Логика невозможного. Моше Рабейну

Эдуард Шифрин 16 декабря 2018
Поделиться

Исход из Египта является важнейшим событием
в жизни не только еврейского народа, но и всего мира.

Автор монографии «От бесконечности до человека», вышедшей в издательстве «Книжники» и на пересечении науки и еврейской традиции интерпретирующей глобальные темы мироздания, начинает публикацию нового цикла статей на страницах «Лехаима».

Давайте вспомним, как начинается история Исхода.

Всевышний обращается к Моше из горящего, но несгорающего куста и возлагает на него миссию отправиться к фараону и вывести евреев из Египта. Моше, обладающий блестящим интеллектом, с неоспоримой логикой обсуждает со Всевышним условия, которые, по его мнению, сделают миссию успешной:

1) Моше спрашивает: «Кто я?» («В качестве кого я иду?»), и Всевышний отвечает ему, что Он будет с ним (Шмот, 3:11‑12).

2) Моше просит Г‑спода назвать Свое имя — с целью понять, в каком качестве Б‑г открывает Себя еврейскому народу. И получает ответ (Шмот, 3:13‑15).

3) Моше спрашивает, что ему делать, если евреи не поверят ему. И получает право сотворить чудесные знамения (Шмот, 4:1‑9).

4) Моше сообщает Всевышнему, что не обладает даром красноречия. И получает ответ: «Кто дал человеку уста, кто делает его немым или глухим или зрячим или слепым? Не я ли, Г‑сподь? А теперь иди, и я буду при устах твоих и укажу, что тебе говорить» (Шмот, 4:10‑12).

5) Но этот ответ не удовлетворяет Моше, и он говорит: «Господин мой, пошли, прошу, через кого ты посылаешь». Всевышний сообщает Моше, что рядом с ним будет его брат Аарон, который будет говорить вместо него (Шмот, 4:13‑16).

После этого разговора Моше считает, что все «условия успеха» оговорены, и оправляется в Египет.

Сцены из Райландской агады. Моше и горящий куст. Посох Моше превращается в змею. XIV век

Моше и Аарон приходят к евреям, производят для них чудесные знамения и сообщают им радостную весть о близком избавлении. Евреи верят им. После этого Моше и Аарон идут к фараону и передают ему приказ Всевышнего отпустить евреев. И тут происходит нечто невероятное для Моше: фараон не только не отпускает евреев, но и делает их жизнь и работу еще хуже и тяжелее. Но и этим дело не кончается. Евреи обвиняют Моше и Аарона в самозванстве. Они говорят: «Посмотрит на вас Г‑сподь и осудит за то, что вы сделали мерзким дух наш для фараона» (Шмот, 5:21). То есть евреи не верят, что Моше и Аарон — посланцы Всевышнего. Для Моше, который безгранично любит еврейский народ, это означает полный провал миссии и персональную катастрофу. Попробуем реконструировать ход его рассуждений.

Моше знал от Всевышнего, что сразу фараон не отпустит евреев из Египта. Очевидно, он ожидал, что после отказа фараона последуют кары и наказания, которые приведут к быстрому избавлению. Однако, когда фараон не только не отпустил евреев из Египта, но и сделал их жизнь хуже и тяжелее, никакого наказания не последовало.

Логику рассуждений Моше можно представить себе следующим образом.

1. Всевышний всемогущ и всегда говорит правду.

2. Из этого следует, что после отказа отпустить евреев фараон должен быть немедленно наказан, а после этого должен немедленно отпустить евреев.

3. Однако происходит обратное.

Одной из главных задач логики является определение того, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления.

Одним из часто практикуемых видов доказательства в классической логике является доказательство от противного (ad absurdum). Принцип его гласит: если из предпосылки получается вывод, который противоречит действительности, то предпосылка неверна.

С точки зрения классической логики пункт 3 опровергает пункт 1, но для Моше всемогущество и истинность Всевышнего являлись непреложной истиной. Логическая система рассуждений Моше рассыпается, он испытывает состояние морального коллапса и не может продолжать миссию в таком состоянии. Он решается задать Всевышнему вопрос: «Владыка, для чего Ты сделал зло этому народу? Для чего послал Ты меня? Ведь в то время, как я пришел к фараону говорить от Твоего имени, хуже сделал этому народу; а избавить не избавил Ты народ Свой». Всевышний отвечает Моше: «Теперь ты увидишь, что Я сделаю с фараоном. Крепкой рукой он отпустит их…» (Шмот, 5:22‑23; 6:1).

