Кабинет историка

Коллаборационизм и Холокост на территории Украины: современный дискурс

Юрий Радченко 30 июня 2021
Поделиться

В преддверии 80‑летия начала расстрелов евреев в Бабьем Яру вспоминается, как осенью 2016 года в Украине прошли траурные мероприятия, посвященные 75‑й годовщине этих событий. Тогда Украину посетили множество международных делегаций. Среди почетных гостей был президент Израиля Реувен Ривлин. В рамках визита он выступил в Верховной Раде — парламенте Украины. В своей речи Ривлин затронул разные аспекты украинско‑еврейских отношений в годы немецкой оккупации. Говоря про украинцев, которые спасали евреев от смерти, он упомянул и про сотрудничество с нацизмом, и про деятельность ОУН Данная статья является переработанной и дополненной версией публикации: Yuri Radchenko. Ukrainian Historiography of the Holocaust through the Prism of Modern Discourse on Collaboration on the Territory of Ukraine, Dapim: Studies on the Holocaust, Volume 31, 2017. Issue 3. Р. 313–321.
: «Многие пособники преступлений (нацизма. — Ю. Р.) были и украинцами. И среди них особенно выделялись бойцы ОУН, которые издевались над евреями, убивали их и во многих случаях выдавали немцам».

Эта часть выступления Ривлина вызвала шквал антисемитских настроений в украинских соцсетях.

Президент Израиля Реувен Ривлин выступает в Верховной Раде. Киев. 27 сентября 2016

Участие коллаборационистских украинских структур в военных преступлениях в годы Второй мировой войны активно использует и российская пропаганда. Особенно она усилилась после событий Евромайдана и начала войны на Донбассе. В этом принимают участие значимые в России политические фигуры. Так, бывший министр культуры Владимир Мединский выступал научным консультантом во многих документальных фильмах, например, в фильме Аркадия Мамонтова «Бандеровцы: палачи не бывают героями» (2014). Комментируя трагедию села Хатынь, он говорил: «Мы все стыдимся сказать, что это село Хатынь <…> было сожжено не эсэсовцами, а было сожжено бандеровцами». (В данном случае следует оговориться, что в сожжении села принимал участие 118‑й шуцманшафт‑батальон, в составе которого служила определенная часть членов ОУН(м), а не ОУН(б).)

Каким образом участие украинских коллаборантов в Холокосте отражено сегодня в научной, публицистической и пропагандистской литературе? Как эти события отображаются в «националистической» и «(нео)советской» концепциях истории Второй мировой войны? Как формируется «политика памяти» в современной Украине и какие вопросы при этом замалчиваются современной властью? На эти вопросы мы попытаемся ответить.

Модели исторической памяти о Второй мировой войне в Украине и история Холокоста в этих нарративах

После получения независимости в 1991 году в Украине не сложилось единой модели коммеморации истории Второй мировой войны. Скорее можно говорить о двух типах‑моделях памяти. Первую можно назвать «нео(пост)советской», вторую — «националистической». Для первой модели близок нарратив советского времени с некоторыми модификациями периода независимости. Подобная модель, которая является фактически копией коммеморации истории Второй мировой войны в современной России в виде концепции Великой Отечественной войны Об этом см., например: Andriy Portnov. Post‑Soviet Ukraine and Belarus Dealing with «The Great Patriotic War», 20 Years After the Collapse of Communism. Expectations, Achievements and Dissolutions of 1989. Bern: Peter Lang, 2011. Р. 69–381. , активно использовалась в официальном нарративе периода правления президента Виктора Януковича (2010–2014). Этот нарратив популярен на юго‑востоке Украины, в том числе и на территории Донбасса. Для «националистической» модели свойственны отрицание советского опыта и героизация членов украинских вооруженных формирований разных ОУН и УПА. Такой нарратив был популярен в годы правления президента Виктора Ющенко (2005–2010) и использовался при президенте Петре Порошенко (2014–2019). В определенных модификациях эта тенденция сохранилась и при Владимире Зеленском (с 2019 года). Бывали периоды, когда два эти нарратива пытались комбинировать — в период Леонида Кучмы (1994–2004) и отчасти Леонида Кравчука (1991–1994). Для обоих этих дискурсов история Холокоста, еврейского народа в Украине, как и история других «неукраинцев», которые проживали (проживают) на территории страны, была и остается по большому счету «чуждой». Для сторонников «нео(пост)советского» нарратива, которые во многом следовали советской концепции истории Второй мировой войны, свойственно не обсуждать «особую» судьбу евреев в период оккупации, а повествовать лишь о «мирных советских гражданах», ставших жертвами фашизма. Для «националистического» нарратива Холокост был «неприятен», потому что многие активисты разных ОУН и УПА в период с 1941 по 1943 год принимали участие в преследованиях и уничтожении евреев. Какой‑либо компромиссной модели исторической памяти о Второй мировой войне, которая была бы приемлема для всех регионов Украины и куда был бы интегрирован нарратив Холокоста, пока не сконструировано. В Украине так и не прошла масштабная дискуссия об участии в Холокосте ее нееврейского населения, как было, к примеру, в Польше по вопросу Едвабне.

Научные дискуссии

Среди ученых в Украине и западных исследователей, которые имеют украинские корни или родились на территории УССР, были попытки организовать дискуссию об украинско‑еврейских отношениях в период войны в середине 2000‑х и в начале 2010‑х. Во многом подобные инициативы были связаны с Оранжевой революцией, позже — с приходом Виктора Януковича к власти в 2010 году и событиями в Польше, где в то время шла дискуссия в связи с книгами Яна Т. Гросса «Соседи», Страх» и «Золотая жатва». Одна из таких дискуссий проходила на страницах журнала «Критика» в 2005 году. Среди ярких публикаций можно отметить статью Софии Грачевой «Они жили среди нас?». Исследовательница критиковала как украинских историков (Жанну Ковбу и Ярослава Грицака), так и официальную «политику памяти» в Украине, в частности коммеморацию жертв погрома лета 1941 года в Золочеве. Грачева настаивала, что история Холокоста, как и в целом история евреев на территории Украины не является частью национального нарратива. В критике Грицака и Ковбы она подчеркивала, что эти авторы стоят в том или ином отношении на «оборонительных позициях», не хотят открыто говорить об участии украинцев (в том числе ОУН) в преследовании и уничтожении евреев, с предубеждением относятся к свидетельствам переживших Холокост людей, не используют немецкие источники и т. д Софія Грачова. Вони жили серед нас? // Критика, 2005, жовтень. С. 22–26.
.

