Дом учения: Время подумать,

Где похоронен царь Давид

Леонид Максимов 14 июля 2014
Поделиться

Недавно папа Франциск посетил Святую землю, и в связи с его визитом в стране бушевали нешуточные страсти. Ведь понтифик провел литургию в горнице одного из старинных зданий на горе Сион. Как верят католики, именно в этом месте состоялась знаменитая Тайная вечеря, сразу после которой Иисус из Назарета был арестован и предан суду.

С еврейской точки зрения эта комната не имеет никакой святости. Однако прямо под ней находится могила, в которой, по преданию, был похоронен царь Давид. Поэтому евреи опасаются, что если допустить христиан на верхний этаж, то под их контролем вскоре может оказаться и все здание — тем более что прямо напротив находится католическая церковь.

Не будем обсуждать, почему христиане считают, что последний ужин Иисуса и его учеников состоялся именно на горе Сион. Отметим лишь, что первым об этом упомянул уроженец Палестины епископ Епифаний (310–403), который писал: «Адриан <…> нашел этот город полностью сравненным с землей и храм Господа разрушенным и вытоптанным, за исключением нескольких домов и одной маленькой христианской церкви, построенной на месте, в котором апостолы собрались в горнице, после того как Спаситель вознесся на небеса с Елеонской горы, они отправились туда. Эта церковь была построена в той части Сиона, которая избежала [footnote text=’Цит. по: С. Баландин. Пятое Евангелие. Описание святых мест в Израиле с комментариями и размышлениями. Иерусалим, 1999. См. также: Epiphanius of Salamis. Weights and Measures (1935)‘]разрушения[/footnote]». Впоследствии об этом упоминали многие паломники, в том числе игумен Даниил, первым из русских описавший свое путешествие в Святую землю: «Гора Сион высокая и большая <…> и в той келии Христос вечерял с учениками своими; тут же Иоанн возлежал на груди его и сказал: “Господи, кто — предающий тебя?” На том же месте сошествие Святого Духа было на апостолов в [footnote text=’Хождение игумена Даниила / Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова’]Пятидесятницу[/footnote]».

Здания, в одном из которых, согласно традиционной версии, находится могила царя Давида. Гора Сион. 1880 год

Здания, в одном из которых, согласно традиционной версии, находится могила царя Давида. Гора Сион. 1880 год

Но нас сейчас интересует другое: как и почему евреи решили, что именно там находится могила основателя единственно легитимной для народа Израиля царской династии? Хотя гиды и говорят об этом как о самоочевидном факте, в действительности все обстоит гораздо сложнее.

В Писании о могиле Давида сказано: «И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давида» (Млахим I, 2:10). По мнению исследователей, город Давида располагался за стенами нынешнего Старого города, достаточно далеко от горы Сион. В настоящее время в этом месте ведутся интенсивные археологические раскопки, в ходе которых, в частности, были найдены остатки могил, считающиеся местом захоронения царей Иудеи.

Несмотря на разрушение Первого храма и Изгнание, еще в начале эпохи Второго храма местоположение могилы Давида было точно известно. Об этом, в частности, свидетельствуют следующие строки в библейском отчете о восстановлении города: некто Нехемья бен Азбук, «старший над половиной округа Бейт-Цур», восстанавливал городскую стену «до места, что против могил Давида, и до выстроенного водоема» (Нехемья, 3:16).

Местоположение могилы было известно и позже, причем не только любителям древней истории или паломникам, но и людям с более практичной заинтересованностью. Как пишет Иосиф Флавий, когда в 135 году до н. э. Иерусалим был осажден войсками царя Антиоха, первосвященник Гиркан «распорядился вскрыть гробницу Давида, который некогда превосходил богатством всех прочих царей, и, вынув оттуда три тысячи талантов серебра, первый из иудеев начал содержать наемные [footnote text=’Иудейские древности, 13:8:4.’]войска[/footnote]».

Через сто с лишним лет примеру Гиркана последовал царь Ирод Великий, постоянно нуждавшийся в деньгах для своих грандиозных строительных проектов как в Стране Израиля, так и за ее пределами. Правда, как пишет Флавий, у нечестивого царя, в отличие от его благочестивого предшественника, ничего не вышло, поскольку Всевышний не дал ему прикоснуться к могилам Своих помазанников: «Однажды ночью он с большими предосторожностями, чтобы никто из граждан о том не узнал, распорядился открыть гробницу, и в сопровождении своих преданнейших друзей вошел в нее. Впрочем, денег, подобно Гиркану, он тут не нашел, но зато обрел огромное множество золотых украшений и разных драгоценностей. Все это он взял себе. Желая основательно ознакомиться с содержимым склепов, он захотел проникнуть глубже в гробницы, к тому самому месту, где покоились тела Давида и Соломона. Тут, однако, погибли двое из его оруженосцев, как говорят, от пламени, которое вылетело на них, когда они сделали попытку проникнуть внутрь [footnote text=’Там же. 16:7:1. ‘]склепа[/footnote]». (Кстати, обратим внимание, что упомянуты могилы Давида и Соломона — а то, что царь Шломо похоронен на горе Сион, никто из наших современников не утверждает.) Флавий отмечает, что Ирод, потрясенный страшным зрелищем, покинул могилу и велел воздвигнуть рядом с ней белоснежный памятник, на который потратил огромную сумму денег.

