В этом году исполняется 40 лет знаменитой поправке Джексона—Вэника в Закон о торговле США, которая ограничивала торговлю и кредиты странам, нарушающим права человека, прежде всего право своих граждан на эмиграцию. В конце 2012 года президент Обама отменил действие поправки в отношении России, однако тогда же были введены санкции по «списку Магнитского», а сейчас тема американских экономических санкций в адрес этой страны, открытая эмбарго 1930 года и поправкой Джексона—Вэника 1974‑го, актуальна как никогда. Публикуемые ниже документы проливают свет на предысторию этой поправки.
С момента возникновения Государства Израиль в 1948 году одной из главных забот его руководства было заселение страны (на момент получения независимости на территории нынешнего Израиля жило всего 600 тыс. евреев). Значительное внимание в этой связи было обращено на СССР — единственную европейскую страну, сохранившую после Холокоста миллионную еврейскую общину. Однако советское руководство, несмотря на неоднократные просьбы израильтян, не было настроено разрешать эмиграцию — не столько из‑за антисемитизма, сколько из‑за того, что подобное соглашение поколебало бы одну из основ устойчивости режима — изоляцию советских граждан от контактов с заграницей.
В итоге начиная с 1950‑х годов израильские спецслужбы организуют на Западе масштабную кампанию по привлечению внимания к преследованиям евреев в СССР и по принуждению советского руководства к разрешению эмиграции. Постепенно, в 1960‑х годах, центр этой кампании смещается в США, и она все больше становится делом рук американских еврейских активистов, пытающихся таким образом как‑то компенсировать пассивность еврейской общины США во время Холокоста. В 1970 году группы активистов из 18 городов США создали Союз советов по делам советских евреев.
Самое радикальное крыло этих активистов составили члены Лиги защиты евреев, организованной Меиром Кахане, атаковавшие в начале 1970‑х советские представительства в США. При этом советские чиновники оказались в полной растерянности, что и демонстрируют публикуемые документы, хранящиеся в Архиве внешней политики РФ. Во‑первых, они почувствовали свою незащищенность от акций Лиги, поскольку, по их словам, американские суды оправдывали ее активистов за отсутствием доказательств совершения ими [footnote text=’Архив внешней политики РФ. Фонд № 0129. Оп. 55. Папка № 412. Д. 18. Л. 27.’]преступлений[/footnote]. Однако гораздо опаснее было то, что имидж СССР, и без того достаточно потрепанный, оказался под ударом. Это ощутили как сотрудники посольства, так и представитель того, что сегодня принято называть soft power, — Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами. Для ССОД ситуация была тем более опасной, поскольку костяк его актива составляли как раз «лица еврейской национальности». Сотрудники же посольства сокрушались, что «сионистская пропаганда» «серьезно дезориентирует общественное мнение этой страны». И все они, даже несмотря на внешне бодрый тон своих отчетов, жаловались на отсутствие собственных пропагандистских материалов. Представитель ССОД В. Нестеров просил прислать «больше иллюстративного материала о тех или иных аспектах развития еврейской культуры в СССР» и «фотоподборку о положении евреев в СССР», которые можно было бы разослать в еврейские организации [footnote text=’Архив внешней политики РФ. Фонд № 0129. Оп. 55. Папка № 412. Д. 18. Л. 8.’]США[/footnote].
А советник по информации советского посольства А. Евстафьев обращался в Агентство печати «Новости» (будущее РИА «Новости») с просьбой подготовить «яркий пропагандистский материал, специально рассчитанный на США» или хотя бы «опубликовать, например, через АПН справку или подборку фактов, прямо отвечающих на тезисы сионистов, имеющие хождение в США». Советник требовал также, чтобы материал «в наступательном тоне разоблачал сионистских провокаторов».
