Продолжение. Начало
* * *
Некий еврей, живший в прошлом веке в России, был известным вором. Как‑то раз он попался на краже денег из церкви. Церковники пообещали освободить его, если он согласится поцеловать распятие и креститься, но вор отказался и предпочел смерть. Ни его моральный облик, ни поведение не соответствовали еврейским религиозным идеалам. Однако поставленный перед таким выбором, он без колебаний выбрал верность Б‑гу .
* * *
Некий богатый еврейский шинкарь ненавидел других евреев. Все окрестные евреи хорошо это знали и держались от него подальше. Хасид Бааль‑Шем‑Това как‑то получил от своего наставника указание поехать в одно место строго определенным маршрутом. Получив благословение Бешта, он отправился в путь. Из‑за неудачного стечения обстоятельств хасиду пришлось остаться и провести Йом Кипур (День Искупления, Судный день) в деревне, где он прежде никогда не был. Когда он спросил, где можно переночевать, ему сказали, что единственный постоялый двор в округе принадлежит еврею‑антисемиту. Хасид знал о тяжелом характере шинкаря, но выбора у него не было.
На постоялый двор он приехал поздно, когда хозяин уже лег, поэтому ему открыл мальчик‑слуга. Он позаботился о телеге и лошадях, дал хасиду напиться и показал постель для ночлега. Хасид попросил живую курицу. Слуга посмотрел на него с нескрываемым удивлением, однако хасид настаивал, пока его просьба не была исполнена.
Наутро шинкарь спросил слугу, не приехал ли кто‑нибудь этой ночью. Мальчик рассказал о приезжем и его странной просьбе. Любопытство заставило трактирщика узнать, что это за человек и зачем ему понадобилась курица.
Заглянув в замочную скважину, он увидел, что хасид взял курицу за крылья и трижды прокрутил ею над головой. От изумления шинкарь лишился дара речи. Однако в тот же миг он вспомнил, как в детстве, накануне Судного дня, его родители совершали обряд капарот. Все годы, которые он провел вдали от Торы, растаяли как дым, и он почувствовал, что его неудержимо тянет к незнакомому путешественнику.
Трактирщик постучался, получил приглашение войти и попросил еврея объяснить свое странное поведение. Хасид Бааль‑Шем‑Това объяснил, что смысл этого ритуала состоит в том, что Б‑г готов простить любого еврея, сколько бы тот ни грешил. Шинкарь воспринял это очень серьезно и спросил, может ли и он рассчитывать на прощение. Хасид ответил: разумеется, да.
Шинкарь покинул постоялый двор и деревню. Он нашел синагогу, где одолжил талит и махзор (молитвенник на Судный день). Весь день он провел в молитве и слезах, моля Б‑га о прощении. В конце службы он рухнул без чувств и умер. Никто не знал, кто он и откуда взялся, пока через несколько дней не стало известно, что неподалеку сгорел дотла постоялый двор, а его владельца нигде не могут найти. Тогда по внешним приметам и одежде в покойном опознали того самого шинкаря.
Увидев человека, искренне верующего в Б‑га, трактирщик смог умереть как еврей, пусть даже он никогда так не жил.
Что такое вера?
Чтобы понять смысл любого слова, нужно посмотреть корень и происхождение в иврите. Вера на иврите — «эмуна». У этого слова есть четыре однокоренных, с помощью которых мы сможем понять его истинный смысл:
«Амен» — истинно, верно, достоверно. Отвечая «амен», мы подтверждаем истинность утверждения или выражаем желание, чтобы описанное в нем действительно произошло.
«Имун» — упование, доверие. Когда мы доверяем человеку, мы верим тому, что он говорит.
«Омен» — опекун, тот, кто заботится. В книге Эстер о Мордехае сказано: «И был он воспитателем (“омен”) Адассы» (Эстер, 2:7).
«Оманут» — искусство, любое ремесло, полезный навык. К примеру, о талантливом целителе, вылечившем своего пациента, музыканте, ученом или даже бегуне на длинную дистанцию на иврите можно сказать, что он «оман» — мастер, искусник.
В своих профессиональных навыках целитель (или врач) использует трансцендентные силы — те самые, которые контролируют жизнедеятельность человека, заставляя их воздействовать на тело больного. Если бы врач не верил, что он может вылечить, больному бы ничего не помогло. В свою очередь, если больной не верит, что Б‑г дал целителю (или врачу) способность лечить, он никогда не вылечится.
Таким образом, убеждения проявляются в том, как человек пользуется своими способностями и навыками. К примеру, если пятерых человек попросить испечь пирог, каждый приготовленный пирог будет соответствовать представлениям конкретного пекаря. К примеру, тот, кто увлекается натуропатией, воспользуется плодами стручкового дерева вместо шоколада, тот, кто сидит на диете, возможно, приготовит вместо пирога салат и т. д.
