Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 3 июня 2020
Поделиться

В своем письме Вы используете словосочетание «современная ортодоксия» (modern orthodoxy), и мне бы хотелось привести здесь кое‑какие свои соображения на эту тему. Несмотря на частоту употребления данного термина при ближайшем рассмотрении Вы поймете, что в нем таится внутреннее противоречие. «Ортодоксия» подразумевает безоговорочную решимость подчиняться Торе и соблюдать заповеди — всем тем, чем жив еврей, тогда как слово «современный» предполагает компромисс и приспосабливание к предположительно новым идеям. Однако если речь идет об истине, то здесь не может быть места компромиссам и приспособленчеству, поскольку 99% истины — это не вся истина, и, следовательно, вообще не истина.

Не нужно объяснять, что 99% лучше 98%, однако нам нельзя также и обманывать себя, полагая, что это вся истина. Как известно, еще Рамбам постановил, что, если еврей принимает всю Тору, кроме одной буквы, это равноценно тому, что он отрицает всю Тору. Иными словами, как было сказано выше, Тора и компромисс несовместимы.

Это не означает, что если еврей не соблюдает все 613 заповедей, он не считается религиозным евреем. Мудрецы говорили: «Израиль, даже согрешив, остается Израилем» Сангедрин, 44а.
. Известно также, что никто из грешников не будет отвергнут, а все отпавшие в конце концов вернутся. Таким образом, любое рассуждение о том, что Тора хоть в чем‑то «устарела» и нуждается в «модернизации», является ересью и отрицанием Б‑жественного происхождения и вечной природы Торы и заповедей.

4 адара II, 5738 (13 марта 1978)

Синагога. Хьюман Блум. Фрагмент. 1940. The Museum of Modern Art, New York. Дар the Lillie P. Bliss Bequest, 1943

Основная идея праздника Рош а‑Шана — коронация Всевышнего в качестве Царя Израиля и Царя Вселенной, и она находит выражение в молитве: «Царствуй над всем миром в славе Своей» «Амида» Новолетия.
. Такая просьба означает нашу готовность целиком и полностью подчиниться Б‑жественной власти. Иными словами, человек во всем покоряется Б‑жественному Царю — до такой степени, чтобы целиком и полностью, со всем, что у него есть, принадлежать Творцу. Именно в этом состоит смысл «принятия ярма Царства Небесного», находящего отображение в нашей повседневной жизни.

На самом деле человек должен принимать на себя ярмо Небес ежедневно, особенно во время произнесения «Шма Исраэль» См. Брахот, 13а: «Сказал рабби Йеошуа бен Корха: “Для чего предшествует (глава) ‘Слушай’ (главе) ‘И будет, если послушаетесь’? Для того, чтобы прежде принял на себя (человек) ярмо Царства Небесного и затем уже принял на себя ярмо заповедей”».
. Однако здесь есть принципиальная разница: на ежедневном уровне принятие ярма — первый и главный поступок дня — служит основой поведения лишь на ближайший день, тогда как Новолетие — это время, когда подчинение власти Небес является назначением и смыслом человеческого бытия как такового, поэтому оно охватывает всего человека и проявляется во всем, что он делает.

Каждой эпохе и каждой стране присущи свои особенности и свои проблемы. В наши дни во многих кругах превалирующей тенденцией является стремление ко все большей самодостаточности и независимости, причем не только в материальных, но и в идеологических вопросах. В людях крепнет нежелание подчиняться существующему порядку, принимать на себя какие‑либо обязательства, прежде чем они будут осмыслены человеческим разумом, и т. д. Данная тенденция особенно характерна для молодых государств, созданных благодаря человеческой инициативе и юношескому запалу, где подобным духом противоречия пронизана вся структура личной и общественной жизни. Такая концепция существенно затрудняет для нас путь к подлинному пониманию нашей Б‑жественной миссии, ибо она опровергает саму идею принятия ярма Небес.

Однако, несмотря на все вышесказанное, для нас является аксиомой, что Б‑г не требует от человека сделать больше, чем тот способен. Поскольку подчинение власти Всевышнего — суть Новолетия (и основа всех наших поступков в наступающем году), очевидно, что речь идет о требовании вне времени и пространства. Соответственно, мы можем и обязаны в полной мере принять власть Всевышнего и в наши дни, в упомянутых обстоятельствах.