Усилия еврейских активистов совпали с намерениями властей США. В противостоянии с СССР для дискредитации противника США активно использовали вопрос о соблюдении прав человека. И, естественно, американская администрация в конце 1960‑х не могла не ухватиться за столь удобный инструмент, как борьба советских евреев за выезд. Кроме того, борьба за свободы для советских евреев позволяла заручиться поддержкой еврейской общины США, чьи голоса были важным преимуществом для участников выборов разных уровней. В итоге, по оценке [footnote text=’В 1962–1986 годах.’]многолетнего[/footnote] советского посла в США Анатолия Добрынина, вопрос о еврейской эмиграции стал «источником постоянного раздражения в отношениях между двумя странами, хотя предпринимались взаимные попытки на правительственном уровне как‑то его [footnote text=’Добрынин А. Сугубо доверительно. М., 1997. С. 262.’]приглушить[/footnote]».Советские лидеры решили ослабить давление на СССР по этому вопросу, объявив в 1966 году о разрешении эмигрировать для воссоединения семей. Процесс был ненадолго прерван Шестидневной войной, но уже в 1968 году выезд возобновился. Однако если члены Политбюро ЦК КПСС надеялись, что все закончится отъездом нескольких тысяч «еврейских националистов», то их расчеты оказались неверными. Тысячи (а потом — и десятки тысяч) представителей еврейской интеллигенции, разуверившихся в возможности построения социализма с человеческим лицом после подавления Пражской весны в августе 1968 года, сталкивавшихся с государственным антисемитизмом и «стеклянными потолками», были готовы к отъезду «хоть тушкой, хоть чучелом». Естественно, советский режим, не желавший терять нужную ему техническую интеллигенцию (как и давать другим жителям Страны Советов пищу для размышлений о необходимости большей открытости), всячески противодействовал отъезжающим. Ряд подавших заявление на выезд получили отказы по причине якобы имевшегося у них доступа к секретной информации. Некоторым из этих людей, получившим в литературе название «отказников», пришлось дожидаться выезда до конца 1980‑х, годами находясь в положении безработных. В августе 1972 года был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное жительство за границу, государственных затрат на обучение», вводивший для эмигрантов огромные компенсационные выплаты за получение образования. Эти выплаты составляли несколько тысяч рублей, что примерно в сто раз превышало размер средней месячной зарплаты.
Взимание выплат (за семь месяцев, пока действовал указ, по этой статье было заплачено около 7 млн рублей) вызвало возмущение в мире. В сентябре 1972 года в США была созвана Национальная конференция по проблемам советских евреев для выработки мер противостояния этому требованию. Приглашенный на конференцию влиятельный сенатор Генри Джексон пообещал свое содействие. Вместе с сенаторами Абрахамом Рибикоффом и Джейкобом Джавитсом он подготовил поправку к закону о торговле, которая увязывала ограничения в торговле с США и в кредитах со свободой эмиграции из страны. В феврале 1973 года подобный же проект внес в палату представителей конгрессмен от штата Огайо, где находилась одна из старейших организаций по борьбе за права советских евреев, Чарльз Вэник.
Советская сторона пыталась противодействовать этому. В 1973 году А. Добрынину для передачи президенту США Р. Никсону были переданы сведения о еврейской эмиграции. Как позднее вспоминал Добрынин, надеялись, что «что эти данные могут как‑то ослабить оппозицию еврейского лобби в конгрессе». Однако эти цифры, свидетельствовавшие не столько об удовлетворении права на эмиграцию, сколько о росте эмиграционных настроений среди советских евреев, лишь разожгли [footnote text=’Там же. С. 263.’]конфликт[/footnote].