Местоположение могилы Давида было хорошо известно и в I веке н. э., так что апостол Петр, обращаясь к первым христианам Иерусалима, мог сказать: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня» (Деян., 2:29).

Как пишет римский историк Дион Кассий, евреи относились к могиле первых царей как к святыне. Надгробие простояло до восстания Бар-Кохбы (132–135 годы), когда оно было разрушено римскими войсками, опустошавшими [footnote text=’Дион Кассий. Римская история, 69:14:2.’]Иудею[/footnote].

Согласно всем приведенным выше источникам, могила Давида находилась в Иерусалиме. Однако некий анонимный христианский паломник, посетивший Святую землю в IV веке, неожиданно обнаружил ее в совершенно другом месте — в двух милях от Бейт-Лехема (Вифлеема), родного города Давида. По словам анонима, там же, недалеко от церкви, выстроенной императором Константином, покоились и другие библейские персонажи: пророк Йехезкель, отец Давида Ишай, его сын и преемник Шломо и даже безвинный страдалец [footnote text=’Itinerary from Bordeaux to Jerusalem. The Bordeaux Piligrime (333), translated by A. Steward. London, 1887. Ch. 27′]Иов[/footnote].

Легенда о том, что Давид покоится в Вифлееме, оказалась живучей, и в VII веке ее повторил епископ Аркульф, совершивший паломничество в Святую землю: «Аркульф, на вопрос мой о гробнице царя Давида, дал нам такой ответ, говоря: я посещал, сам тщательно разыскивая, гробницу царя Давида, погребенного в земле; она находится посредине пола церкви, без всякого поставленного наверху украшения, и окружена сверху низкою пирамидою из камней, с ярко светящей наверху лампадой. Эта церковь находится за городскою стеною, в долине, которая с северной стороны примыкает к Вифлеемской [footnote text=’Аркульфа рассказ о святых местах, записанный Адамнаном. Книга II, 4′]возвышенности[/footnote]».

Кто же первым сообщил, что могила царя-псалмопевца находится на горе Сион? На сегодняшний день таковым, видимо, следует признать арабского географа Абу Абдаллаха аль-Мукаддаси ( т. е. Иерусалимца, от арабского названия города Аль-Кудс). В своей книге «Наилучшее распределение для познания стран», написанной около 985 года, он, в частности, пишет: «Люди Писания [так мусульмане традиционно называют иудеев и христиан] говорят, что могила Давида — на Сионе». Столетие спустя эти «показания» подтвердил христианский историк Раймунд Ажильский, оставивший красочное описание взятия Иерусалима крестоносцами. И наконец, примерно в 1173 году на месте нынешней могилы Давида побывал знаменитый еврейский путешественник Вениамин (Биньямин) из Туделы, поведавший местное предание о том, как было найдено царское захоронение: «На горе Сион погребены члены дома Давидова и цари, после него царствовавшие; но гробниц их нельзя найти. Пятнадцать лет тому назад обрушилась стена церкви на Сионской горе. Патриарх приказал священнику восстановить церковь и сказал: возьми камни из древней стены Сиона и отстрой ими церковь. Так и поступил священник, нанял за известную плату рабочих <…> Начав затем вынимать камни, они под одним камнем нашли отверстие, ведущее в пещеру <…> Войдя в пещеру, они шли все далее и далее, пока не достигли большого портика, построенного на мраморных колоннах и украшенного золотом и серебром. Там они нашли стол, на нем золотой скипетр и золотую корону. Это была гробница Давида, царя израильского. По левую ее сторону такая же гробница Соломона и далее гробницы других царей иудейских, здесь [footnote text=’Книга странствий рабби Вениамина‘]погребенных[/footnote]».

С тех пор сомнений в местоположении могилы Давида уже не возникало. И еврейские, и христианские, и мусульманские авторы, писавшие о святых местах, единодушно утверждали, что царь-псалмопевец похоронен именно на горе Сион.

