Ага Думпа: праздник караимов Феодосии
Караимы — одна из самых малочисленных этноконфессиональных иудейских групп. Максимальная численность караимов в Российской империи составляла 13 тыс. человек в 1914 году. Миграционные пути привели караимов с Ближнего Востока на Крымский полуостров, что, согласно письменным источникам, произошло не позднее третьей четверти XIII века. Историческими местами проживания караимов в Крыму являлись города Солхат (Старый Крым), Каффа/ Кефе (Феодосия), Чуфут‑Кале, Мангуп‑Кале и Гезлев (Евпатория). В XIV и XV веках из Крыма караимы переселились на территорию современной Литвы и Западной Украины, создав два анклава так называемых западных караимов. В отличие от них, караимов, проживающих в Крыму и выходцев из Крыма, в наше время принято называть крымскими караимами. Все вместе они представляют собой общность восточноевропейских караимов.
Являясь подданными Крымского ханства и Османской империи, караимы испытали сильное культурное влияние доминирующего местного населения и их соседей: стали тюркоязычными, переняли быт, традиции и образ жизни, одним словом, в культурном отношении были полностью ассимилированы, сохранив при этом религиозную самоидентификацию и древнееврейскую письменность.
Традиционная культура крымских караимов, включающая еврейские и тюркские элементы, просуществовала вплоть до начала XX века, после чего, вследствие политических катаклизмов и сильного влияния уже русской культурной среды, была утрачена. С 1930‑х годов на несколько десятилетий прекратилась и общественная жизнь, которая начала возрождаться только в конце 1980‑х — начале 1990‑х годов на волне национального подъема, когда стали создаваться национально‑общественные и религиозные организации. Одновременно с этим возникла тенденция к реконструкции культурных традиций с уклоном в их тюркскую составляющую. На этом фоне некоторые традиции действительно обрели новую жизнь зачастую в адаптированной форме. К их числу следует отнести возрождение празднования Ага Думпа.
Ага Думпа (или Ага Тумпа) (тюрк. «господин перевернулся») — уникальная традиция, существовавшая только у караимов Феодосии. Это праздник, который установлен в память о чудесном спасении от гибели целой караимской общины, по своему содержанию очень напоминающий Пурим. Дата праздника, первое адара, также близка к дате Пурима. Однако относить его к так называемому малому Пуриму все же не стоит, поскольку нигде в источниках праздник так не называется. Традиционными для караимов являются праздники, упоминаемые в Священном Писании, и только праздник Ага Думпа находится за рамками традиции, в то же время являясь ее неотъемлемой частью. Предание под одноименным названием известно многим караимам. Его самая ранняя сохранившаяся письменная фиксация принадлежит газзану (хазану) и историку Исааку Иосифовичу Синани, который около восьми лет прожил в Феодосии. Однако наибольшее распространение легенда получила в более подробном пересказе феодосийца Бориса Яковлевича Кокеная. Вот краткое содержание предания.
