Голос в тишине. Т. V. ПОХОЖЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

По мотивам хасидских историй, собранных раввином Шломо-Йосефом ЗевинымПеревод и пересказ Якова Шехтера 1 февраля 2016
Поделиться

«Если же в каком‑нибудь из городов в вашей стране, которую Господь, ваш Бог, отдает вам,

будут бедняки из числа ваших братьев,

то не ожесточай своего сердца и не скупись

перед своими обедневшими братьями».

Дварим, недельная глава «Реэ»

 

У ребе Менахема‑Мендла из Косова был брат, реб Ицхок. Человек прямой и простой, он не преуспел в жизни и, став своим человеком в доме ребе, взял на себя большую часть хозяйственных хлопот.

Однажды на прием пришел еврей, известный всему Косову как яростный противник ребе Менахема‑Мендла.

— Вы моя последняя надежда, — прямо объявил он. — Много лет я убеждал людей не слушать ваших советов, и вот теперь сам пришел просить помощи.

— Что случилось? — мягко спросил ребе.

— Пришло время выдавать замуж старшую дочь, а в доме ни копейки. Это не свалилось на меня внезапно, последние годы я прилагал все силы, чтобы собрать немного денег. Увы, Всевышний не открыл мне дверь. И вот я подумал, возможно, это произошло из‑за того, что я так страстно выступал против вас. Уважаемый ребе, поверьте, мне совсем не просто было прийти к вам и говорить то, что я сейчас говорю. Прошу вас простить меня, забыть вражду и дать совет, как раздобыть денег.

— О какой сумме идет речь? — спросил ребе Менахем‑Мендл.

— Ох, — тяжело вздохнул бывший враг. — Даже вымолвить страшно. Мне нужно заработать не меньше ста рублей.

Ребе молча открыл ящики стола, вывернул карманы, попросил жену принести всю наличность и отдал просителю девяносто восемь рублей. Тот со слезами на глазах долго не мог двинуться с места, а потом, пятясь, вышел из комнаты, не осмеливаясь повернуться к ребе спиной.

Когда об этом узнал реб Ицхок, он ворвался в комнату и возмущенным голосом воскликнул:

— Я не понимаю тебя, брат! Когда жена просит денег на содержание твоих же детей, ты каждый раз отвечаешь, что денег нет. А тут заявляется негодяй, открыто порочивший твое имя на каждом углу Косова, и ты тут же вручаешь ему огромную сумму. Не лучше ли было отдать эти сто рублей твоей жене на содержание дома?!

— Знаешь, Ицхок, — ответил ребе. — Совсем недавно ко мне приходил важный посетитель, который сделал похожее предложение. Но я ему отказал, так же как и тебе.

— Кто же это был? — удивленно спросил реб Ицхок.

— Сатан, — ответил ребе Менахем‑Мендл из Косова.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Даешь другим — получаешь для себя

Если свободного времени мало, — скажем, лишь час в день, — что предпочесть? Самому учить Тору или обучать родных и близких? По мнению Ребе, когда говоришь о любви к ближнему, это означает: делай для других то, что хочешь, чтобы другие делали для тебя. Это основа еврейской жизни. Отсюда вывод: сколько времени я уделяю себе, своим знаниям, столько же должен дать другому.

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение... Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее. В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны