«В начале сотворил Всевышний небо и землю».
(Берешит, или Бытие, 1:1)
ПЕРВАЯ СУББОТА ГОДА
Первая суббота после окончания осенних праздников, когда мы читаем первую главу Торы «Берешит», носит название «Шабат берешит» и занимает особое место в еврейском календаре. Если обычная суббота оказывает духовное воздействие на всю последующую неделю, то шабат берешит распространяет свое влияние на весь год.
Это связано с самим содержанием главы, где описывается сотворение мира. Представление о том, что у этого мира есть Творец, является основой и краеугольным камнем всего еврейского мировоззрения. Но так ли уж хорошо мы понимаем процесс сотворения мира из ничего? Ведь именно о таком явлении идет речь, а вовсе не о трансформации или изменении чего-либо, уже ранее существовавшего, и превращении одного творения в другое, пусть и иной природы.
В МИРЕ НЕТ НИЧЕГО, КРОМЕ Б-ЖЕСТВЕННОГО СВЕТА
Раскрыть внутренний смысл творения помогает нам учение Баал-Шем-Това и Алтер Ребе.
Когда-то, еще на школьных уроках философии, мы усвоили основную формулу материалистической картины мира: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи». Хасидская «философия» дает альтернативную формулировку: «В мире нет ничего, кроме Б-жественного света».
Баал-Шем-Тов приводит и анализирует цитату из Псалмов (Псалмы, 119:89): «Навеки, Г-сподь, слово Твое впечатано в небеса». О каком слове (или словах) идет здесь речь? О словах одного из «Десяти речений» (1:6): «Да будет небосвод посреди вод», которыми эти самые небеса и были сотворены. Причем небосвод не только был сотворен этими словами во время шести дней творения, но они (точнее, Б-жественная сила, заключенная в этих словах) поддерживают его существование с тех пор и до наших дней. Более того, если представить себе на миг, что это воздействие на время прекратится, то «небеса» (впрочем, как и любое иное творение) вернутся в первозданное небытие и обратятся в полное ничто.
Как будто его и не было никогда. Существование всего этого мира и каждого его творения полностью зависит от воли Творца.
Существование всего мира сводится к тем самым Десяти речениям, которыми он был создан. Очевидно, что этот мир, созданный Творцом, не может служить помехой для осуществления той цели, ради которой он и был создан и которая изложена Творцом в виде Десяти заповедей.
А что же случилось с тем первозданным светом? Теперь для нас светят небесные светила и другие, вполне материальные источники света. А тот возвращенный свет был скрыт для праведников в словах Торы, а точнее, в самой сокровенной ее части, которая скрывает тайную мудрость Торы.
Наш мир полон Б-жественного света, и только наша вина в том, что мы его не видим. Но в конце времен он раскроется в полной мере, когда, по словам пророка (Йешаяу, 11:9): «…Ибо наполнится земля знанием о Б-ге, как вода переполняет море».
ИЗ ХАСИДСКОЙ МУДРОСТИ
«В начале сотворил Всевышний небо и землю».
Эту известную фразу, с которой начинается Тора, можно вывернуть «наизнанку», и тогда она приобретет новый смысл: «вначале», т. е. прежде всего, человек должен твердо усвоить: «Всевышний сотворил небо и землю». А из этого факта следует, что в этом мире нет места произволу и все в нем подчиняется воле Творца.
(Рабби Мойше-Лейб из Сасова)
(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 360)