Как видно из публикуемых документов, Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев во время своего визита в США в июне 1973 года был вынужден посвятить «еврейскому вопросу» все (или часть своего выступления) в Комитете сената по внешним отношениям. Вероятно, именно тогда он пообещал установить квоту на эмиграцию в 40 тыс. человек в год. Г. Джексон требовал, чтобы квота была установлена на уровне 70 тыс. в год. В конце концов сошлись на 60 тыс. Вероятно, именно в рамках этой договоренности посол Добрынин в августе 1973 года пишет всемогущему министру внутренних дел СССР Николаю Щелокову с просьбой обязать его подчиненных из ОВИРов своевременно сообщать о судьбе тех евреев‑отказников, которыми интересуются американские конгрессмены и сенаторы, дабы не «упустить потенциальный политический [footnote text=’Архив внешней политики РФ. Фонд № 0129. Оп. 57. Папка № 433. Д. 16. Л. 13–14.’]выигрыш[/footnote]». Но затем в Кремле все же решили не идти на уступки, чреватые эрозией режима, и назвали поправку Джексона «вмешательством во внутренние дела» СССР. Итог известен: в 1974 году поправка Джексона—Вэника была принята и действовала почти 40 лет.
ИНСТИТУТ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ [footnote text=’С 1974 года — Институт США и Канады.’]АМЕРИКИ[/footnote]
МИД СССР
30 июля 1971 г.
Секретно. Экз. № 2
т. [footnote text=’Георгий Корниенко (1925–2006) — в 1964–1986 годах заведующий Американским отделом МИД СССР, в 1977–1986 годах — первый заместитель министра иностранных дел СССР. ‘]КОРНИЕНКО Г. М.[/footnote]
Направляем Вам подготовленную в институте информационную записку «Об ответственности “Лиги защиты евреев” и ее членов за провокационные действия в отношении советских дипломатов и граждан».
Приложение: по тексту на 28 листах, секретно.
Замдиректора института
Об ответственности «Лиги защиты евреев» и ее членов за провокационные действия в отношении советских дипломатов и граждан
…Как уже было сказано, полиция и суды США оставляют преступные деяния «Лиги» по существу безнаказанными. Обычный предлог — «отсутствие доказательств», хотя во многих случаях ни преступный характер деяний, ни лица, их совершившие, ни связь этих лиц с «Лигой» ни для кого не являются секретом.
Правда, главари «Лиги» достаточно хорошо ориентируются в законодательстве США, имеют богатый личный опыт участия в уголовном судопроизводстве, и поэтому они, как правило, торопятся отмежеваться от совершенных ими преступлений, публично заявляя каждый раз, что хотя они и одобряют соответствующие провокации, но сами якобы не имеют в ним никакого отношения.
Нет сомнения, что при решении администрации Никсона и необходимой ориентации полицейских органов американская полиция без особого труда сумела бы установить и предать суду лиц, виновных в преступных антисоветских провокациях.
На практике американские власти и полицейские органы не только продолжают явное попустительство действиям членов «Лиги защиты евреев», нарушающим американские законы, но и пытаются возложить ответственность за «трудности доказывания» этих преступлений
Г. М. Корниенко — А. Ф. Добрынину,
8 октября 1971 г.
Направляю Вам подготовленную в Институте США справку «Об ответственности “Лиги защиты евреев” и ее членов за провокационные действия в отношении советских дипломатов и граждан»
ПОСОЛЬСТВО СССР В США
секретно Экз. № 2
г. Вашингтон Вх. № 528
21 апреля 1971 года
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРЕЗИДИУМА СОЮЗА ОБЩЕСТВ ДРУЖБЫ
тов. ГОРШКОВУ В. И.
О работе американских обществ дружбы с СССР по борьбе с антисоветской кампанией, ведущейся сионистскими организациями
Американские общества дружбы с Советским Союзом проводят определенную деятельность по разоблачению антисоветской кампании, проводимой сионистскими организациями. Следует отметить, что эта работа проводится обществами в трудных условиях, поскольку актив обществ в определенной степени состоит из лиц еврейской национальности, а также ввиду прямых угроз и провокаций, которые проводят сионисты в отношении обществ.
Группа хулиганствующих сионистов ворвалась в конце 1970 года в помещение Национального совета американо‑советской дружбы и причинила значительный материальный ущерб, была разбита витрина ассоциации дружбы и культурной связи США—СССР в Лос‑Анджелесе, сотрудники обществ дружбы получают от сионистов угрожающие письма и телефонные звонки.
