Интеллектуальные и эмоциональные силы жизненно необходимы для нашей повседневной деятельности. Пребывающие в нашем теле из плоти к крови, они могут быть использованы как во зло, так и во благо.
К примеру, когда мы понимаем некую концепцию разумом, мы используем интеллектуальные силы. Когда в сердце возникает то или иное чувство — в дело вступают эмоциональные силы. Печь пирог или надеть свитер, когда стало холодно, даже выпить стакан воды, почувствовав жажду, — все это примеры практического использования данных сил.
И наоборот, мы не можем воспользоваться чужим мозгом, чтобы подумать или наесться и отдохнуть, наблюдая, как кто‑то другой ест или спит. Если наш сосед сидит на диете, это никак не поможет нам избавиться от лишнего веса.
Интеллектуальные силы
Проснувшись утром, мы частенько продолжаем валяться в кровати, планируя, анализируя, размышляя и мечтая о том, что может случиться в течение дня. Впоследствии, встав с постели, мы пытаемся действовать в соответствии с этими планами.
Мы так сильно полагаемся на свой интеллект (сехель), что ошибочно считаем его главной силой, определяющей наш жизненный путь. Нам кажется, что именно он контролирует, направляет и доминирует в нашей жизни. На самом же деле контроль осуществляют и другие силы.
У человека есть три интеллектуальные силы. Они вступают в действие одна за другой, в строго определенной последовательности: сначала — первая, затем — вторая и лишь затем — третья. Вот они:
Хохма — мудрость, зародыш идеи
Бина — понимание, развитие идеи
Даат — сила, соединяющая и объединяющая две первые.
Хохма
Хохма олицетворяет зародыш, ядро идеи, возникающее подобно вспышке, внезапному озарению. В концентрированном виде в ней заключен весь потенциал ее последующего развития и реализации. Если ее сразу же не ухватить, идея может столь же стремительно исчезнуть.
Ядро‑Хохма подобно оплодотворенной яйцеклетке, из которой развивается человеческий организм. Яйцеклетка может развиться, и из нее появится человек, либо она погибает. Идея, эмбрион иного типа, тоже может получить дальнейшее развитие или исчезнуть.
Бина
Один из способов объяснить значение слова «Бина» — обратить внимание на его корень «боне», означающий «строить». Строительство — процесс развития. Каждой женщине присущ потенциал развивать, строить.
Когда женщина зачинает ребенка, она является принимающей, пассивной, смиренной стороной. Она одарена возможностью выносить ребенка в течение девяти месяцев беременности.
Этот период олицетворяет Бину, то есть развитие Хохмы, которую в нашем примере олицетворяет оплодотворенная яйцеклетка (или развитие идеи, возникшей в момент первоначального озарения) из «сырья», полученного ею от мужа.
Когда муж приносит домой зарплату, женщина использует свое творческое воображение, чтобы украсить свое личное святилище (мишкан), свое жилище. Или же муж‑крестьянин может принести домой пшеничные зерна, которые женщина смелет в муку, чтобы испечь белый хлеб.
Все это — примеры Бины, особого женского качества. Игра в куклы показывает нам, насколько естественно для женщин с самых ранних лет готовиться именно к этой роли.
Даат
Мы привязываемся к тому, что мы способны понимать. Даат использует Хохму и Бину таким образом, чтобы это помогло нам добиться успеха в своей повседневной жизни. К примеру, гениальный профессор читает прекрасные лекции, безупречно и ответственно ведет себя в университете, да и дома держит себя так, как полагается человеку в его положении. В этом случае его поведение является проявлением атрибута Даат в повседневной жизни. Однако, если с женой и детьми он ведет себя грубо и непочтительно, совсем не так, как на работе, это значит, что Даат ему решительно не хватает.
Эмоциональные силы
Помимо трех вышеперечисленных интеллектуальных сил, человек также наделен семью эмоциональными силами, перечисленными в одной из предыдущих глав. Эти силы делятся на две группы.
Первые три силы «Зоар» описывает следующим образом:
Хесед — милосердие, доброта
Гвура (дословно — «мощь», «могущество») — справедливость, сдержанность, трепет, дисциплина
Тиферет (дословно — «красота») — красота и гармония, сострадание.
Вторая группа состоит из «рутинных» сил. Согласно своей природе человек привыкает и чувствует себя комфортнее, когда все происходит рутинным образом. Еврейское слово гергель («привычка») имеет тот же корень, что и слово регель («нога»).
Вот эти рутинные силы:
Нецах — вечность, стойкость и амбиции
Год — скромность и великолепие
Йесод — привязанность и основание
Малхут (дословно — «царство») — благородство, независимость и лидерство.
Подробнее об эмоциональных и рутинных силах мы поговорим ниже и обсудим специфические характеристики каждой из них.
Трансцендентные силы
До сих пор мы говорили о внутренней структуре человеческой личности и силах, позволяющих нам действовать. Но существуют и иные, высшие силы. Они не связаны с тем, что происходит внутри нас. Это трансцендентные силы, целиком и полностью контролирующие человеческую жизнедеятельность.
В светском обществе мы воспитываемся в убеждении, что интеллект является самой могущественной из сил, имеющихся в распоряжении человека. Мы полагаем, что любой составленный план, принятое решение или достигнутый успех стали возможны только потому, что мы полагались на собственный разум и вели себя как полновластные хозяева своей судьбы. Но это не так.