Четырехбуквенное имя Б‑га
Вера связывает нас с Б‑гом, делая возможным жить с теми силами, которыми Он наделил нас. Как мы уже сказали, у веры есть четыре измерения, которые соответствуют четырем буквам имени Б‑га: «юд» (י), «гей» (ה), «вав» (ו) и «гей» (ה). Кроме того, они проявляются во всем, что мы говорим или делаем. Также они параллельны четырем формам нашего самовыражения: мудрости, интеллекту, эмоциям и действию.
«Юд», первая буква имени Б‑га, — самая маленькая еврейская буква, напоминающая точку (י). Она не развита и не детализирована. «Юд» можно сравнить со спермой, каплей мужского семени, мужским вкладом в процесс размножения. В этой капле заключен потенциал стать ребенком. Однако сама по себе она не способна к дальнейшему росту до тех пор, пока ее не примет женское лоно.
Роль отца в семье — быть ядром, «зародышем», дающим начало всему. Это можно уподобить системе спинного мозга, внутри которого пролегают нервы, активирующие все части и органы тела. Отношения отца с детьми строятся по принципу поддержки и твердости. На иврите «отец» и «сын» соответственно — «ав» и «бен». Если соединить эти слова, получится слово «эвен» — «камень».
У камня такие же характеристики, как и у отца: твердость и стабильность. Отец дает детям ощущение стабильности, твердой почвы под ногами. Это ощущение незыблемости основ позволяет ребенку справиться с трудностями и проблемами, возникающими в жизни. Если сын уважает отца, он помогает отцу исполнить свою роль.
«Гей», вторая буква имени Б‑га, соответствует второму измерению веры — доверию, упованию. Подобно букве «гей», мать придает отцовской силе «пространственное измерение». Она — учитель и наставница своих детей.
«Гей» — «развитие» буквы «юд», подобно тому как Бина — «развитие» Хохмы. Именно в этом заключается роль матери. Только она способна принять то, что дает ей муж, и использовать это для создания правильной среды — подобно тому, как оплодотворенная яйцеклетка может стать ребенком.
«Вав», третья буква имени Б‑га, соответствует третьему измерению веры, — то есть заботе о ближнем. «Вав» (ו) — длинная буква, олицетворяющая эмоции, которые мы дарим ближнему, протягивая ему руку помощи.
К примеру, мать, которая хочет продемонстрировать любовь к своим детям, обнимет и прижмет их к себе, будет говорить с ними ласково, но в то же время твердо. Она убедится, что они почистили зубы, после того как поели сладостей. Она не ограничится разговорами, повторяющимися снова и снова, или даже конкретным напоминанием; думать, говорить и планировать — совершенно недостаточно, надо действовать. В результате она построит доверительные отношения с детьми и в то же время позаботится об их правильном воспитании.
«Гей» — так же и четвертая буква имени Б‑га. Она соответствует четвертому измерению веры, способности творить, проявляющейся в любой человеческой деятельности. Творчество проявляется и в том, как я надеваю очки, и в том, как я предлагаю гостю освежиться или накрываю на стол.
Истинные и ложные верования
Еврейская вера начинается с упования на Б‑га, сотворившего вселенную. Сегодня мы можем использовать эту веру, чтобы она служила нам жизненным ориентиром, поскольку унаследовали ее от наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова. Мы можем нормально жить и функционировать, только открыв для себя это наследие.
Авраам
Давайте рассмотрим жизненный путь одного из наших великих предков — праотца Авраама. Авраам родился в языческом обществе, где царили ложные верования, не связанные с единым Б‑гом.
В те времена правил царь по имени Нимрод, провозгласивший себя правителем всей вселенной . Он был диктатором, обладавшим властью не только над людьми, но и над животными. Никто не пытался ему противиться. Его одежда была украшена изображениями зверей и птиц, и когда животные выходили его приветствовать , они считали его своим.
Авраам стал первым, кто усомнился во власти Нимрода, поскольку он искал подлинного Творца вселенной. Когда Авраам взглянул на небо, он увидел солнце. Оно было таким огромным и давало столько тепла, что он задумался: может быть, это и есть Б‑г. «Буду молиться и поклоняться солнцу», — решил Авраам.
Когда настала ночь и солнце село, Авраам подумал: «Теперь, когда солнца нет, кто же заботится о мире?» Тут он увидел, что на небе появились луна и звезды. Вселенная казалась бесконечной и пугающей. Может, миром правят луна и звезды? Однако настало утро, и они тоже исчезли.
В результате Авраам пришел к логическому выводу: должно быть нечто большее, управляющее всем мирозданием. Каждое утро солнце восходит, а по вечерам заходит точно так же, как накануне. Мы никогда не видим солнца по ночам, а оно никогда не обижается на то, что приходится покидать небосклон. Должно существовать что‑то, предписывающее солнцу и луне их роли в мироздании. И тогда Б‑г явил Себя Аврааму и провозгласил Себя Творцом мира, который установил на земле порядок.
И Авраам стал первым, кто обрел истинное представление о Б‑ге. Он пожелал поделиться этим знанием со всеми людьми. Каким бы могущественным ни казался Нимрод, он был лишь смертным человеком, рожденным от отца и матери. Невозможно отрицать его личность, способности или могущество, однако все это не делает его Б‑гом. Ибо Б‑г — единственный Творец.
