Выставки в Москве, Цюрихе и Зальцбурге

Алексей Мокроусов 1 июля 2016
Поделиться

От Елизаветы до Виктории

Москва, Государственная Третьяковская галерея,

до 27.7

В Лаврушинском переулке показывают уникальную выставку — английский портрет из собрания Национальной портретной галереи в Лондоне. Именно ее опыт повлиял в свое время на решение Павла Третьякова заказывать русским художникам портреты современников.

49 картин: все английские классики, от Рейнольдса и Хогарта до Сарджента и Бичи, вся английская история, от Шекспира, Ньютона и Кромвеля до Вальтера Скотта, Чарльза Дарвина и молодого Чемберлена. Последний изображен в паре со своим заклятым политическим другом Артуром Бальфуром — тем самым, что в 1917 году подпишет знаменитое «письмо Бальфура», гарантировавшее сионистам поддержку Великобританией будущего еврейского государства в Палестине.

Есть здесь и портрет Джерома К. Джерома в момент работы над романом «Трое в лодке, не считая собаки», созданный Соломоном Джозефом Соломоном (1860–1927). Один из немногих евреев, ставший действительным членом Королевской академии художеств, в 1919 году Соломон возглавил Королевское общество британских художников. К этому времени он уже успел отслужить в действующей армии — сперва рядовым, затем подполковником, а потом техническим советником. Соломон занимался камуфляжем, что нашло отклик у командования, но вот идея маскировочных сетей понимания уже не встретила. После войны Соломон посвятил этой проблеме книгу «Стратегический камуфляж»; говорят, английские рецензенты ее высмеяли, а немецкие сочли интересной.

Дада и Африка

Цюрих, музей Ритберг,

до 17.7

Столетие дадаизма отмечают многие музеи, но самый интересный проект открыт в Цюрихе. Он посвящен связям африканского искусства и европейского авангарда. Представлено и творчество израильского и румынского литератора и художника Марселя Янко (1895–1984). В родном Бухаресте он изучал музыку и рисование, потом отправился на архитектурный факультет в Политех Цюриха, а в итоге организовывал первые акции в кабаре «Вольтер». После войны Янко пытался распространять идеи дадаизма в Париже, но встретил неожиданный отпор — дескать, «все это каббала», еврейская мистика. К этому времени относятся устрашающая маска из картона и картина Янко «Джаз 333», хранящиеся ныне в Центре Помпиду, они стали хитами нынешней цюрихской выставки.

В 1938‑м художник в первый раз приехал Палестину, но переселился туда лишь после румынских погромов 1941 года. В Израиле Янко стал наставником многих молодых художников, по его инициативе появилась знаменитая деревня художников Эйн‑Ход, где сейчас открыт музей «Янко — Дада».

Афишемания

Зальцбург, Музей модерна,

до 10.7

Парижские афиши стали «высоким искусством» уже во времена Тулуз‑Лотрека. Кроме французских плакатистов, в Зальцбурге показывают произведения немецких и австрийских авторов. Среди полутора сотен экспонатов — обложки к журналу «Симплициссимус», выполненные Томасом Теодором Гейне (1867–1948) (см.: Алексей Мокроусов. Гессе и «Симплициссимус»).

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: гибель заложников, сделка с ХАМАСом, непоколебимость по-британски, Германия, «Лехаим»

Как повлияет убийство заложников на сделку с ХАМАСом? Зачем Израилю контроль над Филадельфийским коридором? И что угрожает евреям Германии? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Спор о Б‑ге

Одни умирали ради жизни других, другие убивали ради бессмертия Темного Лорда. Для одних символ бессмертия — змея, выползающая из черепа, для других — птица Феникс, сгорающая и восстающая из пепла. Зло кажется нам двойником добра, обезьяной добра, тенью добра, как в сказке Андерсена или в пьесе Шварца. И не крикнешь: «Тень, знай свое место!» — потому что тень своего места не знает

Мика

В начале 1970‑х он стал неотъемлемой частью Того‑Чего‑Не‑Может‑Быть — независимого еврейского движения в СССР. Он любил всю жизнь Израиль, но не уезжал, даже не пытался. Будто чувствовал, что тут без него прервется цепь. Он был связующим звеном между тем, подпольным еврейством СССР — и нынешним, структурированным и вполне легальным. Не ворчал, не предавался сладкой ностальгии, а просто жил как всегда — с любопытством