Университет: Открытый доступ,

«Дозволено военною цензурою»

6 января 2015
Поделиться

Еврейская периодика этих месяцев переживала трудный ренессанс: в связи с войной и активизацией общественной жизни возникла пот­ребность оперативно транслировать известия с театра военных действий и с гражданского фронта и открывались новые издания с такими, например, разнообразными названиями, как «Евреи на вой­не» и «Вой­на и евреи». С другой стороны, лютовала военная цензура, вымарывались целые полосы, а иные журналы и вовсе закрывались. Бо́льшая часть материалов в еврейской прессе была, разумеется, связана с войной и посвящалась в первую очередь подвигам евреев‑военнослужащих, бедствиям еврейских беженцев и выселенцев и благородной и щедрой помощи им со стороны еврейского общества. В нашу выборку мы включили заметки на чуть более нетривиальные темы, как, например, мессианские ожидания на фоне вой­ны, еврейские подарки казачьим дивизиям, пренебрежение благотворителей к выкрестам, недовольство беженцев своими благодетелями, неудобства отдыхающих на курортах и [footnote text=’Материалы публикуются с сохранением орфографии и пунктуации оригиналов.’]проч.[/footnote]

 

Война в письмах

Письмо солдата

Дорогие сестрицы!

Благодарю вас сердечно за заботливый уход, ласковое обращение. Да вознаградит вас Б‑г в вашей личной жизни за ваше святое дело, за ваши самоотверженные труды. Надеюсь, что каждый русский воин, пользовавшийся вашим человеколюбивым уходом, на всю жизнь сохранит светлое воспоминание о вас, приносивших ему в дни скорби и страданий облегчение и нравственное удовлетворение. <…>

Не откажите, сестрицы, передать при случае мою глубокую благодарность сестрицам других палат, дежурившим у нас. <…> Живу я теперь дома; поправляюсь; грущу, вспоминая чудную жизнь в вашем чудном лазарете.

До свидания, дорогие сестрицы! Не поминайте лихом злого, нехорошего

М. Горецкого.

Письмо командира

Дорогой Шехтман!

От души благодарю за твою храбрость, преданность и оказанную мне в бою помощь. Ты первый подошел ко мне, чтобы вынести из боя и унести на перевязочный пункт.

Слава Б‑гу, что ты честно выполнил свой долг перед Царем и родиной и остался жив.

Жалко, очень жалко мне Штульмана. О, какой он честный человек был!

До сих пор не знаю, что сталось с благородными братьями Хуц.

Герои мои, память о вас останется у меня на всю жизнь.

Евреи на войне. 1915. № 2.

 

«Благословение Якова»

«Варшавский дневник» со слов польских газет сообщает: «из различных еврейских общин получаются слухи о большой сенсации, вызываемой стариком‑евреем, который объезжает города и местечки со старой книгой “Бирхас Яков” (“Благословение Иакова”), напечатанной 60 лет тому назад в Жулкеве. В книжке этой определенно сказано, что 1914 и 1915 гг. являются “годами избавления евреев”, которое наступит после великой войны, захватившей “почти все государства мира”».

Евреи на войне. 1915. № 2.

Подарки еврейских дам в Петрограде

Накануне Пасхи, в помещении кружка еврейских дам гор. Петрограда производилась под руководством представительниц кружка спешная работа по сортировке и упаковке различных подарков, отсылаемых воинам к наступающему празднику. Заготовлено было несколько тысяч пакетов. В каждом кисете положены: платок, рубашка, кальсоны, носки (или портянки), табак, бумага и спички и узелок со сластями. Содержимое пакетов собрано еврейскими дамами у целого ряда лиц, сочувствующих этому начинанию. Кроме упомянутых предметов в распоряжении еврейских дам было до 200 000 папирос и тысячи других вещей. Заготовлено было также 500 пар подметок, железки (для подбивания каблуков), дратва и гвоздики.

Подарки посланы «доблестному воинству от евреев Петрограда».

Евреи на войне. 1915. № 4.

Корреспонденции

Екатеринослав

Покушение на самоубийство. Вчера на углу Полицейской ул. отравился карболовой кислотой беженец Мордха Зуммер 24 лет, который станционной каретой доставлен в еврейскую больницу. Состояние его безнадежно. <…> Допустим, что этот факт не имеет показательного значения: кончают самоубийством и не беженцы. Но беженец, зависящий от гнева и милости комитетов, находится именно в таких условиях, когда жизнь теряет всякую привлекательность и гибнет всякая надежда на будущее. Этой беженческой психологией не хотят проникнуться даже иные сердобольные дамы‑патронессы: они недовольны беженцами, обвиняя последних в «тунеядстве» и «невоспитанности», но беженцы также недовольны дамами‑патронессами, говоря «они видят в нас кару Б‑жью, а мы ведь живые люди». И они правы. <…>

Еврейская неделя. 1915. № 5. С. 36.

