Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Мы продолжаем читать газеты 1917‑го. В «Утре России» редактор «Истории еврейского народа» ругает погромы, сравнивая их со средневековой инквизицией: в обоих случаях уничтожалось еврейство, сиречь интеллектуальный потенциал страны. «Еврейская неделя» призывает забыть про милую сердцу большевиков классовую борьбу и бросить все силы на защиту родины и свободы, полученной благодаря революции, оплакивает издателя энцикопедий И. Эфрона, доносит новости из жизни многочисленных сообществ, общин и партий, проходящей в разнообразных заседаниях и съездах, сокрушается о тяжелом положении евреев, живущих в Палестине, которые буквально умирают с голоду, и осуждает черносотенных дам, плюющих в лицо еврейским докторшам.
КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
«Равноправные русские граждане шлют великому русскому народу чувства любви»: еврейская Москва весной 1917-го
Московский еженедельник «Еврейская неделя» в апреле 1917 года ликует по поводу свершившейся революции, приравнивая ее и к празднику «избавления от Амана», и к празднику «исхода из плена египетского». Публикуется мартовское постановление Временного правительства об отмене вероисповедных и национальных ограничений, которое именуется «великим рубежом, бесповоротно отделяющим былое от грядущего». Прогрессивное еврейство собирается жить активной политической жизнью, проходят съезды еврейских партий и общин, готовится созыв всероссийского еврейского съезда.
Русская свобода и еврейская эмансипация
Еврейская эмансипация в странах Западной Европы создала еврейского гражданина. Но в то же время она уничтожила еврея как такового. Признав в еврее полноправного гражданина, государственный закон при этом не признавал в еврействе, частью которого был этот еврейский гражданин, национальную группу, равную другим национальным группам. Еврей как отдельный гражданин эмансипировался, а еврей как член национальной группы — нет.
«Под красным бантиком таится злое намерение»: ликование и страхи в апреле 1917-го
«Еврейская жизнь» накануне праздника Песах радуется «освободительным революциям» и падению «последнего оплота темных сил», то есть царизма, призывает поддерживать Совет рабочих депутатов и стремиться к «организованному народовластию» и перепечатывает Гельсингфорсскую программу российских сионистов.