Всю оставшуюся жизнь Авраам посвятил Всевышнему. Невзирая на преграды и трудности, он делился своим знанием со всеми. Узнав об этом, Нимрод пришел в бешенство и решил расправиться с Авраамом, повелев бросить его в пылающую печь.
Представьте себе, как жилось Аврааму, если весь мир был на стороне Нимрода и, соответственно, против него. Однако вера Авраама была столь крепкой, что ему было неважно, что говорят люди. Его самосознание было настолько прочно связано с Б‑гом, что никто не мог пошатнуть его веру.
Авраам олицетворял стойкость, позволяющую твердо держаться собственных убеждений, которая так необходима нам сегодня. Нам предстоит взойти на высокую отвесную гору, пройти множество трудных дорог, и праотец Авраам уже проложил нам путь.
Жить в безнравственные времена, когда рухнули все границы, а истина скрыта или вышла из моды, означает стать Авраамом в своем поколении. Все, во что мы верим, но не находим подтверждения этому в Торе, относится к числу ложных верований. Будучи Авраамами в своем поколении, мы обязаны скорректировать свои убеждения.
«Авраамы» на протяжении истории
На протяжении истории люди верили, что они смогут, проявив должную настойчивость, получить все, что они хотят, используя те или иные материальные, интеллектуальные или духовные средства. Вспомним Крестовые походы, испанскую инквизицию, еврейские погромы, Холокост и т. д.
Люди думали, что, если поступать с еврейскими общинами достаточно жестоко, иудейскую веру возможно уничтожить. В Средние века еврейские интеллектуальные воззрения ставились под сомнения в ходе дебатов между священнослужителями, исповедующими христианство, и раввинами. В наши дни христианские миссионеры и другие деятели, ищущие истинный смысл жизни, обычно подвергают нападкам взгляды евреев.
Если бы мы полагались только на физическую силу, для достижения своих целей мы могли бы использовать исключительно материальные средства. Художник верил бы, что источником его творческих способностей являются исключительно холст, краски и другие материалы. Хозяйка полагала бы, что успех задуманной вечеринки зависит исключительно от качественной готовки, декорума и совместимости приглашенных гостей. Спортсмен был бы уверен, что его способность победить зависит исключительно от физической формы и усиленных тренировок.
Однако наша физическая форма не может служить гарантией, что мы хоть в чем‑нибудь преуспеем. Если у нас получается, возникает ложное ощущение, что «мы это сделали»; если не получается, мы объясняем это тем, что мало тренировались. Мы не хотим понять, что успех в любом деле — дар Всевышнего.
Вера в интеллектуальные способности означает предположение, что решение любой проблемы можно найти только усилиями собственного разума. Предполагается, что, если проявить терпение и потратить достаточно времени, решение постепенно будет найдено. Все, кто полагает, что источник любой проблемы можно найти умом, также считают, что интеллект в этом — наиболее эффективный механизм, а достижение поставленной цели всегда вызывает удовлетворение. Это можно видеть в мире науки. Но большинство ученых обычно несчастны: они постоянно гоняются за успехом то в одной, то в другой области.
Вера в различные духовные силы означает, что мы полагаем, будто они способны влиять на ту или иную часть мироздания. В качестве примера можно привести повышенный интерес к астрологии, поклонение коровам, практикуемое в индуизме, или веру в гуру. Хотя подобные верования многие считают проявлением «духовности», они имеют мало общего с верой в Б‑га.
Авраам был первым, кто открыл миру истинную веру. Упование на материальные, интеллектуальные или духовные силы он променял на веру в Б‑га. Он имел дело с обществом, очень напоминающим то, в котором мы живем сегодня. В те времена люди поклонялись идолам, сделанным из камня и дерева. Современными идолами являются деньги, политика, социальные тренды, сила и т. д. (назовем лишь несколько). Однако у нас всегда есть выбор. Мы можем преодолеть свою ограниченность, живя в соответствии с истинной верой — верой в Б‑га.
Б‑г сотворил мир так, что в нем поддерживается строгое равновесие между добром и злом, и дал нам свободу выбора, позволяющую выбирать между ними. Тора учит нас, как сделать правильный выбор. Вместо того чтобы полагаться на материальность как самостоятельную силу, Тора учит нас вере в Б‑га, который дает нам силу использовать свои физические, интеллектуальные и духовные ресурсы, чтобы сделать свою жизнь глубже, духовнее и осмысленнее.
Готовы ли мы принять то, что Б‑г непосредственно дал каждому из нас индивидуальную жизненную миссию? Подразумевает ли это, что всякий, имеющий намерения, согласные с идеалами Торы, и поступающий как должно, укрепляет истинную веру и меняет мир к лучшему, какими бы незначительными ни казались его поступки?
Способны ли мы осознать тот факт, что исполнение своего предназначения должно поглотить всю нашу жизнь без остатка? Можем ли мы поверить в себя и двигаться дальше? Действительно ли верим, что можем чего‑то добиться и преодолеть любые ограничения?