Когда я впервые приехал в Москву как посланник Ребе, чтобы помогать восстанавливать общину, я попал в самый разгар общественной дискуссии на тему «Идеалы или интересы». Поводом послужила статья известного тогда публициста, который критиковал традиционный в СССР курс на «верность идеалам марксизма»: как бы ни были эти идеалы хороши, писал он, человек все равно будет действовать в соответствии со своими интересами. И вот интеллигенция, включая евреев, разделилась на два лагеря: одни требовали отмены идеологического диктата и максимальной свободы самовыражения, другие опасались, что такая свобода сделает людей эгоистами и кончится войной всех против всех.
Понятно, что споры эти велись в конкретных исторических условиях, когда общество явно переросло существовавшие политические рамки и требовало свободы. Но мне и тогда было немного странно их слушать: наши мудрецы рассмотрели этот вопрос еще две тысячи лет назад и тогда же дали на него исчерпывающий ответ. Вот что говорит мишна: «Спеши выполнять даже самую легкую заповедь и беги от всякого греха, ибо мицва порождает мицву, а грех порождает грех. Отплата за исполнение заповеди — заповедь, отплата за грех — грех».
Иными словами, стремиться к идеалу — в наших же интересах, но при условии, что идеал для нас — Б‑жья заповедь. Праведное поведение снимает противопоставление «идеалов и интересов»!
Но это только самая поверхность мишны, а наши мудрецы раскрывают тему гораздо глубже. Понятно, что грешить легче, чем выполнять заповеди. Любая мицва, даже самая легкая, требует усилий, тщательности, труда, а грех приходит как бы сам собой. И в этом мы находим замысел Б‑жий: побуждая нас предпринимать усилия, Создатель хотел сделать нас достойными награды за выполнение Его заповедей. По той же причине Б‑г не дает нам награду за исполнение заповеди сразу же: система «сделал — получи» рассчитана на рефлексы, она годится для дрессировки животных, а человек, имеющий разум и бессмертную душу, заслуживает более уважительного отношения.
Есть хасидская история о человеке, который всю жизнь работал на хозяина, строил дома. Пришла старость, он явился к хозяину и сообщил, что уходит на покой. Я, конечно, не могу тебя заставить, говорит хозяин, но у меня одна последняя просьба: надо срочно построить виллу для одного важного заказчика, я не могу это доверить другим. Делать нечего: человек собрался с силами и выстроил роскошный дом. Приходит опять к хозяину, вручает ему ключи: вот, теперь всё. Да, кивает хозяин, теперь всё. Спасибо тебе, только еще одна просьба — возьми ключи обратно, ведь этот дом для тебя!..
Б‑г дает нам заповеди не для того, чтобы ограничить нашу жизнь, а для нашей же пользы: исполнение заповедей нужно нам, а не Ему. Именно поэтому мишна говорит не просто о том, что надо выполнять мицвот, а надо «спешить» их выполнять. Когда человек спешит что‑то сделать, это значит, он чувствует: от этого дела ему польза и радость. Жить по Торе означает не просто «жить достойно», но еще и «жить с удовольствием». Само соблюдение заповедей делает нашу жизнь лучше: соблюдение шабата и праздников дарит радость и веселье, соблюдение кашрута дарит здоровье, молитва позволяет общаться с Б‑гом, цдака дает чувство удовлетворения от того, что принес добро другим людям… Так и получается, что «мицва порождает мицву»: чем больше мы соблюдаем заповеди, тем больше нам хочется соблюдать еще, тем больше мы «спешим соблюдать». И наоборот: если человек, не дай Б‑г, начал грешить, он попадает в зависимость от своих грехов, не может «бежать от греха» и вынужден «бежать за грехом». Он теряет возможность управлять собой, превращается в своего рода наркомана. А существование наркомана — разве это жизнь?!
Однажды Алтер Ребе узнал о бедном сироте, который хотел жениться, но не мог себе позволить соединиться с любимой девушкой из‑за того, что у него были долги. В том городе жил также богатый еврей. Алтер Ребе пошел к нему просить о помощи, хотя окружающие предупреждали, что это нехороший человек: когда его приглашают совершить цдаку, он дает одну копейку. И все‑таки Ребе обратился к тому еврею, получил копейку — но, вместо того чтобы ругать человека за жадность, сказал: ну вот, про тебя чего только не говорили, а ты оказался благодетельным человеком. Богачу похвала понравилась, он дал рубль: Ребе хвалит его как великого праведника и мецената. Тогда богач дает 10 рублей, потом сто, а в конце концов покрывает всю сумму долга сироты! Вот вам и мораль, объяснял потом Алтер Ребе: человеку свойственно хотеть соблюдать мицву, стоило этому богачу почувствовать маленькую радость от соблюдения, как он тут же проявил щедрость.
Тора учит нас: когда человек соблюдает заповеди, Б‑г дает ему награду еще в этом мире. Наши мудрецы разъясняют, что этот порядок заведен не случайно, а именно для того, чтобы дать человеку возможность соблюдать еще больше, чтобы каждая вновь выполненная мицва приближала нас к Б‑гу, делала нашу жизнь богаче в материальном и духовном плане. И так наш идеал совпадает с нашим интересом.