Более того, принятие ярма именно в это время и в этой географической точке имеет особое значение. Если некто не привык к полной самодостаточности, но обычно пользуется независимостью лишь избирательно, то когда такой человек безоговорочно принимает на себя некие обязательства, для него это решение не является ни глубинно осмысленным, ни окончательным. Ибо речь идет об индивидууме, который привык к тому, что им управляют другие, и оттого с легкостью меняет свои решения и мнение. С другой стороны, когда человек, обычно не отказывающийся от своей независимости и своих убеждений, приходит к мнению, что должен признать высшую власть и подчиниться ей, это решение является для него гораздо более глубоким и основательным, а потому на поверку оказывается окончательным и бесповоротным.

Дни «слихот» «Слихот» — общественные молитвы с просьбами к Всевышнему о прощении. Произносятся с началом сезона осенних праздников. 5728 (сентябрь 1968)

 

Вы Некая еврейская студентка из Миннеаполиса. пишете, что не уверены в своих чувствах относительно иудаизма, поскольку, как Вам кажется, жизнь человека, соблюдающего заповеди Творца, сопряжена с множеством запретов и отказывает ему в инициативности, прежде всего в том, что связано с мышлением и возможностью выбирать для себя и т. д., поэтому Вам трудно примирить жизнь по Торе с идеей личной свободы.

Честно говоря, подобная позиция из‑под пера думающего человека весьма удивляет. Я полагаю, что в данном случае затруднение вызвано поверхностным пониманием смысла «принятия ярма Торы и заповедей», поскольку слово «оль» (иго, ярмо, хомут) изначально предполагает некое ограничение.

Истина, однако, состоит в том, что в повседневной жизни существует множество вещей, которые человек принимает и которым следует, не задавая вопросов, даже если речь идет о талантливом интеллектуале с пытливым складом ума. Поскольку Вы посещаете колледж и изучали [естественные] науки, Вы, безусловно, знаете, что ни в физике, ни в технологии никто не начинает с опровержения самых азов, проверок аксиом путем собственных исследований и экспериментов. К примеру, человеку не нужно, прежде чем он сядет в самолет, досконально изучить аэродинамику, дабы убедиться в том, что полет безопасен, или в том, что его доставят к месту назначения более или менее вовремя…

Или возьмем другой пример, связанный с телесным здоровьем. Нам хорошо известно, что существуют вещи, вредящие и полезные для организма. Ни один человек не станет проверять эффективность конкретного лекарства путем становления опытов на самом себе. Даже если некто обладает сильной тягой ко всевозможным экспериментам, он выберет для себя наиболее безопасный путь. Этот общепринятый подход вполне понятен и логичен. После того как эксперты достаточно изучили вопрос и достоверно установили, что полезно и что вредно для нашего здоровья, или же разработали методы для дальнейшего технологического прогресса, будет по меньшей мере пустой тратой времени проводить все эти эксперименты повторно. Кроме того, нет никаких гарантий, что при этом человек не совершит какую‑либо ошибку и не придет к неверным выводам, чреватым, как правило, неминуемыми тяжкими последствиями.

Сказанное о физическом здоровье не менее справедливо, когда речь идет о здоровье духовном, то есть о той сфере, в которой душа может достичь совершенства и реализации, — тем более что духовное здоровье в целом связано с телесным, особенно когда дело касается евреев.

Так вот, Творец человека, будучи также Творцом и Владыкой вселенной, безусловно обладает наилучшей «квалификацией», чтобы знать, что полезно для человека и для мира, в котором тот живет. В Своем великом милосердии Всевышний уже уведомил человечество о том, что ожидает каждого из нас в конце дней: если в своей повседневной жизни человек будет поступать определенным образом, он сохранит здоровую душу в здоровом теле, и ему будет хорошо и в этом мире, и в мире Грядущем. При этом Он оставил для нас достаточно областей, в которых мы можем полноправно заниматься исследованиями — опять‑таки в рамках правил, установленных Всевышним.

Иными словами, совершенно очевидно, что, если бы человек жил достаточно долго и имел необходимые способности, чтобы без помех и ошибок ставить всевозможные эксперименты, он, безусловно, пришел бы к тем же выводам, которые мы находим в Торе, дарованной нам Б‑гом, — о необходимости соблюдать субботу, есть только кошерное и т. д. Однако, как уже было сказано, Всевышний, в Своей бесконечной милости, оградил нас от этих хлопот, равно как и от возможных ошибок, и дал нам все результаты в готовом виде, поскольку любит всех людей, как тех, кто обладает способностями к исследованиям, так и тех, кто их лишен.

