Слово раввина

К соблюдению шабата: шаг за шагом

Берл Лазар 2 февраля 2024
Поделиться

Мне всегда поступает много вопросов, связанных с соблюдением шабата. Например, человек понимает, что лучше всего встречать шабат в синагоге, но живет он далеко, пешком не добраться. Что предпочесть: поехать в синагогу, чтобы почувствовать праздничную атмосферу шабата, или остаться дома, чтобы не нарушать заповедь субботнего отдыха?

Общее правило таково: нельзя нарушать закон даже для того, чтобы соблюсти другой закон. В Талмуде есть специальный термин: «мицва, выполняемая путем нарушения». Нельзя воровать, чтобы заниматься благотворительностью: история Робин Гуда — не про евреев и не для евреев. То есть если выбор между поездкой в синагогу и сидением дома, лучше остаться дома.

Но вот еще два вопроса, на первый взгляд сходные: имею ли я право пригласить друга или родителей на субботнюю трапезу, если им придется добираться ко мне на такси? А если у меня в шабат брит мила или бар мицва сына, правильно ли будет пригласить друзей и знакомых, чтобы приблизить их к еврейству, хотя бы тут была опасность, что они нарушат законы шабата? Иными словами, если я хочу помочь ближнему приблизиться к нашим ценностям, могу ли я ради этой благой цели спровоцировать его на нарушение заповеди? И второе. Если я так поступаю, не становлюсь ли я сам нарушителем или, по крайней мере, соучастником нарушения?

В Торе читаем: «Пред слепым не клади ничего, чтобы он споткнулся» (Ваикра, 19:16). То есть если я пригласил, заранее зная, что приглашаемый доберется ко мне только с нарушением закона субботы, — да, я соучастник, мой поступок привел к нарушению заповеди.

Однако не все так просто. Согласно господствующему мнению мудрецов Талмуда, соучастник — тот, без кого нарушение было бы невозможным. Иными словами, если я пригласил человека в шабат и выслал для него такси, я однозначно соучастник. А если я пригласил, но за руль он сел сам, — тут моей вины вроде нет. По этому вопросу идет длительная полемика между раввинами, но единого мнения не сформулировано.

Надо принять во внимание и еще несколько важных вещей. Если я приглашаю человека на настоящий кошерный шабат, это однозначно приблизит его к Торе. Если не стану приглашать — он останется далек от нашего Закона. А если это близкий человек и он ждет приглашения, а я не приглашаю, чтобы он не воспользовался транспортом, — он обидится, душа его наполнится негативными эмоциями, то есть я объективно нанесу человеку вред.

Существует фундаментальное правило: «пикуах‑нефеш дохе шабат» — забота о душе превыше законов шабата. В «Шульхан арухе» есть наглядный пример: некие язычники завлекли ребенка, хотят, чтобы он отошел от еврейства, — тогда для его спасения отец (или любой другой, кто сможет) не только вправе нарушить шабат, но он обязан это сделать, и раввины вправе его заставить. Главное — спасти душу. То есть применительно к нашей действительности, где, слава Б‑гу, никого силой не уводят, можно сказать: если цель приглашения — приблизить человека к еврейству, то оно вполне легитимно, даже если есть подозрение, что это приведет к нарушению субботнего отдыха. Такова позиция мудрецов Талмуда.

Впрочем, если мы приглашаем, чтобы наш друг или родственник ощутил преимущества еврейского образа жизни, никто не мешает нам свести опасность нарушения законов шабата до минимума. Самое простое решение: приглашаем с таким расчетом, чтобы человек позвонил в нашу дверь до прихода субботы, а потом предлагаем остаться на ночь. Кто‑то согласится, кто‑то попрощается и сядет за руль — но это уже будет полностью его выбор, и нашей вины никакой.

Встреча шабата

Здесь тоже возможны разные варианты развития событий. Один молодой человек, которого я лично знаю, несколько раз приходил в синагогу незадолго до наступления субботы, оставался на трапезу, а потом уходил домой. Однажды приятель сказал ему: «Оставайся, пора тебе начать соблюдать шабат полностью». Я бы и рад, говорит молодой человек, да дома родители ждут, а им даже не позвонишь без нарушения заповеди! В конце концов уступил уговорам, нашел на улице нееврея и попросил его сделать звонок родителям. Тот человек позвонил, но нарвался на автоответчик и оставил такое сообщение: «Ваш сын домой не приедет». Догадываетесь, какая истерика случилась дома, как родители бегали всю ночь по отделениям полиции?..

Слава Б‑гу, никто в этом случае не потерял здоровья. А парень, выбравший еврейский образ жизни, сейчас раввин в одной из наших общин.

Какие еще могут быть рекомендации в подобных случаях? Если мы говорим о приглашениях на брит милу или бар мицву, лучше эти праздники устраивать не в шабат. Или сделать так, чтобы приглашенные могли остаться у нас в гостях до исхода субботы. Одна важная заповедь не должна выполняться за счет нарушения другой, столь же важной.

А если мы знаем, что наш друг все равно сядет в субботу за руль, так уж лучше, чтобы он поехал в синагогу, чем в какой‑нибудь фитнес‑клуб. Стоит еще посоветовать, чтобы ехал он не на собственной машине, а воспользовался метро, например, — тоже нарушение, но меньшее, чем когда ведешь сам.

В принципе, каждому человеку дано соблюдать все заповеди: Б‑г дал их нам, Б‑г дал и возможности для соблюдения. Но если человек только начинает свой путь обратно к еврейству, он может идти к соблюдению шабата шаг за шагом. Не удается сразу соблюсти все заповеди — начни с тех, которые в состоянии осилить уже сейчас. Главное идти в правильном направлении: все меньше и меньше нарушать, все больше и больше соблюдать. И всегда помнить: для Б‑га каждый наш шаг навстречу Ему — источник радости, нам несущей благословение.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

С чего начнем?

Ребе перечислил десять мицвот, которые легко соблюдать и которые помогают человеку защитить себя и помочь в защите других. Это надевание тфилин, чтение Торы, установка мезузы, а также цдака, субботние свечи, еврейские книги в доме, кашрут, забота о воспитании детей, соблюдение семейной чистоты и любовь к ближнему. Все это доступно даже человеку, прежде далекому от еврейства. Даже если еврей находится далеко от Израиля, объяснял Ребе, когда он надевает тфилин и прикрепляет мезузу, а женщины зажигают субботние свечи, это помогает в жизни им самим, их родным и всему еврейскому народу.

Наш гуманизм и его пределы

Мы понимаем чувства родных и близких тех, кто попал в заложники к террористам. Когда они говорят, что за освобождение дорогих им людей надо выпустить шесть тысяч бандитов и убийц из израильских тюрем, мы не вправе их судить. Но не имеем права пойти навстречу этим требованиям — «ради порядка в мире». Да, жизнь самое ценное для нашего народа, надо делать все для спасения жизни — но только не то, что неизбежно ведет к еще большим жертвам.

Война у Г‑спода против Амалека из рода в род

В Торе сказано однозначно: «Кто встал, чтобы убить тебя, убей его первым». Может, звучит не слишком политкорректно, зато справедливо. Силы международного терроризма, правящие в Газе, Южном Ливане и некоторых других местах Ближнего Востока, прямым текстом заявляют: их задача — убивать евреев повсюду, особенно в Святой земле. И они доказали, что это не просто слова, — такой варварской резни, как они устроили на юге Израиля в день Симхат Тора, не было со времен Гитлера.