1. “И было во дни [Ахашвероша]” (Эстер, 1:1).
Сказал рабби Йеѓошуа бен Карха : [назван он Ахашверошем], потому что сделал лица Израиля черными, словно стенки горшков. А рабби Берехья сказал: потому что истощил головы Израиля голодом и постами. Рабби Леви сказал: потому что напоил их ядом и полынью. А рабби Йеѓуда, сын рабби Симона, сказал: потому что намеревался искоренить семя Израиля. А рабби Тахалифа бар Бар Хана сказал: потому что был он “братом главы” — братом Невухаднецара. Разве был он братом его и разве не был тот халдеем , а этот мидийцем? Однако этот [Ахашверош] прекратил строительство Храма, а тот [Невухаднецар] разрушил его, посему приравняло их Писание одного к другому, и вот что об этом сказано: “И нетвердый в своем деле брат губителю” (Мишлей, 18:9). “И нетвердый в своем деле” — это Ахашверош, что прекратил строительство Храма, “брат губителю” — Невухаднецару, что разрушил Храм.
Другое толкование: “Ахашверош, [он Ахашверош]”. Рабби Йеѓуда и рабби Нехемья [толкуют это по‑разному]. Один сказал: “Ахашверош” — тот, кто убил жену ради любимца своего, “он Ахашверош” — тот, кто убил любимца своего ради жены . А рабби Нехемья сказал: “Ахашверош” — тот, кто прекратил строительство Храма, “он Ахашверош” — тот, кто постановил, чтобы он был отстроен. Но разве он постановил, [чтобы Храм был отстроен]? Ведь Кореш постановил. Однако сказано: “В первый год царя Кореша [отдал Кореш повеление: да будет построен Храм Богу в Иерусалиме]” (Эзра, 6:3) . В тот же час явились к Дарьявешу (Дарию) все советники его и сказали ему: отец твой [Ахашверош] постановил, чтобы он не был построен, а ты велишь, чтобы он был построен! Да разве бывает такое, чтобы царь отменял постановления царя? Сказал им [Дарьявеш]: принесите мне копии указов царских. Тут же принесли ему, о чем сказано: “И найден был в кожаном мешке… [один свиток]” (там же, 6:2). И что же записано в нем? “А ныне прикажите прекратить [работу этих людей]” (там же, 4:21). Сказал им [Дарьявеш]: но ведь не написано: “навсегда”, написано лишь “пока не будет мною дано приказание” (там же). Кто сказал, что, будь отец жив, он бы не строил его? Посему [Писание] называет его вместе с пророками, ибо сказано: “И старейшины иудеев строили [и преуспевали, как предсказывали пророк Хагай и Зхарья бар Идо… по приказам Кореша и Дарьявеша…]” (там же, 6:14).
2. “Он” — [сказано в Писании] пять раз с порицанием и пять раз с похвалой . Пять раз с порицанием: “Он [Нимрод] был сильный зверолов” (Берешит, 10:9), “Он — Эсав, отец Эдома” (там же, 36:43), “Он Датан и Авирам” (Бемидбар, 26:9), “Он царь Ахаз” (Диврей ѓа‑ямим II, 28:22), “Он Ахашверош”. Пять раз с похвалой: “Аврам — он же Авраѓам” (Диврей ѓа‑ямим I, 1:22), “Он Моше и Аѓарон”, “Он Аѓарон и Моше” (Шмот, 6:28, 26), “А Давид — он младший” (Шмуэль I, 17:14), “Он Йехизкияѓу” (Диврей ѓа‑ямим II, 32:30), “Он Эзра, что пришел из Вавилона” (Эзра, 7:6).
Рабби Берехья [сказал] от имени мудрецов оттуда [из Вавилона]: есть у нас один, о котором сказано: “Он”, что лучше всех прочих: “Он — Господь наш, по всей земле суды его” (Теѓилим, 105:7), ибо милосердие Его вечно.
3. “Ахашверош”. Рабби Леви и мудрецы [толкуют это по‑разному]. Рабби Леви сказал : Ахашверош — это Артахшаста . А мудрецы сказали: Ахашверош [назван так], ибо у каждого, кто вспоминает его, начинает болеть голова (хошеш эт рошо). Почему называет его Писание “Артахшаста”? Ибо он доводил [иудеев] до кипения и до изнеможения (мартиах ве‑таш).
