Кабинет историка

Сила и слабость Карла Великого

Борис Якубович 25 марта 2021
Поделиться

В V веке новой эры произошел уже давно ожидаемый распад некогда могущественной Римской империи на западную и восточную части. Восточное государство, впоследствии получившее известность как Византия, просуществовало еще тысячу лет, а слабое и аморфное западное вскоре сделалось относительно легкой добычей разных варварских племен.

К этому времени Западная Римская империя включала в себя уже исключительно итальянские земли, так как от нее последовательно отпали прежние провинции — Британия, Галлия, Испания и африканские владения. Впрочем, и сохранявшиеся остатки былого величия ей оставалось удерживать совсем недолго, поскольку она ничего не могла противопоставить завоевателям — варварам.

Франкское государство на момент смерти Пипина в 768 году и завоевания Карла Великого

В то же время племена германцев, осевших на землях бывшей империи, быстро перенимали римский уклад жизни, обычаи и традиции. Римские и провинциальные магнаты стали сливаться с представителями германской знати и постепенно вошли в состав господствующего класса новых государств, образованных на римской территории. Классическим примером такого нового государственного образования стала страна франков, представлявшая собой объединение нескольких германских племен.

В V веке франки захватил значительную часть бывшей Римской империи и основали первую королевскую династию Меровингов, имя которой дал ее основатель, вождь по имени Меровей.

В 496 году знаменитый предводитель франков Хлодвиг вместе со своими дружинниками принял христианство по римскому образцу. Это придало легитимность его притязаниям в глазах к тому времени уже влиятельной церкви и римского общества.

Постепенно, в результате успешных завоеваний, возникло большое франкское государство, охватывавшее практически всю римскую Галлию. В VII веке династия Меровингов пришла в упадок и была оттеснена представителями крупных землевладельцев, в начале VIII столетия основавших новую династию Каролингов, ярчайшим и наиболее известным представителем которой был Карл Великий.

 

ФРАНКСКИЕ ЗАРИСОВКИ

Будущий император родился 2 апреля 742 года в семье короля франков Пипина, за малый рост прозванного Коротким. Отец Карла рано начал приобщать старшего сына к государственным делам, давая ему те или иные достаточно сложные поручения. В частности, мальчику довелось встречать делегацию, возглавляемую папой римским, а также сопровождать отца в военных походах.

После смерти державного родителя Карл в течение трех лет делил королевство с младшим братом, а похоронив и его, стал властителем единого, неделимого государства. Следует сказать, что в исторических анналах сохранилось мало сведений о жизни и деятельности большинства правителей раннего средневековья, но к Карлу это, к счастью, не имеет отношения. Благодаря воспоминаниям его придворного историографа Эйнгарда — блестящего литератора, политика, одного из образованнейших людей своего времени мы имеем вполне законченное представление о прославленном монархе.

Карл Великий

К сожалению, в трудах этого энциклопедиста приводится очень мало сведений о пребывании евреев в королевстве франков того периода, если не считать небольшого анекдотического рассказа. Суть его заключается в том, что некий ловкий еврейский купец продал простодушному епископу за баснословную сумму обыкновенную бальзамированную мышь в качестве панацеи от всех болезней. Правда, получив деньги, предприимчивый сын Израиля отнес серебро Карлу и рассказал о своей проделке. Король оценил шутку.

Настоящих же, серьезных материалов, касающихся жизни евреев в королевстве франков, немного и они противоречивы. Известно, что в VI веке, вскоре после введения христианства в Галлии, отношения с местным духовенством поначалу были вполне дружественными, в частности имелись случаи заключения браков между евреями и христианами. С приходом к власти Меровингов положение евреев стало ухудшаться. Клермонский и Орлеанский соборы запретили смешанные браки, а тех христиан, кто отказывался расторгнуть союз, заключенный ранее, отлучали от церкви. Кроме того, евреям было запрещено являться сборщиками податей и вообще занимать такие должности, при которых христиане могли находиться у них в подчинении.

Один из наиболее одиозных в этом отношении меровингских королей — Хильперик — прямо утверждал, что евреи есть народ безбожный и вероломный, живущий одним лишь обманом. После падения Меровингов правовое положение евреев заметно изменилось к лучшему, хотя, разумеется, не было лишено определенных ограничений. Произошедшие перемены в жизни многострадального народа во многом связаны с именем Карла Великого.

Чтобы понять мотивы, которыми руководствовался новый король не только в этом вопросе, но и в национальной политике в целом, следует внимательно присмотреться к его личности.