Судя по всему, ответ не удовлетворяет Моше, так как в ответе говорится о том, что случится в будущем, но не объясняются произошедшие события. И мы читаем дальше: «И Б‑г (Элоим) говорил с Моше, сказав ему: «Я, Г‑сподь (Ани Авайе), — Я являлся Аврааму, Ицхаку и Яакову как Б‑г всемогущий (Эль Шадай), а под именем Моим, Г‑сподь (Авайе), я не был узнан ими» (Шмот, 6:2‑3).

Этот пассаж из Торы стал объектом многочисленных комментариев. Кратко рассмотрим основные из них.

Раши приводит мнение из Мидраша, из которого следует, что в словах Всевышнего звучит упрек: «Ты усомнился в Моих путях, то ли дело Авраам, которому Я сказал: “…ибо в Ицхаке тебе наречется потомство” (Берешит, 17:19), а потом сказал: “Вознеси его там в жертву всесожжения” (Берешит, 22:2), и он не усомнился во Мне» (хотя первое явно противоречило второму) (Мидраш). И приводит свое мнение: «Но этот Мидраш не согласуется с простым смыслом Писания по нескольким причинам. Ведь не сказано в стихе о праотцах: «И об имени Моем “Г‑сподь” не спрашивали». Слова «Я, Г‑сподь (Ани Авайе)» Раши воспринимает как сокращение фразы: «Я верен Своим обещаниям, и на Меня можно положиться».

Авраам Ибн‑Эзра, комментируя вопрос Моше к Всевышнему, пишет: «Дело в том, что Моше полагал, что с самого первого его прихода к фараону евреям станет легче, а им стало тяжелее». Слова «Я, Г‑сподь (Ани Авайе)» Ибн‑Эзра комментирует следующим образом: «Имеется в виду, посредством праотцев стало известно Мое имя “Б‑г Всемогущий” (Эль Шадай), а через тебя станет известно во всем мире Мое преславное имя “Г‑сподь” (Авайе)».

По мнению Нахманида, Всевышний сообщает Моше, что патриархи не видели Его через «прозрачное стекло», как видит Его Моше.

Седьмой Любавичский Ребе, комментируя этот пассаж Торы, объясняет: Моше служил Всевышнему в основном через интеллект, а патриархи — в основном через эмоции. Поэтому вопрос Моше не был неправильным. Невозможность понять действия Всевышнего ослабляла интеллектуальную связь Моше с Ним. Вопрос Моше был не вызовом, а, напротив, попыткой приблизиться к Всевышнему. Ответ Всевышнего Ребе комментирует следующим образом: «Не служи Мне только при помощи интеллекта. Уравновесь свой интеллект эмоциями и верой, чтобы ты мог служить Мне без всяческих ограничений».

Полностью соглашаясь с предыдущими комментаторами, предлагаю следующие дополнения. Внимательно читая Тору, нетрудно заметить: характер и душевные качества главных действующих лиц непрерывно меняются в контексте происходящих событий и общения со Всевышним. Всевышний не только наказывает и награждает, но и каждым Своим действием и словом преподает уроки главным героям, поднимая их на все более и более высокие духовные уровни. «Я твой Б‑г, я учу тебя для твоей пользы» (Исайя, 48:17). «Ты добро, и Ты делаешь добро, научи меня Твоим законам» (Псалмы, 119:68).

В Торе мы читаем: «И говорил Б‑г (Элоим) с Моше и сказал: “Я — Г‑сподь!”» (Авайе). После этих слов стоит точка. Данное предложение представляет собой законченную мысль. С моей точки зрения, слова «Я — Г‑сподь» (Авайе) являются главным месседжем Торы. Я не считаю, что Г‑сподь упрекает Моше, и выношу на суд читателей следующее понимание этих слов Торы.

По моему мнению, Всевышний говорит Моше: «Твой вопрос является правильным в логике окружающего тебя мира, который является внешним проявлением Моего имени “Б‑г” (Элоим). Согласно этой логике жили патриархи, в этом была их миссия. Согласно этой логике живет фараон.

Но Я — Г‑сподь (Ани — Авайе), и с этого момента евреи и мир будут жить по другим законам. С этой минуты все события будут происходить согласно Моей логике Г‑спода (Авайе), логике, глубоко скрытой в Моем имени Б‑г (Элоим), логике невозможного, логике высшей Хохмы (мудрости).

Согласно “внешней” логике “Элоим” евреи никогда не выйдут из Египта, а согласно скрытой логике “Г‑сподь” (Авайе) — выйдут. И через много лет, когда немногочисленный еврейский народ будет рассеян среди больших народов, согласно внешней логике “Элоим”, евреи должны будут исчезнуть, а согласно логике “Г‑сподь” (Авайе), не исчезнут никогда.