“Ахашверош [ — он Ахашверош]”. Рабби Ицхак и мудрецы [толкуют это по‑разному]. Рабби Ицхак сказал: [написано:] “Ахашверош” — потому что все бедствия пришли в дни его, о чем сказано: “Скорбь великая у иудеев, [и пост, и плач, и причитание]” (Эстер, 4:3). “Он Ахашверош” — потому что все блага пришли в дни его, о чем сказано: “Радость и веселье у иудеев, пиршество и праздник” (там же, 8:17). Мудрецы сказали: “Ахашверош” — пока не вошла к нему Эстер; “он Ахашверош”, (потому что) с тех пор, как вошла к нему Эстер, он более не совокуплялся с нечистыми женщинами.
4. “Что царствует” — а прежде не царствовал . “От Индии и до [земли] Куш”. Но ведь [царствовать] “от Индии и до [земли] Куш” — дело легкое . Однако, как царствовал он “от Индии и до [земли] Куш”, так же царствовал “над ста двадцатью семью областями”.
И подобное этому [сказано о Шломо] : “Ибо он властвовал над всею землею по эту сторону реки, от Тифсаха до Азы” (Млахим I, 5:4). Но ведь [царствовать] “от Тифсаха до Азы” — дело легкое . Однако как правил он “от Тифсаха до Азы”, так же правил он от края и до края мира.
И подобно этому [сказано] : “Из Храма Твоего над Иерусалимом дары принесут Тебе цари” (Теѓилим, 68:30). Но ведь [принести] из Храма в Иерусалим — дело легкое. Однако как жертвы приносятся из дворца в Иерусалим, так же [прибывающие] на перекладных с приношениями будут приходить к царю Машиаху, как сказано в Писании: “И поклонятся ему все цари, [все народы служить будут ему]” (Теѓилим, 72:11) .
Рабби Коѓен, брат рабби Хии бар Абы, сказал: как Шхина распространяется из Храма на [весь] Иерусалим, так же будет Шхина наполнять собою мир от края и до края, как сказано: “И наполнится славой Его вся земля, амен и амен!” (там же, 72:19).
5. “Над ста двадцатью семью областями” (Эстер, 1:1).
Рабби Эльазар от имени рабби Ханины [сказал] : ведь в мире двести пятьдесят два удела . И Давид правил ими всеми, как сказано: “И пошло имя Давида по всем странам, [и Господь сделал его устрашающим для всех народов]” (Диврей ѓа‑ямим I, 14:17). Шломо правил ими всеми, как сказано: “И Шломо владел всеми царствами…” (Млахим I, 5:1) . Ахав правил ими всеми, как сказано: “Жив Господь, Бог твой, что нет ни одного народа и царства, [куда бы ни посылал господин мой искать тебя. И сказали они: нет его; тогда он брал клятву с того царства и с того народа, что они не нашли тебя]” (Млахим I, 18:10–11). А разве человек берет клятву в месте, где он не властвует? И еще сказано [о нем]: “И пересчитал он отроков областных вождей, и было их двести тридцать два…” (там же, 20:15). А остальные [двадцать областей] где же? Рабби Леви и мудрецы [толкуют это по‑разному]. Рабби Леви сказал: [двадцать областей Ахава] вымерли от голода в дни Элияѓу. А мудрецы сказали: Бен Ѓадад пришел и забрал их, как сказано: “И Бен Ѓадад, царь арамейский, собрал все свое войско, и тридцать два царя с ним, и кони, и колесницы, и поднялся он, и осадил Шомрон, и воевал с ним” (там же, 20:1). Мы искали двадцать, а ты говоришь: тридцать два. Однако если была область, что была тяжела [для него], то брал он из нее двоих и делал их у себя заложниками .
Рабби Берехья и мудрецы [толкуют это по‑разному ]. Рабби Берехья [сказал]: узники и заложники. А мудрецы сказали: узники, что были закованы в колодки , и заложники, что были поручителями за отцов своих. Подобное говорит [Писание о Йеѓоаше, царе Израильском]: “[И взял он все золото и серебро…] и заложников” (Млахим II, 14:14), что были поручителями за отцов своих.
