Кабинет историка

Гнев и милось цараат

Борис Якубович 16 апреля 2021
Поделиться

Современный медицинский термин «лепра», или «проказа», представляет собой определение тяжелого инфекционного заболевания, вызываемого открытой в конце XIX века микобактерией. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд абсолютную архаичность данного недуга, согласно сведениям Всемирной организации здравоохранения, за последние годы в мире было зарегистрировано более 500 000 новых случаев заболевания лепрой.

Первые относительно достоверные свидетельства о проказе относятся приблизительно к 500 году новой эры. В древние времена проказой (лепрой) именовали чешуйчатое заболевание кожи, вызывающее такое искажение внешнего облика человека, которое окрестили слоновой болезнью. Разновидности данной ужасной патологии описаны на страницах Библии не просто подробно, им посвящаются целые главы Пятикнижия (Торы), а кроме того значительные фрагменты Книги Иова. Подобное исключительное внимание невозможно объяснить ничем иным, кроме как наличием форсмажорных обстоятельств, связанных с этим бедствием, которые имели место на соответствующих этапах еврейской истории.

ГЕРОДОТ С БЕРЕГОВ НИЛА

Достижения в области медицины египтян, пользовавшиеся среди народов Древнего мира всеобщим признанием, неоспоримо велики. Египетская медицина как наука выросла не только из практического опыта, основанного на старинном обряде бальзамирования трупов, что привело к раннему знакомству с анатомическим строением человеческого тела. Задолго до наступления эпохи династических царств (3 тысячи лет до новой эры) египетские жрецы посредством сакральных сеансов магии, заимствованных из культур неизвестных цивилизаций, осуществляли уникальные операции на сердце и мозге, пересаживали органы, восстанавливали утраченное зрение. Однако уже в ту пору существовали болезни, исцеление от которых представлялось более чем проблематичным. К таковым болезням относилась и проказа.

Из текстов древних египетских папирусов известно, что это заболевание было весьма широко распространено на берегах животворного Нила. При раскопках в разных районах Египта неоднократно обнаруживались барельефы с изображением прокаженных. Существует поверье, впрочем, скорее всего, ни на чем не основанное, что высокопоставленные мужи страны фараонов, сподобившиеся печальной участи заболеть проказой, с целью исцеления принимали ванны, наполненные человеческой кровью.

Личный врач фараона Мернептаха — сына и наследника Рамзеса II Великого, по-видимому, являлся одним из тех, кто впервые заговорил об изоляции прокаженных в специальных местах (лепрозориях). Большинство сведений, касающихся царских династий державы на Ниле, наука черпает в трудах египетского историка III века до новой эры Манефона, чьи обширные сочинения сохранились лишь в отрывках, частично воспроизведенных Иосифом Флавием.

Появившись на свет в аристократической семье жреца бога мудрости и знаний, всесильного Тота, будущий летописец египетской цивилизации с ранних лет глубоко и серьезно изучал медицину и даже написал монографию «О целебных мазях». Отметим данное обстоятельство, поскольку оно имеет непосредственное отношение к рассматриваемой теме.

В своей апологетической работе «О древностях еврейского народа» Иосиф Флавий резко оппонирует египтянину в вопросе отождествления евреев с кочевым союзом племен, именуемым гиксосами, которые в продолжение 100 с лишним лет владели страной на Ниле, а кроме того, с присущей ему логически выверенной интонацией отвергает глубоко оскорбившую его версию Манефона касательно истоков еврейского народа. «У меня остается еще один, весьма важный вопрос, — с горечью пишет Флавий. — Доказать лживость злонамеренной клеветы, начало которой против нас положили египтяне».

Развивая тему, он цитирует страницы труда египетского историка, где утверждается, что по приказу фараона 80 тысяч прокаженных были изгнаны из страны и заключены в каменоломни, чтобы добывать камни для грандиозных строек. С содроганием излагает он фантасмагорическую картину, созданную талантливым пером Манефона, в которой прокаженные (читай, евреи), в союзе с врагами Египта уничтожают города, разрушают храмы и убивают жрецов. Следует отметить, что, опровергая явные нелепости в изложении Манефона, Иосиф Флавий все-таки не оспаривает высокий авторитет маститого египетского историка: «Манефон слишком доверялся людям, которые злобно клеветали на нас…» Если отбросить экзотические «страшилки», в которых свирепые орды прокаженных бесчинствуют на берегах Нила, в сухом остатке можно попытаться разглядеть события исторического характера.