 

Астраханское еврейское общество послало через жену губернатора С. И. Соколовскую в подарок казакам в действующую армию 500 пакетов с гостинцами, собранными среди местных евреев. На днях астраханский раввин Каплан получил следующее письмо:

«Посланные вами и вашими единоплеменниками гостинцы мы получили 8 мая, за что сердечно благодарим от лица 3‑го взвода казачьей дивизии. Получив ваши гостинцы, казаки вверенного мне взвода просят отблагодарить ваших жертвователей за их чувствительное отношение к своим защитникам и за любовь к родине и отечеству. Только при такой поддержке и человеколюбии можно гордиться и надеяться на непобедимость нашей родины.

Сблизила нас эта мировая война — все нации воедино. Так просим вас, г. раввин, передайте наше казачье и душевное и сердечное спасибо от 3‑го взвода».

Вахмистр Алексей Васильев Гусев.

Еврейская неделя. 1915. № 2. С. 22.

 

Одесские письма

Война и молодежь

(От нашего корреспондента)

Война и еврейская молодежь — это тема, на которую почти одинаково можно писать сейчас из всех пунктов тыла, входящих в нашу «черту».

Всюду отношение к нынешнему моменту нашей молодежи, не ушедшей на войну, выражается в стремлении оказать помощь жертвам событий. Здесь, как, вероятно, и во всех других городах, молодежь с одной стороны, побуждает «стариков» к более энергичной работе, а с другой сама обходит квартиры, собирая деньги, вещи, щиплет корпий, шьет белье, составляет библиотечки для лазаретов и т. д. <…>

В высшей степени характерны некоторые споры, возникшие в среде молодежи в связи с производимыми сборами. На одном собрании молодежи, например, обсуждается вопрос об обходе евр. квартир всего города для сбора в пользу детей евр. запасных. «Заходить ли и к русским?», подымает вопрос одна из участниц собрания. С первого взгляда такой вопрос мог бы показаться даже странным, какое, собственно, отношение к делу помощи имеет национальность. Евреи сами дают деньги всем благотворительным организациям и о‑вам, дают даже непропорционально больше христиан (хотя эконом. полож. одесских христиан многим лучше нашего), <…> в войне этой евреи несут жертвы уж во всяком случае не меньшие, нежели христиане… Почему же не обращаться к ним за помощью еврейским детям? <…> Говорили и спорили не о том, есть ли у нас моральное право обращаться к христианам с просьбой жертвовать, <а о том>, должны ли мы обходить все христ. квартиры, как и еврейские, учитывая несомненную если не антисемитичность, то асемитичность изв. части одесского христианского общества. <…>

Совершенно иное отношение, более определенное и резкое, было проявлено в вопросе о том, брать ли деньги у «мешумодим». Их в Одессе порядочно, а среди студенчества хоть пруд пруди. <…> Вопрос этот был поставлен, когда группа местной молодежи <…> собралась, чтобы организовать сбор в пользу евр. беженцев из Ц<арства> Польского. Раздались, конечно, один‑два голоса, что мол «мы не можем требовать у наших коллег паспортов для проверки их нынешнего вероисповедного состояния» (на самом деле, всем студентам прекрасно известно, кто еврей и кто ренегат) и что «вообще все равно, кто даст деньги; важен материальный успех». Но эти голоса потонули в общем решении — ни в каком случае не обращаться за помощью к выкрестам. «Мы смотрим на это дело, сказал один студент, не только как на собирание рублей. Мы следуем лозунгу, согласно которому наша помощь есть выражение политического и морального сочувствия разгромленному еврейству Польши. Выкресты бежали от еврейского горя, еврейских страданий, и просить у них помощи для расплачивающихся ныне за то, быть может, что не поступили подобно этим ренегатам и не бросили своего народа, стыдно и позорно».

<…> Наши русские коллеги от самостоят. взносов в пользу евр. беженцев в большинстве случаев воздерживаются, а когда к ним изредка обращаются, обе стороны чувствуют какую‑то странную неловкость, хотя отказа почти не бывает. Вот факт — мелкий, но характерный. На Высших женских курсах одна из наших сборщиц обращается за пожертвованием к своей подруге христианке, безусловно прогрессивной особе и при том играющей кое‑какую обществ. роль на курсах. Та вносит лепту, но просит выдать безыменную квитанцию и никому не рассказывать об ее взносе <…> и мгновенно исчезает. «Когда обращаешься иногда к русским, даже самым лучшим, чувствуешь себя так, точно просишь милостыню, а не обращаешься за пожертвованием», жаловалась мне потом эта сборщица.