В том же номере Грачевой отвечал Грицак. В свою защиту он заявил, что в украинской среде его считают скорее «юдофилом», который «критикует» украинцев. Он настаивал, что «все тексты существуют и возникают в определенном контексте». По его словам, ту статью, которую критиковала Грачева, он готовил и публиковал во второй половине 1990‑х годов и с того времени изменил свой подход ко многим вопросам об участии украинцев в Холокосте Ярослав Грицак. Що нам робити з нашою ксенофобією? // Там же. С. 27–28.
.

В одном из следующих номеров был опубликован текст литератора и исследователя из Торонто Марка Царинника «Золочев молчит», где он в основном поддержал тезисы Грачевой, в том числе критику официальной «политики памяти» в Украине и украинских историков. Автор описал погром в Золочеве и приступил к критике Ковбы и Грицака, обвинив их в «непозитивистском» подходе к работе с воспоминаниями, а также в том, что они переносят ответственность за участие в Холокосте с украинцев на немцев Марко Царинник. Золочів мовчить. Критика, 2005, грудень. С. 14–17.
. Хорошо начатая, эта дискуссия не имела продолжения и не получила широкого общественного резонанса. Во многом это связано было с тем, что «баталии» проходили на страницах известного лишь в узких интеллектуальных кругах журнала. Показательно и то, что подобные дискуссии касались только Западной Украины и речь шла исключительно об этнических украинцах, не поднимался вопрос участия в Холокосте русских, поляков, крымских татар и других народов, проживающих на территории Украины.

Дискуссия 2010 года — о личности Степана Бандеры и о характере идеологии ОУН — также коснулась небольшого круга интеллектуалов, как украинских, так и западных и российских. В ее рамках говорилось о коллаборации в Холокосте активистов украинских националистических организаций и в целом об отношении ОУН и УПА к евреям. Своего рода катализатором этой дискуссии стало то, что президент Ющенко присвоил звание Героя Украины Степану Бандере, а сменивший его Виктор Янукович звание «отнял». В результате был опубликован сборник статей участников этой дискуссии Страсті за Бандерою. Київ: Грані‑Т, 2010. . По содержанию книга разнообразна: есть тексты, в которых авторы активно критикуют Бандеру, а в других — идеализируют. Историки и публицисты, которые критиковали Бандеру и его наследие, касались вопроса участия членов его организации в преследовании и уничтожении евреев.

Еще одна дискуссия возникла на страницах львовского ресурса «Захид.нет» между историком из Украинского католического университета Александром Зайцевым и проживающим в Канаде выходцем из Львова Тарасом Курило. Главным вопросом диспута был следующий: можно ли называть идеологию ОУН фашизмом? Если Курило стоял на позиции, что идеология ОУН (по крайней мере, до 1943 года) может без сомнений называться фашистской, то Зайцев предлагал ввести в обиход новый термин — «усташизм». По мнению Зайцева, усташизм (от «усташи» — хорватские фашисты) — это фашизм нации, которая борется за создание своего тоталитарного государства. Он полагает, что подобное явление — своего рода «переходная форма» к «полноценному» фашизму при условии движения к государственности. Показательно, что оба участника дискуссии не отрицали, а активно обсуждали факты коллаборации ОУН с нацизмом и участие в Холокосте в период войны .

Активизировались дискуссии после событий Евромайдана. Круглый стол под названием «Украинский национализм и евреи: 1920–1950‑е» прошел в 2016 году в Киеве. Это был совместный проект Центра исследования межэтнических отношений Восточной Европы и магистерской программы «иудаика» Национального университета «Киево‑Могилянская академия». В мероприятии приняли участие Владимир Вятрович — тогдашний глава Украинского института национальной памяти, экс‑директор архива Службы безопасности Украины, уже упомянутый Александр Зайцев и Андрей Усач, на то время руководитель архива Центра исследований освободительного движения, научный сотрудник Национального музея‑мемориала «Тюрьма на Лонцкого», а также ваш покорный слуга, директор Центра исследования межэтнических отношений Восточной Европы. Во время мероприятия участники говорили об отношении ОУН (в основном бандеровской фракции) к евреям в годы войны, а также об участии ее членов в преследовании и уничтожении евреев как в фазе сотрудничества с немцами (на службе в полиции), так и в период противостояния с нацизмом (после создания Украинской повстанческой армии). Все участники круглого стола, кроме Вятровича, отмечали, что участие членов ОУН(б) в Холокосте как в рамках коллаборационистских, так и собственных структур было активным. Признавалось, что идеология ОУН (всех фракций) в период войны содержала сильный антисемитский элемент. Вятрович же во многом остался на методологическом уровне конца 1990‑х годов и показал себя скорее адвокатом ОУН, чем исследователем .

Объявление о проведении круглого стола «Украинский национализм и евреи: 1920–1950‑е». Киев. 2016

Нарративы

Вопроса об участии коллаборантов в преследовании и уничтожении евреев на территории оккупированной Украины и прилегающих регионов касались многие исследователи и публицисты, которые писали о событиях Второй мировой войны и Холокоста.

Дискурс об участии украинских коллаборантов в преследовании, ограблении и уничтожении евреев можно разделить на три направления: 1) «критический» («академический»), 2) «оборонный» и 3) «инструменталистский».