Невухаднецар правил ими всеми , как сказано: “И всюду, где живут люди, звери и птицы небесные, [отдал Он их в твои руки и поставил тебя властелином над ними]” (Даниэль, 2:38). Кореш правил ими всеми , как сказано: “Все царства земли дал мне Господь” (Эзра, 1:2). Дарьявеш правил ими всеми, как сказано: “Тогда царь Дарьявеш написал всем народам, [племенам и языкам]” (Даниэль, 6:26).
Ахашверош правил половиной их. Почему половиной? Рабби Ѓуна от имени рабби Ахи и мудрецы [толкуют это по‑разному]. Рабби Ѓуна от имени рабби Ахи [говорит]: сказал ему [Корешу] Святой, благословен Он: ты разделил царство мое, сказав: “он Бог, что в Иерусалиме” (Эзра, 1:3) . Жизнью твоей клянусь, что Я разделю царство твое! А мудрецы сказали: сказал ему Святой, благословен Он: ты разделил строительство дома Моего , сказав: “Высота его — шестьдесят локтей, ширина его — шестьдесят локтей” (там же, 6:3) . Жизнью твоей клянусь, что Я разделю царство твое! И будет сказано [об Ахашвероше]: “сто двадцать шесть”. Чему же учит нас [Писание], говоря: “сто двадцать семь областей”? Ибо так сказал ему [Корешу] Святой, благословен Он: Ты дал одно восхождение к дому Моему из своего [владения] , сказав: “Кто из вас, из всего народа Его… да будет Бог его с ним… и поднимется [в Иерусалим]” (Эзра, 1:3). Вот и Я даю из [владения] Моего прибавку одну, ибо прибавил ему к счету одну область, и об этом сказано: “сто двадцать семь областей”.
6. Рабби Леви от имени рабби Шмуэля бар Нахмана сказал: написано: “[Одежда его как белый снег,] а волосы на голове его как чистая шерсть” (Даниэль, 7:9), потому что ни для какого создания нет [в это время (в конце времен)] ничего у Него . Рабби Юдан от имени рабби Эйво [сказал]: написано: “Один Я топтал в давильне, и не было со мной никого из народов…” (Йешаяѓу, 63:3). Но разве нуждается Святой, благословен Он, в содействии народов, что сказал Он: “и не было со мной никого из народов”? Однако так сказал Святой, благословен Он: когда проверю Я записи народов мира и не найдется у них заслуги предо Мной, в тот же час “и топтал Я их в гневе Моем, и давил их в ярости Моей”. Рабби Пинхас и рабби Хилкия от имени рабби Симона сказали : написано: “И будет в тот день: попрошу Я уничтожить все народы, [пришедшие воевать против Иерусалима]” (Зхарья, 12:9). “Попрошу”? Да кто же Ему помешает? Однако так сказал Святой, благословен Он: Когда проверю Я записи народов мира и не найдется у них заслуги предо Мной, в тот же час “пожелаю Я уничтожить все народы” .
Рабби Симон от имени рабби Йоханана [сказал]: написано: “У Меня отмщение и воздаяние, когда споткнутся они (тамут раглам)” (Дварим, 32:35). Но разве это доблесть — говорить: когда падут ненавистники Израиля, я взыщу с них? Однако так сказал Святой, благословен Он: когда закончится [исполнение даже] привычных (регилот) заповедей, что [приняты] среди них , и не найдется в них заслуги предо Мной, в тот же час “у Меня отмщение и воздаяние”.
Рабби Берехья от имени рабби Леви, рабби Ѓуна от имени рабби Леви и рабби Юдан от имени рабби Леви, все трое прочитали [от его имени] один стих : “Найдет рука твоя врагов твоих, десница твоя найдет ненавистников твоих” (Теѓилим, 21:9) — будет [левая] рука твоя взыскивать с врагов твоих, вершить над ними Меру суда, [а правая рука] найдет малость их заслуг, поэтому сказано: “Десница твоя найдет ненавистников твоих” .
