Послания Любавичского Ребе

Лех-леха. «Ступай к себе»

Текст подготовил Довид Карпов 30 октября 2020
Поделиться

НАЧАЛО ПУТИ

В недельной главе «Лех-леха» мы вместе с нашим праотцем Авраамом (тогда он еще назывался своим первым, неполным именем – Аврам) заново начинаем тот путь, который в конце должен привести к двум самым важным национальным приобретениям: Земле Израиля и Дарованию Торы.

До этого человечество стремительно нравственно и духовно деградировало, что привело к катастрофе Всемирного потопа и общечеловеческой трагедии строителей Вавилонской башни, которые были «рассеяны по земле». И только в самом конце забрезжил свет надежды: в Торе появляется первый подвижник и просветитель – Авраам. Тогда Всевышний впервые обратился к нему с судьбоносным повелением, которое в корне изменило всю его жизнь (Берешит, 12:1): «Уйди из земли твоей, из родины твоей, из дома отца твоего в землю, которую Я тебе укажу».

 

ИДИ!

Собственно, с этого момента и начинается «путь Авраама» – великого подвижника и просветителя, бесконечно преданного воле Творца человека, благодаря которому идея единобожия стала распространяться в древнем языческом мире. 

Но мы также знаем, что слова и указания Торы вечны. В данном случае это означает, что первое повеление, которое услышал первый еврей Авраам из уст Творца, адресовано каждому из его потомков, в частности и нам с вами. Это к нам обращен призыв «Иди!» – из языческого Харана в том направлении, которое указывает нам Всевышний – в Ханаанскую землю, которой предстоит в будущем стать Святой землей. 

Но что предшествовало этому переломному событию в жизни первого еврея? Мы мало знаем о первой половине жизни нашего праотца Авраама. Тора начинает описывать его жизненный путь с того момента, когда ему уже исполнилось 75 лет. Но почему Тора ничего не рассказывает о детских и юношеских годах Авраама? Может быть, в этот период его жизни не происходило никаких значимых, с точки зрения Торы, событий? Но ведь, согласно древним преданиям (мидраши), уже в возрасте трех лет(!) Авраам начал задумываться о том, как устроен окружающий мир, и у него возникли первые представления о существовании Всевышнего! Впоследствии, по мере своего взросления, он все больше утверждался в своем «открытии», пока не сформировал для себя новую картину мира, где все подчиняется воле невидимого Творца, которого Авраам называл «Царем надо всеми царями».

Более того, через те же устные предания до нас дошла история о том, как Авраам смело отстаивал свои «революционные» на тот момент взгляды и представления об устройстве мира перед всесильным царем Нимродом. Он не отрекся от веры в единого Творца даже под страхом смерти и смело шагнул в раскаленную печь. Так неужели этот эпизод не заслуживает того, чтобы быть описанным в Торе?! Но всё, что мы находим в тексте, всего лишь слабый намек на эти события в виде упоминания родного города Авраама – Ур-Касдима, что на халдейском языке и означает «раскаленная печь».

 

ОТРЕЧЕМСЯ ОТ СТАРОГО МИРА

В Торе все предельно точно выверено, и каждая деталь подчинена общему замыслу. Начиная историю жизнеописания Авраама с того момента, когда он получил первый приказ – «Лех-леха», Тора хочет этим подчеркнуть, что тот Авраам, которого мы знаем как великого подвижника и просветителя, основателя единобожия и родоначальника еврейского народа, появился вместе с первым повелением – «Иди!», которое не только в корне изменило его жизнь, но и саму его природу, подняв его надо всеми остальными людьми и возвысив до уровня самого Творца! 

Поэтому стоит более глубоко вникнуть в смысл этих слов. Приказ покинуть «свою землю», «свою родину» и «дом отца» можно толковать как отказ и даже отречение от всего того, что Авраам приобрел до того момента, как вынужден был покинуть Харан. В этом смысле «своя земля» – это врожденные качества и черты характера, все человеческие склонности, обусловленные его внутренней природой. «Родина» – то, что человек воспринял и приобрел, вступая в контакт с обществом, та культура и образ жизни, среди которых он родился и вырос. А «дом отца» – это воспитание, которое человек получил с детства. 

Но почему Аврааму следовало от всего этого отказаться? Конечно, языческое окружение и дом его отца Тераха – царского сановника и языческого жреца – вряд ли могли научить Авраама чему-либо истинному и стоящему. Но ведь сам Авраам был мудрым и нравственным человеком (можно сказать, «интеллигентом»), он сам, своим умом пришел к идее единобожия, и у него хватило мужества ради нее пойти на мучительную смерть. Почему ему следовало отказаться от собственных идей и побуждений?

 

ПЕРВЫЙ ЕВРЕЙ

Именно в ответе на этот вопрос во многом и заключается понимание сущности и природы еврейского народа. Не случайно именно Авраам получил прозвище Иври, т. е. «еврей». До 75 лет Авраам отличался от окружающих лишь своими личностными качествами, собственными нравственными принципами. Но все это было «человеческим», а вовсе не «божественным» результатом его собственных размышлений, продуктом человеческого разума. Точно так же и его желания и попытки служить Творцу были его собственными усилиями, не «санкционированными» свыше и не имеющими ничего общего с волей Творца. 

Самый первый приказ – «Лех-леха» возвысил Авраама надо всеми людьми. С этого момента появилось понятие «еврей» – человек, который следует воле Творца, а не своим собственным, пусть весьма правильным и высокоморальным принципам. Именно вера в единого Творца и готовность служить Ему, а не внешние черты, язык или национальность («по отцу» Авраам был «по национальности» халдеем) и даже не личные качества и достоинства сделали Авраама евреем! 

В этом смысл последних слов Б-жественного повеления: «Иди <…> в землю, которую Я тебе укажу». Ты должен отказаться от своих желаний (даже если в них нет ничего запретного и предосудительного) и будешь отныне следовать Моей воле, в чем бы она ни заключалась. Никакие собственные усилия не могут возвысить человека над земным и материальным, над человеческим и суетным и приблизить к Творцу. Ибо, только следуя воле самого Творца, можно стать равным Ему. И первым этот шаг, в прямом и переносном смысле, сделал Авраам, подчинившись приказу Творца: «Иди!» 

Один из принципов гласит: «В самом начале замысла Творца уже заключена конечная цель». Самое первое повеление: «Иди в ту землю, которую Я тебе укажу» заключает в себе и конечную цель: Грядущий мир, который наступит с приходом Машиаха. И тогда путь Авраама, путь служения единому Творцу, который был начат более 4 тыс. лет назад, будет наконец завершен.

 

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 360)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Лех‑лехо: иудаизм начинается с чудес

Еврейский народ находится вне рамок природы. В этом его важная особенность. Она проявилась уже в том, что рождение его должно было произойти чудесным образом. И связь еврея с Б‑гом находится вне рамок разума. Поэтому родоначальник еврейского народа должен был пройти обряд заключения союза с Б‑гом еще до того, как мог что‑либо понимать и анализировать.

Уроки Торы I. Лех-Леха

На первый взгляд кажется, что существует противоречие между названием недельной главы и ее содержанием. Ибо название главы, «Лех‑леха», означает, как разъясняется ниже, «иди к себе» и подразумевает продвижение Авраама к выполнению своей цели в жизни. Глава же повествует о целом ряде событий, произошедших с Авраамом, которые, казалось бы, отвлекали его от этой важной миссии. Беседа разрешает это противоречие путем глубокого анализа понятия «самореализация», или «подъем», применительно к еврею.