Маттиас Уль: «Этот исторический документ стоит того, чтобы его издать»
Служебные дневники рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, обнаруженные в Центральном архиве Минобороны России в Подольске, будут опубликованы в Германии в 2018 году. Об этой находке заявили в Германском историческом институте. Сотрудник института, профессор Маттиас Уль, рассказал «Лехаиму» о работе над этим документом.
ЛИЗА НОВИКОВА → Вам удалось объединить разные части дневника?
МАТТИАС УЛЬ ← Нам уже было известно о существовании дневников Гиммлера 1941–1942 годов: они находились в Москве, в Российском государственном военном архиве. Когда Германский исторический институт в Москве начинал свою работу, мы получили фотокопии более поздних записей Гиммлера. Но не знали, откуда эти документы. И вот теперь, когда начался совместный проект с Министерством обороны, мы случайно нашли сами эти дневники. И решили, что этот исторический документ стоит того, чтобы его издать. К сожалению, мы не знаем, почему разные части хранятся в разных архивах: одна часть — в структурах бывшего КГБ, а другую часть военные оставили себе.
ЛН → Когда ожидается научное издание дневников?
МУ ← В начале 2018 года.
ЛН → Какое значение публикация этих дневников может иметь для исследователей Холокоста?
МУ ← Главное свидетельство: Гиммлер приехал в Варшаву, в еврейское гетто, осмотрел все и потом дал приказ об уничтожении. Другое — когда он приехал в Собибор, чтобы лично посмотреть на истребление евреев с помощью газа. Эта тема часто бывает отражена в его выступлениях. Например, перед высшими полицейскими руководителями в Познани, в октябре 1943 года: в таких речах он называет истребление евреев самым главным заданием во время войны.
ЛН → Его можно назвать одним из главных идеологов Холокоста?
МУ ← Безусловно. Свидетельства тому находим и в дневниках, и во многих письмах. Есть свидетельства о докладах, которые он получал от своих подчиненных. Например, я только что читал доклад о так называемой операции «Рейнхардт», это истребление евреев в Польше. И офицер эсэсовский, который руководил этой операцией, докладывал Гиммлеру в 1943 году, сколько денег они забрали у евреев, сколько золотых часов, сколько золота, сколько одежды. То есть, сколько украли у евреев. В сумме больше 100 миллионов рейхсмарок.
ЛН → Такие документы, конечно, не могут не оказывать определенное эмоциональное воздействие. Ведь известны еще и письма дочери Гиммлера… Как сочетаются все эти свидетельства?
МУ ← Да, там мы можем проследить, как часто он был с семьей, как часто он звонил своей дочке. С помощью дневника еще раз подтверждается, что он был типичный немецкий педант. Мог, сидя за столом, отдавать приказы об уничтожении миллиона человек. Или тысячи. Для него не было никакой разницы, он просто подпишет бумагу — и все. И одновременно с этим он может позвонить дочке и пообещать ей, что принесет шоколад. Или цветы. И говорит ей, что очень скучает.
ЛН → Почему все же важны такие публикации, несмотря на срок давности, несмотря на то, что уже и так существует огромное количество книг о Второй мировой?
МУ ← Они, во‑первых, очень важны как источник. Во время Второй мировой Гиммлер играл очень важную роль, и эта роль за время войны еще выросла. Уже в этом смысле он — одна из ключевых фигур Третьего рейха. Поэтому уже стоит издавать этот дневник. А во‑вторых, дневник показывает, как функционировала националистическая диктатура — в этом плане это важный документ, о котором историки должны знать.
ЛН → Какие последние книги на тему Холокоста вы хотели бы отметить?
МУ ← У нас сейчас Институт современной истории издает ряд книг. Есть проект «Преследование и уничтожение европейских евреев в нацистской Германии». Там собраны источники по истреблению евреев во всех европейских странах: от Франции, через всю Польшу, Чехословакию. И конечно, речь идет о всей оккупированной территории Советского Союза.