Представители «критического» направления (главным образом ученые из Израиля, Западной Европы и Северной Америки) видят во вспомогательной полиции инструмент, который активно помогал нацистам преследовать и убивать евреев в годы Второй мировой войны. Ученые и публицисты «оборонного» направления замалчивают или игнорируют то, какую роль сыграла полиция в имплементации Холокоста. Чаще всего это носители украинской «националистической» концепции истории Второй мировой войны, в которой активисты ОУН и УПА (в том числе те, которые сотрудничали с нацистами и участвовали в убийствах евреев, поляков) показаны исключительно как жертвы и герои в борьбе за независимость. Авторы, которые инструментализируют историю участия украинских коллаборантов в уничтожении евреев, используют нарратив Холокоста в политических целях. Представители этого направления в основном являются сторонниками (нео)советского видения событий истории Второй мировой войны. Чаще всего для носителей «инструменталистского» направления история Холокоста евреев Украины сама по себе не интересна и не является частью «национального» нарратива. «Инструменталисты» используют историю преступлений и участие в Холокосте украинских, польских, балтийских вооруженных групп, а также полицейских частей с целью обвинить в фашизме и переписывании «правильных» канонов истории Второй мировой войны в странах Центральной и Восточной Европы.

К интересным пионерским академическим исследованиям можно отнести статью израильского историка Аарона Вайса «Степень участия украинской полиции в Катастрофе еврейства Украины» (текст был опубликован на иврите, перевод на русский язык есть в архиве Дома борцов гетто Aharon Weiss. «Helka shel ha‑mishtara ha‑mekomit be‑shoat yehudi ukraina», Micha’el: Ma’asaf le‑toldot ha‑yehudim batfuzot, vol. 13 (1993). Р. 69–84; русский перевод: Аарон Вайс. Степень участия украинской полиции в Катастрофе еврейства Украины. Ghetto Fighters House Archive, 020338.
). В этой публикации автор попытался комплексно, используя доступные в первые годы после развала СССР документы (в тексте он подчеркивает, что к «архивам КГБ <…> еще нет свободного доступа»), исследовать участие местной полиции в уничтожении евреев в разных зонах оккупации УССР, а также влияние на эту структуру активистов ОУН. Вайс проанализировал антисемитский аспект в идеологии УВО и ОУН. В процессе исследования автор путает эти две организации. Например, он пишет о том, что «члены УВО верили в то, что только с помощью нацистской Германии смогут добиться независимой Украины. В политико‑идеологическом плане эта организация взяла на вооружение принципы итальянского фашизма и немецкого национал‑социализма» Аарон Вайс. Степень участия украинской полиции в Катастрофе еврейства Украины. С. 6.
.

Арон Вайс

Период с 1939 по 1941 год Вайс рассматривает как ключевой: антисемитский элемент в идеологии ОУН усилился и имел последствия во время войны, когда украинские националисты в рядах украинской полиции убивали еврейское население на территории Украины Там же. С. 9.
. При этом, утверждает автор, ОУН(б) и ОУН(м) в это время «нацифицировали» свою идеологию. К примеру, он пишет о том, что «партия <…> Степана Бандеры стояла на позициях нацистской идеологии» и мировоззрение ОУН(б) основывалось «на традиционном антисемитизме и нацистском расизме» Там же. С. 10.
. Когда Вайс пишет о «походных группах» ОУН, он видит в них коллаборантов, а не акторов, которые, будучи лояльны немцам, пытались играть «свою игру». По его словам, члены «походных групп» «должны были двигаться вслед германским войскам и помогать им в создании на захваченных территориях системы украинской власти на местах: учреждений воспитания, власти, финансов, полиции — все это в качестве основы для создания украинского централизованного политического образования» Там же. С. 14.
.

По мнению Вайса, число членов организации, которые проникли в полицию, «было ограниченным, как и их влияние на местных украинцев» Там же. С. 16.
. По его утверждению, «были <…> попытки людей Бандеры и Мельника поставить своих людей на ключевые позиции в муниципальной власти и полиции, но случаи эти были редкими и временными» Там же.
.

Исследователь приводит много фактов участия вспомогательной полиции в преследовании и уничтожении евреев на территории оккупированной Украины и приходит к выводу, что самой опасной эта структура была для евреев сельской местности. Вайс также пытается проанализировать мотивацию участия рядовых полицейских в преследовании и убийствах евреев Там же. С. 17.
.

Гауптвахмистр во время посещения украинского поста шуцманшафта в Зароге под Киевом. Декабрь 1942

В группе «критических» исследователей есть авторы, которые изучали участие различных «местных» в Холокосте на территории оккупированного СССР, но очень поверхностно касались того, как происходили эти процессы на территории Украины Breitman Richard. Himmler's Police Auxiliaries in the Occupied Soviet Territories, Simon Wiesenthal Center Annual 7 (1990). P. 23–39; Yehoshua Büchler, Local Police Force Participation in the Extermination of Jews in Occupied Soviet Territory 1941–1942, Shevut 20 (1996). P. 79–98.
. В 2000 году вышла монография Мартина Дина Martin Dean. Collaboration during the Holocaust: Crimes of the Local Police in Belorussia and Ukraine, 1941–44. New York, 2000.
, в которой автор существенно сузил географию исследования и углубил проблематику. Дин изучает роль местной полиции в уничтожении евреев на территории генерального округа Белоруссия (часть рейхскомиссариата Остланд) и рейхскомиссариата Украина. Обобщая мотивацию участия белорусских и украинских полицейских в Холокосте, он приходит к выводу, что спектр ее был довольно широкий и большинство коллаборантов было такими же «простыми людьми», как и описанные Кристофом Браунингом сотрудники 101‑го немецкого полицейского батальона Browning Christopher. Ordinary Men: Reserve Police Battalion 101 and the Final Solution in Poland. New York: HarperCollins, 1992. .