 

ТЕНИ ЗЛОВЕЩЕЙ ЦАРААТ

Проказа, именуемая в Библии «цараат», описывается как патологическое изменение кожных покровов человека, делающее его источником ритуальной нечистоты. Поводом для окончательного отождествления цараат с проказой явился перевод Торы на греческий язык (так называемая Септуагинта), где данная болезнь определяется термином «лепра». Такое же название употребляет Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности». Кроме того, подобное наименование неоднократно встречается в трудах Гиппократа, а также в работах таких великих врачевателей античного мира как Аретей Капподокийский и Цельс.

Присутствие в Законе Моисея столь подробных, детально анализируемых характеристик цараат неопровержимо свидетельствует о широкой распространенности этой ужасной напасти в еврейской среде после Исхода из Египта. Но каким образом болезнь, судя по всему, представлявшая собой подлинный эпидемический ужас, могла проникнуть в израильский стан, под водительством Моисея кочевавший в Синайской пустыне? Из описаний Манефоном этого грандиозного кошмара можно сделать вывод о наличии в стране фараонов лепрозориев — мест обитания несчастных, которые, надо думать, концентрировались вдали от городов и селений. Расположение лепрозориев в населенных местах, таким образом, согласно доводам элементарной логики, разумеется, исключалось. Однако как же в свете понимания данного обстоятельства надо рассматривать текст Манефона, в соответствии с которым Моисей возглавлял не какую-то этническую группу, а некую маргинальную массу, объединенную общим несчастьем — тяжкой, практически неизлечимой болезнью?

Сегодня историки всего мира почти единогласно сходятся во мнении, что еврейская община Египта на протяжении нескольких столетий компактно проживала на севере страны, в устье Нила (дельте), в небольшой уютной долине Гесем. Когда фараон Рамзес II, вступив с конфликт со жрецами Амона в Фивах, вознамерился воздвигнуть по соседству с долиной свою новую столицу Пер-Рамзес, он, по-видимому, достаточно ясно оценил тот факт, что население Гесем, где, между прочим, помимо евреев проживали и египетские крестьяне, можно эффективно и без особых затрат использовать на строительных работах по возведению города своей мечты. Теперь представим себе, что фараону, прекрасно осведомленному о том, что в долине обитает большая колония прокаженных, вдруг взбрела в голову безумная идея именно в этом, отравленном, инфицированном месте выстроить свою новую столицу. Даже ребенку совершенно ясно, что резиденция фараона никак не могла соседствовать с огромным лепрозорием. Не следует забывать, что Египет представлял собой страну, вся духовная жизнь которой зиждилась на высоком религиозном сознании, поэтому просто уничтожить несчастных больных означало вызвать яростный гнев богов, которые неминуемо бы покарали народ в отместку за расправу с беспомощными людьми. Нельзя исключить, что само появление на древней земле, омываемой водами благодатного Нила, лепрозориев могло представлять собой особый вид жертвоприношения богам.

В текстах библейской Книги Исход, красочно повествующей о так называемых казнях египетских, которые Б-г обрушивает на Египет, дабы сподобить фараона отпустить евреев, в событиях, связанных с шестой казнью, говорится о язвенных нарывах, сплошь покрывших тела бедных аборигенов. Данный рассказ рядом ученых воспринимается как некая реминисценция, смутный отголосок страшной эпидемии проказы, поразившей страну фараонов, вынужденную в спешном порядке отводить новые земли под лепрозории. В настоящее время в исторической науке главенствует мнение, согласно которому фараоном Исхода являлся сын Рамзеса II, не обладавший мудростью и величием родителя, склонный к упрямству и истеричным поступкам Мернептах. В конечном счете, соглашаясь с неоспоримыми доводами Моисея, подкрепленными ужасными катаклизмами (казнями египетскими), обрушившимися на страну, этот фараон отпустил евреев из Египта. Однако, добившись вожделенной цели, Моисей не смог уберечь свой народ от такой напасти как беспощадная цараат, косившая израильский стан, кочующий в песках Синая. 13-я и 14-я главы библейской Книги Левит почти полностью посвящены вопросам борьбы со злокозненной цараат, возможным средствам исцеления, а также жертвоприношениям, которые счастливец должен принести на алтарь Б-га в ознаменование своего излечения. Тем не менее, несмотря на принимаемые экстренные меры, случаи заболевания проказой имели место на протяжении всего времени пребывания израильского стана на Синае. Даже сестра великого пророка и законодателя благочестивая Мариам не смогла уберечься от этой напасти, «…и вот Мариам покрылась проказой, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот она в проказе» (Числа, 12-10). Из дальнейшего текста явствует, что только исступленная молитва Моисея, обращенная к Создателю, смогла исцелить его возлюбленную сестру.

Теперь попытаемся ответить на вопрос, какие же обстоятельства вызвали зловещую цараат, столь яростно ополчившуюся на народ Исхода.