Ты избран для того, чтобы подняться до уровня Моей скрытой логики “Авайе”, до уровня высшей Хохмы (мудрости) и с этого уровня принести евреям Тору. И пока евреи будут с Торой, внешняя логика “Элоим” не будет властна над ними».

Авраам Ибн‑Эзра, который писал книги по астрологии, в своем комментарии к главе «Шмот» на фразу: «Я — Г‑сподь (Ани Авайя)» писал: «Душа человека выше среднего мира и поэтому, если она умудрена и познала деяния Всевышнего, совершаемые без посредников и с посредниками, оставила страсти низменного мира и уединилась, чтобы прилепиться к Преславному имени, то даже если гороскоп человека предсказывает ему беду в определенный день, Всевышний, к Которому человек прилепился, устраивает события так, чтобы тот спасся от беды».

Необходимо также ответить на вопрос, как понимать наличие скрытой логики «Г‑сподь» (Авайе) в имени «Б‑г» (Элоим). Очень подробно этот вопрос рассмотрен в маамаре Пятого Любавичского Ребе Рашаба «Ве‑ядаата», в котором комментируется фраза из Торы: «Ты должен знать, что Г‑сподь (Авайе) есть Б‑г (Элоим)».

Кратко поясним. Основным положением каббалы является тезис о том, что при раскрытии Всевышнего в недоступной нашему пониманию категории Эйн Соф (Неконечный) существование творений с собственным «Я» невозможно. Поэтому в начале творения Всевышний произвел процесс цимцум, который аллегорически описывается как создание некоторого пустого пространства с последующим излучением туда луча света (кав), из которого произошло все творение. Этот процесс следует понимать не как создание некоего физически пустого пространства, а как сокрытие Всевышним Своего бесконечного света (информации) и излучения конечного света (кав), из которого произошло все творение. Этот конечный луч света нес в себе информацию обо всем творении, включая нас с вами. Однако, проходя через цепочки миров, свет (информация) скрывался таким образом, что в нашем мире мы практически не видим Б‑жественности. Тем не менее следует понимать, что информация никуда не исчезает: сокрытие не означает исчезновения,и, при определенных обстоятельствах, сокрытую информацию можно получить. Приведем простой пример: если мы смотрим на лежащий на земле камень, мы сразу получаем информацию о его цвете и форме. Но на самом деле полученная нами информация является ничтожной частью от всей информации, содержащейся в камне. Приложив определенные усилия, мы можем получить информацию о химическом составе камня, его молекулах и атомах, электронах, нейтронах и протонах и т. д.

Точно так же, читая Тору просто как некую историю, мы получаем ничтожное количество информации. Однако, вдумываясь в слова Торы, анализируя их, находя скрытые связи, выполняя заповеди, мы можем шаг за шагом приближаться к постижению информации, скрытой в Торе, и, таким образом, приближаться к уровню «Г‑сподь» (Авайе).

Патриархи

Теперь обратимся ко второй части фразы Всевышнего: «Я являлся Аврааму, Ицхаку и Яакову как Б‑г всемогущий (Эль Шадай), а под именем Моим, Г‑сподь (Авайе), Я не был узнан ими».

В главе «Лех‑леха» книги Берешит читаем: «И сказал ему: «Я — Г‑сподь (Авайе), который вывел тебя из Ур‑Касдима, чтобы дать тебе эту землю в наследие». Фраза аналогична сказанной Моше. Но Авраам задает вопрос: «Г‑сподь Б‑г (Адонай Авайе), как узнаю я, что унаследую ее?» (Берешит, 15:7‑8). В ответ Всевышний рассказывает Аврааму о будущем порабощении евреев в Египте и их Исходе (Берешит, 15:13‑14).

По моему мнению, Авраам, задавая вопрос, не осознает, что существует логика Г‑спода (Авайе) — логика невозможного. А согласно логике окружающего мира он не понимает, каким образом он и находящиеся с ним 318 человек получат в наследие землю, на которой проживают миллионы людей. Многие комментаторы считали, что именно как следствие этого вопроса евреи были наказаны изгнанием и рабством. Я не придерживаюсь такого мнения. Однако очевиден факт: всю оставшуюся жизнь Авраам жил с тяготившей его мыслью о том, что его потомки будут рабами.