Несколько публикаций шведского историка Пера Андерса Рудлинга, известного исследованиями истории белорусского и украинского национализма, посвящены проблемам участия в военных преступлениях солдат и офицеров 201‑го и 118‑го шуцманшафт‑батальонов. В исследовании о 201‑м батальоне, который действовал на территории Белоруссии в 1942 году, автор приходит к выводу, что это формирование принимало активное участие в антипартизанских акциях на территории Белоруссии, в которых погибло большое число гражданского населения. Опыт, который офицеры подразделения получили в 1942 году в Белоруссии, стал полезен позже, когда они оказались командирами «ранней УПА» на Волыни, а также руководили подпольной борьбой и уничтожением польского населения . Исследуя преступления 118‑го батальона, Рудлинг описал участие его бойцов в сожжении Хатыни, участие в организации батальона членов ОУН(м), а также место памяти об этой трагедии в советской политической культуре Per Anders Rudling. The Khatyn Massacre in Belorussia: A Historical Controversy Revisited, Holocaust and Genocide Studies 26, no. 1. Spring 2012. Р. 29–58.
.

В Украине постепенно развивается своя школа истории Холокоста. На начало 2020 года в стране защищено 17 кандидатских и одна докторская диссертация на эту тему. Чаще всего украинские историки делают «региональное», а не «проблемное» исследование Анатолій Подольський. Українське суспільство та пам’ять про Голокост: спроба аналізу деяких аспектів, Голокост і сучасність. Студії в Україні і світі, 2009, № 5 (1). С. 48.
. Проблемой является качество диссертаций украинских историков. Зачастую это связано с незнанием иностранных языков и современной методологии, также бывает, что историки целенаправленно концентрируются на преступлениях немецких оккупационных структур и занимают «оборонную» позицию, когда речь идет о полиции, самоуправлении или о роли ОУН в Холокосте Олексій Гончаренко. Голокост на території Київщини: загальні тенденції та регіональні особливості (1941–1944 рр.). Дис. на здоб. наук. ступ. канд. істор. наук за спец. 07.00.01 (Історія України). Переяслав‑Хмельницький, 2005. C. 163.
. Во многом это связано с тем, что изучение темы участия местного нееврейского населения в преследовании и уничтожении евреев в государственных вузах не приветствуется. Кроме того, по сути отсутствует государственная институционализация изучения истории Холокоста: ни в одном университете Украины нет кафедры, которая занималась бы изучением этой проблематики.

Первые публикации «оборонного» характера выходили еще в годы войны и в послевоенный период из‑под пера пропагандистов ОУН (Бандеры и Мельника) и УПА. Часть этих изданий преследовала цель показать украинских националистов исключительно как героев и жертв в борьбе с большевизмом и нацизмом, а также по возможности «затереть» преступления, совершенные активистами ОУН в 1941–1943 годах в отношении национальных меньшинств и оппозиционно настроенных украинцев. На страницах подобных книг и журналов украинские полицейские (главным образом из Волыни и Галиции) нередко изображались как жертвы нацизма, которые отказывались исполнять преступные приказы. В этих текстах ни словом не упоминается участие полиции в уничтожении евреев и других преступлениях. Это можно объяснить тем, что солдаты УПА первого призыва были, главным образом, бывшими полицейскими, которые дезертировали и перешли в ряды украинских повстанцев, и на исследование их прошлого было наложено своего рода табу. Волынские полицейские в пропаганде ОУН(б) весной и летом 1943 года показывались в основном как «друзья народа», которые в массе своей не станут выполнять преступные приказы немцев в отношении этнических украинцев (о поляках и евреях речь не шла). Это можно объяснить тем, что в рядах УПА было значительное число дезертиров из полиции и ОУН(б) была заинтересована перетянуть в подполье как можно больше других сотрудников шуцманшафта. В одной из газет ОУН(б) того времени сказано:

 

Украинская полиция, шуцманы, часто солидаризируется с украинским народом <…> Когда грубый немец приказал милиционерам копать яму, один из них кинул лопату и заявил: «Мы не будем для украинской нации яму копать, не будем!» Все бросили лопаты и ушли оттуда, а расстрел тогда не произошел… Во многих случаях украинские шуцманы отказываются стрелять в украинских людей и немцы отваживаются жестоко карать их за это. К сожалению, среди этой «украинской» полиции есть совершенно выродившиеся элементы, которые без малейшего сомнения расстреливают по приказу немцев украинских крестьян Archiwum Akt Nowych, Archiwum Wiktora Poliszczuka. Sign. 192.
.

Обложка официального журнала ОУН «Ідея і Чин» с гравюрой члена ОУН, «создателя визуального образа» УПА Нила Хасевича. 1943

 

Частично отрицал и преуменьшал роль украинской полиции в Холокосте партийный историк ОУН Лев Шанковський. В 1981 году он написал статью «Украинская вспомогательная полиция в период немецкой оккупации» Shankowsky Lew. Ukrainian Auxiliary Police at the Time of German Occupation of Ukraine. Shevchenko Scientific Society Library, Archives, Архів Лева Шанковського, папка 18, арк. 1–11. . Неизвестно, по каким причинам этот текст так и не был опубликован. Шанковський, используя ограниченное число источников, пытался максимально преуменьшить участие украинской полиции в уничтожении евреев, демонстрируя ее зависимость от немецкого руководства и перекладывая ответственность за Холокост на айнзатцгруппы. В его публикации ОУН и УПА показаны как силы, которые только лишь боролись против немецкой оккупации. Ничего не говорится про членство оуновцев в рядах украинской полиции, а также про переход отрядов шуцманшафта в УПА весной 1943 года. В публикации Шанковського прослеживается тенденция к гиперболизации роли юденратов и еврейской службы порядка (еврейской полиции) в помощи нацистам имплементировать Холокост.