Согласно свидетельству Эйнгарда, Карл был человеком высокого роста, статного телосложения, имел массивную голову и по обычаю франков носил длинные, пышные усы. Голос его звучал не слишком громко, но при этом монарх был настолько красноречив, что вполне мог соперничать с прославленными ораторами древности. В отличие от своих предшественников, Карл владел несколькими иностранными языками и был весьма сведущ в различных научных дисциплинах. Особенно увлекала его астрономия, в процессе изучения которой король мог часами наблюдать за звездами и движением небесных светил. Карл Великий всемерно покровительствовал изучению литературы и мог цитировать наизусть значительные отрывки из разных сочинений. Привлекая ко двору выдающихся богословов и грамматиков, он мечтал о том, что высокообразованные, духовные мужи образуют сообщество, которое можно будет называть новыми Афинами. Человеком, обладавшим вдохновенным умом, глубокими, разносторонними знаниями и вследствие этого пользовавшимся наибольшим уважением и доверием Карла, сделался английский монах Алкуин.

В Ахене — столице королевства франков Алкуин основал элитарную академию, где читались лекции по философии, риторике, астрономии, музыке и ряду других наук и искусств. В академии господствовали классические и библейские традиции, отмечалась высокая толерантность по отношению к иным взглядам и религиозным учениям. Чтобы понять, насколько велика была роль Алкуина в формировании мировоззрения монарха, достаточно перечислить некоторые из основных принципов, которые этот светлый человек старался передать своему царственному ученику: любить Б-га ради душевной чистоты и познания истины, не терять свое богатство, но и не зариться на чужое, украшать себя изнутри, а не извне, сохранять и ценить мир без распрей и войн.

Имея такого выдающегося наставника, Карл при принятии решений никогда не испытывал сомнений и колебаний, обладая редким даром внушать окружающим веру в неоспоримую правоту своих слов, мыслей и деяний. В общении с окружающими он держался очень просто и искренне, не терпел пышных церемоний, а его почти аскетичная одежда ничем не отличалась от одежды простолюдина. Только по праздникам или в дни торжественных приемов во дворце Карл мог позволить себе дорогие облачения и символ власти — королевскую корону. Женат он был пять раз и от всех своих жен имел десятерых детей.

Следуя древним обычая франков, Карл Великий с детства обучал сыновей верховой езде, умению обращаться с оружием, быть смелыми и удачливыми охотниками, а дочерей обязывал прясть и трудиться по дому. Причем последних Карл любил так, что не желал расставаться с ними, выдавая замуж. Да не усмотрят скептики в данном обстоятельстве некий скрытый смысл, ибо Карл Великий был высокоморальным и богобоязненным человеком.

Вопреки заветам Алкуина практически все годы своего правления Карлу приходилось вести многочисленные войны, поэтому неудивительно, что большую часть жизни он провел в военных походах. Самой ожесточенной и продолжительной оказалась война с племенами саксов. Карл несколько раз вторгался на их земли, завоевывал и вроде бы покорял, но свободолюбивый народ вновь и вновь восставал против интервентов. Наконец, окончательно усмирив саксов, Карл включил в состав франкского государства практически всю Германию. Большим успехом завершились также его походы против Аварского каганата и лангобардов — германского племени, основавшего свое королевство в Северной Италии. Зато крупная неудача подстерегала его в испанской кампании, в процессе которой в Ронсевальском ущелье было уничтожено крупное соединение франков. Эта трагическая битва нашла отражение в знаменитой эпической поэме «Песнь о Роланде».

К счастью, других серьезных неудач армия Карла сумела благополучно избежать.

 

ИМПЕРАТОР И ЕВРЕИ

Глубоко верующему христианину, но отнюдь не фанатику, Карлу постоянно приходилось решать вопросы, связанные с делами церкви, а следовательно, вплотную заниматься проблемами еврейского населения в своем непрерывно разрастающемся государстве. В тот период большинство евреев королевства проживало в Провансе —области, расположенной между нижним течением Роны и Восточными Альпами. Центром этой провинции являлся город Нарбон, долгое время находившийся под властью арабов, которые были выбиты оттуда еще отцом Карла Пипином Коротким. За помощь, оказанную ему еврейской общиной при осаде города, царственный родитель Карла предоставил ей различные привилегии. В частности, многим представителям общины были пожалованы земельные участки, поля и виноградники, которые не подлежали королевскому налогообложению.

Карл Великий, трепетно относившийся к памяти отца, принял решение наградить еврейскую общину за ту роль, которую она сыграла при взятии города. Он распорядился передать во владение общине часть Нарбона с пригородами. Достоверность этого акта подтверждает документ, сохранившийся в Грасском аббатстве. Некоторые ученые полагают, что истинной причиной подобной милости явился эпизод одного из военных сражений, во время которого под Карлом, скакавшим впереди отряда, убили коня. Гибель монарха казалась неминуемой, но один из воинов, оказавшийся нарбонским евреем, уступил властителю своего коня, а сам тут же пал.

Во главе общины Нарбона, которую в определенной мере можно сравнить с крупной еврейской диаспорой египетской Александрии, находился назначенный Карлом специальный уполномоченный, ее глава, именуемый наси. Само собой разумеется, этот чиновник являлся членом еврейской общины. С одним из таких наси связана довольно любопытная история.