В своей работе общества дружбы ставят своей задачей разоблачение антисоветского характера проводимой сионистами кампании, широкое информирование американской общественности о советской национальной политике.Одной из важных форм деятельности обществ является распространение советских материалов по этому вопросу. Национальный совет американо‑советской дружбы разослал в адрес различных организаций и отдельных деятелей более чем две тысячи экземпляров каждого издания АПН, посвященного положению евреев в СССР. Исполком Национального совета призвал каждого члена организации проводить работу по разоблачению антисоветской кампании сионистов. Около тысячи экземпляров каждого издания АПН по этому вопросу разослали Американо‑русский институт в Сан‑Франциско, Ассоциация дружбы и культурного сотрудничества США—СССР в Лос‑Анджелесе, около 500 экземпляров — Комитет американо‑советской дружбы в Чикаго.
Актив обществ проводит значительную лекционную работу; в частности, директор Национального совета американо‑советской дружбы священник [footnote text=’Ричард Морфорд (1903–1986) был директором Национального совета американо‑советской дружбы в 1946–1980 годах.’]Р. Морфорд[/footnote] выступает с лекциями в различных религиозных организациях, разъясняя советскую политику по национальному вопросу. Чикагский комитет американо‑советской дружбы использовал собрание, посвященное 25‑летию со дня начала работы Морфорда на посту директора Совета, для привлечения прогрессивных еврейских организаций к работе Комитета и разоблачения антисоветского характера сионизма.
Общества активно используют местный материал для разоблачения сионизма. Так, Американо‑русский институт использовал факт опубликования в газете «Сан‑Франциско кроникл» передовой статьи, осуждающей деятельность Лиги защиты евреев, размножил ее текст в несколько сот экземпляров и разослал со своими комментариями в адреса многих организаций и отдельных деятелей Запада США.
По поручению Национального совета американо‑советской дружбы член исполкома Национального совета профессор Бриджпортского университета Х. Парсонс готовит брошюру, разоблачающую реакционную сущность сионизма.
Во время гастролей в Чикаго Омского народного хора поступили сведения о том, что сионистские организации готовили провокации в адрес советских артистов. Чикагский комитет американо‑советской дружбы активно выступил в печати с осуждением этих планов и призывом дать решительный отпор хулиганам. Выступление комитета наряду с другими мерами несомненно способствовало тому, что сионисты отказались от своих планов физически сорвать концерты хора..
Представительство ССОД находится в постоянном контакте с руководством обществ дружбы, обсуждая с ним возможные формы деятельности обществ в этом направлении.
Представительство ССОД использует связи с другими организациями для разоблачения сионизма. Используя контакты по линии Корпуса по обмену гражданами, представитель ССОД провел встречи с руководством ряда еврейских и религиозных организаций в Нью‑Йорке, Чикаго, Вашингтоне, в г. Нэшвил (шт. Теннесси), выступил три раза по радио и два раза по телевидению, в частности с разъяснением советской национальной политики. В Сан‑Франциско была проведена встреча (с помощью Американо‑русского института) с группой юристов и деятелей кино, членов еврейских организаций.
Представитель ССОД и заведующий бюро АПН в США т. Исаченко Г. И. в г. Дервер (шт. Колорадо) провели две пресс‑конференции, радиоинтервью, два выступления по телевидению (на 15 минут и 60 минут) с разоблачением антисоветской клеветнической кампании, проводимой сионистами.
Опыт проведения работы обществами дружбы с СССР показывает, что советские пропагандистские материалы по этому вопросу содержат большой фактический материал, который оказывает значительное воздействие на читателя. Дополнительной разработки, на наш взгляд, требует вопрос о советской политике в области эмиграции. (Учитывая то обстоятельство, что этот вопрос демагогически связывается сионистами с Всеобщей декларацией прав человека.)