В тот момент, когда Всевышний сообщает Аврааму, что даст ему сына от Сары, читаем в Торе: «И упал Авраам на свое лицо и засмеялся про себя (на иврите звучит как “ва‑ицхак”. — Э. Ш.). И сказал себе: «Будет ли рожден сын у столетнего? И родит ли Сара, которой 90 лет?» Всевышний слышит, что Авраам говорит про себя, и говорит ему: «Назовешь сына Ицхак» («Смех») (Берешит, 17:17 и 17:19). Впоследствии, когда Сара слышала о будущем рождении сына, она также смеялась («ва‑тицхак»), и Всевышний упрекал ее за это (Берешит, 18:12‑15).

Парадоксален тот факт, что Ицхак («Смех») был олицетворением качества Гвура (замкнутость, строгость, суд) и, судя по всему, смеялся редко. Не до смеха было Аврааму и Саре, когда Всевышний повелел принести Ицхака в жертву.

Однако после обрезания и последовавшего за этим чудесного рождения Ицхака все меняется: Авраам больше не задает Г‑споду вопросов, и даже когда Всевышний приказывает ему принести Ицхака в жертву — несмотря на то, что обещал Аврааму потомство от него, — Авраам не задает Г‑споду вопросов, урок усвоен. Из этого факта мы можем сделать вывод о том, что после обрезания и чудесного рождения Ицхака Авраам находится на гораздо более высоком духовном уровне, чем был до того.

Фараон

Однако вернемся к событиям Исхода. Когда Моше и Аарон в первый раз пришли к фараону, они сказали: «Так сказал Г‑сподь Б‑г (Авайе Элоим) Израиля: отпусти народ Мой, и они устроят Мне праздник в пустыне!» И сказал фараон: «Кто этот Г‑сподь (Авайе), чтоб я слушался голоса Его и отпустил Израиль? Я не знаю Г‑спода (Авайе) и Израиль тоже не отпущу» (Шмот, 5:1‑2). Заметим, что фараон не сказал: «Я не знаю Б‑га (Элоим)», из чего можно сделать вывод, что фараон также жил во внешней стороне логики «Элоим». Но это можно доказать и по‑другому.

Однажды, в ходе нашей беседы, главный раввин России Берл Лазар обратил внимание на тот факт, что после шестой казни (нарывы) Всевышний повелел Моше сказать фараону: «Так говорил Г‑сподь Б‑г (Авайе Элоим) евреев: “Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне. Ведь в этот раз Я пошлю все казни Мои прямо в твое сердце и на твоих рабов и на твой народ, дабы ты узнал, что нет подобного Мне во всем мире”» (Шмот, 9:13‑14). Раввин спросил: почему эти слова были произнесены именно после шестой казни, а не после какой‑либо другой?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на то, что первые шесть казней не имели долговременных последствий, однако последовавшие за этой фразой казни имели долговременные (саранча, град) либо необратимые (казнь первенцев) последствия.

Чтобы понять, почему это произошло именно после шести казней, проанализируем поведение фараона. Из текста Торы мы знаем, что фараон реагировал на казни двояко:

1) Фараон не раскаивался.

2) Фараон раскаивался, но потом менял свое мнение.

 

Анализ поведения фараона см. в таблице.

Казни Вид поведения фараона
1 Кровь Не раскаивался
2 Лягушки Раскаивался
3 Вши Не раскаивался
4 Дикие звери Раскаивался
5 Мор скота Не раскаивался
6 Нарывы Не раскаивался
7 Град Раскаивался
8 Саранча Раскаивался
9 Тьма Раскаивался
10 Казнь первенцев Раскаивался

Из данных, приведенных в таблице, видно, что в поведении фараона есть некая закономерность. Во время первых четырех казней поведение фараона повторяется по следующей схеме:

 

не раскаялся — раскаялся — не раскаялся — раскаялся

 

Далее поведение фараона меняется: две казни подряд (пятую и шестую) он уже не раскаивается. И именно после шестой казни Всевышний поручает Моше произнести приведенные выше слова от Его имени, и в течение последующих после этих слов четырех казней фараон раскаивается после каждой казни.

Действиям фараона можно дать следующее объяснение. Попробовав в течение четырех казней одну и ту же последовательность действий (не раскаялся — раскаялся — не раскаялся — раскаялся), фараон решил, что раскаяние ничего не меняет: как в случае раскаяния, так и в случае, если его не было, казни носили временный характер и прекращались сами. Из этого фараон сделал вывод, что раскаиваться не имеет смысла, так как казни и так прекращаются сами по себе. Начиная с пятой казни фараон меняет стиль своего поведения и две казни подряд (пятую и шестую) не раскаивается.