7. Другое толкование: “Семь, и двадцать, и сто областей” . Рабби Йеѓуда и рабби Нехемья [толкуют это по‑разному]. Рабби Йеѓуда [сказал]: [сначала он] покорил семь [областей], которые [покорить так же] трудно, как двадцать; [потом] покорил двадцать [областей], которые [покорить так же] трудно, как сто. Рабби Нехемья говорит: забрал [в свое войско] население из семи [областей] и [с их помощью] покорил двадцать, забрал население из двадцати и [с их помощью] покорил сто. Как он их покорил? Рабби Йеѓуда и рабби Нехемья [разошлись во мнениях]. Рабби Йеѓуда сказал: [это] как [внешняя и внутренняя] половины венца — когда ты покоряешь наружные [области], внутренние покоряются сами. Сказал рабби Пинхас: мир — он сделан как венец . А рабби Авун сказал: как внешняя часть кавов (мерных чашек) . А рабби Нехемья сказал: как водовод — когда ты покоряешь наружные [области], внутренние покоряются сами.
8. Рабби Акива сидел и толковал [Писание], и задремали ученики его. Захотел он их разбудить и сказал: за что удостоилась Эстер царствовать над ста двадцатью семью областями? Так сказал Святой, благословен Он: придет Эстер, дочь Сары , которая прожила сто двадцать семь лет , и воцарится над ста двадцатью семью областями .
9. Сказал рабби Леви: всюду, где сказано [в Писании] “поле”, подразумевается “город” , [где сказано] “город” — подразумевается “область”, [где сказано] “область” — подразумевается “удел” . “Поле — подразумевается город” — откуда [нам это известно]? Из сказанного: “В Анатот ступай, на поля твои” (Млахим I, 2:26). “Город — подразумевается область” — откуда [нам это известно]? Из сказанного: “Пройди посреди города, посреди Иерусалима” (Йехезкель, 9:4). “Область — подразумевается удел” — откуда [нам это известно]? Из сказанного: “Над ста двадцатью семью областями”.
10. “В те дни, [как воссел царь Ахашверош на престол царства его… устроил он пир…]” (Эстер, 1:2–3).
Это один из случаев, когда ангелы Служения передавали записки Святому, благословен Он , говоря Ему: Владыка мира, Храм разрушен, а злодей этот сидит и устраивает попойки?! Сказал им [Святой, благословен Он]: дайте [ему эти] дни за [те] дни, о которых сказано: “В те дни увидел я: в субботу давят в давильнях, [и приносят снопы, и навьючивают на ослов также вино, виноград, и фиги, и всякий груз, и привозят в субботу в Иерусалим]” (Нехемья, 13:15) . Рабби Хельбо сказал: Ой и ай! — [таковы] были те дни . Сказал рабби Бейбай: “В те” — горе тем дням! “Горе” — подобно тому, как сказано в Писании: “Горе этому дню! [Ибо близок день, да, близок день Господень — день помрачения, время народов грядет]” (Йехезкель, 30:3). Сказал рабби Ицхак: скорбь в те дни, подобно тому как сказано в Писании: “[В день этот расскажет о вас (сказитель) притчу] и оплакивать будет плачем скорбным, [скажет: совсем разорены мы, удел народа он (враг) меняет. Как вырвет он мое? Нечестивый разделит поля наши]” (Миха, 2:4) .
11. “Как воссел царь” (Эстер, 1:2).
Сказал рабби Ицхак: [сказано “как”, то есть “как будто”, а не “когда”, ибо] нет у народов мира [устойчивого] сидения . Возразили ему: разве не сказано: “Как воссел царь”? Сказал им [рабби Ицхак]: не сказано здесь: “Когда воссел царь” (бе‑шевет), но сказано: “Как воссел царь” (ке‑шевет) — это сидение, которое не является [настоящим] сидением . Но сидение Израиля — это [настоящее] сидение, как сказано: “Сидит же Израиль в Хешбоне и окрестных городах его, и в Ароре и окрестных городах его, и во всех городах, что близ Арнона, уже триста лет” (Шофтим, 11:26).
12. “На престол царства его” (Эстер, 1:2).
Рабби Коѓен от имени рабби Азарьи [сказал]: “На престол царства его” — написано “царства его” [малхуто, без буквы вав] . Пришел он, чтобы воссесть на престол Шломо, но не позволили ему. Сказали ему: царь, который не правит всем миром , не [может] сидеть на нем . Встал он и сделал себе собственный престол по подобию того, поэтому и написано: “на престол царства его” [без буквы вав] .