Желательно также получать больше иллюстративного материала о тех или иных аспектах развития еврейской культуры в СССР. Указанные материалы могли бы быть активно использованы обществами для распространения среди американской общественности. В частности, было бы целесообразно получить фотоподборку о развитии еврейской культуры и положении евреев в СССР. Указанная фотоподборка могла бы быть разослана в различные еврейские организации, экспонирована в различных городах США. Большое значение имело бы изготовление кино и телефильма по данному вопросу.
Представитель ССОД ( [footnote text=’Архив внешней политики РФ. Фонд № 0129. Оп. 55. Папка № 412. Д. 18. Л. 6–8.’]В. Нестеров[/footnote])
МИД СССР, отдел США
ПОСОЛЬСТВО СССР в США
Вх. № 813. Секретно. Экз. № 2
г. Вашингтон 28.04.1972
24 апреля 1972 года
Исх. № 287
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВЛЕНИЯ АГЕНТСТВА ПЕЧАТИ «НОВОСТИ», тов. [footnote text=’Иван Удальцов (1918–1995) — в 1962–1965 годах заместитель заведующего Идеологическим отделом ЦК КПСС, в 1970–1976 годах — председатель правления Агентства печати «Новости».’]Удальцову И. И.[/footnote]
Хотели бы высказать свои соображения в связи с опубликованием в конце марта интервью заместителя министра внутренних дел СССР т. [footnote text=’Борис Шумилин (1922–2003) — в 1967–1983 годах заместитель министра охраны общественного порядка (затем внутренних дел). ‘]Б. Т. Шумилина[/footnote] корреспонденту АПН по вопросу об эмиграции евреев из СССР в Израиль и откликами на него в США.
Считаем публикацию этого интервью правильной и полезной пропагандистской мерой, которая безусловно поможет дальнейшему разоблачению антисоветских тезисов сионистов, сделавших своим «коньком» вопрос о выезде советских граждан еврейской национальности в Израиль. Особую ценность, на наш взгляд, представляет приведенная в интервью официальная статистика, разъясняющая действительную картину в этом вопросе и дающая убедительный ответ на целый ряд злостных утверждений империалистической пропаганды, в том числе о «невозможности выезда» из СССР, о якобы «стремительном росте числа евреев, желающих переселиться в Израиль» и т. д. Располагая этой статистикой, наши посольства и пропагандисты, работающие в зарубежных странах, будут иметь возможность эффективнее бороться с клеветой сионистов, которые весьма часто спекулируют именно на нашей «скромности» и нежелании отвечать им конкретно и по существу.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что общая направленность интервью (рассчитанного, как мы понимаем, главным образом на соответствующие круги в арабских странах, а также на опровержение определенных тезисов Пекина по этому вопросу) лишает нас, к сожалению, возможности в полной мере использовать его текстуально в условиях США, где, как известно, имеется другая пропагандистская обстановка, и поэтому необходимы несколько иные пропагандистские акценты.
Характерно, что американская печать отметила в основном только один тезис из интервью: ограниченная эмиграция евреев СССР не служит усилению военного потенциала Израиля.
С учетом этого просили бы подумать о возможности подготовки подобного же интервью или какого‑то другого яркого пропагандистского материала на эту тему, специально рассчитанного на США, где деятельность сионистов достигла особенно значительного размаха и серьезно дезориентирует общественное мнение этой страны, давая ему дополнительный крен в сторону антисоветизма.
Если почему‑либо нельзя сейчас подготовить интервью с известным официальным лицом, то можно было бы хотя бы опубликовать, например, через АПН справку или подборку фактов, прямо отвечающих на тезисы сионистов, имеющие хождение в США. Потребность в такого рода материале здесь необычайно велика (мы могли бы, в частности, рассылать его — в дополнение к ранее выпущенным брошюрам — в виде ответов на получаемые посольством десятки тысяч писем от американских граждан, сбитых с толку сионистской пропагандой), а подготовка его, равно как проведение и других дополнительных мер в этой области, имела бы весьма важное политическое значение в связи с приближающейся советско‑американской встречей в Москве, которую сионисты стараются всеми силами отравить своей визгливой кампанией.
