JTA: «Дикие» миньяны и разделенные ряды
Ортодоксальные раввины все чаще расходятся во мнениях о безопасности совместной молитвы
Когда в марте пандемия коронавируса обрушилась на Соединенные Штаты, все ортодоксальные раввины Далласа закрыли свои синагоги, замечательно демонстрируя единство.
В апреле, когда губернатор Техаса начал понемногу открывать штат после мер строгой изоляции, раввины вновь объединились, сказав своим прихожанам, что все они будут держать свои синагоги закрытыми.
Но теперь, когда меры изоляции продолжаются уже свыше двух месяцев, их соглашение рухнуло. На минувшей неделе раввины объявили, что в будущем каждая синагога самостоятельно будет решать, когда открываться.
«Ортодоксальный раввинат Далласа коллективно принял решение, что каждая синагога будет открываться в то время и таким образом, который лучше всего подходит для физического состояния ее общины, — написали раввины в заявлении, опубликованном 14 мая. — Пожалуйста, обратите внимание, что всякий раз, когда ваша синагога открывается в какой‑либо форме, одна вещь должна быть общей: повторное открытие должно быть постепенным, методичным, и, к сожалению, на начальных этапах оно будет сильно отличаться от того времени, когда мы молились все вместе».
В письме содержатся свидетельства зарождающейся реальности: через два месяца после внезапного прекращения всех общинных молитв ортодоксальные общины Соединенных Штатов все больше и больше расходятся во мнениях относительно того, когда и как возобновить эту центральную часть еврейской жизни.
В Далласе лидеры общин по сути не смогли договориться о том, безопасно ли возвращаться в синагоги. Но в других местах, в том числе в пригороде Нью‑Йорка на Лонг‑Айленде, во Флориде и Огайо, раввины открыто спорят, разрешать ли миньяны на открытом воздухе или проводить небольшие богослужения на крыльце и газонах.
То, что ортодоксальные общины стремятся вернуться к богослужениям, неудивительно. Неортодоксальные синагоги добавили онлайн‑богослужения в шабат и начали разрешать миньянам формироваться в Zoom, позволяя тем, кто потерял любимого человека, читать кадиш через Zoom. Но ортодоксальная практика не разрешает использовать технологии в шабат или виртуальные миньяны, не позволяющие соблюдающим евреям выполнять религиозные обязательства, которые формируют ритмы повседневной жизни ортодоксального еврея.
Раввины постановили: оставаться дома, чтобы предотвратить распространение болезни, было более серьезным обязательством, чем молиться вместе в первые дни пандемии, когда болезнь опустошала ортодоксальные общины в Нью‑Йорке и Нью‑Джерси. Но поскольку время шло, а другие местные общины не переживали такого же кризиса, раввины столкнулись с давлением со стороны своих прихожан, чтобы миньянам позволили возобновить совместные молитвы с дополнительными ограничениями.
На прошлой неделе основные ортодоксальные организации выпустили два набора методических рекомендаций, призывающих к медленному, осторожному возвращению к прежним богослужениям. Один набор методических рекомендаций — более либерального Ортодоксального союза — отстаивает более жесткую позицию, нежели другой — организации харедим «Агудат Исраэль» — против немедленного возобновления богослужений на открытом воздухе. Но обе организации оставили окончательное решение о возобновлении молитв на усмотрение местных раввинов и работников служб здравоохранения.
В результате в ортодоксальных общинах возникла напряженность: сторонники разработки пути возвращения к общей совместной молитве столкнулись с теми, кто говорит, что пока слишком рано и слишком рискованно собираться вместе.
12 мая в Кливленде ортодоксальная раввинская ассоциация объявила, что «старшие по кварталу» могут начать организацию миньянов под открытым небом, которые будут соответствовать правилам дистанцирования.
Это начинание столкнулось с оппозицией со стороны других ортодоксальных раввинов в этом районе.
«Я чувствую себя обязанным сообщить людям, что не поддерживаю это письмо», — написал один из раввинов, сообщает Cleveland Jewish News.
Лидеры синагоги в Дирфилд‑Бич, штат Флорида, разослали членам общины письмо с резкой критикой прихожан, собравшихся на богослужения в составе того, что они назвали «дикими миньянами».
«Этого уровня грубой наглости и опасной сафек пикуах нефеш нельзя терпеть», — заявили синагогальные лидеры, используя фразу на иврите, означающую возможную опасность для жизни человека.