А что же за престол был [у Шломо]? “И сделал царь большой престол из слоновой кости, [и обложил его чистым золотом, и шесть ступеней (было) у престола, и верх круглый у престола сзади, и подлокотники по обе стороны сиденья; и два льва стояли у подлокотников. И двенадцать львов стояли там на шести ступеньках по обе стороны. Подобного этому не бывало ни в одном из царств]” (Млахим I, 10:18–20) . Сказал рабби Аха: но разве не сказано: “А у Ахава было семьдесят сыновей в Шомроне” (Млахим II, 10:1)? И сказал рабби Ѓошая Великий : так же, как было у него семьдесят сыновей в Шомроне, было у него и семьдесят сыновей в Изреэле , и у каждого [из ста сорока сыновей Ахава] было по два дворца , один — на зимнее время, и один — на летнее время, как сказано: “И сокрушу Я зимний дом вместе с летним, [и разрушены будут дома из слоновой кости, и уничтожены будут многие дома]” (Амос, 3:15) . Рабби Йеѓуда, сын рабби Симона, сказал: четыре [дома было у каждого], как сказано: “И разрушены будут дома из слоновой кости” . А мудрецы сказали: шесть, как сказано: “И уничтожены будут многие дома — сказал Господь”. А здесь говорит Писание: [только] “престол большой из слоновой кости”?! Рабби Ѓошая Раба говорит: потому что он был сделан по плану колесницы Того, по чьему слову возник мир, — Святого, благословен Он . И также говорит Писание: “Шесть ступеней у престола” — шесть, подобно шести небесным сводам . Но разве их не семь? Сказал рабби Авун: [седьмая ступень] — там, где пребывает царь под балдахином . Шесть — соответственно шести землям: эрец (“суша”), адама (“почва”), арка (“земля” ), гай (“низина”), ция (“пустыня”), нешия (“пустошь”), [а седьмая — тевель (“населенный мир”), как сказано: “И будет Он судить населенный мир в справедливости” (Теѓилим, 9:9) . Шесть — соответственно шести разделам Мишны : Зраим (“Посевы”), Моэд (“Праздник”), Нашим (“Женщины”), Незикин (“Ущербы”), Кодашим (“Святыни”) и Таѓарот (“Очищения”). Шесть — соответственно шести дням Творения . Шесть — подобно шести матерям: Саре, Ривке, Рахели и Лее, Билѓе и Зилпе . Сказал рабби Ѓуна: шесть — соответственно шести заповедям, особо заповеданным царю, относительно которых его предупреждают , как сказано: “И пусть не обзаводится множеством жен” (Дварим, 17:17), “Чтоб не заводил себе множества коней” (там же, 17:16), “И чтоб серебра и золота не умножал он себе чрезмерно” (там же, 17:17), “Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды” (там же, 16:19). Поднялся [царь] на первую ступень — глашатай объявляет ему, говоря: “И пусть не обзаводится множеством жен!”, [поднялся] на вторую — объявляет: “Чтоб не заводил себе множества коней!”, на третью — объявляет: “И чтоб серебра и золота не умножал он себе чрезмерно!”, на четвертую — “Не криви судом!”, на пятую — “Не лицеприятствуй!”, на шестую — “Не бери мзды!” И еще говорит Писание: “И подлокотники по обе стороны места сидения” (Млахим I, 10:18) . [Когда поднимается] он и готов воссесть на престол свой , говорит ему : “Знай, пред Кем ты сидишь, — пред Тем, по чьему слову возник мир!”
Сказали [мудрецы]: когда умер Шломо , явился Шишак, царь египетский , и забрал [тот престол] у них [у Израиля]. Сказал рабби Шмуэль бар Нахман: этот Шишак — тот самый фараон, [чью дочь взял Шломо в жены] . А почему назван он именем Шишак? Потому что с жадностью (би‑шкика) пришел он к Израилю и сказал: вот, я забираю его [тот престол] в счет брачного договора дочери моей . И повел войну с Зерахом‑кушитом , и [Зерах] отобрал у него [тот престол]. Повел Аса войну с Зерахом‑кушитом, и победил, и отобрал у него [тот престол] . Учили мы [в Барайте]: Аса и все цари иудейские [после него] сидели на нем. А когда пришел Невухаднецар и разрушил Иерусалим, то вывез его в Вавилонию, а из Вавилонии [попал тот престол] в Мидию, а из Мидии — в Грецию, а из Греции — в Эдом (Рим) . Сказал рабби Эльазар, сын рабби Йосе: я видел его обломки в Риме. Невухаднецар сидел на нем, Кореш сидел на нем, Ахашверош собирался воссесть на него, но не позволили ему. Сказали ему: [царь], который не правит всем миром, не [может] сидеть на нем. Встал он и сделал собственный [престол] по подобию того, поэтому и написано: “царства его” [без буквы вав].