Близкой к позиции Шанковського является точка зрения относительно участия украинских коллаборантов в рядах полиции в Холокосте украинско‑американского историка Тараса Гунчака и украинско‑французского историка Володимира Косика. Оба исследователя в детстве и подростковом возрасте участвовали в подполье ОУН. После войны Гунчак и Косик оказались в эмиграции. В своих исследованиях они писали про деятельность украинских националистов (главным образом ОУН(б)) в период войны. Для обоих авторов свойственна апология бандеровского движения, а также замалчивание преступлений и коллаборации с нацистами активистов ОУН(б) в годы войны. Косик и Гунчак также преуменьшают или отрицают участие украинской полиции в Холокосте. Так, Гунчак в одной из своих статей пишет о том, что задачей «походных групп» ОУН было создавать «местную администрацию и полицию» Тарас Гунчак. Ключові проблеми історіографії Другої світової війни. Київ, 2011. С. 53.
. Также он сообщает о присоединении к УПА весной 1943 года «приблизительно 5 тысяч» полицейских на Волыни Там же. С. 77–78.
. Признавая факт сотрудничества населения оккупированной Украины с нацистами, Гунчак не считает это коллаборационизмом: «Хотя украинцы не были коллаборационистами, но среди них, вероятно, было много таких, которые волей‑неволей сотрудничали с немцами. Они <…> вступали в ряды разных местных вспомогательных полицейских формирований» Там же. С. 97.
.

Уделяя много внимания участию еврейской полиции и юденратов в помощи немцам, Гунчак с некоторыми оговорками признает участие украинской полиции в Холокосте, называя убийц «криминальными элементами» Там же. С. 99.
.

Вместе с тем Гунчак пишет про «добрых людей» в полиции и самоуправлении, которые помогали евреям выжить в годы нацистской оккупации, приводя несколько примеров подобных ситуаций на территории округа Галиция и рейхскомиссариата Украина Там же. С. 99–100.
.

Косик более радикален в отрицании участия украинской полиции в преступлениях нацистов. К примеру, он наотрез отказывается признавать факт участия 118‑го шуцманшафт‑батальона в сожжении села Хатынь в Белоруссии, как и подобные акции других украинских подразделений Володимир Косик. Правда історії. Роки окупації України 1939–1944 (Збірник статтей). Київ, 2008. С. 99–116.
. Когда факты участия украинской полиции в Холокосте отрицать невозможно, он использует риторику, подобную той, какую использует Гунчак:

 

Немцы специально демонстрировали присутствие украинской полиции (или милиции) перед или во время расстрела, чтобы вызвать у населения впечатление, что украинцы также принимают участие в расстрелах. Этот тактический шаг не отражал общего настроения населения. Не исключено, что могли быть очень редкие исключения одиночного участия полицейских в расстрелах. За это несут ответственность некоторые отдельные личности, а не украинский народ Там же. С. 82.
.

 

В своих публикациях Косик, отрицая преступления украинской полиции, делает акцент на виктимности этнических украинцев в годы нацистской оккупации, изображая их жертвами как немцев, так и большевиков Там же. С. 116.
.

В независимой Украине носителями такого подхода к изучению роли полиции в Холокосте стало большое число историков и публицистов. Большинство из этой группы получили свои дипломы в постсоветской Украине. Примером может служить Владимир Вятрович. Он известен своей апологией ОУН(б), за что неоднократно подвергался критике различными исследователями. Вятрович редко касается темы участия полиции в Холокосте. На одном из мероприятий в 2015 году, рассуждая про украинскую полицию, Вятрович, с одной стороны, замалчивал влияние на эту структуру ОУН, с другой — говорил о том, что сотрудники полиции и администрации «служили народу»:

 

Российская пропаганда изображает украинцев — прежде всего «самостийников» — коллаборантами с нацистским режимом <…> «Украинскую вспомогательную полицию» <…> российские историки преподносят как формирование, которое состояло исключительно из украинцев. Однако тут понятие «украинская» исключительно географическое… В полицию брали не по этническому признаку, а обращая внимание на профессиональные навыки и опыт — милиционеров, солдат… Значительная часть украинцев, которые имели позиции в администрации оккупантов, служила при этом народу.

Владимир Вятрович

 

В своей книге об отношении ОУН к евреям Вятрович лишь однажды говорит о проблеме участия украинской полиции в Холокосте. Он сообщает, что члены ОУН «по поручению организации служили в украинской полиции», и некритично пересказывает историю из мемуаров активиста бандеровского подполья Богдана Казанивського. По словам Казанивського, к краевому руководителю ОУН(б) Ивану Климову («Легенде») обратился один оуновец, который служил заместителем комиссара полиции, и спросил, каким должно быть отношение партийцев к уничтожению немцами евреев. Как передает Казанивський, Климов призывал членов ОУН(б) не участвовать в Холокосте. Вятрович некритично цитирует слова Климова, пересказанные Казанивським:

 

Мы не имеем никакого интереса в том, чтобы уничтожать евреев, потому что после евреев придет очередь украинского населения. Мы опекаем нескольких евреев — старшин из УГА (Украинской галицкой армии. — Ю. Р.), врачей и других специалистов, которые хотели разделить судьбу с нашим движением в подполье. Они с радостью согласились сотрудничать с ОУН, но их немного. Даю поручение о том, что в антиеврейских акциях не должен принимать <участие> ни один член ОУН. В отношении этого скоро получите письменную инструкцию См.: Богдан Казанівський. Шляхом Легенди. Спомини. Лондон, 1975. С. 264; Володимир Вятрович. Ставлення ОУН до євреїв: формування позиції на тлі катастрофи. Львів, 2006. С. 68–69.
.

 

Вместе с тем известно, что в одном из первых приказов Климова, в котором он призывал украинское население создавать милицию и бороться против советской власти в рядах ОУН и Украинской национальной революционной армии, говорилось: «Народ! Знай! Москва, Польша, евреи — это твои враги. Уничтожай их!»

Краевой руководитель ОУН(б) Иван Климов

Сохранилась запись беседы «Легенды» с переводчиком вермахта Орестом Корчаком‑Городыським в июне 1941 года. Во время этого разговора Климов отождествлял евреев и советскую власть: «Рассказывал про трудности работы под большевиками, про зверства евреев, поляков и всякой другой сволочи над украинцами. Рассказывал про перестрелку националистов с евреями и поляками во Львове. Произвел впечатление дисциплинированного, последовательного и мужественного боевика» Там же.
.