Жюль Лор. Карл Великий в окружении приближенных получает в дар от Алкуина монастырские манускрипты

В 797 году к знаменитому халифу Гарун-ар-Рашиду, чье имя известно из сказов «Тысячи и одной ночи», Карл направил посольство для установления торговых отношений. Основной целью миссии являлась покупка огромного экзотического животного, невиданного в северных широтах. Речь, понятное дело, шла о слоне, и столь ответственное задание было поручено некоему еврею Исааку, которого для придания важности этой торговой операции сопровождали знатные франки — граф Санфрид и граф Зикмунд. Благополучно вернуться домой посольство смогло только пять лет спустя, после долгих проволочек, связанных с постоянно меняющейся политической ситуацией и отсутствием подходящих условий для транспортировки столь крупного животного. К тому времени благодаря своему безмерно возросшему авторитету Карл уже был провозглашен императором, и хитрый халиф был рад исполнить давнюю просьбу могущественного западного владыки.

Вместе со слоном и сопровождавшими его лицами в Ахен прибыл и известный вавилонский талмудист Махир. 

Карл встретил маститого ученого с великими почестями и тут же пожаловал ему титул главы еврейской общины Нарбона. Начиная с Махира эта должность сделалась наследственной, что подтверждается свидетельством знаменитого еврейского путешественника Вениамина Тудельского. Посетив Нарбон 360 лет спустя, он отметил выдающееся положение в тамошнем обществе, которое занимали потомки Махира. В разных источниках сообщается также, что стараниями Махира в Нарбоне была основана талмудическая школа, привлекавшая учеников со всех концов света.

Помимо этого в исторических архивах обнаружены материалы, свидетельствующие об активном заселении евреями берегов Рейна в эпоху Карла Великого и возникновении в Германии целого ряда еврейских общин. Однако, отмечая толерантную политику императора в отношении евреев, следует помнить, что Карл являлся духовным сыном христианской церкви, а следовательно, принимал на веру многочисленные обвинения, возводимые против народа Израилева церковными пастырями.

«Римская церковь, — утверждал Карл, — поставлена во главе всех остальных церквей». Исходя из этого постулата, он вынужден был сохранять дискриминационные меры против евреев, прописывая их в своих законодательных актах — капитуляриях. Согласно этим положениям, евреи не имели права выступать в роли общественных обвинителей, а при принесении жалобы на христианина еврей должен был заручиться показаниями девяти свидетелей, в то время как христианину достаточно было трех. 15-й капитулярий запрещал христианам предоставлять землю в аренду евреям, а кроме того, последним запрещалось принуждать христиан работать по воскресеньям и в праздничные дни. Само собой разумеется, что евреи не имели права принимать в залог имущество, принадлежащее церкви.

Вся политика Карла по отношению к евреям отличалась определенной двойственностью. Будучи прекрасно образованным, дальновидным человеком, он понимал, что в благоприятных для себя условиях они могут заметно поднять экономическое положение государства. Сознавая это, Карл предоставлял евреям самые широкие полномочия в области торговли и промышленного производства, однако в политическом и гражданском отношении император вынужден был идти по стопам своих предшественников и всячески ущемлять их права.

Карла вряд ли стали бы именовать Великим, если бы он не умел разумно сочетать жестокость с милосердием, благосклонность с опалой, а высокую духовность с низменным материализмом. Истинное величие этого монарха стало до конца понятным только после его смерти, когда созданная им могущественная империя стремительно распалась на отдельные враждующие друг с другом государства. Уход за горизонт подлинного светила раннего средневековья надолго погрузил Европу в мрак и хаос.

 

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 706)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Еврейский вектор Бонапарта

Уже в самом начале войны Россия поняла, что в лице еврейского населения она имеет верных и преданных граждан. Несмотря на упорные слухи о дружеском расположении Наполеона к евреям, во всех синагогах страны усердно молились о победе русского оружия. Имеются неоспоримые свидетельства того, что добровольные разведчики из еврейских местечек, рискуя жизнью, пробирались в расположение русских войск, дабы передать сведения о передвижениях французов и иную ценную информацию.

Иллюзии Оливера Кромвеля

Мистическая идея Кромвеля о том, что возвращение евреев и гуманное отношение к ним необходимы как для царства Б-жьего на земле, так и для решения многих экономических проблем страны, как ни странно нашла отклик у нового короля. Карл II, находясь в изгнании, получил большую материальную поддержку от некоторых богатых евреев Франции и, помня об этом, наконец-то разрешил стародавнюю проблему. И заслуга Оливера Кромвеля в последующем полноправном возвращении сынов Израиля на берега Альбиона несомненна и неподвластна зигзагам истории.

Папа Анаклет

В 1021 году, после постигшего Италию сильнейшего землетрясения, в Риме начались преследования евреев, обвиненных в якобы имевшем место глумлении над иконами, что и привело к стихийной катастрофе. В этот трудный период в жизни общины начинает играть заметную роль семейство Пьерлеони, один из представителей которой был дедом будущего римского понтифика. Этот честолюбивый и предприимчивый человек принял христианство, а накопленное к тому времени изрядное состояние вскоре открыло перед тщеславным прозелитом двери аристократических домов Рима.