“И верх круглый у престола сзади” (Млахим I, 10:19). Сказал рабби Аха: как [перевернутый] котел [навершие] у ложа . “И подлокотники по обе стороны сиденья; [и два льва стояли у подлокотников. И двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного этому не бывало ни в одном из царств]” (там же, 10:19–20). Поднялся [царь] на первую ступень — и лев протягивает ему лапу, а на второй [ступени] орел протягивает ему лапу, [ведя его] “к месту сидения”. Так встречают его, а на “месте сидения” — скипетр золотой позади него и голубка в навершии его, и венец золотой в клюве ее, чтобы сидел царь на сиденье и венец золотой касался и не касался [головы его] .
13. Сказал рабби Эйво: сказано: “Ибо Господу — царство, и властелин [Он] среди народов” (Теѓилим, 22:29). Как же ты скажешь: “На престол царства его [Ахашвероша]”? Однако в прошлом было царство у Израиля, но когда согрешили они, отобрано было у них царство и отдано народам мира, как сказано в Писании: “И предам землю эту в руки злых” (Йехезкель, 30:12) . Сказал рабби Ицхак: в руки плохих опекунов . Назавтра после того, как Израиль раскается, Святой, благословен Он, отберет ее [Землю Израиля] у народов мира и вернет ее Израилю. Когда? [Согласно сказанному]: “И взойдут спасители на гору Цион, [чтобы судить гору Эсава, и будет Господу — царство]” (Овадья, 1:21) .
14. “Что в крепости Шушан” (Эстер, 1:2).
Сказал рабби Пинхас от имени рабби Хананеля: сказал ему Святой, благословен Он: Кореш соединил название города Моего и название удела Моего, сказав: “В Иерусалиме, что в Иудее” (Диврей ѓа‑ямим II, 36:23), и Я тоже соединю название города твоего и название удела твоего, как сказано: “Что в крепости Шушан” .
15. “В третий год царствования своего устроил он пир” (Эстер, 1:3).
Рабби Йеѓуда и рабби Нехемья [толкуют это по‑разному] . Рабби Йеѓуда сказал: на третий год работы над престолом; когда завершил изготовление престола, “устроил он пир для всех сановников своих и рабов своих” . А рабби Нехемья сказал: в третий год [после] прекращения строительства Храма; когда завершил три года [после] прекращения строительства Храма, “устроил он пир для всех сановников своих и рабов своих” .
Сказал рабби Шмуэль бар Эйми: четыре добрых дела были у этого человека: три года провел он без венца и без престола, и ждал четыре года , пока не нашел себе достойной жены, и не делал ничего, не выслушав совета . Сказал рабби Пинхас: и всякого, кто оказывал ему услугу, записывал [в памятную книгу], как сказано: “И найдена была запись о том, как рассказал Мордехай [о Бигтане и Тереше, двух евнухах царских из стражей входа, которые задумали наложить руки на царя Ахашвероша]” (Эстер, 6:2).
16. “Устроил он пир для всех сановников своих и рабов своих” (Эстер, 6:2).
[Император] Антонинус устроил трапезу для Рабби [Йеѓуды ѓа‑Наси] . Сказал ему [Рабби]: почему бы тебе не исполнить свой долг также перед [рабами, наполняющими] светильники маслом? Сказал ему [император]: что в них за важность для меня? Сказал ему [Рабби]: чтобы они не налили в светильники масло со жмыхом и не испортили трапезу. Сказал ему [император]: а откуда ты это взял? Сказал ему [Рабби]: от Ахашвероша, как сказано: “Устроил он пир для всех сановников своих и рабов своих”.
17. “Для [начальников] войска Персии и Мидии, [(для знатных и правителей областей, что (явились) к нему]” (Эстер, 6:2) .
