Письма о семейной жизни
Вам следует продолжить подготовку к свадьбе, которая назначена на ближайший месяц кислев. Да будет воля Всевышнего, чтобы свадьба состоялась в назначенный день и было воздвигнуто еще одно вечное здание еврейской семьи.
Как Вы понимаете, подготовка к свадьбе подразумевает, прежде всего, духовные приготовления — Вам следует больше, старательнее и прилежнее изучать нашу святую Тору, называемую Торой жизни, а также скрупулезнее соблюдать заповеди.
Вам также следует совершенно выбросить из головы любые мысли о дошедших до Вас слухах. Тот, Кто творит мир и управляет им, безусловно, укажет Вам путь, наиболее подходящий Вам физически и духовно, поскольку Вы стремитесь «прилепиться» к Нему (изучая Тору и соблюдая заповеди). Ибо в святом «Зоаре» (III, 73а) сказано: «Три вещи связаны друг с другом: Израиль с Торой, а Тора с Пресвятым, благословен Он».
(Игрот кодеш. Т. XII. С. 80)
Также сообщите мне, соблюдаете ли вы оба законы семейной чистоты, в соответствии с предписаниями нашей святой Торы.
Если Вы действительно затронули честь какого‑либо еврея или еврейки, Вам следует попросить у них прощения. Если невозможно сделать это лично, нужно попросить прощения в присутствии десяти евреев.
(Игрот кодеш. Т. XII. С. 340)
Вам также следует незамедлительно проверить свои тфилин, талит, талит катан и мезузы в своем доме. Также распорядитесь о проверке мезуз в помещениях Вашего офиса и фабрики, если в этих помещениях иногда едят.
Вам также следует спать в талит катане и ежедневно перед утренней и дневной молитвами опускать несколько мелких монет в кружку для пожертвований. Поступайте так до Рош а‑Шана, а также читайте после утренней молитвы псалмы, соответствующие текущему дню. Разумеется, помимо этого, Вам необходимо уделить время регулярному изучению Торы и хасидизма.
После этого Вы сможете успокоиться и твердо верить, что Создатель и Владыка мира не оставит Вас Своим Провидением и защитит в любых обстоятельствах, так что Вам совершенно не о чем волноваться.
(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 8)
Подготовка к свадьбе
Свадьба должна быть веселой и радостной, ибо радость преодолевает любые преграды и ограничения, достигая высших степеней удовольствия. Это совершенно несовместимо со [footnote text=’Чтобы эти слова не были поняты превратно, Ребе в другом месте разъяснял: «Свадебные расходы не имеют ничего общего с расточительностью. Дай Б‑г, чтобы Вы удостоились наглядно продемонстрировать молодым хабадникам, что хасидская свадьба — это, прежде всего, подлинная “расточительность” во всем, что касается духовного. Еврейские деньги следует тратить не для того, чтобы цветы на вашей свадьбе были красивее, чем у других, но для того, чтобы накануне свадьбы жених и невеста смогли сделать более щедрое пожертвование» (Шаарей алаха у‑минаг, т. IV, с. 108).’]скаредностью[/footnote].
(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 306)
Далее, все должно быть организовано таким образом, чтобы обе стороны приняли участие в расходах, согласно достигнутой между ними договоренности и в соответствии со словами Ребе Цемаха Цедека: «Как было обговорено и [footnote text=’Текст тноим Ребе Шолома‑Дов‑Бера, подписанный Ребе Цемахом Цедеком.’]согласовано[/footnote]».
Вместе с тем следует поступать в соответствии с комментарием Раши на трактат «Сукка»: праздновать и веселиться, не нарушая правил приличия и не допуская фривольности и легкомыслия.
Излишняя шумиха, суматоха из‑за пустяковых и маловажных вещей лишают человека душевного и телесного спокойствия, особенно если он хочет отличиться по максимуму в материальной [footnote text=’Например, снять самый дорогой зал, пригласить самых известных музыкантов и т. д. ‘]сфере[/footnote]. Возможно, именно по этой причине раввины в разные времена издавали многочисленные постановления, ограничивающие свадебные [footnote text=’Так, в Минске в конце XVIII века было принято следующее постановление: «На свадебный пир можно приглашать только родственников до третьего колена включительно, также сватов, хотя свадьба еще не состоялась, одного предводителя города для произнесения благословения, по два соседа с обеих сторон, живущих с давателем пира рядом в одной линии домов, и трех соседей, живущих напротив, таких же соседей по лавке, товарища по торговле, продолжающейся не менее года, и учителя детей. Кроме того, могут быть приглашены шаферы и дружки». ‘]расходы[/footnote]. Кроме того, здесь действовали еще два основополагающих принципа: «Тора бережет еврейское [footnote text=’Рош а‑Шана, 27а.’]имущество[/footnote]» и «дабы не позорить [footnote text=’Таанит, 26б.’]неимущего[/footnote]».
В Хабаде никогда не было подобных постановлений. Однако ради блага жениха и невесты было бы правильно уменьшить свадебные расходы, прежде всего на всевозможные излишества.
