вполне интеллигентных людей вызвал поступок математика Григория Перельмана, который в 2010 году проигнорировал предложенную ему премию в миллион долларов за решение теоремы Пуанкаре, и деньги ушли на благотворительность. Некоторые даже усомнились в нормальности ученого, а тот всего лишь хотел продолжать свои уединенные занятия, и предложенные деньги были ему не нужны.
Именно об этом наша сегодняшняя мишна: «Вот путь Торы — есть хлеб с солью, пить воду в меру, спать на земле и жить тяжело, занимаясь одной Торой. Если будешь так делать, ждут тебя счастье и благо: счастье в этом мире, благо в Мире грядущем».
На первый взгляд здесь есть преувеличение: вроде бы богатый не может как следует учить Тору. Но это весьма упрощенный подход. Текст мишны говорит, что Тора дает счастье и тому, кто беден. Наша история знает десятки выдающихся знатоков Торы, которые жили в нищете и тяжелых испытаниях: вспомните рабби Гилеля, рабби Акиву. Но мы знаем, что люди эти были счастливы, прожили жизнь, полную духовных радостей, и оставили после себя множество учеников. Недаром сказано в Талмуде: «Уделяйте особое внимание детям бедных, ибо от них придет слово Торы».
Потребительское общество может возразить в том роде, что изучение Торы и учение в широком смысле слова идет легче, если у человека есть материальное благополучие: бедному приходится тяжко трудиться, чтобы заработать на хлеб, на учебу у него остается не так много времени. Но на это возражает сама жизнь: богатому человеку ничуть не меньше приходится заботиться о том, чтобы сохранить и приумножить богатство, есть опасность, что просто головы не хватит на духовный рост…
Испытание богатством ничуть не легче, если еще не тяжелее, чем испытание бедностью. Возвращаясь к истории математика Перельмана, нельзя не прийти к выводу, что истинное счастье не в приобретении денег или вещей, а в приобретении мудрости. И ради этого счастья человек без малейших колебаний может пожертвовать чем угодно.
Есть история о рабби Цемахе Цедеке, третьем Любавичском Ребе, который с детства желал посещать уроки своего деда, Алтер Ребе. Но комната для занятий была слишком мала, ребенка туда не пускали: чтобы слушать слова Торы, ему приходилось прятаться в печной трубе! Как‑то раз было холодно, ученики решили зажечь огонь в печи, и лишь в последний момент они услышали крики мальчика и сумели вытащить его невредимым. Мать мальчика долго возмущалась, но сам Алтер Ребе увидел в этом урок для хасидов: «Это и есть истинный путь изучения Торы: ради знания человек готов все отдать».
Наши предки знали, что учеба — это очень нелегкая жизнь. Ведь лежа с книгой на диване многому не научишься. Обязательно приходится чем‑то жертвовать, в чем‑то себе отказывать, на что‑то просто не обращать внимания. Зато в результате получишь нечто несравненно большее.
В этой связи вспоминается история, которая произошла с самим Алтер Ребе. Однажды он был приглашен к известному цадику рабби Шломо из Карлина. К приезду знаменитого гостя собрали роскошный обед: женщины из семьи раввина договорились, кто принесет мясо для супа, кто овощи, кто другие продукты. Но вот незадача: они забыли договориться, кто будет солить. В результате каждая пришла со своим пакетом соли и щедрой рукой высыпала ее в кастрюлю. Можете себе представить вкус получившегося супа… Но Алтер Ребе съел полную тарелку и сказал спасибо. Уже потом хозяин отвел его в сторону и спросил: «Как ты мог это есть, ведь суп несъедобный!» Алтер Ребе в ответ: «Когда я учился у Магида из Межерича, уроки так захватывали нас, что думали мы лишь об одном: как получить знания, добиться духовного роста. А вкус мы, считай, вовсе утратили…»
На самом деле, скорее всего, он понял ситуацию с самого начала, но не хотел обидеть женщин, ведь те старались. Потерял он вкус или нет, неизвестно, зато имел, помимо обширных знаний, любовь и доброжелательство к окружающим. А радость окружающих сообщала ему огромное удовольствие в жизни.
И это как раз то, чего я желаю всем нам и нашим детям. Мы видим, как многие учатся «для диплома» — в надежде, что это даст более высокий заработок. Но заработок, даже самый высокий, не приносит удовольствия сам по себе: сколько мы видим вокруг людей состоятельных, но несчастливых. А учиться надо для счастья, для мудрости, для Торы.