Как же нам следует рассматривать слово «ярмо» в отношении принятия Торы и заповедей в повседневной жизни? Человеческая природа требует некоего набора безусловных императивов. Ибо таково наше естество: влекомые дурными побуждениями, мы легко поддаемся искушениям. У искушений же, как известно, сладкое начало, но горький конец. Тем не менее, усыпив в себе голос разума, человек может пренебречь горьким концом ради быстрого наслаждения. Так, несмотря на то что и детей, и взрослых предупреждают, что определенная пища для них вредна и что из‑за нее они в конце концов заболеют, многие из нас пренебрегают ограничениями ради сиюминутного каприза. Поэтому Б‑г дал нам «ярмо» Торы и заповедей и сказал, что независимо от того, понимаем мы их или нет, Его повеления следует исполнять бесхитростно, не задавая лишних вопросов.

Есть еще один, главный, момент в том, что касается принятия ярма Небес. Хотя, как уже было сказано, Тора и заповеди были даны на благо человека, Всевышний наделил их неизмеримо более важными достоинствами. Ибо только они способны соединить его с Б‑гом, сотворенных — с Творцом, без Торы и заповедей у нас с Ним нет и не может быть ничего общего. Дав людям заповеди, которые следует соблюдать в повседневной жизни, Б‑г даровал нам возможность «прилепиться» к Творцу и преодолеть ограниченность нашей конечной сущности, пребывающей в конечном мире. Таким образом, Тора и заповеди являются своего рода мостом, позволяющим преодолеть бездонную пропасть между Творцом и сотворенными; они позволяют человеку «вознестись» и «прилепиться» к Б‑жественному. Разумеется, этого можно достичь лишь в том случае, если тот соблюдает заповеди не ради награды, предназначенной телу или душе, но только потому, что таковы воля и повеление Святого, благословен Он. Именно по этой причине в благословениях, которые еврей произносит перед исполнением тех или иных заповедей, не упоминается «полезность» соблюдения, но говорится: «Освятивший нас Своими заповедями и повелевший» — то есть дело не столько в воздаянии, сколько в обретении нами Святости.

И в заключение. То, что у Вас возникают сомнения и неуверенность, не должно Вас обескураживать. Тора хочет, чтобы для служения Творцу человек использовал все свои способности, включая интеллект, — до тех пор, пока подход в целом остается верным, т. е. пока мы [безоговорочно] принимаем Тору и заповеди. Это естественно и даже желательно — стремиться понять все, на что хватает наших умственных способностей. В Вашем случае это особенно важно, поскольку у Вас есть возможность влиять на молодых людей, придерживающихся схожего с Вашим образа жизни.

Без даты

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Тот факт, что человеческий разум неспособен понять ту или иную вещь, свидетельствует лишь о его ограниченности, а мы давно знаем, что Всевышний непостижим для тех, чье постижение зависит от органов чувств. Разумеется, мы не станем здесь возвращаться к вопросу, над которым и евреи, и неевреи бьются с начала времен и который не разрешен и сегодня. Я убежден, что верующий теряет веру вовсе не из‑за этих докучливых вопросов. Напротив, утратив веру, он пытается успокоить свою совесть, сосредоточившись на этой проблеме.

Благословение и мир

В наше время, когда многие, особенно молодежь, поколебались даже в самих основах веры и сделались жертвами внешних влияний, [еврейское образование] стало особенно важным и, прежде всего, именно для девочек, поскольку всего через несколько лет от них станет зависеть то, что будет происходить в еврейских домах. Поэтому необходимо познакомить их с красотой Торы, а также с позицией Торы по поводу тех вопросов, с которыми им предстоит столкнуться в последующей жизни в качестве еврейских жен и матерей.

Благословение и мир

Судя по Вашему письму, если Вы не понимаете причины, почему что‑либо происходит так, как происходит, это служит для Вас доказательством, что у вселенной нет ни Творца, ни Владыки. Здесь можно воспользоваться другой аналогией. Маленького ребенка привели на гигантскую фабрику. Ребенок заявляет, что если поймет во всех деталях, как и почему здесь все организовано, то только в этом случае он признает существование главного инженера‑разработчика.