Предписание «быть [footnote text=’Миха, 6:8.’]скромным[/footnote]» следует исполнять в соответствии с местными обстоятельствами: то, что кажется скромным в одном месте, будет непростительным расточительством в другом. Тем не менее можно с уверенностью сказать, что безумное расточительство, присущее современным американским свадьбам, — расточительство, которое начинается уже накануне свадьбы и продолжается во время и после свадьбы, — во многих случаях противоречит не только требованию «быть скромным», но и другому правилу: «Нет ничего лучше скромности».
Как я уже сказал, я вовсе не собираюсь лишить евреев радости. Я также не собираюсь регламентировать количество приглашенных на свадьбу и прочие подобные вещи. (Не следует забывать, что, говоря о свадьбе праотца Яакова, Тора прямо указывает: «Лаван созвал всех людей того места и [footnote text=’Берешит, 29:22.’]сделал пир[/footnote]» — очевидно, что так же следует поступать, когда дело касается празднования еврейской свадьбы.) В данном вопросе лучше всего следовать «средним путем», не отклоняясь ни вправо, ни влево, т. е. поступать так, как, согласно Рамбаму, следует поступать во всех [footnote text=’См.: Мишне Тора, Законы о качествах, 1:4: «Прямой путь — средняя степень в любом из качеств человека, которая одинаково удалена от обеих крайностей и не приближается к одной из них более, чем к другой. Поэтому постановили мудрецы древности, чтобы человек постоянно взвешивал свои качества и измерял их и направлял их по среднему пути, чтобы тело его было целым. Каким образом? Не быть горячным и не впадать в гнев легко, но и не быть как мертвец, который не чувствует. А быть средним: гневаться только по важным вопросам, достойным этого, чтобы избежать повторения подобной ситуации. А также возжелать только вещи, необходимые для тела, без которых невозможно жить, как сказано на эту тему: “Праведный ест досыта [чтобы насытиться], а чрево нечестивых уменьшится” (Мишлей, 13‑25). А также работать столько, чтобы зарабатывать только на текущие расходы, как сказано на эту тему: “Лучше немногое для праведника, [чем изобилие для множества нечестивых]” (Теилим, 37‑16). Не слишком жалеть денег для помощи другим людям, но и не транжирить свое состояние, а давать цдаку, в соответствии с возможностями, и давать деньги в заем тому, кто в этом нуждается. Не быть гулякой и большим любителем развлечений, но и не быть грустным и скорбным, а быть всегда веселым в меру и приветливым. Подобно этому, и все другие качества. И путь этот — путь мудрых».’]случаях[/footnote].
Говоря практически: я глубоко убежден, что еврейская, хасидская свадьба должна быть как можно более расточительной во всем, что касается духовной стороны, что само по себе предполагает уменьшение расходов на материальную сторону.
И еще одна важная вещь: очевидно, что все, перечисленное выше, следует претворять в жизнь, только если об этом можно будет договориться мирно и без скандалов и ссор.
(Симхат Олам. С. 110–113)
(В ответ на запрос еврейской организации, вознамерившейся издать «постановления, касающиеся празднеств» — т. е. количества приглашенных, разрешенных расходов и т. д.)
Еврейским организациям не следует издавать запретов, особенно ограничивающих
(Симхат Олам. С. 114)
(Игрот кодеш. Т. X. С. 131)
Разумеется, если Вы хотите скромную свадьбу, то это можно устроить только с обоюдного согласия обеих сторон, причем согласие должно быть получено и от женщин. Ведь не случайно в Талмуде сказано: «Как танцуют перед [footnote text=’Ктубот, 16б. См.: Сефер а‑маамарим 5652. С. 288.’]невестой[/footnote]».
(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 394)
Самое главное, чтобы это было заметно во всем, что касается жениха и невесты, причем не только во время свадьбы, но и в приготовлении к свадьбе, а также в их решениях касательно будущей совместной жизни. Необходимо, чтобы молодые были достойны того, чтобы между ними пребывала Шхина, в соответствии с известным высказыванием: «Когда мужчина и женщина достойны — Шхина пребывает [footnote text=’Сота, 17а.’]между ними[/footnote]».
Как Вы понимаете, все это не имеет никакого отношения к денежным тратам, за исключением пожертвований на благотворительность. Более того, пожертвования на благотворительность не считаются расходами, поскольку Всевышний обещал нам: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Г‑сподь Воинств: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до [footnote text=’Малахи, 3:9.’]избытка[/footnote]?»
Таким образом, все, что мир считает «большим» и «великим» (в хасидизме это называется велтише анохойс — мирской подход), — весь этот шум и тарарам — ничего не стоит с любой точки зрения. Я надеюсь, что Вы уделите достаточно внимания не только материальной, но и духовной подготовке к предстоящей свадьбе.
(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 40)
Если в духовном плане все будет сделано безупречно, если Вы твердо решите посвятить свою жизнь Торе и заповедям, а главное — создать настоящий хасидский дом, то тогда, вне всяких сомнений, Величайший в этом мире почтит вас Своим присутствием и благословит Ваш дом всеми благословениями.
(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 207)
Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]