Учили [в Барайте] от имени рабби Натана : десять мер распутства есть в мире: девять — в Александрии [египетской] и одна во всем [остальном] мире; десять мер богатства есть в мире: девять — в Риме и одна во всем [остальном] мире; десять мер бедности есть в мире: девять — в Лидии и одна во всем [остальном] мире; десять мер колдовства есть в мире: девять — в Египте и одна во всем [остальном] мире; десять мер глупости есть в мире: девять — у ишмаэльтян и одна во всем [остальном] мире; десять мер здоровья есть в мире: девять — у ишмаэльтян и одна во всем [остальном] мире; десять мер вшей есть в мире: девять — у персов и одна во всем [остальном] мире; десять мер [телесного] благообразия есть в мире: девять — в Мидии и одна во всем [остальном] мире; десять мер уродства есть в мире: девять — на Востоке и одна во всем [остальном] мире; десять мер силы есть в мире: девять — у арамейцев и одна во всем [остальном] мире; десять мер доблести есть в мире: девять — у Йеѓуды [в Иудее] и одна во всем [остальном] мире; десять мер красоты есть в мире: девять — в Иерусалиме и одна во всем [остальном] мире; десять мер мудрости есть в мире: девять — в Земле Израиля и одна во всем [остальном] мире; десять мер Торы есть в мире: девять — в Земле Израиля и одна во всем [остальном] мире; десять мер лицемерия есть в мире: девять — в Иерусалиме и одна во всем [остальном] мире, как сказано: “Ибо от пророков Иерусалима исходит лицемерие на всю страну” (Ирмеяѓу, 23:15).
18. Другое толкование: “Для [начальников] войска Персиии Мидии”. Иногда Писание ставит Мидию впереди Персии, а иногда ставит Персию впереди Мидии . Когда царство у Мидии, Персия следует за нею, а когда царство у Персии, Мидия следует за нею .
“Персия” — почему ее называют Персией (Парас)? Потому что получала она царство по частям (прусот). Однажды — в дни [царя] Трады , и однажды — в дни [царя] Адаркиана , и однажды [получит царство] в конце времен , как сказано: “И это будет мир. Когда придет Ашур [Ассирия] в страну нашу [и когда топтать будет дворцы наши, поставим против него семь пастырей и восемь властелинов людских . И сокрушат страну Ашура мечом и страну Нимрода — в воротах ее; и спасет Он от Ашура, когда придет тот в страну нашу и когда ступит в предел наш]” (Миха, 5:4–5).
“Мидия” — почему ее называют Мидией (Мадай)? Потому что признает (модья) она Святого, благословен Он. Сказал рабби Хия бар Аба: цари мидийские были чистосердечны, и нет у Святого, благословен Он, против них [обвинения], кроме того идолопоклонства, что передали им отцы их .
19. “Для знатных” (Эстер, 1:3).
Рабби Эльазар сказал: “знатные” — это два царских легиона, и царь не зовется Августом [императором ] прежде, чем они не назовут его [этим именем]. Вот кто они такие. Сказал рабби Ицхак: это — царские легионеры и гвардейцы . Те, что дали совет Невухаднецару, и пришел он, и разрушил Храм, и уничтожил Святой, благословен Он, семя их, и поставил других на их место, — вот кто они такие . Рабби Йеѓуда, сын рабби Симона, от имени рабби Эльазара сказал: это — умелые и грамотные. А рабби Ѓуна сказал: это — мудрецы и уполномоченные его. А рабби Ицхак сказал: это — мудрецы и советники его, как сказано: “Тогда Даниэль обратился к Арьоху, старшему из царских палачей, [который вышел убивать мудрецов вавилонских, с советом и разъяснением. Обратился он и сказал Арьоху, сановнику царя… ]” (Даниэль, 2:14–15) .
20. “[Для знатных] и правителей областей, что [явились] к нему” (Даниэль, 2:14–15) . Рабби Эльазар и рабби Шмуэль бар Нахман [толковали это по‑разному]. Рабби Эльазар сказал: [наподобие] этого судилища в городе Гедер , где сидит царь и судит с возвышения, а весь народ сидит перед ним на земле. А рабби Шмуэль бар Нахман сказал: [наподобие] большого дворца , полного народа, где царь восседает на обеденном ложе своем, а весь народ распростерт ниц перед ним . Поэтому и сказано: “И правителей областей, что [явились] к нему”.

«Мидраш Раба. Эстер Раба. Рут Раба» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах.

Кдушат Леви. Комментарий к празднику Пурим

Кдушат Леви. Освящения на Пурим