По своему содержанию такой материал должен, на наш взгляд, не только опираться на конкретные цифры и факты, дающие правдивое представление о проблеме выезда из СССР, но и в наступательном плане разоблачать сионистских провокаторов, их попытки одурачить еврейские массы и общественное мнение США в целом.
ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ПО ПРОПАГАНДЕ,
Советник по информации ( [footnote text=’Александр Евстафьев (1930–2008) — в 1968–1974 годах советник посольства СССР в США, в 1974–1987 годах заместитель председателя Гостелерадио СССР — руководитель советского радиовещания на зарубежные страны («Московское радио»), в 1987–1992 годах — представитель СССР в Международной организации радиовещания и телевидения (ОИРТ).’]А. Евстафьев[/footnote])
(На л. 16 пометки: «Ознакомить тт. [footnote text=’Вероятно, сотрудники Отдела США МИД.’]Михайлова В. В., Трифанова В. И., Завражнова П. И[/footnote]. Подписи [footnote text=’Архив внешней политики РФ. Фонд № 0129. Оп. 56. Папка № 420. Д. 16. Л. 16–17.’]ознакомленных[/footnote].)
МИД СССР, Отдел США, вх. № 01385, 10.8.1973 г.
ПОСОЛЬСТВО СССР В США.
Сов. секретно. Экз. № 2 6 августа 1973 года, исх. № 450. г. Вашингтон
МИНИСТРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР
Тов. ЩЕЛОКОВУ Н. А.
Уважаемый Николай Анисимович,
После весьма успешного выступления здесь Л. И. Брежнева перед членами американского конгресса по так называемому еврейскому вопросу соответствующая враждебная нам кампания в США заметно поутихла. Задача сейчас в том, чтобы закрепить этот достигнутый в ходе визита Леонида Ильича важный [footnote text=’Визит Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в США состоялся 18–26 июня 1973 года.’]результат[/footnote].
Немаловажным элементом этой задачи является дальнейшая работа с членами конгресса США, особенно с теми, кто был на беседе у Генерального секретаря ЦК КПСС в Вашингтоне. В наше посольство поступают от них обращения по вопросам [footnote text=’Подчеркивания сделаны сотрудниками МИД.’]выезда[/footnote] отдельных советских граждан на постоянное жительство за границей (как правило, речь идет об Израиле и США). Копии подобных писем направляются нами в МИД СССР и ОВИР.
В подавляющем большинстве случаев нам, однако, ничего не известно о дальнейшей судьбе этих обращений, хотя сами члены конгресса время от времени о них напоминают и выражают недоумение в связи с отсутствием какой‑либо реакции с нашей стороны. Нередко складывается такое положение, когда лица, за которых ходатайствовали члены конгресса, получают соответствующее разрешение и уезжают за границу, одна мы сами не можем использовать эти выгодные для нас дела в работе с конгрессом из‑за отсутствия необходимой информации. Более того, хотя такие лица уже находятся за границей, здесь иногда еще некоторое время продолжается кампания за выдачу им соответствующего разрешения на выезд из СССР. Бывает и обратная ситуация, когда нас благодарят за положительное решение тех или иных дел о выезде, посольство же заранее о таких случаях ничего не знает, и тем самым нами упускается потенциальный политический выигрыш.
Убедительно просим в этой связи дать указание соответствующим органам регулярно направлять к нам в Посольство непосредственно и через МИД СССР информацию о решениях, принятых по делам лиц, в отношении которых имеются ходатайства членов конгресса.
В случаях, когда решения носят положительный характер, посольство, информируя в свою очередь сенаторов и конгрессменов о них, получало бы неплохие дополнительные возможности для нужного расширения деловых связей в кругах конгресса и активизации нашего воздействия на этот высший законодательный орган США, что было так успешно начато здесь Леонидом Ильичом.
ПОСОЛ СССР В США
([footnote text=’Архив внешней политики РФ. Фонд № 0129. Оп. 57. Папка № 433. Д. 16. Л. 13–14.’]А. ДОБРЫНИН[/footnote])