Подведем итоги исторической части: традиция, что царь Давид похоронен именно на горе Сион, является достаточно поздней, и восходит, с большой вероятностью, к христианским преданиям. Католическая традиция, согласно которой в этом месте состоялась тайная вечеря, является, по меньшей мере, более древней. Однако значит ли это, что Израиль должен уступить всем требованиям Ватикана, отмахнувшись от протестов «невежественных фанатиков»? Разумеется, нет. Ибо святость места определяется не столько истинностью преданий, сколько чувствами и молитвами почитающих святыню людей. Причем чем больше поколений чтили это место, тем больше его святость, тем выше статус в национально-религиозной иерархии.

Поэтому вопросы, которые следует задать в первую очередь: относились ли евреи к могиле Давида как к святыне и если да, то с какого времени? И ответить на оба этих вопроса достаточно просто: захоронение на горе Сион стало объектом паломничества и почитания практически сразу же, как стало «известно», что там покоится прах царя-псалмопевца.

У могилы царя Давида

У могилы царя Давида

В рамках небольшой статьи невозможно рассказать всю историю еврейского почитания могилы царя Давида. Поэтому приведем лишь несколько свидетельств.

После того как Иерусалим стал столицей государства крестоносцев, евреям было запрещено проживать в Святом городе. По свидетельству Птахьи Регенсбургского, побывавшего в Палестине в XII веке, в Иерусалиме проживал один-единственный еврей — [footnote text=’Кругосветное странствие рабби Петахии Регенсбургского‘]красильщик[/footnote]. Возрождение иерусалимской общины связано с именем рабби Моше бен Нахмана (Рамбана), переселившегося в Святую землю из Испании. Согласно свидетельству одного из его учеников, на могиле Давида евреи постоянно зажигали светильники, чтобы «освятить это место».

В 1549 году турецкий султан Сулейман Великолепный постановляет: вся Сионская гора — территория «мусульманского мира» (вакф). Доступ евреям к могиле был запрещен, однако, по свидетельству русских паломников, за большие деньги «жидовским хаджиям» иногда удавалось пробраться к святыне или хотя бы посмотреть на нее «в [footnote text=’Кириллина С. А. Очарованные странники: арабо-османский мир глазами российских паломников XVI–XVIII столетий. М., 2010. С. 422.’]окошки[/footnote]».

В середине XIX столетия американский журналист Уильям Прайм (William Cowper Prime) написал подробный отчет о своем пребывании на Святой земле. Он отметил огромное почтение, с которым иерусалимские евреи относились к могиле [footnote text=’J. Ben-Arieh, Jerusalem in the 19-th Century. Emergence of the New City, Jerusalem/New York, 1986. Р. 6.’]Давида[/footnote]. Другие паломники и туристы также свидетельствуют о том, что евреи старались всеми правдами и неправдами попасть к могиле, по-прежнему находившейся в руках мусульман, хотя доступ к ней им был по-прежнему запрещен. Больше всего евреев собиралось около могилы в Шавуот — праздник, когда, согласно преданию, родился и скончался [footnote text=’Ibid. P. 8. ‘]царь-псалмопевец[/footnote].

Особое значение могила Давида приобрела после Вой­ны за независимость, когда Старый город оказался в руках иорданцев и евреи были лишены доступа к Стене Плача. В те годы многие приходили туда не только для молитвы, но прежде всего чтобы подняться на крышу, откуда можно было увидеть Храмовую гору и даже, как утверждали, краешек Стены.

Мы не собираемся давать однозначную оценку действиям Ватикана. Для христиан это место также является древней святыней, а правительство Израиля неоднократно обязалось уважать религиозные чувства всех конфессий. Однако какими бы ни были межконфессиональные отношения, они не могут не учитывать многовековую еврейскую традицию, почитающую это место как одну из величайших народных святынь.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот». Но что она имеет в виду под сфирот?

Что было раньше: курица, яйцо или Б‑жественный закон, регламентирующий их использование?

И вновь лакмусовой бумажкой становится вопрос с яйцами. Предположим, что яйцо снесено в первый день праздника и его «отложили в сторону». Нельзя ли его съесть на второй день, поскольку на второй день не распространяются те же запреты Торы, что и на первый? Или же мы распространяем запрет на оба дня, считая их одинаково священными, хотя один из них — всего лишь своего рода юридическая фикция?

Пасхальное послание

В Песах мы празднуем освобождение еврейского народа из египетского рабства и вместе с тем избавление от древнеегипетской системы и образа жизни, от «мерзостей египетских», празднуем их отрицание. То есть не только физическое, но и духовное освобождение. Ведь одного без другого не бывает: не может быть настоящей свободы, если мы не принимаем заповеди Торы, направляющие нашу повседневную жизнь; праведная и чистая жизнь в конце концов приводит к настоящей свободе.