Вятрович в исследованиях биографий командиров УПА игнорирует те моменты в их биографии, когда они служили в рядах вспомогательной полиции. К примеру, в исследовании жизненного пути Владимира Щигельского («Бурлаки») он значительное место уделяет описанию его биографии после 1944 года — периода, когда он стал одним из командиров украинских партизан, боровшихся с советской властью. В то же время биография «Бурлаки» в период с 1939 по 1944 год, когда он служил в различных вспомогательных полицейских структурах, помещается в двух коротких абзацах, где не сообщается никаких подробностей сотрудничества с немцами .

Владимир Щигельский

Показательно, что Вятрович не изменил своих методологических подходов и придерживается тех же взглядов, что и 10–15 лет назад .

Похожий подход демонстрирует историк, декан исторического факультета Киевского национального университета имени Т. Шевченко Иван Патриляк. В своих работах, говоря, к примеру, о событиях лета 1941 года в Галиции и на Волыни, он избегает темы участия украинской народной милиции в погромах. Сообщая об этих событиях, он скупо пишет: «…известно, что милиционеры занимались обязательной регистрацией еврейского населения, следили за тем, чтобы евреи носили знак со звездой Давида и бесплатно работали на гражданских работах» Іван Патриляк. Військова діяльність ОУН(Б) у 1940–1942 роках. Київ, 2004. С. 232. .

Патриляк признает, что антисемитизм был составной частью идеологии движения Бандеры и Мельника и в 1941 году они были готовы убивать евреев. Но, вместе с тем, он эксплуатирует старый миф «жидокоммуны», сообщая, что якобы лишь евреи в 1939 году были рады падению польского государства и приходу большевиков в Галицию. Патриляк не сообщает, что многие украинцы также приветствовали Красную Армию и стали бенефициарами советской власти в регионе осенью 1939 — весной 1941 года:

 

…не следует забывать, что в 1939–41 гг. проявилась яркая просоветская позиция значительной части еврейской молодежи, которая в сумме с непропорционально большим числом евреев в карательно‑репрессивных органах СССР создавала иллюзию существования «московско‑еврейской коммуны», которая хочет уничтожить все украинское. Потому нет ничего удивительного, что молодые оуновцы вполне искренне ненавидели евреев… Там же. С. 325.

 

Признавая, что оуновцы в составе различных батальонов — «Нахтигаль» и милиции — участвовали в убийствах евреев, Патриляк сравнивает эти акции… с антиколониальной борьбой народов Африки: «Так, нечасто можно услышать осуждение борьбы народов Конго, во время которой были уничтожены не только войска Королевства Бельгии, но и “мирные” поселения бельгийских колонистов» Там же. С. 327.
.

Солдаты батальона «Нахтигаль» Январь 1941.

Показательно, что в качестве эксперта в области еврейской истории этот автор привлекает известного американского расиста, антисемита и отрицателя Холокоста Дэвида Дюка Там же. С. 91, 198.
.

В ситуации, когда отрицать факт убийства евреев оуновцами, которые в 1941 году сотрудничали с немцами, нет возможности, Патриляк пытается их оправдать. Так, когда речь идет о расстреле солдатами «Нахтигаля» летом 1941 года евреев на территории Винницкой области, автор ищет аналогии в историческом экскурсе многовековой давности, при этом даже пытаясь евреев сделать виновными:

 

Конечно, с точки зрения права и морали оправдать подобные действия невозможно, но можно объяснить, чем были вызваны подобные жестокие акции. Их корни нужно искать как во времена еврейских погромов XVII века (Хмельниччина), так и во время частичного уничтожения еврейства на Правобережье в XVIII столетии (Колеивщина), а также во время войны за независимость в 1917–1920 гг. Невозможно отрицать, что в Украине на протяжении веков значительная часть евреев сотрудничала с угнетателями автохтонного населения. Потому во время любых общественных катаклизмов украинское еврейство принимало на себя самый первый и самый тяжелый удар слепой ненависти народных масс. Так, в исследованном случае видно, что, желая отомстить хоть кому‑то за ужасные последствия советского правления, украинские легионеры (по просьбе местного населения) уничтожили какое‑то число евреев в округе двух сел на Винниччине Там же. С. 363. .

Последний еврей Винницы. 1941.

 

К представителям «инструменталистского» подхода можно отнести директора московского центра «Историческая память», главного редактора «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований» Александра Дюкова. В официальной его биографии сказано, что «сфера его научных интересов включает историю советского партизанского движения, нацистской оккупации, деятельность националистических вооруженных формирований, репрессивную деятельность советских властей в Прибалтике и на Западной Украине, историческую политику» .

Дюков известен своей «криминализацией» ОУН. В историческом наследии ОУН и УПА он видит исключительно негатив, который противоречит «объективному», в его представлении, советскому и постсоветскому, пониманию истории Второй мировой войны. Вопрос участия милиции и полиции в Холокосте в первые месяцы после нападения Германии на СССР Дюковым рассматривается неотрывно от сотрудничества ОУН с нацистами. Вот как он сообщает о планах украинских националистов организовать полицию в 1941 году:

 

В структуре будущей украинской полиции предусматривалось организовать в составе разведывательно‑следственных отделов специальное «коммунистически‑жидовское» направление. Инструкция обязывала полицейских провести регистрацию жидовского населения; завести архив коммунистически‑жидовской деятельности; захватить все политические архивы; провести регистрацию всех чужаков: москалей, поляков, французов, чехов и всех других, которые могли бы сотрудничать с врагом. В целом от службы безопасности ОУН и украинской полиции требовалось «задушить в зародыше всякую попытку чужинского элемента на Украине проявить себя сколько‑нибудь организованно» <…> «Это час национальной революции, — отмечалось в инструкции, — и потому не должно быть никакой толерантности по отношению к давним пришельцам». Последнее положение должно было быть поддержано пропагандой. В инструкции приводятся утвержденные проводом ОУН(б) для распространения лозунги с призывом уничтожать «москалей и жидов» Александр Дюков. Второстепенный враг. ОУН, УПА и решение «еврейского вопроса». М., 2008. С. 38.
.

