Свидетельские показания

Еврейские старики поколения тшувы

Илья Дворкин 18 ноября 2019
Поделиться

Фрагмент из книги «Мост над временем, или Метаисторический роман о тшуве»

Продолжение. Начало см. в № 1–5, 7 (321–325, 327)

Путешествия

Путешествия по еврейским общинам стали для меня частью моей жизни, и про каждую из общин можно рассказывать бесконечно. Но тема, которая для меня важна сейчас, — это взаимоотношения старого еврейства, дожившего в лице своих отдельных представителей до 1980‑х годов, и поколения тшувы. Поэтому я хочу завершить свой рассказ двумя короткими историями.

Как‑то раз, примерно в 1985 году, я оказался в ашкеназской синагоге Ташкента. Разумеется, я много общался и с бухарскими евреями, но об этом должен быть отдельный и очень подробный рассказ. Однако ашкеназская синагога Ташкента меня очень интересовала. Молодежи там почти не было, но старики были совершенно прекрасные. Меня пригласили домой, много рассказывали. Среди прочего мне рассказали о некоем раввине, который был некоторое время назад в Ташкенте. Его имя — Ицхак Зильбер — я хорошо запомнил и, оказавшись спустя некоторое время в Израиле, решил нанести раву Зильберу визит. Он принял меня очень тепло, внимательно выслушал мои рассказы о Ташкенте и сказал: «А я, кстати, в Санкт‑Петербург собираюсь!» — «Замечательно, тогда я вас приглашаю к себе». Так, благодаря ташкентским евреям, мы подружились с равом Зильбером, что для меня, конечно, большая честь.

Ицхак Зильбер (второй справа) в гостях у Ильи Дворкина в Ленинграде (первый слева).

Но это было спустя несколько лет, а тогда я молился вместе со всеми в маленьком молитвенном зале ашкеназской синагоги, и ко мне после молитвы подошел некий старик: «Молодой человек, я вижу, что вы интересуетесь еврейскими книгами». — «Откуда вы это знаете?» — «Ну, я вижу. Дело в том, что у меня есть огромная еврейская библиотека, несколько тысяч томов. Хотел бы вам ее подарить!» Я смотрел на него с ошарашенным видом и не знал, что сказать! До отъезда в Ленинград оставалось несколько часов. Ехать домой к этому человеку я не мог никак.

Моего собеседника, как я позже узнал, звали рав Берл Лифшиц. Он был уже совсем старым человеком, а семья должна была переехать в новую квартиру. Куда девать книги, было непонятно. Но как он узнал, что я бегаю по всему миру и собираю старинные книги? Прошел год, и я снова оказался в Ташкенте в той же синагоге. Рав Берл Лифшиц был совсем уже слепым, но узнал меня по голосу: «Я вас помню, вы интересуетесь еврейскими книгами!» — «Да!» — «Мы переехали, и все книги я привез сюда. Наступит осень, пойдут дожди, и они все погибнут! Пожалуйста, возьмите себе хоть что‑то!»

Йом Кипур в синагоге на Сапёрной улице. 1980‑е.

Все свое оставшееся время я сидел на чердаке синагоги и рылся в библиотеке рава Берла Лифшица. Я нашел там важнейшие для меня книги, которые до того не мог найти нигде. Особо важную роль в моей дальнейшей жизни сыграл том, где в одном переплете были «Кдушат Леви» и «Охев Исраэль», две книги, сохранившие для меня значимость до сих пор.

Когда я оказался в Ташкенте в следующий раз, в ашкеназской синагоге уже не было ни рава Берла Лифшица, ни его книг. Но я счастлив, что успел хотя бы чуть‑чуть!..

И последняя история. Как‑то раз судьба забросила меня в город Вильнюс. Среди прочих дел я встретился с удивительной женщиной, которая во время войны единственная выжила в своем местечке. Ее звали Ривка Богомольная.

Илья Дворкин беседует с Ривкой Богомольной в Вильнюсе

Взяв у нее интервью, я отправился в синагогу. Было время, и я присоединился к миньяну. После молитвы ко мне подошел один из местных прихожан и спросил: «Откуда еврей?» — «Из Ленинграда!» — отвечаю. «Понятно, а где вы остановились в Вильнюсе?» — «Ну пока, честно говоря, нигде». — «Можете остановиться у меня. Я живу один в большой квартире. Это недалеко, в центре города». — «Большое спасибо! Не откажусь от вашего предложения!» — «Но я сейчас не иду домой. Вот вам ключ, приходите, когда вам угодно».

Получив столь странное и актуальное для меня предложение, я через некоторое время пришел по указанному адресу. Нажал на звонок. Ответа не было. Открыл квартиру и оказался внутри. Как же я удивился, когда увидел очень ухоженный дом со старинной мебелью и редкими книгами. Зайдя в кабинет, я сел и стал ждать хозяина. Он скоро пришел, мы начали пить чай и разговаривать. Я все‑таки не выдержал и спросил у него, как он решился дать ключ от своего дома совершенно незнакомому человеку.

«Не может аид, который приехал в другой город и зашел помолиться в синагогу минху, обмануть и что‑то похитить в доме», — ответил мне хозяин, научив меня на всю жизнь, что такое гостеприимство.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Еврейские старики поколения тшувы

Реб Гейче, как и Авром‑Абба, любил рассказывать истории, а еще потрясающе пел. Но самое главное, что реб Гейче являл собой прекрасный образ живой еврейской традиции. В отличие от ленинградских стариков, которые старались не подчеркивать различия и специфику разных еврейских направлений, реб Гейче и не думал скрывать свое прямое отношение к общине любавичских хасидов.

Еврейские старики поколения тшувы

На осенние праздники в Ленинград из Белоруссии приезжали собирать милостыню двое нищих, мужчина и женщина. Как звали женщину, не помню, но имя мужчины я запомнил с легкостью, потому что его звали Илья. Он был человеком необычайным. Как это ни странно, он считал для себя недопустимым жить на милостыню. Что он делал? Он покупал на все собранные, судя по всему немалые, деньги лотерейные билеты, с помощью которых регулярно что‑то выигрывал. На это и жил.

Еврейские старики поколения тшувы

Талмудические познания Менахема Соловья были известны далеко за пределами Ленинграда, не случайно Авром‑Абба послал меня к нему. Говорили, что Соловей знает наизусть не только весь Талмуд и комментарии к нему, но и ряд более поздних алахических постановлений (поским), а заодно и 16 томов Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона.