Адам и Хава стали первой супружеской парой. Им было сказано, что, если они будут достойны, каждый из них будет помощником для другого. Помощником в чем? В том, чтобы допустить в свою жизнь Б‑жественное присутствие. По сей день это остается единственным способом, позволяющим впустить Б‑жественное в свой дом.
Обычно мы предпочитаем быть с людьми, с которыми чувствуем себя комфортно. Это заложено в человеческой природе, поскольку именно так мы ощущаем, что нас принимают. Эти люди скорее оценят нашу помощь. Если же в нашей жизни нет никого, с кем рядом приятно находиться, мы переживаем одиночество.
Мы можем чувствовать себя одинокими в интеллектуальном, эмоциональном или практическом плане. Интеллектуальное одиночество связано с ощущением, что нас никто не понимает. Отсутствие взаимопонимания может быть вызвано разницей в возрасте, семейном статусе, жизненном опыте. Также причиной может быть разное этническое происхождение и другие подобные вещи.
Человек, нуждающийся в эмоциональной поддержке, оценит предложенную ему помощь. Однако, если помощь предлагается без эмпатии, она может вызвать ощущение эмоционального одиночества. Поэтому многие отклоняют помощь, чтобы не чувствовать большой эмоциональной бездны, разделяющей людей. Два человека могут находиться в непосредственной близости друг от друга и в то же время ощущать одиночество, если каждый из них не понимает чувств того, кто рядом.
Наконец, одиночество в практическом плане означает невозможность получить помощь, поскольку нет никого, кто оказал бы ее. Это как очутиться в незнакомом городе, где у вас еще нет знакомых и некому порекомендовать вам хорошего доктора, адвоката, мясника, пекаря или даже бебиситтера.
Нехорошо человеку быть одному.
Берешит, 2:18
Б‑г сотворил человека с врожденной потребностью иметь товарищей. Увидев, что Адам одинок, Б‑г дал ему ту, которая смогла стать его собеседником, эмоциональной опорой и помощником во всех практических начинаниях, — Он сотворил Хаву.
Б‑г задумал так, чтобы муж и жена помогали друг другу удовлетворять свои базовые потребности. Если же кто‑то из них не получает необходимого, он чувствует себя пострадавшей стороной. Ощущение, что тебя не понимают или понимают неправильно, связано с интеллектуальной неудовлетворенностью.
Проявленная холодность или безразличие вызывает негативные эмоции. Тот, кто не получает практической помощи, чувствует себя покинутым. Подавляющему числу людей необходимо реализоваться во всех этих сферах, чтобы хорошо себя чувствовать.
Нет в добре более высокого, чем наслаждение, нет во зле более низкого, чем проказа.
Сефер Йецира, 2:4
На иврите рана будет нега. Эти же буквы образуют слово онег — «удовольствие», «наслаждение». Таким образом, Тора учит нас, что мучительное одиночество можно ощущать как лучшее состояние на Земле, нужно лишь понять, что для этого надо сделать. Тора описывает крайние примеры одиночества, причиной которого могло служить как достойное, так и дурное поведение.
Примером достойного одиночества может служить благословение, которого Б‑г удостоил народ Израиля . Благодаря своим природным качествам евреи живут отдельно, не смешиваясь с другими нациями.
Однако, если, как было сказано, одиночество является тем, чего следует избегать, как же такой способ жизни народа может быть благословением? Мы уже говорили, что сами решаем, как реагировать на то, что с нами происходит, в любой ситуации, в которой мы оказываемся. Что бы ни случилось, мы можем ощутить печаль одиночества или благодатную обособленность, которую оно дарует.
Поэтому на уровне нации или индивидуума одиночество может описываться и как мучительное испытание, и как желанное наслаждение. Примером одиночества, вызванного негативным отношением окружающих, является случай прокаженного, изгнанного из общины и вынужденного влачить судьбу изгоя, пока не выздоровеет.
Другой пример мучительного одиночества, на этот раз на национальном уровне, описан в библейской книге Эйха, которую читают Девятого ава, когда мы оплакиваем разрушение Первого и Второго храмов:
Как одиноко сидит столица, некогда многолюдная, стала подобна вдове. Великая среди народов, владычица областей стала данницей!
Эйха, 1:1
Еврейский народ испытывал мучительное одиночество, поскольку ни один из соседних народов не чувствовал их боли, не сопереживал их страданиям и не предложил никакой помощи.
Боль одиночества — явный признак, что мы сделали неправильный выбор. Изучение этого неприятного опыта помогает понять, где была допущена ошибка. Это та самая точка, откуда начались все проблемы и куда нам придется вернуться, чтобы приступить к исцелению.
Одиночество Авраама
Согласно Торе, первым человеком, испытывавшим постоянное одиночество всю жизнь, был праотец Авраам, который уже в возрасте трех лет обрел веру в Творца . С этого момента и до конца своих дней он всегда был одинок, поскольку отличался от окружающих уровнем интеллекта, эмоций и поведения. Поэтому его стали называть а‑иври — «с другого берега», то есть чужак.
В те времена все жители земного шара поклонялись идолам и принадлежали к языческим общинам. Однако Авраам узрел истину. Он понял, что Б‑г — единственный Творец вселенной и нет другого источника силы в ней. Это заставило его жить иначе, чем все окружающие. Таким образом, Авраам может служить для всех евреев примером того, как одиночество может быть преобразовано в высшее наслаждение.
На протяжении всей своей жизни Авраам сталкивался с непрерывными испытаниями, однако сумел жить обособленно, и такой образ существования был связан с непоколебимой верой в Б‑га как Единую и Единственную реальную силу. Обособленность вознесла Авраама на высший уровень святости. Будучи один, он выстоял против всех, кто ему противодействовал, не исключая даже тех, кто пытался его убить. Подобное священное одиночество, которому никто не мог помешать, означало, что Авраам целиком и полностью зависел от Б‑га во всем, что касалось безопасности, душевного равновесия или материальных нужд.
Этот вид обособленности позволяет человеку пребывать в абсолютной безмятежности, поскольку он полностью осознает, что его связь с Б‑гом является единственной подлинной реальностью. Поэтому отношения с другими людьми или внешние обстоятельства влияют на него одним‑единственным образом — способствуя его духовному росту. Тот, кто пребывает в трансцендентной реальности, способен заботиться о благополучии других людей, но никто из них не способен ему навредить или обидеть. Такая вера приносит высшее наслаждение, преобразующее ужас одиночества в бесконечное удовольствие. Именно это произошло с Авраамом.