Эми Уайнхаус. Семейный портрет
Лондон, Еврейский музей, до 24.9
Впервые выставку об Эми Уайнхаус (1983–2011), одной из лучших английских певиц XXI века, показали в Лондоне четыре года назад. После мирового турне (о венском этапе см.: Еще посмотрим // Лехаим. 2014. № 8) экспозиция, подготовленная братом певицы Алексом и ее кузиной Ривой, вернулась на берега Темзы. По‑прежнему много личных вещей Эми, от одежды и обуви до семейных фотографий, от коллекции пластинок и концертных бейджей до любимой гитары. Фотографии напоминают о лондонских адресах певицы, рассказывается и об ее отношении к еврейским праздникам, показаны книги из личной библиотеки, в том числе о еврейской культуре и кухне.
Людвиг Ротенберг
Франкфурт, Кабинет Хиндемита, до 21 мая
Небольшой музей композитора Пауля Хиндемита во Франкфурте расположен в так называемой Башне пастуха коров, старинном здании на Große Rittergasse, 118, где композитор жил в 1920‑х годах, после того как получил сумасшедший гонорар за концерт для фортепиано от пианиста Пауля Витгенштейна (брат философа Людвига Витгенштейна, потеряв на войне правую руку, заказывал концерты для левой руки; для него же написал свой знаменитый концерт Морис Равель). Здесь показывают личные вещи и партитуры Хиндемита, включая виолу д’амур, а сейчас проходит выставка, посвященная его тестю, дирижеру Людвигу Ротенбергу (1864–1932).
Ротенберг учился музыке сначала в родных Черновцах, после в Вене, а в 1892‑м по рекомендации Брамса получил должность первого капельмейстера (дирижера, говоря нынешним языком) во Франкфуртской опере, причем в соперничестве с самим Рихардом Штраусом. За 34 года работы при шести интендантах Ротенберг превратил Франкфурт в один из музыкальных центров Германии, он дирижировал многими мировыми премьерами, включая три оперы Франца Шрекера. В 1915‑м прошла премьера и собственного сочинения Ротенберга, одноактовки по пьесе Гёте «Брат и сестра» (в основном Ротенберг сочинял песни и музыку для фортепиано); Хиндемит тоже был капельмейстером Франкфуртской оперы, где прослужил восемь лет, пока не уехал в Берлин, а затем в Швейцарию и США.
Имя Ротенберга выпало из общественного сознания после прихода к власти нацистов и последовавшей антиеврейской истерии. Нынешняя выставка, собравшая в основном фотографии и письма, невелика размерами, но важна для истории — это практически первое после смерти выдающегося музыканта воздание должного его памяти. Литературное наследие Ротенберга хранится в университете Франкфурта.
У озера
Новосибирск, Художественный музей, до 21.5
145‑летие со дня рождения Витольда Бялыницкого‑Бирули (1872–1957) музей Новосибирска отмечает кабинетной выставкой, объединившей все пять хранящихся здесь картин русско‑белорусского мастера, а также работы художников круга «озерной школы». Она сформировалась вокруг усадьбы Бялыницкого‑Бирули «Чайка» в деревне Удомля Тверской губернии, где художник поселился вскоре после смерти Исаака Левитана, проводившего в этих краях много времени. После Киевской рисовальной школы Бялыницкий‑Бируля поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где пользовался советами Левитана, некоторые из них зафиксированы в воспоминаниях современников. В Новосибирске показывают и полотно самого Левитана «Пасмурный день. Болотце» (сер. 1890‑х; дар А. Б. Пасмана), обычно представленное в постоянной экспозиции музея. На время выставки его место в залах заняла еще одна работа Левитана, обычно хранящаяся в запасниках, — «Утро на реке», это эскиз к картине «Свежий ветер. Волга» (1895) из собрания Третьяковской галереи. В конце мая «Пасмурный день» вернется на свое постоянное место, а «Утро на реке» отправят на реставрацию, которая продлится год‑полтора, так что сейчас — редкая возможность увидеть «Утро…» перед продолжительной паузой.