В письме предупреждают, что участники таких миньянов будут лишены почестей в синагоге, когда она вновь откроется.
А Раввинский совет округа Берген, где проживает множество крупных общин модерн‑ортодокс, 13 мая опубликовал письмо, в котором говорится, что миньяны на открытом воздухе «сейчас абсолютно неуместны». Организация в северной части Нью‑Джерси первой издала единые правила на время пандемии, 12 марта закрыв все синагоги, находящиеся в ее компетенции, когда стало ясно, что в районе Нью‑Йорка началась эпидемия.
Возможно, нигде раскол не был более выраженным, чем это оказалось в районах Лонг‑Айленда, где харедим и модерн‑ортодокс живут бок о бок в одних и тех же, обсаженных деревьями, кварталах.
Местная синагога, члены которой продолжали собираться на богослужения, выделялась настолько, что известный раввин осудил ее лидера, назвав его по имени в своей пламенной Zoom‑лекции незадолго до Песаха.
Раввин Хершель Биллет из общины «Молодой Израиль» в Вудмере назвал раввина, который допустил молитвенную службу, «опасностью для всей общины» и пообещал лично «изгнать этого человека из общины».
Позже группа из 57 раввинов из «Пяти городов» и Фар‑Рокавей подписала письмо, призывающее не собираться на уличные богослужения.
Все это было три недели назад. А на прошлой неделе несколько раввинов начали осторожно одобрять эту практику в ограниченном числе случаев.
Раскол в сообществе пошел по идеологическим линиям: раввины, более тесно связанные с общиной харедим, которую часто называют ультраортодоксальной, позволяют проводить миньяны на открытом воздухе, в то время как раввины из числа модерн‑ортодокс продолжают выступать против них.
Но были и исключения, когда различия между направлениями в ортодоксальной общине стирались. Так, на прошлой неделе раввины Эйтан Фейнер и Мотти Нойбергер из «Белой синагоги» в Фар‑Рокавее, связанной с современным «Ортодоксальным союзом», направили членам общины письмо, разрешив миньяны на открытом воздухе с установленными ограничениями.
В письме прихожанам сообщается, что миньяны можно организовывать только в том случае, если каждая семья останется на своем участке и будет находиться на расстоянии не менее 6 футов от кого‑либо за пределами участка.
Раввин Залман Воловик, директор Бейт‑Хабада «Пяти Городов» в Сидархерсте, направил аналогичное письмо своей пастве после того, как ранее запретил миньяны на открытом воздухе. Но Воловик сказал при этом, что сам не участвует в таком миньяне, потому что расположение его дома делает это невозможным.
«Если они могут сделать это правильно, каждый на своей собственной территории <…> слава им, если они могут сделать это безопасно, — сказал Воловик, отметив, что многие люди не могут участвовать в миньянах, если не живут рядом с достаточным количеством других людей, которые могут участвовать в них. — Я лучший пример такой ситуации: я не могу этого сделать, поэтому не делаю этого».
Но руководство, выпущенное Ортодоксальным союзом и Советом раввинов Америки, предупредило, что даже тщательно регулируемые богослужения на открытом воздухе могут выйти из‑под контроля. «Необходимо позаботиться о том, чтобы это не стало общедоступным», — говорится в руководстве.
Один раввин из Лонг‑Айленда, недавно разрешивший миньяны на открытом воздухе, 14 мая предупредил своих прихожан, что его разрешение будет отменено, если будут нарушены правила проведения миньянов.
«Мне грустно говорить, но некоторые люди звонили мне, чтобы сказать: руководящие принципы уже были нарушены несколькими способами», — написал раввин Яаков Фейтман из общины «Бейт Йеуда Цви».
Именно возможность того, что правила будут нарушены, побудила раввинов из числа модерн‑ортодокс выступить против этой практики.
«Теоретически сегодня можно создать миньян, который не представляет опасности, — говорит доктор Аарон Глатт, раввин в двух синагогах в этом районе, в том числе в синагоге Биллета, и главный инфекционист больницы “Маунт‑Синай” в Южном Нассау. — Но вопрос в том, может ли эта теория воплотиться в реальность».
Оригинальная публикация: ‘Rogue’ minyans and divided ranks: Orthodox rabbis are increasingly split over safety of communal prayer