Дом учения: Слово раввина

Человек создан для Торы

Берл Лазар 22 ноября 2014
Поделиться

Недавно случилось мне побывать в тюрьме… Нет, это не то, что сразу приходит в голову: мы договорились о встрече с заключенными‑евреями, дабы попытаться вернуть их к вере и праведной жизни. Из всех заключенных на тот момент лишь один человек соблюдал законы нашей религии. Конечно, с ним хотелось встретиться особо — тем более я знал от его родственников, что он очень ждет этой встречи и ему важно поговорить с раввином. Тюремное начальство выделило два часа. Но потом возникли какие‑то технические трудности: я ждал, время шло, людей никак не могли собрать. Короче говоря, когда зал заполнился, у меня оставалось чуть больше 20 минут. Как за такое время успеть по максимуму?

И тут я обратил внимание на то, как вел себя единственный верующий еврей среди заключенных. Он ничуть не отвлекал на себя мое внимание — хотя мог бы, ведь он так рассчитывал на это общение! Но нет: для него первое дело было поделиться своими знаниями с остальными. Сперва он помогал своим соседям наложить тфилин; потом посчитал присутствующих и, обнаружив, что есть миньян, предложил вместе помолиться… Он понимал, что времени мало, и поэтому ценил каждую минуту и использовал ее на благо всех.

Вот вам пример, когда человек, лишь недавно вставший на путь возвращения к Б‑гу, воплотил своим поведением поучение из «Пиркей Авот»: «Если ты преуспеваешь в изучении Торы, не держи благо только для себя, потому что ради этого ты и был создан». Он приобщился к духовному благу, поднялся на более высокий уровень — и немедленно обнаружил стремление поделиться полученным знанием с другими!

Обсуждаемая мишна представляет собой углубленное толкование одного из положений мишны предыдущей, о которой шла речь в нашей прошлой беседе: «Больше Торы — больше жизни». Это неудивительно: ее автор, Йоханан бен‑Закай, был учеником автора предыдущей мишны, рабби Гилеля, и продолжал его традицию. Поучение имеет еще один перевод: «Если ты преуспеваешь в изучении Торы — не считай это твоей заслугой, потому что ради этого ты и был создан». Иными словами, изучая Тору, не думай, что ты делаешь одолжение Б‑гу, не рассчитывай на награду. Награда — это сама Тора, так что лучше скажи Б‑гу спасибо за то, что Он даровал ее тебе.

Б‑г сотворил человека разумным, чтобы он пользовался своим разумом, больше узнавал о мире и соблюдал Его законы. А вся мудрость мира, все законы Г‑спода содержатся в Торе. Учить Тору значит получать максимум пользы из того, чем нас одарил Творец: это нужно в первую очередь нам самим, чтобы наша жизнь обрела смысл и цели. Вот что значит быть созданным ради Торы.

В то же время изучение Торы подобно изучению любой профессии. Чтобы достойно прокормить себя и семью, надо иметь ремесло, а чтобы иметь ремесло, надо сперва как следует его изучить. Чтобы достойно прожить жизнь, чтобы жизнь обрела смысл и счастье, надо учить Тору. Все, что у нас получается в жизни, это дар от Б‑га плюс наше правильное использование этого дара.

А как лучше всего показать, что мы благодарны Б‑гу? Мы должны разделить наши знания с другими — «держать благо не только для себя». Учиться и учить других, тем самым улучшая мир вокруг нас, выполняя главное предназначение человека в этом мире. Если не передать обретенное знание, оно будет потеряно, а это все равно как если бы мы его не получили вовсе. И мы возвращаемся к предыдущей мишне рабби Гилеля: чрезмерность в обретении материальных благ вредит человеку, а вот в духовной сфере чрезмерности быть не может — все обретенное здесь переходит от учителей к ученикам.

…Как‑то раз, во времена очередных антисемитских гонений, власти дошли до того, что велели сжигать еврейские книги. Люди спрашивали Бааль‑Шем‑Това, за что им такая немилость. Бешт в ответ рассказал притчу о царе, который увидел красавицу‑рабыню, женился на ней и облачил ее в роскошные одежды. Но женщина заскучала от дворцовой жизни и повадилась бегать к своим бывшим подругам на задний двор. Царь увидел это и повелел отнять у нее богатое платье и все драгоценности, выдав взамен рабскую одежду. А на ее жалобы ответил: «Я дал тебе эти одежды и украшения, чтобы ты находилась рядом со мной. Если же ты отправляешься к рабам — тебе и рабская одежда сгодится».

Вот так и с нами порой происходит, заключил Бешт. Когда мы учим Тору ради Б‑га и пребываем рядом с Ним, Он защищает нас от любых бедствий. А когда каждый за себя — тут же начинаются неприятности. Чтобы вновь обрести праздничную одежду, надо вернуться к Тому, Кто нам ее подарил!

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Полупраздничные дни: пара эпизодов из повседневной жизни

Если бы разрешалось устраивать свадьбы в праздничные дни, евреи бы только так и поступали, поддаваясь искушению объединить два события в один праздник и тем самым сэкономить время и деньги. А такой расчет мог бы подтолкнуть невесту и жениха к тому, чтобы откладывать свадьбу до следующего праздника, а это значит — откладывать и рождение детей. Поскольку Тора предписывает нам «плодиться и размножаться», подобная отсрочка должна считаться грехом

«Хумаш Коль Менахем»: Почему Яаков послал ангелов, в прямом смысле этого слова?

Когда еврей вовлечен в дела материального мира, он должен, выражаясь метафорически, посылать «ангелов» или «посланцев» — то есть использовать свое «шестое чувство», чтобы определить, могут ли его физические действия сыграть пагубную роль для его духовного здоровья; спрашивать себя: смогу ли я направить данное физическое стремление к более высокой цели? Но даже и в таком случае не следует вкладывать «душу» — свои чувства и способности — в физические материи

Испуг или тревога? Недельная глава «Ваишлах»

Величие Яакова — в его способности испытывать душевную тревогу даже при мысли об оправданном поступке — защите собственной жизни ценой жизни брата. Эту особенность — склонность к нравственным терзаниям из‑за применения силы и потенциального кровопролития даже в ситуации самообороны — еврейский народ сохранил со времен Яакова доныне