Не знаю, как обстоят такого рода дела в других городах, но у нас в Одессе за последние годы вообще ведь атмосфера особенная, определенная. А в частности, отношение к нам, евр. молодежи, наших русских коллег почти всегда характеризуется если не открытым черносотенством, то в самом лучшем случае не произносящейся вслух, но весьма ясной просьбой: «не раздражайте, пожалуйста, своим еврейством моего арийского глаза и уха».

Форвард.

Еврейский студент. 1915. № 4. С. 34–37.

Доброволец Шапиро

Д. Шапиро, уроженец Полтавской губ., 13 лет поступил в музыкальную команду и в августе п. г. отправился с полком в действующую армию.

В одном из больших боев, когда Д. Шапиро под сильным неприятельским огнем подносил патроны, он заметил единоборство знаменосца и австрийца, причем полковое знамя было уже во вражеских руках. Д. Шапиро подполз к австрийцу, выхватил знамя и бегом пустился к своим.

Вдогонку ему была послана пуля, которой он был ранен в ногу. Его подобрали, доставили в штаб. За этот подвиг он награжден орденом св. Георгия 4‑й ст.

Д. Шапиро был доставлен в Киев. Выздоровление его идет успешно, и он надеется скоро снова вернуться в свой полк.

Евреи на войне. 1915. № 1.

 

Герои‑добровольцы

Девушка — Хая Залкинд

В самом начале войны наблюдала движение военных эшелонов, потом возвращение поездов с ранеными, Хая Залкинд из Вильны всем сердцем стала рваться туда, где сражается наша армия.

Она долго, но безуспешно хлопотала о зачислении ее сестрой милосердия в один из полевых лазаретов; с другой стороны и родители препятствовали ее желанию.

Не видя иного исхода, Хая Залкинд достала солдатскую амуницию, в полной боевой форме отправилась на станцию и села в первый проходивший военный поезд.

Никто не заподозрил в бравом солдате молодую девушку.

Таким образом, она очутилась на передовых позициях. Но вскоре тайна была открыта, и бой‑девушку заставили вернуться домой.

Хае Залкинд 18 лет. Она заявляет, что своего добьется и рано или поздно вернется на позиции.

Евреи на войне. 1915. № 6.

 

Опровержение тревожных слухов

По словам «Южного края», в иностранных газетах напечатано от имени «Вестника», т. е. петроградского телеграфного агентства, следующее сообщение:

«Петроград, 17 марта. Австро‑германская пресса сообщает, что депутат рейхстага М. Рейцесс обратился к министру Сазонову с открытым письмом, в котором обвиняет русских солдат в различного рода эксцессах по отношению к еврейскому населению Галиции, Буковины и русской Польши. Он утверждает, что в самой России евреи подвергаются непрерывным погромам, что родители раненых солдат‑евреев не имеют возможности навещать их в лазаретах.

«Мы категорически отвергаем эту клевету: армия и народ русский заявляют, что не зарегистрировано ни одного погрома ни в Империи, ни на театре войны, ибо военные власти, стремящиеся поддержать спокойствие в среде гражданского населения, столь необходимое в военное время, не потерпели бы беспорядков.

«Несомненно, однако, что имущества евреев в областях, где происходит война, страдают от разрушений, но религия здесь ни при чем, и на долю евреев выпадает не больше испытаний, нежели на других жителей. Что же касается единичных случаев разбоя, то они всегда строжайше карались. Утверждение же, что евреи не имели возможности навещать в лазаретах раненых родственников, — клевета. В русской армии все солдаты, русские и евреи, подвергаются одинаковому обращению и награждаются в одинаковой мере.

«Наконец, сами евреи признают, насколько постыдны попытки австро‑германских клеветников, стремящихся таким путем провоцировать враждебность нейтральных стран в отношении России. Примером этого признания является еврейский журнал “Новый Восход”, в котором барон Гинцбург, посетивший театр военных действий, констатирует, что совершенно не замечал в армии враждебных чувств по отношению к евреям. Этот же журнал отмечает, что значительные суммы были уделены на оказание помощи пострадавшему еврейскому населению. Журнал передает случаи геройства солдат‑евреев и сообщает, что по приказанию Государя адъютант посетил лазарет петроградской еврейской общины и, поблагодарив от имени Императора солдат за храбрость, вручил Георгиевские кресты троим из находившихся в лазарете четырех солдат».

Евреи на войне. 1915. № 4.

 

Хроника

Дачный сезон

Как известно, большинство еврейского населения в этом году не выехало на дачи и курорты. Но кое‑кто по­ехал. Сведения о мытарствах евреев на курортах скудны, но они имеются.