Мы имеем право утверждать, что фараон счел, что он понял и просчитал логику Б‑га (Элоим). И именно в тот момент, когда он это решил, Всевышний повелевает Моше сказать фараону слова про «этот раз». Слова Г‑спода можно интерпретировать следующим образом: «Ты подумал, что просчитал Мою логику? Ты сказал, что не знаешь, Кто такой Г‑сподь (Авайе)? Теперь ты узнаешь, кто такой Авайе, и увидишь, что логика внешней стороны Элоим больше не работает, а работает логика Авайе — логика невозможного. И теперь ты будешь раскаиваться до конца». Это и произошло.

Сцены из Райландской агады. Казни: саранча и тьма. XIV век.

Логика невозможного

Следует задаться вопросом: что же представляет собой логика невозможного? Отдаленные аналогии может дать современная наука. К примеру, логика квантовой механики принципиально отличается от логики окружающего нас мира. Так, в классической физике, если мы измеряем скорость и координаты теннисного мячика в полете, то результат не зависит от порядка измерения. В квантовой же физике, если мы вначале измеряем импульс, а потом координату или сначала координату, а потом — момент, то результаты будут разными.

То же самое происходит со знаменитым принципом исключения третьего, сформулированным Аристотелем, который звучит следующим образом: «В данным момент времени может быть либо А, либо не‑А». В квантовой физике мы не можем сделать аналогичное утверждение: «Или частица, или не‑частица». Также к квантовой механике не применимы многие принципы классической логики, например принцип коммутативности.

Приведенный пример показывает, что уже в нашем мире существуют такие типы логики, которые отличаются от классической логики, соответствующей нашему здравому смыслу. По мере развития науки мы, очевидно, будем открывать и другие типы неклассической логики.

Однако принципиально важно понимать, что логика Авайе — логика невозможного — не является (не дай Б‑г) одним из образцов неклассической логики.

Последнее утверждение нуждается в пояснении.

Согласно теории Алтер Ребе, душа человека устроена по подобию высших духовных миров. Душа имеет одеяния в виде аналога сфирот — Хохма (мудрость), Бина (понимание) и т. д. Душа является открытой системой. С одной стороны, она получает информацию из окружающего нас мира, с другой стороны, она связана с высшими сфирот духовных миров.

Наше осознание мира, которое мы можем артикулировать и сформулировать в виде рассуждений (системы мышления), разворачивается на уровне Бины (понимание). Бина, в свою очередь, получает информацию из Хохмы (мудрость), которая, в свою очередь, получает информацию из нашего мира через сфиру Малхут (речь и действие), а также из высшей сфиры Хохма.

Важно отметить следующие принципиальные моменты:

1) Информация Хохмы не артикулируется и не осознается нами на уровне системы мышления (подробнее см. в «Сефер Йецира» с комментариями Арие Каплана) .

2) Бина раскрывает часть информации Хохмы на уровне системы мышления. Количество и качество раскрываемой информации зависит от уровня нашего интеллекта.

3) Но даже при самом блестящем развитии интеллекта всю информацию Хохмы раскрыть невозможно.

4) Тора дана Всевышним из высшей Хохмы — следовательно, в Торе, как и в сфире Хохма, находится информация, которая не может быть раскрыта на уровне Бины (понимание).

5) В этой непостигаемой информации и содержится логика невозможного, логика высшей Хохмы.

Это логика, навсегда лежащая за пределами нашего понимания, которая может быть вызвана к действию верой, упованием на Всевышнего, стремлением к познанию Всевышнего.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Квантовый Мир грядущий

Непреложным является факт пересечения ментальных пространств различных людей, например гипноз. В частности, если два человека одновременно подумали друг о друге, то, хотя они и разделены в пространстве, в многомерном ментальном пространстве они находятся в одной точке. Приведу еще один пример. Согласно положениям иудаизма, в момент дарования Торы у подножия горы Синай присутствовали души всех умерших и еще не родившихся евреев. Таким образом, все евреи без исключения объединены в многомерном ментальном пространстве в точке синайского откровения.

Тора и математика. Тайна Ноева ковчега

Знаменитая формула Альберта Эйнштейна E=mc2 объединила материю и энергию. Мы не найдем в Торе этой формулы, однако, внимательно изучая священные тексты, мы приходим к выводу, что и материя, и энергия являются производными одного и того же Б‑жьего света, и поэтому в своей сути едины.

Неотвечаемые вопросы. Мерная линейка

В своей книге «Что мы не можем знать?» профессор математики Оксфордского университета Маркус дю Сотой задается вопросом: «Есть ли такие вещи, которые наука не сможет познать никогда?» В этой же книге он дает интересное определение атеиста. По мнению Маркуса дю Сотоя, атеист считает, что мы можем познать все, верующий же человек считает, что у нашего знания есть граница.