В прошлом месяце мы говорили о заповеди утешения скорбящих, отметив ее близость к заповеди «бикур холим» — обязанности навещать больных.
Об исполнении этой заповеди мне всегда задают множество вопросов. Почему надо приходить к больному? Ведь далеко не каждый человек, заболев, хочет принимать гостей. Если навещать больного, то как часто? На какие болезни заповедь распространяется, а при каких посещать больного необязательно? И если болезнь заразная — разве можно ходить к больному во вред себе?..
Чтобы ответить на эти вопросы, начать надо со смысла заповеди. Но откуда мы знаем, что это именно заповедь? В качестве ее основания цитируют стих из Торы (Берешит, 18:1) о том, как Б‑г явился к Аврааму на третий день после обрезания. Раши утверждает: это пример «бикур холим». И третий день тут неслучаен: как объясняет пражский Маараль, именно в это время болит не место раны, а все тело и человек чувствует себя больным.
Зачем навещать больного? Самая простая причина: чтобы помочь. В Талмуде мы читаем о том, как у рабби Акивы заболел ученик. Когда учитель выяснил, что никто за ним не ухаживает, он сам пошел к больному в дом, принес ему еду, сделал уборку — и тем помог выздороветь. После чего собрал своих учеников и преподал им важное поучение: кто не навещает больного, может обречь его на смерть, а кто навещает — дарит ему жизнь!
Это, конечно, крайний случай. Но даже если в доме есть кому ухаживать за больным и кормить его, если рядом есть врач, заповедь «бикур холим» сохраняет свое значение. В комментариях к Талмуду объясняется, что можно навещать больного ради ухода, а можно ради молитвы за него — чтобы оказать моральную поддержку. Известна цитата из наших мудрецов: «Кто приходит навестить больного, убирает одну шестидесятую его болезни».
Известный раввин Йосеф Телушкин рассказывал, как наш Ребе помог выздороветь его отцу, Шломо Телушкину, работавшему у него бухгалтером. У отца случился инфаркт, его положили в больницу. А Ребе каждый день просил своих хасидов заходить к больному и спрашивать его мнения о том или ином проекте, документацию которого Шломо Телушкин вел. Спрашивал даже о вещах совершенно не срочных! Многие удивлялись: зачем Ребе беспокоит человека в тяжелом состоянии? И только когда Шломо поправился и вернулся к работе, ситуация разъяснилась: «Ребе все время напоминал мне, что я нужен людям, что я необходим общине — и это дало мотивацию скорее выздороветь. Ведь недаром и врачи говорят, что самый важный стимул для выздоровления — это сильное желание вернуться к нормальной жизни!»
Сколько раз навещать больного, зависит от ситуации. Главное, чтобы такие визиты человеку помогали. Если же он предпочитает болеть в одиночестве — его право. В любом случае визиты не должны быть продолжительными. Но если видишь возможность подбодрить больного, поднять его дух — такую возможность надо использовать. Ведь моральная поддержка помогает порой больше, чем лекарства.
Отдельный вопрос, как выполнять — и выполнять ли — заповедь «бикур холим» в случае заразной болезни. У нас на памяти эпидемия ковида, когда к больному нередко запрещалось даже приближаться. Да и Тора содержит ясное указание: прежде всего необходимо заботиться о сохранении собственного здоровья. Если ты врач — другое дело, ты обязан работать с больным, чтобы спасти его жизнь, даже если рискуешь собственным здоровьем.
В общем, если навещать больного опасно, лучше от прямого контакта воздержаться. Но это не значит, что обязательность «бикур холим» отменяется даже в таких случаях. Слава Б‑гу, ныне есть много способов поддерживать контакт с человеком на расстоянии. Можно позвонить по телефону, связаться в мессенджере, направить с курьером кошерную еду…
Во многих общинах есть специальная служба «бикур холим», которая осуществляет десятки проектов — от сбора средств на лечение и операцию до конкретной помощи с уходом. Приходите — вас ждут!
И в заключение история о «помощи на расстоянии» в те времена, когда о мессенджерах не слыхивали. В XIX веке в Российской империи разразилась очередная эпидемия тифа. Раввин большой общины Меир‑Шломо Яновски заболел и был помещен на карантин. Резник этой общины хотел его навестить, но санитары даже на порог не пустили: «Сам заразишься и других заразишь!» Тогда резник встал под окнами карантинного отделения и целый час во весь голос читал из «Таньи» — как раз тот раздел, где говорится, что Б‑г посылает испытания всегда во благо и дает человеку силы эти испытания преодолеть. Дочитал, ушел, назавтра вернулся — и снова целый час громко читал тот же душеспасительный текст. И еще день, и еще… и так, пока раввин не выздоровел и не вышел из карантина. Выйдя, он первым делом обнял друга со словами: «Спасибо, ты меня от верной смерти спас!»
Кстати, раввин Меир‑Шломо Яновски был дедушкой нашего Ребе…
…И пусть утешит вас Г‑сподь
Так кого же нам любить, «как самого себя»?