Между прочим, евреям в этом году разрешено было лечиться на Кавказских минеральных водах раньше, чем в предыдущие годы, и комиссия для освидетельствования приезжающих евреев начала функционировать уже в день открытия в Пятигорске — 1 мая. Освидетельствование производится комиссией два раза в неделю: вторник и пятницу. <…> В тесном коридоре управления отдела, на скамье, над которой приколота надпись «приемная», сидят обыкновенно все, ожидающие освидетельствования. Комиссия приступает к освидетельствованию только в 12 часов, а они усаживаются на этой скамье с 9‑ти часов, и никому в голову не приходит сказать, что в течение 3‑х часов они сидят тут напрасно. <…> Всякий еврей, пропустивший одну комиссию, выселяется с курортов по месту жительства.

— В Саратовской губ. евреям запрещено жить в этом году на дачах. Из восьми ходатайств евреев — зубных врачей и дантистов о разрешении в летнее время заниматься практикой на дачных местностях г. Саратова врачебным отделением губ. правления удовлетворено пока одно <…> Уездной полиии поручено собрать сведения, насколько местное дачное население нуждается в зубоврачебной помощи.

Еврейская неделя. 1915. № 2. С. 30–31.

 

Евреи и курорты

На днях дачевладельцы Теберды обратились к министру внутренних дел с телеграммой о допущении в нынешнем году, с 1 июля по 1 октября, больных евреев для лечения на Теберду. В этой телеграмме дачевладельцы, между прочим, пишут: Допущение евреев на Теберду не только принесет пользу непосредственно нам, дачевладельцам, но также и всем мелким поставщикам провианта, кормящимся около курорта, а также казне, которой удастся в будущем, при сохранении допущения евреев на следующие годы, выгадать на торгах на аренду новых казенных участков более крупные арендные цены, так как торгующиеся будут учитывать это допущение евреев в качестве весьма благоприятного фактора. Что же касается самих евреев, то они ныне поставлены в невозможные условия, так как заграничные климатические станции для них заперты войной, а единственная русская климатическая станция — Теберда заперта для них недопущением.

Война и евреи. 1915. № 13. С. 14–15.

 

Закрытие журнала «Рассвет»

В понедельник 8 мая в редакцию журнала «Рассвет» явилась полиция и предъявила ордер главного инспектора по делам печати о закрытии журнала. Полиция отобрала разрешение на издание журнала и произвела обыск в помещении редакции. Забран комплект последнего нумера.

Еврейская неделя. 1915. № 4. С. 34.

 

К закрытию еврейских газет

Как уже сообщалось в газетах, по распоряжению варшавского генерал‑губернатора закрыты на все время вой­ны издающиеся в Варшаве на разговорно‑еврейском языке газ. «Гайнт» и «Момент» и древнееврейская «Гацефира».

На состоявшемся собрании сотрудников закрытых газет и служебного персонала их контор было выяснено, что в связи с закрытием газет лишилось всякого заработка 468 человек, не считая разносчиков. Из этого числа 385 человек содержат семьи. <…>

Ввиду теперешней дороговизны предметов первой необходимости в Варшаве лишившиеся заработка еврейские журналисты решили открыть потребительскую лавку на паях для дешевой продажи пищевых и иных продуктов. <…>

Война и евреи. 1915. № 13. С. 11.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Святость и деторождение. Недельная глава «Тазриа-Мецора»

Мы верим, верим абсолютно, что Б‑г искупления — в то же время Б‑г творения. Физический мир, где мы живем, — тот самый мир, который Б‑г создал и объявил «очень хорошим». Быть гедонистом — значит отрицать Б‑га. Быть аскетом — значит отрицать, что Б‑жий мир хорош. Быть евреем — значит хвалить и творение, и Творца. Этот принцип объясняет многие черты еврейской жизни, которые иначе оставались бы непостижимыми

Неужели за халой в форме ключа кроется христианское лакомство?

Еврейская народная традиция изобилует заимствованиями подобного рода. Важно не откуда взялись обычаи, а как мы их трактуем. Мода на шлисл‑халу может оказаться мимолетной, а может войти в мейнстрим ортодоксальной традиции, но кому‑то она нравится, и вряд ли от нее будет больше вреда, чем от христианских гимнов, лежащих в основе ханукальной песни «Маоз Цур», или от знаменитого хабадского нигуна, заимствованного из наполеоновского марша

Раскрытие сокровенного: Освящение Мишкана на восьмой день

Сказано, что Моше установил Мишкан. Но ведь он был не один, над возведением Мишкана работало много людей. Поскольку Моше, как мы уяснили ранее, являлся эквивалентом шабата, то он и сосредоточивал в себе всю работу, которую выполняли все сыны Израиля. Это подобно тому, что при сборе приношений для строительства золото, серебро и прочее несли к Моше, а он поднимал эти приношения на духовный уровень