Дом учения: Слово раввина

Хочешь как лучше — не получилось бы «как всегда»

Берл Лазар 15 августа 2014
Поделиться

Людям свойственно хотеть большего. Сказано в Талмуде: «У кого есть сто, тот хочет двести, у кого есть двести — хочет четыреста»… Нынешний мейнстрим всячески стимулирует жажду успеха. Недаром наш век принято называть «эпохой массового потребления»: нас призывают потреблять все больше, убеждают в том, что новые товары абсолютно необходимы для счастья.

Мудрецы Талмуда придерживались на этот счет иных взглядов. Вот что говорит мишна от рабби Гилеля: «Больше мяса — больше червей; больше имущества — больше забот; больше жен — больше колдовства; больше прислужниц — больше распутства; больше рабов — больше воровства».

Здесь перед нами практически вся палитра потребительства. Человек хочет больше еды. Человек хочет больше вещей. Человек хочет больше плотских удовольствий. Человек хочет больше власти. Результат же всякий раз оказывается противоположным ожидаемому.

Однако мы вовсе не должны сделать вывод, будто наши мудрецы проповедовали отказ от материальных ценностей. Ключевое слово мишны — «больше»: в оригинале здесь используется слово «марбе», которое означает «более чем достаточно». Еврейская мудрость не требует отказа от радостей мира, просто все хорошо в меру.

«Больше мяса — больше червей». Тора вовсе не против того, чтобы евреи ели мясо (единственное условие, чтобы это мясо было кошерным). В субботу, например, еврей даже обязан есть мясо. Но если человек ест слишком много мяса — и вообще, если он слишком много ест, — он нарушает пищеварение, эндокринную и сердечно-сосудистую систему. Послушайте врачей: они говорят, что ожирение превратилось в одну из самых серьезных опасностей для целых народов! А наши мудрецы от этого предостерегали еще две тысячи лет назад.

«Больше имущества — больше забот». Опять же, Тора не проповедует бедность, и дай Б-г каждому человеку иметь все, что ему по-настоящему необходимо в жизни. Но если хочется все больше и больше, это превращается в стяжательство. Человек только и занят, что приобретением, по сути он становится рабом своего богатства. И вот уже со всех сторон его окружают заботы: как лучше разместить деньги, чтобы они принесли больший доход, как не стать жертвой экономического кризиса… А поскольку курс меняется каждый день, и вложения становятся то более, то менее выгодными, и об угрозе кризиса газеты пишут даже в момент процветания — человек не может успокоиться ни на минуту, у него нет ни времени, ни сил, чтобы просто отдохнуть и порадоваться жизни.

А постоянный страх, что, не дай Б-г, обманут или ограбят? Тут порой кончается не просто «заботами», а настоящей трагедией! Двадцать лет назад в Швейцарии жил мультимиллионер Эдмонд Сафра: у него случился пожар, а он решил, что напали грабители, спрятался в сейф и задохнулся дымом.

«Больше жен — больше колдовства» (а заодно «больше прислужниц — больше распутства»). Известно, что во времена Торы не было запрета на многоженство, он появился чуть больше тысячи лет назад. Установил этот запрет рабби Гершом, прозванный за свою мудрость «светочем диаспоры». Почему? Потому что он своими глазами видел негативные последствия многоженства и беспорядочных связей. Во-первых, мужчина в такой ситуации вынужден вести двойную жизнь, все время лавировать между женщинами, ловчить и даже лгать. Во-вторых, женщины тут же начинают сражаться за мужчину: кто колдовством, кто злым языком, а кто и ядом! Словом, удовольствия семейной жизни — это, конечно, одна из главных радостей человека, но лишь в том случае, если это союз двух любящих людей: мужа и жены.

Наконец, последнее поучение: да, рабов сейчас нет, но мишна описывает классическую ситуацию отношений власти-подчинения, существующую в доме, на предприятии, где угодно. Человеку порой необходимо сколько-то помощников, подчиненных. Много подчиненных — выше престиж. Но если в фирме работников больше, чем нужно, значит кто-то сидит без дела, «ворует свою зарплату». Да и остальные, глядя на него, вскоре перестают стараться.

Одним словом, все хорошее хорошо в меру. Хотя бы в случае, когда речь идет о материальных благах. А как определить меру? Талмуд дает простой ответ: «Всякое дело — во имя Небес». Б-г дал нам жизнь для выполнения определенной миссии. То, что тебе необходимо для выполнения этой миссии, — это дом, чтобы в нем жить; еда, чтобы утолить голод; жена, чтобы любить ее и с нею рожать детей; деньги, чтобы содержать семью и совершать цдаку, — и все это «в меру». Что сверх того — лишнее.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Учение Хабад. Борьба и гармония: Связана ли Ханука с военной победой

Меири считает, что, действительно, первый день Хануки установлен в память о чуде военной победы. Так он отвечает на известный вопрос: почему праздник продолжается восемь дней, хотя чудо заключалось в том, что помимо первого дня масла в кувшине хватило на дополнительные семь дней (ведь на один, первый, день масла было и так достаточно безо всякого чуда)? Но в первый день праздника, по мнению Меири, мы отмечаем не чудо горения масла все восемь дней, а чудесную военную победу евреев и удивительную находку — кувшин с маслом

Раскрытие сокровенного: Ханука

Аризаль объяснил слова «время, когда человек властвует над другим, ему во вред» так: время, когда злодей властвует над святым человеком, наносит вред злодею. В результате этой схватки святой человек отбирает у злодея все его положительные качества. Так произошло при столкновении Израиля с Грецией. В результате такого столкновения греческая философия пришла в упадок, еврейская же вера настолько обогатилась, что стала светить всем народам мира. Именно поэтому важно поставить ханукальные свечи так, чтобы они светили вовне

К жизни, полной любви

Наша любовь к Б‑гу, поднимаясь от познания даров Его, проходит в своем развитии несколько этапов. Первый — это скрытая любовь внутри нас, в основе которой лежит благодарность за то, что Б‑г нам дал и дает. Далее второй этап: любовь обретает вещественные подтверждения, мы совершаем добрые дела из любви к Б‑гу, потому что знаем, что это принесет Ему радость. И, наконец, третий этап: любовь всеобъемлющая, любовь‑пламя, когда ради святости имени Его человек готов на все, даже на самопожертвование.