 

ТЯЖКИЕ УСЛОВИЯ СВОБОДЫ

В 1898 году на западном берегу Нила, в районе Фив, в так называемой Долине царей был обнаружен второй коллективный склеп с 14 царскими мумиями, в дополнение к тем, что были найдены ранее. Среди останков археологи с изумлением и некоторым разочарованием обнаружили прекрасно сохранившуюся мумию Мернептаха — фараона, после долгих мытарств отпустившего евреев из Египта. Данное обстоятельство в известной степени могло поколебать содержание текста библейской Книги Исход, согласно которому этот фараон принял личное участие в погоне за уходившими сыновьями Израиля и вместе со своими воинами и колесницами утонул в Красном море. Успокоение в души ревнителей библейских истин внесли исследования, проведенные в 1929 году при участии известного британского археолога Э. Смита, в результате которых был установлен интереснейший факт: мумия Мернептаха оказалась густо насыщенной кристаллами морской соли, характерной именно для химического состава Красного моря. Следовательно, тело фараона извлекли из воды и только потом захоронили в некрополе Долины царей.

В продолжение рассматриваемой нами версии, Исход евреев из Египта пришелся на период, когда страна была охвачена эпидемией проказы. Не будет слишком смелым предположить, что, отпуская своих подданных, Мернептах распорядился, чтобы в качестве «нагрузки» они забрали с собой несчастных обитателей лепрозория из ближайшей горной резервации, на что вождь израильтян вынужден был согласиться. Помня о коварстве, свойственном владыкам и их многочисленной челяди, Моисей решил не вести людей через пограничные дозоры, а направился в сторону пустынной местности к берегу так называемого Тростникового моря — заболоченного участка, находившего севернее истоков Красного моря. Тем временем вспыльчивый и непостоянный Мернептах, очевидно, прислушавшись к упрекам советников, бубнивших, что уход такого значительного числа людей, несомненно, приведет к остановке строительства многих важных объектов, велел быстро подготовить несколько десятков колесниц с лучниками и самолично возглавил карательный отряд. Когда на подступах к берегу показались египетские колесницы, тут-то, возможно, и пригодились несчастные прокаженные, которых Моисей приказал выстроить позади обозов. Страшась приблизиться к отверженным богами, но в то же время этими самыми богами и охраняемым, египтяне в растерянности остановились и не трогались с места, пока последний из несчастных не перебрался на другой берег. Мернептах, нетерпеливо кусавший губы все это время, первым погнал свою колесницу к воде, а за ним устремились остальные. Однако в тот момент, когда египетские воины уже находились посередине узкой полосы Тростникового моря, начался бурный прилив. Колесницы разом застряли в вязком, быстро набухающем иле, а затем их захлестнули набежавшие высокие волны. Не верившие своему счастью израильтяне стали свидетелями гибели египетского отряда во главе со злосчастным фараоном. Моисей призвал народ к всеобщей благодарственной молитве Б-гу, который отныне являлся их единственной надеждой и источником душевных сил…

 

КРАТКИЙ ЭПИЛОГ

Если представить себе, что события могли развиваться по схожему сценарию, не приходится удивляться массовым случаям заболевания проказой среди евреев, благополучно избежавших плена и рабства, а следовательно, и тому поистине огромному вниманию, которое Тора уделяет данной болезни. Не исключено, что и в дальнейшем Моисей мог воспользоваться подобным заградительным щитом для отражения враждебных действий со стороны синайских племен, однако в конечном счете, дабы побороть разрушительную эпидемию зловещей цараат, которая, как видим, могла иногда оказаться и полезной, он приказал выслать за пределы стана как египетских прокаженных из лепрозория, так и заболевших израильтян. Хочется надеяться, что в данном случае великий законодатель не запятнал себя убийством несчастных людей. 

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 707)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Торы I. Мецора

Глава «Мецора» начинается с заповедей об очищении прокаженного, и свою беседу Ребе начинает с вопроса, почему мы называем эту главу Мецойро («прокаженный»), то есть словом, вызывающим отрицательные эмоции, тогда как предыдущие поколения мудрецов давали ей нейтральное имя — Зойс Тигье («Да будет это» — заповедь о прокаженном).

Две проекции Исхода

В Пасхальной агаде есть такие слова: «Насколько же велика милость Всевышнего к нам: Он вывел нас из Египта, и покарал египтян, и покарал их богов, и казнил их первенцев, и дал нам имущество Египта, и рассек перед нами море, и провел нас по нему, как по суше, и потопил в нем наших врагов, и обеспечивал нас сорок лет в пустыне, и кормил нас маном, и дал нам субботу, и привел нас к горе Синай, и дал нам Тору, и ввел нас в Эрец‑Исраэль, и построил нам Храм, чтобы очищать нас от всех наших грехов».