 

Одним из спорных тезисов, которые приводит Дюков, является утверждение о том, что в 1942 году, когда ОУН(б) уже разорвала союзные отношения с Германией, бандеровцы отправляли своих членов в полицию с целью убийства евреев: «…среди задач, которые ставились руководством ОУН(б) перед подпольщиками, было не только внедрение на командные посты во вспомогательной полиции и местной администрации, но и уничтожение евреев и коммунистов» Там же. С. 67. .

Да, действительно, полиция, в которой тайно служили оуновцы, принимала участие в убийствах евреев. Члены ОУН(б) в массе своей в 1942 году были настроены антисемитски. Но главной задачей агентов ОУН в полиции был максимально возможный «захват власти» и складирование оружия для будущей партийной армии.

Старшины 102‑го, 115‑го и 118‑го шуцманшафт‑батальонов на войсковых курсах в Минске. 1942

Как и в советской версии истории УПА, Дюков показывает украинских партизан, боровшихся с советской властью, как формирование, занимавшееся исключительно уничтожением поляков и евреев, не упоминая об их антинемецкой деятельности:

 

Весной 1943 года на базе боевых отрядов ОУН(б) и ушедших в лес формирований украинской вспомогательной полиции была сформирована «Украинская повстанческая армия», приступившая к масштабным этническим чисткам на Волыни. Главной жертвой формирований УПА стали поляки; вместе с ними уничтожались скрывавшиеся от нацистских карателей евреи. Евреи также преследовались бандеровской тайной полицией — службой безопасности ОУН Там же. С. 87–88.
.

 

В 2018 году при участии Дюкова был издан сборник документов о трагедии Хатыни и участии в этих событиях 118‑го шуцманшафт‑батальона Палачи, убийцы Хатыни: 118‑й украинский батальон охранной полиции в Белоруссии, 1943–1944 гг. Сборник документов / Сост. И. А. Валаханович, А. Р. Дюков, Н. В. Кириллова, В. Д. Селеменев. М., 2018.
. Многие документы в этом сборнике полезны для изучения коллаборационизма, военных преступлений и преступлений против человечности (в том числе Холокоста) на территории Белоруссии в период немецкой оккупации. Но вступление, написанное в том числе Дюковым, несет на себе ясный отпечаток советского нарратива Второй мировой войны. К примеру, тема еврейских жертв маргинальна. В тексте нет пояснения специфики немецкой политики в отношении евреев. Кроме того, отсутствует любое упоминание деятельности на территории Белоруссии Армии Крайовой и неудачных попыток части белорусских националистов создать независимые белорусские национальные партизанские отряды.

Инструментализацией участия украинской полиции в Холокосте занимаются также польские публицисты из круга «кресовяков». Известно, что этой группе подчас свойственны агрессивный национализм, антиукраинская риторика, а в некоторых случаях — антисемитизм. Часто тема участия украинской полиции в преступлениях в этом нарративе всплывает в контексте событий Волынской резни. Политики и публицисты, которые представляют интересы «кресовяков», занимаются «соперничеством жертв», сопоставляя погибших в Холокосте с убитыми украинскими партизанами поляками. Так, Ярослав Качиньский, глава партии «Право и справедливость», во время дебатов в сейме в 2013 году относительно статуса событий на Волыни заявил: «Это был геноцид. И поляки ни в коем случае не должны соглашаться с мнением, звучащим отовсюду, что, если убивают евреев — это геноцид, а когда убивают поляков — то нет» .

Хорошим примером в этом контексте могут служить жизнь и творчество Виктора Полищука Wiktor Poliszczuk. Gorzka prawda — zbrodniczość OUN‑UPA. Rozprawa doktorska, Toronto, 1994; Ideologia nacjonalizmu ukraińskiego według Dmytra Doncowa, Wydawnictwo: Światowy Związek Żołnierzy Armii Krajowej Okręg Wołyń. Warszawa, 1995; Fałszowanie historii najnowszej Ukrainy. Toronto, 1996; Ocena polityczna i prawna OUN i UPA (także w wersji angielskiej: Legal and political assessment of the OUN and UPA). Toronto, 1997. Akcja Wisła — próba oceny, Toronto, 1997.
. Он родился в 1925 году в смешанной украинско‑польской семье. Его отец занимал высокий пост — был войтом. После вхождения Западной Украины в состав УССР в 1939 году отца арестовали и казнили. Вместе с матерью‑полькой и двумя сестрами 14‑летний Виктор Полищук в апреле 1940 года был выселен в Казахстан. С ноября 1944‑го по март 1946 года он проживал с семьей на территории Днепропетровской области. После этого переехал в Польшу, где проживал до 1981 года. Затем — эмиграция в Канаду, где он поселился в Торонто и начал работать в промельниковском еженедельнике «Новий шлях». Он писал тексты, в которых ОУН и УПА показаны исключительно в негативном ракурсе. Идеологию ОУН, а также наследие Дмитрия Донцова Полищук называл разновидностью фашизма.

Виктор Полищук. 1990‑е 

Полищук постоянно подчеркивал коллаборационизм ОУН в 1941 году. Так, в книге «Горькая правда…» он пишет, что, «выслуживаясь перед диверсионными и полицейскими службами, обе ОУН имели в виду еще и свои собственные интересы — захватить администрацию на территории, чтобы иметь своего рода трамплин к созданию правительства или хотя бы его эрзаца».

Говоря о самоуправлении, автор характеризует его сотрудников довольно нейтрально:

 

Преимущественно те, кто имел образование и не был связан с большевистским режимом, а даже если и был, то имел за собой сам или же семья репрессии со стороны большевиков. Это они откликались на призыв «походных групп» становиться на службу в местной администрации. Они же видели, что призывают к этому украинцы. Они, те, кто пошел работать в администрацию, дали на это согласие в доброй вере, не зная действительных намерений оккупантов. А когда о них узнали, было уже поздно отступать назад. Они, в большинстве своем невольно, стали заложниками оккупанта .