Три элемента короны (кетер)
Царь носит корону. Корона (кетер) венчает его голову. Это — знак царского достоинства, придающий статус и величие.
Каждый человек так же создает свою собственную «корону», придающую смысл и направление всей его жизни. Мы распоряжаемся собственной жизнью, используя три трансцендентные силы:
Силу воли
Наслаждение
Веру.
Сила воли
Сила воли — мощная сила, порождаемая стремлением к наслаждению. Ее предназначение — управлять всеми видами жизнедеятельности нашего тела. С точки зрения воли все части тела равны, поэтому она контролирует их в равной степени. Сила воли — диктатор, не терпящий возражений ни со стороны разума, ни с любой другой из сторон.
Обычно мы не чувствуем себя виноватыми, напротив — мы часто способны объяснить и оправдать даже заведомо неправильное поведение, поскольку здесь нет ни чувства вины, ни выбора. К примеру, если нас не интересует какая‑то тема, мы не станем тратить время на ее изучение. Вероятно, мы не пойдем на общественное мероприятие, если полагаем, что там будет скучно. С другой стороны, если нам очень важно испечь пирог, скорее всего, мы сделаем это, даже если смертельно устали.
Наслаждение
Наслаждение — фундаментальный врожденный стимул каждого человека. Оно контролирует силу воли: мы хотим того, что доставит нам удовольствие. Никто по доброй воле не выберет ситуацию, связанную с неприятным опытом или стрессом.
Нагляднее всего это заметно у маленьких детей: все их интересы связаны с получением удовольствия. Маленький ребенок никогда не подойдет по своей воле к незнакомому человеку; он не станет есть то, что кажется ему невкусным. Дети плачут, если рядом нет родителей или близких родственников.
Это также проявляется в отношении людей к еде. Пища — одно из самых базисных наслаждений, утоляющих голод. Наша сила воли указывает интеллекту, что необходимо поесть. После этого мы рассматриваем различные варианты: приготовить ужин, пойти в ресторан, напроситься в гости к родственнику или другу и т. д.
Делая карьеру, мы надеемся, что благодаря ей наша жизнь станет более яркой и значимой. Когда мы представляем себя, например, учителем, адвокатом, врачом, это пробуждает силу воли, чтобы получить необходимое для привлекающей нас профессии образование. Стоит интеллекту распознать этот мотивационный сигнал, он начинает диктовать нам, что нужно сделать, чтобы добиться поставленной цели. Это доставляет нам удовольствие.
Все это похоже на автомобиль, которому нужно доехать до определенного места: прежде чем тронуться в путь, необходимо заправить его бензином. Интеллект — машина, доставляющая нас, куда нужно, а сила воли — бензин, заряжающий нас энтузиазмом и восторгом.
Вера
Силой, контролирующей наслаждение, является вера, третий элемент «короны». То, во что мы верим, доставляет нам удовольствие и мотивирует нас на поступки.
Если мы убеждены, что получим удовольствие, сделав то или это, мы захотим это сделать. Мы набираем телефонный номер, будучи уверенными, что тот, с кем мы хотим поговорить, нам ответит. Мы включаем свет, поскольку знаем, что от этого в темной комнате станет светло. Мы пьем, поскольку ощущаем жажду, поворачиваем ключ, чтобы открыть дверь или завести машину. Мы не станем говорить с тем, кто не обращает на нас внимания.
Как часто мы думаем про себя: «Б‑же, какая скука!» На самом деле тем самым мы признаемся, что не верим, что из того, что мы делаем, что‑то выйдет, а раз так, зачем тратить время и силы?
Убеждения влияют на нашу жизнь гораздо сильнее всего остального, поскольку именно они дают нам надежду и цель. Они вселяют в нас силы справиться с любой ситуацией, какими бы низкими ни казались шансы на успех. Люди, утратившие убеждения, не видят повода вставать по утрам, они теряют интерес к семье, работе, а в некоторых случаях — даже к жизни.
Для большинства из нас центральным элементом нашей жизни является вера в Б‑га: никто из нас не откажется от нее добровольно, чего бы это ни стоило. Однако, если вера так полезна и необходима, почему так много людей грешат, то есть нарушают волю Творца?
Еврейское слово «авера» («грех») происходит от глагола «лаавор» («перейти»). Но действительно ли я осознаю, что, совершая грех, я в буквальном смысле перехожу на другую сторону, от достойного поведения к недостойному, нарушая тем самым волю Всевышнего?
Если бы мы могли увидеть этот «переход» как реальное событие, нам было бы куда проще себя контролировать. Мы не замечаем, чтобы нас действительно «наказывали» за то, что мы съели что‑то некошерное, нескромно оделись или совершили безнравственный поступок. Нет никаких сомнений, что, если бы мы видели последствия своих поступков, в подобных ситуациях мы вели бы себя совершенно иначе.
Разумеется, существуют самоочевидные для нас грехи, например идолопоклонство. Существует много примеров из прошлого, которые могут служить иллюстрацией принципов Торы или примером правильного поведения. Столкнувшись с ультиматумом отказаться от еврейства или принять смерть, евреи не отказывались от верности Всевышнему. Напротив, они всеми силами держались за свою веру, предпочитая гордо умереть как евреи, но не склониться перед требованиями.