Турецкий наместник в Кефе Ахмет‑паша, узнав о том, что крымский хан, вопреки его воле, назначил начальником монетного двора караима, пришел в ярость и задумал уничтожить караимов. Он вызвал к себе своего придворного по имени Кара‑Темир, чтобы посоветоваться с ним, как ему погубить караимов, да так, чтобы кара, обрушившаяся на них, выглядела как наказание за неповиновение его воле. Выслушав Ахмет‑пашу, Кара‑Темир сообщил своему господину, что он и сам давно желает гибели караимам, и рассказал о том, что однажды он с большим трудом приобрел для своего гарема трех караимских девушек из Кырк‑Йера, но старейшина караимов донес об этом хану, и ему пришлось покинуть Бахчисарай. Кара‑Темир велел Ахмет‑паше позвать караимских старейшин и сообщил ему свой план, который с радостью был одобрен наместником. Явившимся ко двору старейшинам Ахмет‑паша приказал, чтобы в течение одного круга солнца каждая караимская семья соткала по полотну для турецкого войска из пряжи весом в три ока (1 ока — примерно 1,2 кг). «Если веление мое не будет исполнено, — гневно изрек наместник, — погибнет от меча весь ваш народ в пределах вверенной мне земли». Старейшины караимов, понимая невыполнимость поставленной задачи, стали молить Ахмет‑пашу о пощаде и предлагали ему богатый дар, но паша был непреклонен. В глубокой скорби старейшины вернулись к своей общине и сообщили волю паши. Караимские женщины даже не подошли к прядильному станку ввиду немыслимости исполнить в срок возложенное на них дело, и вся община приготовилась к неотвратимой гибели. Видя, какая страшная беда постигла караимов, глава общины призывает своих собратьев отказаться от пищи и собраться всем в кенасе для молитвы Б‑гу. «Словно вымерла караимская слобода. Замолкли в домах беззаботные песни. Не раздаются детские голоса. Оставлены ненужные заботы о хлебе насущном. Весь джамаат в кенасе, откуда доносятся звуки печальных молитв о спасении души и приглушенные рыдания женщин», — повествует легенда. С наступлением утра, воспользовавшись хорошей погодой, Ахмет‑паша отправился на морскую прогулку по заливу, чтобы ускорить томительное ожидание долгожданной расправы. Но вдруг погода резко меняется, на небе появляются тучи, и начинается шторм. Поднявшиеся волны опрокидывают лодку паши, и он тонет, не успев добраться до берега. Гибель турецкого паши увидели с высоты караимской слободы дети караимов, не выдержавшие долгой молитвы и покинувшие кенасу. С радостными криком: «Ага думпа», что значит «господин перевернулся», дети вбегают в кенасу, и весь народ воздает хвалу Б‑гу за спасение от неминуемой гибели.
В память о тех событиях караимы Феодосии на протяжении многих лет устраивали веселый праздник с песнями и танцами и с характерным, изготавливаемым только в Феодосии, блюдом ступеч. Лишь в советское время традиция празднования Ага Думпа оборвалась. «Этот праздник праздновали только феодосийские караимы, — писал феодосиец Марк Эзрович Хафуз в 1980‑х годах, — он в настоящее время почти забыт, только пожилые люди смутно его помнят».
Однако в начале XXI века, благодаря усилиям активистов караимского общества Феодосии, веселое общественное празднование Ага Думпа стало возрождаться. Впервые спустя много лет празднование было организовано Светланой Саитовой в 2000 году. В 2003 году в феодосийской газете «Победа» была опубликована ее статья «Спасение феодосийской караимской общины», посвященная истории этого праздника. В 2008 году на праздник феодосийских караимов были приглашены и караимы из Симферополя.
В наше время караимы Феодосии ежегодно проводят празднование Ага Думпа с обязательным праздничным столом, на котором главным блюдом является ступеч — кулинарный символ Ага Думпа. Ступеч приготавливают из вареной карамели, вываленной в жареной муке. Перед употреблением в пищу его подносят ко рту и на выдохе произносят: «Ага Думпа». В 2013 году по сценарию А. С. Альянаки в Феодосии был поставлен костюмированный спектакль с одноименным названием «Ага Думпа». С 2018 года празднование Ага Думпа перенесено в стены Феодосийского музея древностей. Организатор мероприятия — председатель Феодосийской караимской религиозной общины Л. Л. Ильченко.
Достоверно неизвестно, какие исторические события легли в основу предания. Дело было так давно, что феодосийские караимы не могут сказать и того, когда именно. «Давно, давно это было, — писал М. Э. Хафуз, — караимы Феодосии не помнят, то ли при франках (генуэзцах), то ли во времена владычества в Кефе турок». Устное предание не сохранило никаких временных ориентиров, кроме одного: события происходили в то время, когда в Кефе жил наместник турецкого султана — паша. Это значит, что спасение караимской общины Кефе могло произойти в довольно широком временном диапазоне с 1475 по 1783 год, когда Кефе, нынешняя Феодосия, была столицей эялета (провинции) Османской империи. Но эта неопределенность не беспокоит современных феодосийских караимов, ведь главный вопрос — не «когда», а «как» была спасена караимская община: благодаря молитве и вмешательству Всевышнего, вставшего на защиту сыновей Израиля.