 

В то же время полицейские в описании Полищука выглядят как асоциальные элементы. Такая характеристика сотрудников полиции свойственна и части украинского «националистического» нарратива:

 

Кто из украинцев шел во вспомогательную полицию? Из разговоров со многими людьми, которым имею все основания верить, выходит, что шли в нее преимущественно молодые отбросы, лентяи, люди без моральных принципов, те, которые искали случай отомстить своим личным врагам, а также склонные к пьянке дармоеды. Но были в полиции и такие, которые, как все молодые люди, любили оружие <…> Изредка бывали во вспомогательной полиции и люди, которые пошли в нее с намерением поддерживать общественный порядок. Всех их объединяло одно: они, те, кто сразу же после оккупации территории пошел во вспомогательную полицию, не знали с самого начала, какова их работа, какова их роль .

 

Интересно, когда речь идет о роли польской вспомогательной полиции в военных преступлениях, у Полищука возникает риторика, похожая на то, что говорят апологеты ОУН, обсуждая роль украинской полиции в уничтожении евреев. В 1998 году польский исследователь Гжегош Мотыка опубликовал воспоминания польского полицейского, участвовавшего в убийствах украинцев на Волыни в 1943 году Relacja policjanta, oprac. G. Motyka. M. Wierzbicki, «Karta», 1998, nr 24.
. Этот текст был записан в марте 1944 года во Львове. Полищук сомневался в аутентичности этого документа и утверждал, что его создали активисты ОУН с целью «опорочить польский народ»:

 

В чьих интересах был написан этот анонимный «документ»? Точно не в немецких, не в советских и не в интересах польского подполья. Написание такого воспоминания в марте 1944 года означало самоубийство. Такой «документ» мог возникнуть только в интересах украинских националистических структур Archiwum Akt Nowych, Archiwum Wiktora Poliszczuka. Sign. 113.
.

 

Полищук, как и некоторые другие «кресовяки», придерживался ультраконсервативных и антизападных взглядов. Он клеймил «западный капитал» Archiwum Akt Nowych, Archiwum Wiktora Poliszczuka. Sign. 44.
, который, по его мнению, «спонсирует» польских либералов (Адама Михника, к примеру) и «бандеровцев» одновременно. В своей конспирологии Полищук доходил до того, что призывал запретить деятельность многих прозападных фондов, которые поддерживают демократические реформы в странах бывшего соцлагеря, в частности в Польше: «Прежде всего польская наука должна избавиться от политического влияния, которое часто реализуется в иностранных интересах при помощи иностранного капитала, например, в финансовой деятельности в Польше Фонда им. Батория, Фонда Джорджа Сороса…» Archiwum Akt Nowych, Archiwum Wiktora Poliszczuka. Sign. 45.

Полищук критически относился к академическим исследователям, которые занимались изучением истории ОУН и УПА. К примеру, Д.‑П. Химку он считал «необъективным исследователем» См. письмо В. Полищука Перу А. Рудлингу от 9 марта 2007 года. .

Степан Бандера (справа) напутствует диверсантов ОУН (б). 1940‑е

Выводы

Участие украинских коллаборантов в Холокосте стало предметом многих академических исследований. Особенно эти штудии интенсифицировались после открытия доступа к части бывших советских архивов — так, в начале 1990‑х — документов ЧГК, — а также после рассекречивания архивных судебно‑следственных дел бывших коллаборантов. Качественные исследования по этой проблематике посвящены в основном участию в преследовании и убийствах евреев на территории Западной и Центральной Украины. В современной Украине уже появилось небольшое число исследователей, которые пытаются изучать коллаборацию населения в Холокосте, но большинство серьезных исследований написаны пока на Западе и в Израиле. Хотя есть определенный прогресс: некоторые исследователи в Украине со временем меняют свой подход и более критично оценивают роль нееврейского населения Украины в Холокосте.

После событий Евромайдана в Украине создатели официальной «политики памяти», с одной стороны, отбросили советское представление о Второй мировой войне, с другой — начали некритично культивировать «националистическую» концепцию истории 1939–1945 годов в Украине. Для этого подхода свойственен некритический культ как самих организаций ОУН, УПА, «Полесской Сечи», так и личностей — Степана Бандеры, Романа Шухевича, Андрея Мельника. Проблемой является то, что лидеры этих организаций сотрудничали с нацистской Германией и принимали участие или морально поддерживали убийства евреев, поляков и нелояльных украинцев. Рядовые члены организаций (к примеру, ОУН(б) в 1941–1942 годах) часто служили по приказу партии во вспомогательной полиции, отряды которой активно участвовали в Холокосте. Показательно, что все это происходит на фоне отсутствия внятной общественной дискуссии относительно участия жителей Украины — украинцев, русских, поляков, крымских татар — в Холокосте.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Times of Israel: Новый «министр памяти» на Украине сглаживает политику прославления военных преступников

«Если у СССР в течение 50 лет после войны была возможность «подделать» историю украинского освободительного движения, то это тоже нужно учитывать в общем заключении, — говорит Дробович. — Однако я хотел бы отметить, что если кто‑либо из Украинской повстанческой армии, Красной армии или вермахта совершал преступления против человечности, эти люди должны быть привлечены к ответственности и необходимо говорить о преступлении открыто и честно. Патриотизм и позитивные намерения не могут служить оправданием убийства или военных преступлений».

Коллаборанты: украинский национализм и геноцид евреев в Западной Украине

В истории Холокоста, как ни страшна и как ни тяжела она в целом, есть особенно болезненные темы. Одна из них – это украинско-еврейские отношения в Западной Украине в период Холокоста, или – выражаясь точнее – участие галицийских и волынских украинцев в нацистском геноциде евреев.

JPost: Холокост на Украине. Борьба за историческую истину

Не то чтобы на Украине, в Венгрии, Румынии, Хорватии и балтийских странах отрицали Холокост — его не отрицают, но изображают так, будто геноцид евреев был почти исключительно делом рук немцев и австрийцев, которым местное население практически никак не помогало.