Еще посмотрим

В фокусе — Арнольд Шенберг

Алексей Мокроусов 17 марта 2017
Поделиться

В фокусе — Арнольд Шенберг

Вена, Центр Шенберга, до 19.3

В первой половине прошлого века к фотографии относились не просто как к моде, обмен снимками являлся частью культуры. В письмах друзей Шенберга, того же Альбана Берга или художника Оскара Кокошки, немало просьб выслать новый портрет, его собственный или сына. Групповые семейные снимки были чем‑то очень важным.

200 отобранных для этой выставки фотографий — лишь малая часть хранящегося в Вене фотоархива композитора. Всего в центре его имени находится около 3500 снимков и более тысячи негативов, сделанных в 12 странах на двух континентах, где побывал Шенберг, они охватывают всю жизнь создателя атональной музыки и датированы 1880–1950 годами. Здесь снимки разного происхождения, от фотоавтоматов до сделанных в ателье, среди авторов не только звезды фотографии Ман Рэй и Эдвард Вестон, но и ученик Шенберга, великий Альбан Берг.

Показывают и три камеры — аналоги тех «кодаков», на которые снимали Берг и немало путешествовавший Шенберг; география раскинулась от Лос‑Анджелеса до Петербурга, от Венеции до Нью‑Йорка. Он трепетно относился к своему фотообразу и любил соседство великих. Среди запечатленных рядом с Шенбергом — Чарли Чаплин и Альберт Эйнштейн, Адольф Лоос и Фриц Крейслер.

Матильда и Арнольд Шенберг. Фото Генриха Шенберга. 1901.

Массовые расстрелы

Берлин, Центр «Топография террора», до 19.3

«Холокост между Балтийским и Черным морем. 1941–1944» — подзаголовок экспозиции, рассказывающей о преступлениях СС, вермахта, полицейских из числа немцев и местного населения. За три с половиной года в Восточной Европе были расстреляны или умерщвлены в так называемых машинах‑душегубках 2 млн евреев, 30 тыс. цыган и 17 тыс. пациентов психиатрических клиник.

Совместный проект фондов «Топография террора» и «Памятник убитым евреям Европы».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Взгляд композитора Шенберга

Шенберг, учившийся живописи у экспрессиониста Рихарда Герстля, предпочитал портреты, пейзажи и «Видения» — лица с крупными глазами; интересны и его автопортреты, схематичные и статичные, но заметные в венском искусстве начала века. Кандинский считал его работы интересными с точки зрения художественного минимализма и даже написал о них в юбилейном сборнике Шенберга. Так профессионал находит любопытное и даже близкое себе в творчестве примитивных художников либо первобытных культур.

Свобода искусству звука!

На выставке, занявшей большой зал, показывают не только рояль и личные вещи Бузони, но и некоторые из более чем 9 тыс. его писем, в том числе переписку с Арнольдом Шенбергом, Максом Либерманом, Гуго фон Гофмансталем, сестрой Густава Малера Эммой Розе‑Малер и его женой Альмой Малер‑Верфель.

Между традицией и обновлением

Большая выставка «Анти:модерн. Зальцбург посреди Европы между традицией и обновлением» подробно рассказывает об особых отношениях города в ХХ веке с литературой и танцем, театром и музыкой, даже наукой, редко когда попадающей в подобный контекст.